Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 827

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных
психотерапевтических
школ
(прежде
всего
психодина-
мической,
экзистенциальной,
гуманистической
и
транспер-
сональной).
Переход
танца
в
терапевтическую
модальность
чаще
всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая на первых
порах была обычным преподавателем танца и танцовщицей.
Она
заметила
на
своих
классах,
что
некоторые
студенты
больше
интересовались
чувствами,
выражавшимися
в
танце
(одиночество, испуг, страх и т. д.), и в меньшей степени са-
мой техникой танца. Тогда она стала больше обращаться к
свободе движения, а не к механике танца, и тем самым
открыла
психологические
преимущества,
которые
предла-
гал танец. Она перенесла акцент с танцевальной техники на
выражение
индивидуальных
потребностей
посредством
дви-
жения.
Сначала М. Чейз работала с детьми и подростками в спе-
циальных школах и клиниках, а также в собственной сту-
дии.
Работа
танцовщицы
произвела
впечатление
на
психо-
логов, психиатров и людей других профессий в области здра-
воохранения,
к
ней
стали
посылать
пациентов,
обращаться
за помощью. Эта работа помогла ей понять значимость соот-
ношения телесных и эмоциональных проблем. В тот период
она
начала
формулировать
многие
идеи,
которые
впослед-
ствии привели ее к работе с людьми, страдающими эмоцио-
нальными расстройствами.
В 1946 г. М. Чейз пригласили опробовать свои методы с
госпитализированными
психиатрическими
больными.
Этот
год
считают
днем
рождения
танцевально-двигательной
те-
рапии. Спустя годы успешная работа Чейз с регрессивными,
неразговаривающими
и
психотическими
больными
в
госпи-
тале
получила
национальное
признание.
Пациенты,
кото-
рые
считались
безнадежными,
смогли
на
танцевально-тера-
певтических сеансах включиться в групповое взаимодей-

141
ствие
и
могли
выражать
свои
чувства.
Это
установление
двигательного
диалога
с
последующим
обсуждением,
верба-
лизацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танцев-
вально-терапевтических
сеансах
часто
становилось
для
паци-
ентов первым шагом, необходимым для того, чтобы перейти
к более традиционным вербальным видам психотерапии.
Профессиональная
танцовщица
из
Европы
Труди
Шуп,
переехавшая
в
США,
сосредоточила
свою
психотерапевти-
ческую
работу
на
спонтанном,
катарсическом
высвобожде-
нии сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых
конфликтов,
которые
были
источниками
психического
и
физического
напряжения.
Она
утверждала,
что
любой
внут-
ренний опыт находит полную реализацию в теле, и любое те-
лесное переживание влияет на внутреннее самоощущение.
Мэри
Уайтхаус
под
влиянием
работ
К.
Юнга
работала
с
бессознательным,
используя
технику
«активного
вообра-
жения»
и
понятие
«аутентичного
движения».
Она
считала,
что
танец

это
путь
к
бессознательным
переживаниям
личности.
Выраженные
в
танце,
они
становятся
доступны-
ми
для
катарсического
высвобождения
и анализа.
Цель
те-
рапевта

помощь
клиенту
в
поисках
«подлинного
движе-
ния», которое является выражением Самости (по Юнгу, са-
мость — это регулирующий центр психики и в то же время
ее целое; самость никогда не может быть полностью схваче-
на сознанием, опыт самости и непрерывный процесс саморе-
ализации служат целью индивидуации).
М.
Уайтхаус
разработала
процесс,
названный
ею
«move-
ment-in-depth
»; он воплощал ее понимание танца, движения
и глубинной психологии. Ее подход помог создать современ-
ную
практику
движения,
называемую
«аутентичным
дви-
жением» . В этом виде движения, базирующемся на принци-
пах
юнгианского
анализа,
пациенты
протанцовывают
свое
ощущение
внутренних
образов,
что
помогает
лучше
понять
движущие силы прошлого и настоящего.


Развитие
танцевально-двигательной
терапии
шло
от
практики к теории, от профессионального танца к терапии.
Постепенно
интуитивно
чувствуемые
возможности
психоте-
рапии
с
помощью
танца
«обрастали»
теоретическими
по-
строениями.
Каждый
танцетерапевт
разрабатывал
и
теоре-
тически обосновывал свою танцевальную терапию.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Основные принципы танцевальной терапии таковы.
1. Тело
и
психика
связаны
нераздельно
и
оказывают
постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танцетера
-
певта
главнейшим
постулатом
служит
утверждение,
что
тело — это зеркало души, а движение является выражением
человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем бо-
лее гибкой и душу, и наоборот.
2. Танец

это
коммуникация,
которая
осуществляется
на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
3. Холистический
принцип,
то
есть
принцип
целостно-
сти, где триада «мысли — чувства — поведение» рассматрива-
ется как единое целое и изменения в одном аспекте влекут
изменения в двух других.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет,
объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы
имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно
изменяющимся.
Мы
научились
контролировать
тело,
при-
давать ему определенные формы, вид, сдерживать его и ду-
маем, что оно останется безответным, не даст никакой обрат-
ной
реакции.
Впоследствии
возникают
не
всегда
объясни-
мые
симптомы,
боли,
появляются
постоянно
ощущаемое
напряжение
в
теле,
скованность,
спектр
движений
стано-
вится все более ограниченным.

143
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к не-
иссякаемому
источнику
жизненной
силы
и
созидательной
энергии [44].
Осн о в н ы е за да чи т а н цев а льн о й т ер а пии:
1.
Углубление
осознания
членами
группы
собственного
тела и возможностей его использования. Это не только улуч-
шает
физическое,
эмоциональное
состояние
участников,
но
и служит развлечением для многих из них. В начале первого
занятия
психолог
наблюдает
за
участниками,
оценивает
сильные
стороны
и
изъяны
«двигательного
репертуара»
каждого,
затем
определяет,
какие
движения
подойдут
каж-
дому из клиентов лучше всего.
2.
Усиление чувства собственного достоинства у
членов
группы
путем
выработки
у
них
более
позитивного
образа
тела.
Клиенты
с
серьезными
нарушениями
могут
испыты-
вать
затруднения
при
проведении
границы
между
собствен-
ным телом и объектами окружающей среды. В таких груп-
пах танцевальная терапия имеет своей целью создание участ-
никами
адекватного
образа
тела.
Танец
позволяет
сделать
образ
своего
тела
более
привлекательным,
что
напрямую
связано с более позитивным образом « Я » .
3.
Развитие социальных навыков посредством
приобре-
тения
участниками
соответствующего
приятного
опыта.
Танцевальные
движения
представляют
собой
относительно
безопасное
средство
связи
с
окружающими во
время
обуче-
ния
социально
приемлемому
поведению.
Танцевальная
те-
рапия
создает
условия
для
творческого
взаимодействия,
позволяет
преодолевать
барьеры,
возникающие
при
речевом
общении.
4.
Помощь членам группы в налаживании
контакта
с
их
собственными
чувствами
путем
установления
связи
чувств с движениями. При творческом подходе к движению
под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяю-


Виды, техники и этапы танцевальной терапии
144
щую высвободить подавляемые чувства и исследовать скры-
тые
конфликты,
которые
могут
быть
источником
психиче-
ского
напряжения.
Здесь
психодинамическое
понятие
ка-
тарсиса
распространяется
на
танец,
поскольку
танцевальные
движения
высвобождают
скрытые
чувства.
Танцевальные
движения не только экспрессивны, но и обладают способнос-
тью
снимать
физическое
напряжение,
в
особенности
если
они включают раскачивание и растяжку.
5.
Создание
«магического
кольца».
Занятия
в
группе
подразумевают
совместную
работу
участников,
игры
и
экс-
перименты с жестами, позами, движениями и другими не-
вербальными формами общения. Все это в целом способству-
ет
приобретению
участниками
группового
опыта,
компонен-
ты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый
устойчивый комплекс — «магическое кольцо».
Помимо
вышеперечисленных
решаются
также
и
следу-
ющие задачи:
- повышение двигательной активности;
- коммуникативного тренинга и организации;
- социотерапевтического общения;
-
получения
диагностического
материала
для
анализа
поведенческих
стереотипов
клиента
и
его
самопо-
знания;
- раскрепощения клиента;
- поиска аутентичных путей развития [35].
ВИДЫ, ТЕХНИКИ И ЭТАПЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Виды танцевальной терапии таковы:
О индивидуальная;
О диадная (парная);
О терапия в малых группах;
^ групповая.

145
Наиболее
часто
встречается
на
сегодняшний
день
груп-
повая
форма
работы,
которая
отличается
наибольшей
эффек-
тивностью, так как чаще всего в нее включены методы инди-
видуальной и парной танцевально-двигательной терапии.
Эффективность
применения
танцевально-двигательных
методов
в
групповой
форме
работы
заключается
в
следу-
ющем.
1.
Танцевать или двигаться может каждый человек, вне
зависимости
от
возраста,
пола,
социального
положения,
уровня
образования,
ценностей,
установок
и
даже
здоровья
(не считая случаи обездвиживания).
2.
Использование танцевально-двигательных техник по-
зволяет:
-
провести
диагностику
как
отдельной
личности,
так
и
группы в целом (выявить стереотипы движения, мы-
шечные зажимы, проблемные зоны);
-
снять
напряжение
(первичное

в
начале
группы
или постоянное, принесенное на группу из социаль-
ной жизни);
-
приобрести
новые
паттерны
движения,
способствую-
щие эффективному взаимодействию с собой, миром и
людьми
посредством
изучения
себя
и подражания
другим;
- изменить стиль общения с окружающими;
-
научиться
осознавать
свои
и
чужие
желания,
чув-
ства, поступки, посредством анализа движений;
-
достаточно
быстро
создать
атмосферу
доверия,
спо-
собствующую
развитию
групповой
сплоченности
и
психологической поддержки.
3.
Изменение движений приводит к изменению
качеств
личности,
проявлению
индивидуальности,
искренности,
спон-
танности,
принятию
себя,
и,
как
следствие,
происходит
из-
менение установок, стереотипов коммуникаций [20].


Виды, техники и этапы танцевальной терапии
Техники танцевальной терапии:
1. Спонтанный,
неструктурированный
танец.
Одним
из
основных
методов
танцевальной
психотерапии
является
ис-
пользование
преимущественно
спонтанного,
неструктури-
рованного
танца
(индивидуального,
диадного,
группового)
для самовыражения и выражения отношений.
2. Круговой
танец.
Использование
кругового
танца
за-
нимает в танцевальной терапии особое место. В силу того,
что круговой танец — это исторически первая форма танца,
в
мифологическом
сознании
первобытного
человека
сопря-
женная
с
определенными
культами.
Ему
приписывается
функция
пробуждения
архетипических
переживаний.
В
пси-
хотерапевтическом
процессе
круговой
групповой
танец
вы-
полняет такие функции: снижения тревожности и сопротив-
ления;
возникновения
чувств
общности,
сопричастности;
развития
внутригруппового
единства
и
межличностных
от-
ношений. Круг рассматривается как базовая для танцеваль-
ной терапии фигура, где каждый может двигаться одновре-
менно,
в
отличие
от
«последовательной»
вербальной
тера-
пии.
Варианты
использования
этого
методического
приема
разнообразны: например, им можно начинать и заканчивать
сессию или использовать его на ранних этапах развития те-
рапевтической
группы
для
создания
безопасной
и
довери-
тельной атмосферы.
3. Аутентичное
движение.
Аутентичное
движение,
с
од-
ной
стороны,
считается
одним
из
методических
приемов
танцевальной
терапии,
который
представляет
собой
внут-
ренне направленные движения, во время выполнения кото-
рых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой сто-
роны,
двигательной
практикой,
используемой
вне
терапев-
тического
контекста.
В
рамках
танцевальной
терапии
процесс
аутентичного
движения
выглядит
следующим
обра-
зом: один человек двигается в присутствии другого. Он на-


147
чинает
двигаться
с
закрытыми
глазами,
руководствуясь
сво-
ими
внутренними
ощущениями,
а
«наблюдатель»
сидит
вне
двигательного
пространства
и
концентрирует
внимание
на
двигающемся.
Метод
аутентичного
движения
способствует
выражению
разнообразных
аспектов
личности,
как
созна-
тельных,
так
и
бессознательных,
в
безопасной
обстановке
принятия и внимания. В рамках групповой работы в качест-
ве
наблюдателя
могут
выступать
психолог,
отдельные
участ-
ники
группы
или
группа
участников
в
целом.
Наблюдатель
аутентичного
движения
играет
особую
роль

он привносит
специфическое
ощущение
присутствия
в
опыт
двигающего-
ся [44].
Этапы танцевальной терапии
Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем
проводится
разминка,
помогающая
каждому
участнику
под-
готовить
свое
тело
к
работе.
Разминочные
упражнения
за-
трагивают
три
аспекта:
физический
(«разогрев»),
психиче-
ский
(идентификация
с
чувствами)
и
социальный
(установ-
ление
контактов).
Одним
из
вариантов
начала
занятий
предусматривается
выполнение
спонтанных
движений
сво-
бодной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встре-
чаются
упражнения,
включающие
растяжки,
раскачива-
ние,
хлопки,
потряхивания,
которые,
начиная
с
кистей
рук,
распространяются
на
локтевые
суставы,
плечи,
грудную
клетку и затем на ноги. Эти упражнения повторяются до тех
пор, пока вся группа не разогреется.
На втором этапе происходит разработка общегрупповой
темы.
Например,
разрабатывается
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32