Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1941

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

127
3) «Не знающий геометрии да не войдет сюда».
4) Все студенты философского факультета изучают логику.
5) Некоторые студенты университета – спортсмены.
6) Некоторые студенты не изучают логику.
7) Не все, что он сказал, истинно.
8) Люди часто говорят и о несерьезном.
9) Ни один студент не является профессором.
10) Никто не обнимет необъятное.
Упражнение 2. Обратить и превратить следующие суждения:
1) Все сокровища Эрмитажа являются государственным достоя- нием.
2) Русский музей расположен в Михайловском дворце.
3) Эрмитаж не является частным собранием картин.
4) Некоторые музеи – художественные.
5) Некоторые музеи – архитектурные памятники.
6) Многие известные картины не выставлены в Эрмитаже.
7) На все спектакли Мариинского театра билеты раскуплены.
8) Многие петербургские спектакли пользуются успехом у зри- телей.
9) Все костелы – культовые сооружения.
10) Некоторые культовые сооружения – не православные.
11) Все жители блокадного Ленинграда – участники Великой Оте- чественной войны.
12) Некоторые гранитные монолиты – триумфальные памятники.
13) Все художественные ценности подвержены разрушению.
14) Все станции Петербургского метро построены на обществен- ные средства.
Упражнение 3. Сделайте, если это возможно, вывод путем об- ращения. Запишите схемы исходного и преобразованного сужде- ний. Проверьте правильность обращения при помощи круговых диаграмм Эйлера:
Пример: Все слушатели нашей группы являются успевающими.
Некоторые успевающие являются слушателями нашей группы.
(А) Все S есть Р VS – P S
(J) Некоторые Р есть S ЗР – S
A
B

128
1) Граждане России имеют право на оказание бесплатной меди- цинской помощи.
2) Некоторые слушатели нашей группы работали в противоэпи- демиологических службах.
3) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
4) Некоторые ученые являются академиками.
5) Все морские заповедники находятся под охраной государства.
6) Некоторые слушатели первого курса не сдали зачет по ино- странному языку.
7) Многие страны Азии получили политическую независимость.
8) Ни одна захватническая война не является справедливой.
9) Спортсмены, успешно выступившие на олимпиаде, награжде- ны медалями.
10) Некоторые европейские государства – федерации.
11) Краткость – сестра таланта.
12) Все маленькие дети верят в существование деда Мороза.
13) Лица, виновные в вымогательстве, привлекаются к уголовной ответственности.
14) Все экономические законы объективны.
15) Подводный мир полон тайн.
16) Некоторые государства – федерации.
17) Всякое нарушение является противоправным деянием.
18) Некоторые слушатели первого курса получают оценку на эк- замене по логике автоматически.
19) Ни один врач не застрахован от медицинской ошибки.
20) Экологическое образование необходимо каждому.
21) Некоторые атрибутные суждения являются общеутвердитель- ными.
22) Длительные прогулки полезны для здоровья.
23) Большинство слушателей первого курса проживают в обще- житии.
24) Компьютерная зависимость не поддается лечению.
25) Некоторые врачи – стоматологи.
26) Все птицы имеют крылья.
27) Сравнение – не доказательство.
28) Часть комнатных растений вызывает аллергию.


129
29) Древние греки внесли большой вклад в развитие философии.
30) Некоторые преступления не являются особо тяжкими.
31) В здоровом теле – здоровый дух.
32) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
33) Некоторые налоги и сборы являются федеральными.
34) Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отноше- ния с работодателем.
35) Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок.
36) Ни один человек себе не враг.
37) «Государство не есть беспорядочная организация людей»
(В.П. Вышеславцев).
38) Наука на веру ничего не принимает.
39) Полный брак по вине работника не подлежит оплате.
40) Ничтоне вечно под луной.
41) Никто из людей не был на Марсе.
42) Все счастливые люди добрые.
43) «Воспитание есть усвоение хороших привычек» (Платон).
44) Большинство глупых людей считают себя умными.
45) Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке.
Упражнение 4. Найдите составные части суждений, сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исходного и преоб- разованного суждений:
E S I P
Пример:Некоторые преступления не являются умышленными.
Некоторые преступления являются неумышленными.
S – P
ЗSI P(O) – частноутвердительное превращается ЗS(IP)(J) – частноотрицательное
1) Все слушатели нашей группы являются успевающими.
2) Некоторые азиатские страны являются демократическими.
3) Ни одна захватническая война не является справедливой.
4) Некоторые войны не являются справедливыми.
5) Некоторые способы лечения не являются научными.
6) Выговор медсестре Ивановой был вынесен справедливо.
7) Некоторые профилактические мероприятия не являются необ- ходимыми.

130
8) Все дороги ведут в Рим.
9) Некоторые родители пренебрегают советами педиатров.
10) Ни одно медицинское заключение не должно быть необосно- ванным.
11) Все слушатели – отличники.
12) Некоторые врачи не работают по своей специальности.
13) Любое решение администрации должно быть мотивированным.
14) Некоторые приговоры суда не являются справедливыми.
15) Конференции не носят постоянного характера.
16) Мораль не является обязательной к исполнению.
17) Счастливые часов не наблюдают.
18) Каждый солдат в своем ранце носит маршальский жезл.
19) Не все утверждения экспертов были утвердительными.
20) Некоторые страны имеют ядерное оружие.
21) Ни один из врачей не виноват в смерти пациента.
22) Все бабочки крылаты.
23) Змеи – пресмыкающиеся.
24) Всякая истина конкретна.
25) Все металлы проводят электричество.
26) Некоторые моряки не умеют плавать.
27) Многие грибы съедобны.
28) Федеральные законы не могут противоречить Федеральным
Конституционным законам.
29) Президент РФ является главой государства.
30) Федеральное собрание является постоянно действующим ор- ганом.
31) Иные ректоры вузов назначаются президентом РФ.
Упражнение 5. Сделайте вывод путем превращения.
Пример: (А) Все бабочки имеют крылья (Р).
(Е) Ни одна бабочка не является бескрылой (не-Р).
1) Ни один рассказ этого автора не является реалистическим.
2) Не все преступления являются умышленными.
3) Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
4) Многие художественные кинофильмы 50-х годов являются классикой кинематографа.
5) Некоторые деревья не растут в северных широтах.
6) Ни одна захватническая война не является справедливой.


131
7) Все студенты нашей группы приняли участие в научной кон- ференции.
8) Некоторые граждане России являются верующими людьми.
9) Некоторые сделки не являются односторонними.
10) Все преподаватели имеют высшее образование.
11) Ни один представитель парламентского меньшинства не при- сутствовал в зале заседаний.
12) Все люди грешны.
13) «Часто молчание есть лучший из ответов» (Л.Н. Толстой).
14) «Все мы – герои своих романов» (М. Маккарти).
15) «Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности»
(К. Хыла).
Упражнение 6. Сделать непосредственные умозаключения (пре- вращение, обращение и противопоставление предикату) из суж- дений:
1) Ни одно простое нераспространенное предложение не имеет второстепенные члены.
2) Некоторые подлежащие выражаются именами существитель- ными.
3) Ни один ученик нашего класса не является шахматистом.
4) Некоторые спортсмены – юниоры.
5) Некоторые суждения не обращаются.
6) Некоторые студенты нашего вуза обучаются дистанционно.
7) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
8) Большинство европейских стран – члены НАТО.
9) Все преступления – общественно опасные деяния.
10) Частноотрицательные суждения не обращаются.
11) Киты – не рыбы.
12) Ни один студент медицинского вуза не изучает теоретиче- скую механику.
13) Многие страны Африки завоевали политическую независи- мость.
14) Все металлы электропроводны.
15) Ни один красный мухомор не является съедобным.
16) Некоторые преступления не являются умышленными.
17) Оптимист не боится трудностей.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   35

132
18) Ни одна медуза не является одноклеточной.
19) Некоторые летчики – космонавты.
20) Всякая кража карается законом.
21) Некоторые бизнесмены – преподаватели управленческих дис- циплин в вузе.
22) Некоторые атрибутивные суждения – общеутвердительные.
23) Некоторые рефлексы животных не являются безусловными.
24) Все следователи – юристы.
25) Некоторые военнослужащие – связисты.
26) Всякий закон является нормативно-правовым актом.
27) Граждане РФ имеют право на образование.
Упражнение 7. Проверьте и сделайте вывод в следующих су- ждениях путем противопоставления предикату.
Пример: Все драматурги – писатели, следовательно, некоторые пи- сатели не являются недраматургами. Устанавливаем схему: исходное суждение является общеутвердительным (А), сле- довательно, в результате логической операции противопо- ставлению предикату мы должны получить общеотрицатель- ное суждение с отрицательным предикатом (Е). В данном случае операция произведена неверно. Правильный ответ:
Ни один недраматург не является писателем.
1) Все прокуроры – юристы, следовательно…
2) Ни одна захватническая война не является справедливой, сле- довательно ...
3) Ни одно млекопитающее не является птицей, значит…
4) Некоторые юристы не являются следователями, – значит...
5) Некоторые студенты не являются заочниками, – значит …
6) Некоторые спортсмены являются студентами вузов, – значит…
7) Многие киноактеры являются актерами театра, – значит …
8) Все композиторы музыканты, – значит…
9) Все депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации граждане России, – значит…
10) Некоторые книги являются научными, – значит…
11) Словарь – это вселенная в алфавитном порядке, – значит…
12) Слава изнашивается, – значит….
13) Ночью никто не краснеет, – значит….
14) Некоторые легкие чувства часто длятся очень долго, – зна- чит…

133
15) Холостяк – это мужчина, которому удалось не найти жену, – значит…
Упражнение 8. Произведите операцию противопоставления субъекту следующих суждений:
Пример: Все люди смертны. Некоторые смертные не являются людьми.
1) Некоторые люди обладают поразительной памятью.
2) Нет равного ему в силе.
3) Шила в мешке не утаишь.
4) Некоторые люди не разбираются в живописи.
5) Некоторые полезные ископаемые редки.
6) Всякое опасное дело увлекало его.
7) Ничто не остается неизменным.
8) Письменность некоторых народов не имеет алфавита.
9) Большинство произведений Эпикура не найдено.
10) Все дороги ведут в Рим.
11) Все счастливые люди добрые.
12) Ничто разумное не ставит меня в тупик.
13) Ни один прокурор не выступает защитником.
14) Всякая добродетель благо.
15) Все разумное действительно.
10.4. Задачи
Кто виноват?
Боб, Джон и Стив подозреваются в преступлении, которое мог совершить лишь один из них. На следствии Боб показал, что ни он, ни Джон не виновны; Джон утверждал, что виновен Стив, а Боб не виновен; Стив же утверждал, что он не виновен, а виновен Боб. Один из них сказал полную правду; другой – полуправду (в одной части ответа солгал, а в другой сказал правду); третий – ложь. Кто же со- вершил преступление? Прокомментируйте решение задачи на табли- це истинности.


134
ТЕМА 11
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
11.1. Методические указания к теме
Цель: 1) освоить опосредованныеспособы соединения суждений в одно целое умозаключения, 2) познакомиться со специальными правилами, регулирующими сам способ взаимосвязи посылок и обе- спечивающими общую правильность построения умозаключения.
Умозаключения из простых категорических суждений по-другому называют простой категорический силлогизм. Силлогизм – это опо- средствованное дедуктивное умозаключение, состоящее из двух по- сылок и вывода (заключения). Именно в таком виде и предстает наи- простейшая форма дедуктивного умозаключения, демонстрирующего механизм получения нового выводного знания.Метод рассуждений в дедуктивных умозаключениях – это рассуждения от общего к част- ному и единичному, они характерны наличием среди посылок общего суждения.
Чтобы найти термины и посылки в ПКС необходимо:
1) выявить, какое из трех данных суждений является заключени- ем, которое, как правило, помещается после слов «значит»,
«следовательно» и т.п. или перед словами «потому, что»,
«ибо», «так как»;
2) найти и отчетливо выразить субъект (это меньший термин S) и предикат(это – больший термин Р) заключения;
3) отыскать ту посылку, в которой содержится больший термин – это и будет большая посылка;
4) найти ту посылку, в которой содержится меньший термин – это и будет меньшая посылка;
5) обнаружить средний термин М, т.е. то понятие, которое повто- ряется в каждой из посылок, но отсутствует в заключении.
Пример: Имеет место силлогизм: «Студенты университета изучают ло- гику потому, что они обучаются в вузе технической специа- лизации, а все обучающиеся технической специализации из- учают логику».
Находимо (1) заключение, которое в данном случае стоит перед словами «потому, что». Это будет суждение: «Студенты университета технической специализации изучают логику».

135
(2) Субъект заключения – «Студенты университета технической специализации»
(2) Предикат заключения – «изучают логику».
(3) Большая посылка: «Все обучающиеся технической специали- зации изучают логику», так как она содержит предикат заключения.
(4) Меньшая посылка: «Они обучаются в вузе технической специ- ализации», т.к. она содержит субъект заключения.
(5) Понятие «обучающиеся технической специализации» содер- жится, как видно, в обеих посылках, но отсутствует в заключении.
Это понятие и есть средний термин, обозначаемый буквой М.
Для того чтобы выяснить, соблюдены ли правила силлогизма, не- обходимо проверить: 1) является ли хоть одна посылка утвердитель- ной; 2) является ли хоть одна посылка общей; 3) нет ли «учетвере- ния терминов», так как их должно быть только три; 4) имеется ли в данном силлогизме только три суждения; 5) распределен ли хоть в одной из посылок средний термин, т.е. взят ли он хотя один раз в полном объеме; 6) является ли вывод отрицательным при наличии отрицательной посылки; 7) является ли вывод частным при наличии частной посылки.
Если ответ на все эти вопросы получается утвердительным, то силлогизм правильный.
Фигурами силлогизма называются формы силлогизма, различае- мые по положению среднего термина (М) в посылках. В зависимости от места среднего термина в посылках различают 4 фигуры:
Каждая фигура имеет свои собственные правила:
I фигура. Большая посылка должна быть общим суждением (А, E).
Меньшая посылка – утвердительное суждение (А, I). Первая фигура – наиболее типичная форма дедуктивного умозаключения. Из обще- го положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Размышление по данной фигуре широко применяется в судебной практике. Юридическая квалификация (оценка) правовых явлений, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и другие судебные решения принимают логическую форму первой фигуры силлогизма.
II фигура. Большая посылка – общее суждение (А, Е), одна из посылок – отрицательное суждение (Е, О).