Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 822

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Музыка
помогает
ребенку
расслабиться.
Специально
по-
добранная, с частотой ритма не более 60 ударов в минуту,
она
помогает
ребенку
сосредоточиться
на
создаваемых
им
образах,
почувствовать
мышечное
расслабление,
синхрони-
зировать дыхание (поскольку музыкальный ритм влияет на
длину
волн,
генерируемых
человеческим
мозгом),
изменяет
гемодинамику,
обмен
веществ
и
гуморальные
реакции.
Рас-
слабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога при-
ятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, ко-
торые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или
с напряжением по какому-либо поводу.
Ниже
описаны
несколько
эффективных
техник
в
рам-
ках музыкотерапии.
«Музыкальные
каракули».
Эту
технику
можно
исполь-
зовать
как
инструмент
развития
ценных
социальных
ка-
честв — терпения, внимательности и так далее, а также для
повышения
самооценки.
Ее
применяют
в
групповой,
инди-
видуальной и семейной работе. Дети могут обладать мини-
мальными навыками игры на музыкальных инструментах и
звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому
виду деятельности.
Подготовительный
этап
(для
индивидуальной
работы).
Психолог
предлагает
клиенту
поиграть
с
любым
понравив-
шимся
ему
музыкальным
инструментом
или
предметом,
с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлага-
ется поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-
либо сочетание звуков, музыкальную фразу или просто про-
должать
тот
фрагмент,
который
начат
предыдущим
участ-
ником.
Психолог
также
может
предложить
воспользоваться
в игре любым другим инструментом или предметом, кото-
рый понравится ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок дей-
ствовал
спонтанно.
Необходимо
создать
среду,
которая
под-
толкнет ребенка к свободному самовыражению. В кабинете

132
должно
быть
достаточное
количество
музыкальных
инстру-
ментов
и
предметов,
из
которых
можно
извлекать
звуки,
они должны быть доступными и интересными. Ребенок имп-
ровизирует, от него не требуется наличия определенных спо-
собностей и навыков.
Этап
1
(для
групповой
работы).
В
центр
помещения
(или на большой круглый стол) кладутся различные музы-
кальные
инструменты,
музыкальные
игрушки
и
звучащие
предметы.
Детям
предлагается
сесть
рядом,
желательно
в
круг. Психолог просит детей выбрать один инструмент или
предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.
Этап 2. Психолог просит ребенка (или одного из участ-
ников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента,
сыграть на нем «свою мелодию». Если детям трудно начать
упражнение,
то
взрослый
начинает
первым.
Ближайший
участник,
исходя
из
собственных
представлений,
пытается
продолжить
звуковой
набор.
Его
композиция
не
должна
быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколь-
ко раз.
Этап 3. Весь
процесс
создания
музыкальной
импрови-
зации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что
им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослу-
шать запись результата их совместного творчества. Психолог
дает
положительную
оценку
творчеству
детей,
говорит
что-
нибудь хорошее о самом процессе творчества и предлагает
детям
обсудить
их
музыкальное
произведение.
После
этого
дети еще раз слушают запись.
Основные моменты обсуждения:
- какие инструменты чаще использовались;
- что можно сказать о звуках, которые преобладают в
импровизации, описать их;
- какие звуковые сочетания запомнились;
- можно ли услышать какую-либо мелодию;


- о чем, по их мнению, рассказывает музыка, которую
они создали;
-
отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотноше-
ния;
-
что привнес в коллективное творчество каждый ребе-
нок;
- как прозвучал его инструмент;
-
как созданная музыка повлияла на ход и результат
общей работы.
Этап 4. Этот этап используется в качестве альтернати-
вы предыдущему или как дополнение к нему. Терапевт спра-
шивает ребенка или одного из участников группы: что мо-
жет
происходить
в
их
музыкальном
произведении,
каков
его сюжет, содержание, или о том, что может сопровождать
эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похо-
жа их музыка. Он предлагает детям придумать какую-ни-
будь историю, сочинить музыкальную сказку, которую озву-
чивала бы записанная на пленку детская музыка. Дети со-
чиняют сказку по очереди, передавая «эстафету» по кругу.
Вариант:
дети
сочиняют
слова
песни,
которую
можно
петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку.
На
следующем
занятии
дети
прослушивают
запись
музы-
кальной
сказки,
песни,
обсуждают
ее.
Терапевт
предлагает
дополнить
запись,
сыграть
на
других
музыкальных
инстру-
ментах, сочинить другие слова или подправить старые.
«Дирижер».
Ребенку
предлагается
продирижировать
под
звучащую
музыку.
Это
увеличивает
заинтересованность
и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что прино-
сит нужный психотерапевтический эффект.
«Свободный танец». Это упражнение на свободное вы-
ражение
эмоций.
Детям
предлагается
придумать
свой
танец
под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои роди-
тели» и т. д.

134
«Спонтанное
рисование
под
музыку».
Детям
предлага-
ется рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка.
Ассоциации,
рожденные
музыкой,
свободно
выражаются
ими
на
бумаге.
Используются
карандаши,
краски,
мелки.
Музыка должна быть яркой, эмоционально богатой, негром-
кой и быть не более 60-65 ударов в минуту.


ООООО ООООО
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Танцевальная
терапия

это
психотерапевтическое
исполь-
зование
танца
и
движения
как
процесса,
способствующего
интеграции
эмоционального
и
физического
состояния
лич-
ности.
Танцевальная терапия применяется при работе с людь-
ми,
имеющими
эмоциональные
расстройства,
нарушения
общения и межличностного взаимодействия [35].
Цель
танцевальной
терапии

осознание
собственного
тела, создание его позитивного образа, развитие навыков об-
щения,
исследование
чувств
и
приобретение
группового
опыта.
Танцевальная терапия помогает обрести свободу и вы-
разительность движения, развить подвижность.
Психокоррекционное
воздействие
танцевальной
тера-
пии основано на важной роли в жизни человека его собстен
-
ного тела, которое является основным средством познания и
выражает нашу суть. Это способ существования в мире. То,
что человек чувствует, можно прочесть по положению тела.
Эмоции — это телесные проявления, это движения или жес-
ты
внутри
тела,
обобщенный
результат
которых

некое
внешнее действие. Через тело нам легче выразить свои чувс-
тва, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя по-
ложение тела, мы изменяем и душевное состояние.

136
Тело
позволяет
человеку
совершать
движения,
которые
наполняют всю нашу жизнь, так как все в мире меняется и
находится в движении. В танцевальной терапии нужно при-
давать большое значение тому, как мы двигаемся и что мы в
этот момент ощущаем. Любое движение стимулирует высво-
бождение чувств. Движения отражают черты личности. При
любых
эмоциональных
сдвигах
меняется
самочувствие,
как
душевное, так и физическое, и соответственно меняется ха-
рактер наших движений.
Движения под музыку называются танцем. Танец — са-
мая
древняя
форма
творчества,
поскольку
в
первобытном
обществе с помощью танца человек выражал свое отноше-
ние к окружающему миру, пытался понять его и оказать на
него
воздействие.
Танец
был
первой
формой
религиозного
обряда.
Возникновение танца и его развитие на протяжении ты-
сячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что
он отвечает целому спектру потребностей человека и обще-
ства [44].
Танец выполняет следующие функции:
1. Психофизиологические,
психологические
и
психоте-
рапевтические
функции.
Во
время
танца
происходит
катар-
сическое
высвобождение
сдерживаемых,
подавляемых
чувств
и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец спо-
собствует
моторно-ритмическому
выражению,
разрядке
и
перераспределению
избыточной
энергии,
активизации
орга-
низма,
уменьшению
тревожности,
напряжения,
агрессии.
Помимо
этого
танец
оказывает
оздоровительное
воздействие
и способствует саморегуляции организма.
2. Функция
общения.
Через
танец
происходит
познание
людьми
друг
друга,
межличностное
взаимодействие.
Также
танец
способствует
формированию
и
развитию
отношений
между людьми.


137
3. Социально-психологическая
функция.
С
помощью
танца создается образ партнера и группы, запускаются про-
цессы интерпретации и диагностики отношений.
4. Социокультурная
функция.
Через
танец
выражают-
ся
социальные
ценности,
общественные
установки
и
соци-
альные мотивы.
В качестве источников танцевальной терапии можно вы-
делить четыре исторических аспекта:
1. Прежде всего — это развитие науки, и прежде всего
психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрей-
дом
психической
реальности
и
рассмотрением
психики
как
динамики
сознательных
и
бессознательных
процессов
в
он-
тогенезе
человека.
Фрейд
дал
толчок
развитию
глубинной
психологии, где можно выделить три основные школы: пси-
хоанализ З. Фрейда; индивидуальная психология А. Адлера;
аналитическая
психология
К.
Г.
Юнга.
Танцевальная
тера-
пия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапев-
тические
школы и направления. Танцетерапевты, в зависи-
мости
от
своих
склонностей
и
общей
психотерапевтической
подготовки
и
опыта,
могли
использовать
универсальный
язык движения для соотнесения и сопоставления своей прак-
тики
с
любыми
психологическими
концепциями.
Танце-
вальная терапия смогла объединить знания, опыт и концеп-
ции
различных
психотерапевтических
направлений.
В
то
же
время
танцевальная
терапия
развивает
свою
теорию,
основанную
на
представлении
о
психосоматическом
един-
стве.
2. Начало
века ознаменовалось эпохой модерна в искус-
стве — пробовались новые формы, новые принципы. Танец
также вышел за рамки привычного. Одним из главных тан-
цевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была не-
повторима как исполнительница и выражала именно те идеи,
которые были знаменем модернистского искусства. Немец-


138
кая танцовщица и хореограф Мэри Вигман стала основопо
-
ложницей
танцевального
экспрессионизма.
Ее
больше
всего
интересовали
человеческие
аффекты.
Эмоциональное
пере-
живание
рождало
телесную
форму
и
определяло
качество
движения. В балете же, наоборот, набор определенных форм
служит выражению различных содержаний. М. Вигман при-
внесла
в
танцевальную
педагогику
и
балетмейстерское
ис-
кусство импровизацию.
Танцевальная
импровизация

это
способ
спонтанного
движения.
Когда
человек
спонтанно
двигается,
он
выража-
ет себя очень точно и искренне — в спонтанном движении
могут
материализоваться
бессознательные
стороны
лично-
сти.
Бессознательное
может
стать
видимым,
обрести форму,
таким образом, человек способен воссоединиться с потерян-
ными
частями
самого
себя,
своими
психологическими
ре-
сурсами. Если осознать это, то открывается возможность к
самопознанию
и
обретению
большей
личностной
целостно-
сти и интегрированности, что является основной целью все-
го
психотерапевтического
процесса.
Другими
словами,
сама
импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с цели-
тельной силой танца.
3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его уче-
нии о
мышечно-эмоциональных
блоках
и характерном
пан-
цире. Он был одним из самых талантливых учеников 3. Фрей-
да, который первым среди аналитиков обратил внимание не
только на то, что говорит пациент, но и прежде всего на то,
как он говорит. В. Райх считал, что невыраженные эмоцио-
нальные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и
«застревают» там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде
мышечных
зажимов,
годами
оставаясь
в
теле
невыражен-
ными
и
неосознанными,
образуют
мышечный
панцирь
или
характерный
панцирь,
который
отражает
способы
психоло-
гических защит (часто патогенных) и структуру характера,

139
сформировавшуюся
под
их
действием.
Райх,
будучи
анали-
тиком,
предложил
не
просто
вербальный анализ,
он непо-
средственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы осво-
бодить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализи-
ровать
ситуации,
отношения
с
людьми,
вызвавшими
эти
чувства
и
переживания.
Танцевальная
терапия
обращается
к
этому
пониманию
психосоматических
механизмов,
сфор-
мулированному
В.
Райхом,
но
практически
не
использует
его методы работы.
4. Это почти полностью утерянные знания об изначаль-
ном предназначении танца и о древних целительских прак-
тиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобыт-
ных людей движение и жесты были средством коммуника-
ции
еще
до
появления
языка.
В
первых
человеческих
общинах
танец
был
одним
из
главных
составляющих
об-
щинной
жизни

как
индивидуальным
способом
выраже-
ния (страха, печали, радости и т. д.), так и способом переда-
чи
культурного
наследия.
Танец
сопровождал
все
ритуалы:
рождение,
свадьбу,
смерть,
праздники и торжества,
события
повседневной
жизни
(охоту,
рыбалку,
военные
походы).
Именно в танце человек передавал свое отношение к неведо-
мому и непознанному, к природе, выражал свою связь со
Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством ду-
ховной и целительской практики.
Танцевальная терапия после многих веков отношения к
танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его
первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно
то, что ты ощущаешь, чувствуешь, думаешь и выражаешь
своим танцем.
Танцетерапевты
обращаются
к
целительной
силе
танца,
к силе творческого выражения в движении, а также исполь-
зуют
достижения
современной
танцевальной
педагогики
и
обращаются к исследованиям движения и к опыту различ-