ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1010
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тема
«встреч
и
расстава-
ний».
На
уровне
движений
могут
«встречаться»
и
«расста-
ваться»
отдельные
части
тела.
Кисти
рук
и
локти
могут
«встретиться»,
чтобы
тут
же
«расстаться»,
или
они
могут
«встретиться»,
чтобы
«вступить
в
драку»
или
чтобы
«об-
нять» друг друга. Взаимодействию между членами группы
могут способствовать встречи ладоней одного с локтями дру-
гого и т. д.
На
заключительной
стадии
занятия
тема
разрабатыва-
ется
с
использованием
всего
предоставленного
группе
про-
странства, при этом меняется скорость движений и их по-
следовательность.
Руководитель
либо
определяет
характер
движения участников, либо сам их повторяет. Он создает об-
становку
спокойствия
и
доверия,
позволяющую
участникам
исследовать себя и других, а также отражает и развивает
спонтанные
движения
участников
группы.
Обычная
продол-
жительность занятия — 40-50 минут. Занятия могут быть
ежедневными,
еженедельными
(на
протяжении
нескольких
месяцев или лет). В профилактических целях возможно про-
ведение
одноразовых
танцевальных
марафонов.
Оптималь-
ный количественный состав группы — 5-12 человек.
Спорным
является
вопрос
о
характере
музыкального
сопровождения
занятий.
Одни
руководители
предпочитают
стандартные
магнитофонные
записи
народной
и/или
танце-
вальной музыки, другие — собственное (или своих ассистен-
тов)
импровизированное
музыкальное
сопровождение.
Во
всех
случаях
подчеркивается,
что
индивидуально-культур-
ная значимость предлагаемой для клиента музыки не долж-
на
перекрывать
значимость
и
удовольствие
от
собственной
двигательной
активности,
поэтому
лучше
использовать
не-
знакомые
группе
мелодии,
умеренную
громкость
звучания
и физиологически ориентированные ритмы [35].
149
ООООО ОООООО
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Игровая
терапия
—
это
психокоррекционное
использова-
ние игры, которое оказывает сильное влияние на развитие
личности,
способствует
созданию
близких
отношений
меж-
ду участниками группы, помогает снять напряженность, по-
вышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных
ситуациях
общения,
поскольку
в
процессе
игры
снимается
опасность социально значимых последствий.
Игровую терапию можно описать как процесс проеци-
рования опыта, чувств, мыслей и желаний человека на иг-
рушки и на различные вещества, такие как песок, краска
или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на ко-
торые он может спроецировать свой прежний опыт, затем
использует эти объекты, чтобы примерить на них роли и вза-
имоотношения,
которые
он
хочет
исследовать.
Важность
символической игры состоит в том, что она представляет со-
бой способ, с помощью которого клиент может исследовать
свой прошлый опыт, оставаясь на безопасном расстоянии от
реальной действительности.
Характерные особенности игры:
1. Играющий
выполняет
реальную
деятельность,
осу-
ществление которой требует действий, связанных с решени-
ем вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2. Некоторые
моменты
этой
деятельности
носят
услов-
ный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуа-
150
ции, а также от ответственности и обстоятельств, связанных
с этой ситуацией.
3.
Отличительными
признаками
развития
игры
явля-
ются быстро меняющиеся игровые ситуации, в которых ока-
зывается персонаж, и столь же быстрое приспособление пер-
сонажа к новой ситуации.
Основная цель игровой терапии — помочь клиенту вы-
разить свои переживания через игру, а также проявить твор-
ческую
активность
в
разрешении
сложных
жизненных
си-
туаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом про-
цессе [35].
Задачи игровой терапии:
- облегчение эмоционального состояния клиента;
- осознание и принятие своего «внутреннего ребенка»,
развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к миру;
- коррекция и профилактика поведенческих отклоне-
ний.
Механизм
психокоррекционного
воздействия.
Спон-
танное
самовыражение
в
игре
позволяет
«внутреннему
ре-
бенку»
клиента
освободиться
от
болезненных
внутренних
переживаний,
связанных
с
негативным
эмоциональным
опы-
том
(катарсис).
Включение
волевых
механизмов,
активиза-
ция
творческого
поиска
новых,
более
адекватных
способов
реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глу-
боким
самопознанием
и
пониманием
своих
отношений
со
значимыми
людьми,
способствуют
позитивным
изменениям
на поведенческом уровне.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
Игровой
терапией
называют
метод
лечения
или
коррекции
эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в осно-
151
ву
которого
положен
свойственный
ребенку
способ
взаимо-
действия с окружающим миром — игра.
Основная цель игровой терапии заключается в том, что-
бы
помочь
ребенку
выразить
свои
переживания
наиболее
приемлемым для него образом — через игру, а также про-
явить
творческую
активность
в
разрешении
сложных
жиз-
ненных
ситуаций,
«отыгрываемых»
или
моделируемых
в
игровом
процессе.
Данный
методологический
подход
явля-
ется одним из самых эффективных и широко используемых
в работе с детьми, пережившими насилие, как в отечест-
венной,
так
и
в
зарубежной
психолого-социальной
практи-
ке [35].
Спонтанное
самовыражение
в
игре
позволяет
ребенку
освободиться
от
болезненных
внутренних
переживаний,
свя-
занных
с
негативным
эмоциональным
опытом.
Включение
волевых
механизмов,
активизация
творческого
поиска
но-
вых, более адекватных способов реагирования в проблемных
ситуациях,
наряду
с
более
глубоким
пониманием
собствен-
ного «Я» и своих отношений со значимыми другими, спо-
собствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.
Основная цель игровой терапии с детьми — помочь ре-
бенку
выразить
свои
переживания
наиболее
приемлемым
для него образом — через игру, а также проявить творческую
активность
в
разрешении
сложных
жизненных
ситуаций,
«отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Возможности игровой терапии:
-
предупреждение
развития
у
детей
нервно-психиче-
ских
патологий
(снятие
болезненного
внутреннего
напряжения,
фрустрации,
повышенной
тревожно-
сти, смягчение чувства недоверия к миру, враждеб-
ности к окружающим и аутоагрессивных тенденций);
- коррекция поведенческих проблем;
- развитие творческого потенциала.
152
К основным задачам игровой терапии относятся:
- отклонений и облегчение психологического страда-
ния ребенка;
-
укрепление
собственного
«Я»
ребенка,
развитие
чув-
ства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
-
восстановление
доверия
к
взрослым
и
сверстникам,
оптимизация
отношений
в
системах
«ребенок—взрос-
лые», «ребенок—другие дети»;
-
коррекцию
и
предупреждение
деформаций
в
форми-
ровании «Я-концепции»;
- коррекцию и профилактику поведенческих реакций.
Организация пространства кабинета игровой терапии
Идеальная
игровая
комната
должна
быть
достаточно
про-
сторной, чтобы не стеснять движений клиента, однако она
не должна быть слишком большой, чтобы клиент не чувс-
твовал себя потерянным и отделенным от психолога.
Минимальный размер игровой комнаты составляет при-
близительно от 9,5 м
2
до 14,5 м
2
.
Желательно, чтобы одна половина пола комнаты была
покрыта линолеумом, а другая — ковром, чтобы можно бы-
ло проводить занятия с использованием глины, песка, воды
на линолеуме и иметь чистое пространство для спокойных
упражнений и обсуждений. На ковре можно также выпол-
нять кувырки и падения, а также просто лежать или сидеть.
Также желательно наличие раковины для свободного досту-
па к воде.
В оборудование кабинета должны входить:
- художественные материалы — карандаши, пастель,
фломастеры, краски и т. д.;
153
- бумага разных размеров;
-
куклы,
игрушечные
солдатики
и
армейское
снаря-
жение;
- кукольные дома с набором мебели и фигурок, изобра-
жающих
членов
семьи
(детей
разных
возрастных
групп, папу, маму, бабушку, дедушку), звериную се-
мью (например, медведей или зайцев);
-
игрушечные
предметы
быта
(телефоны,
посуда,
ку-
хонная плита, утюг, холодильник и т. д.);
- настольные игры;
- кубики разных размеров;
- тематические игровые наборы (доктор, парикмахер);
- игрушечный транспорт (машинки, кораблики, паро-
возики);
- музыкальные инструменты, исключая духовые;
- пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;
- картонки из-под яиц;
- губка, полотенце, веревка, лоскутки;
- клей, прозрачный скотч;
-
разнообразные
природные
материалы
(глина,
песок,
камушки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды де-
ревьев).
После
каждого
сеанса
в
игровой
комнате
необходимо
наводить порядок и расставлять предметы по местам. Игро-
вая комната должна представлять собой образец порядка и
надежности. Частью этой надежности является то, что каж-
дый предмет всегда находится на своем месте [24].
Основные направления игровой терапии
Игровая
терапия,
как
известно,
имеет
несколько
направле-
ний
(психоаналитическая,
игровая
терапия
отреагирова
-
ния, игровая терапия построения отношений, игровая тера-
154
пия
центрированная
на
клиенте,
сказочная
игротерапия),
которые имеют свои особенности и обоснование использова-
ния терапевтических техник.
Так,
психоаналитическое
направление
игровой
тера-
пии
было
впервые
представлено
известным
психоаналити-
ком М. Кляйн в 1920-х гг. Суть психоаналитического подхо-
дя в игровой терапии состоит в предположении о том, что
детская
игровая
деятельность
всегда
содержит
символиче-
ский
смысл.
Через
игру
ребенок
выражает
бессознательные
импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. д. Таким
образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных
ассоциаций,
применяемый
во
взрослом
психоанализе,
и
мо-
жет
позволить
аналитику
непосредственно
соприкоснуться
с
бессознательным
ребенка.
Символические
смыслы
долж-
ны
быть
проинтерпретированы
аналитиком.
Эго
(сознатель-
ное «Я») ребенка укрепляется, когда аналитику удается по-
мочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного
понимания себя и своих отношений с другими. А. Фрейд с
успехом
применяла
игротерапию
в
работе
с
детьми,
пере-
жившими бомбежки Лондона во время Второй мировой вой-
ны. Она делала акцент на двух важных моментах: во-пер-
вых,
игротерапия
позволяет
детскому
психоаналитику
быс-
трее
установить
с
маленьким
клиентом
эмоциональный
контакт; во-вторых, выражая в процессе игры свои пережи-
вания, ребенок может освободиться от страха перед психо
-
травмирующими
событиями
и
тем
самым
избежать
форми-
рования серьезной нервно-психической патологии.
Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отре
-
агирования Д. Леви. Для этого подхода характерно модели-
рование
определенной,
тревожащей,
пугающей
ребенка
жизненной ситуации, конечно же, в большинстве случаев в
проективной
форме.
Воссоздание
психотравмирующего
со-
бытия в безопасном пространстве игровой комнаты позволя-
155
ют ребенку максимально полно выразить свое отношение к
нему
и
освободиться
от
негативных
чувств
(ужас,
боль,
ярость и т. п.). Также в процессе терапии ребенок становит-
ся «режиссером» разыгрываемого события и тем самым его
внутренний
опыт
меняется.
Он
больше
не
чувствует
себя
только
лишь
пассивной
жертвой
в
психотравмирующей
си-
туации, но приобретает чувство уверенности в своей способ-
«встреч
и
расстава-
ний».
На
уровне
движений
могут
«встречаться»
и
«расста-
ваться»
отдельные
части
тела.
Кисти
рук
и
локти
могут
«встретиться»,
чтобы
тут
же
«расстаться»,
или
они
могут
«встретиться»,
чтобы
«вступить
в
драку»
или
чтобы
«об-
нять» друг друга. Взаимодействию между членами группы
могут способствовать встречи ладоней одного с локтями дру-
гого и т. д.
На
заключительной
стадии
занятия
тема
разрабатыва-
ется
с
использованием
всего
предоставленного
группе
про-
странства, при этом меняется скорость движений и их по-
следовательность.
Руководитель
либо
определяет
характер
движения участников, либо сам их повторяет. Он создает об-
становку
спокойствия
и
доверия,
позволяющую
участникам
исследовать себя и других, а также отражает и развивает
спонтанные
движения
участников
группы.
Обычная
продол-
жительность занятия — 40-50 минут. Занятия могут быть
ежедневными,
еженедельными
(на
протяжении
нескольких
месяцев или лет). В профилактических целях возможно про-
ведение
одноразовых
танцевальных
марафонов.
Оптималь-
ный количественный состав группы — 5-12 человек.
Спорным
является
вопрос
о
характере
музыкального
сопровождения
занятий.
Одни
руководители
предпочитают
стандартные
магнитофонные
записи
народной
и/или
танце-
вальной музыки, другие — собственное (или своих ассистен-
тов)
импровизированное
музыкальное
сопровождение.
Во
всех
случаях
подчеркивается,
что
индивидуально-культур-
ная значимость предлагаемой для клиента музыки не долж-
на
перекрывать
значимость
и
удовольствие
от
собственной
двигательной
активности,
поэтому
лучше
использовать
не-
знакомые
группе
мелодии,
умеренную
громкость
звучания
и физиологически ориентированные ритмы [35].
149
ООООО ОООООО
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Игровая
терапия
—
это
психокоррекционное
использова-
ние игры, которое оказывает сильное влияние на развитие
личности,
способствует
созданию
близких
отношений
меж-
ду участниками группы, помогает снять напряженность, по-
вышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных
ситуациях
общения,
поскольку
в
процессе
игры
снимается
опасность социально значимых последствий.
Игровую терапию можно описать как процесс проеци-
рования опыта, чувств, мыслей и желаний человека на иг-
рушки и на различные вещества, такие как песок, краска
или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на ко-
торые он может спроецировать свой прежний опыт, затем
использует эти объекты, чтобы примерить на них роли и вза-
имоотношения,
которые
он
хочет
исследовать.
Важность
символической игры состоит в том, что она представляет со-
бой способ, с помощью которого клиент может исследовать
свой прошлый опыт, оставаясь на безопасном расстоянии от
реальной действительности.
Характерные особенности игры:
1. Играющий
выполняет
реальную
деятельность,
осу-
ществление которой требует действий, связанных с решени-
ем вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2. Некоторые
моменты
этой
деятельности
носят
услов-
ный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуа-
150
ции, а также от ответственности и обстоятельств, связанных
с этой ситуацией.
3.
Отличительными
признаками
развития
игры
явля-
ются быстро меняющиеся игровые ситуации, в которых ока-
зывается персонаж, и столь же быстрое приспособление пер-
сонажа к новой ситуации.
Основная цель игровой терапии — помочь клиенту вы-
разить свои переживания через игру, а также проявить твор-
ческую
активность
в
разрешении
сложных
жизненных
си-
туаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом про-
цессе [35].
Задачи игровой терапии:
- облегчение эмоционального состояния клиента;
- осознание и принятие своего «внутреннего ребенка»,
развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к миру;
- коррекция и профилактика поведенческих отклоне-
ний.
Механизм
психокоррекционного
воздействия.
Спон-
танное
самовыражение
в
игре
позволяет
«внутреннему
ре-
бенку»
клиента
освободиться
от
болезненных
внутренних
переживаний,
связанных
с
негативным
эмоциональным
опы-
том
(катарсис).
Включение
волевых
механизмов,
активиза-
ция
творческого
поиска
новых,
более
адекватных
способов
реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глу-
боким
самопознанием
и
пониманием
своих
отношений
со
значимыми
людьми,
способствуют
позитивным
изменениям
на поведенческом уровне.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
Игровой
терапией
называют
метод
лечения
или
коррекции
эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в осно-
151
ву
которого
положен
свойственный
ребенку
способ
взаимо-
действия с окружающим миром — игра.
Основная цель игровой терапии заключается в том, что-
бы
помочь
ребенку
выразить
свои
переживания
наиболее
приемлемым для него образом — через игру, а также про-
явить
творческую
активность
в
разрешении
сложных
жиз-
ненных
ситуаций,
«отыгрываемых»
или
моделируемых
в
игровом
процессе.
Данный
методологический
подход
явля-
ется одним из самых эффективных и широко используемых
в работе с детьми, пережившими насилие, как в отечест-
венной,
так
и
в
зарубежной
психолого-социальной
практи-
ке [35].
Спонтанное
самовыражение
в
игре
позволяет
ребенку
освободиться
от
болезненных
внутренних
переживаний,
свя-
занных
с
негативным
эмоциональным
опытом.
Включение
волевых
механизмов,
активизация
творческого
поиска
но-
вых, более адекватных способов реагирования в проблемных
ситуациях,
наряду
с
более
глубоким
пониманием
собствен-
ного «Я» и своих отношений со значимыми другими, спо-
собствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.
Основная цель игровой терапии с детьми — помочь ре-
бенку
выразить
свои
переживания
наиболее
приемлемым
для него образом — через игру, а также проявить творческую
активность
в
разрешении
сложных
жизненных
ситуаций,
«отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Возможности игровой терапии:
-
предупреждение
развития
у
детей
нервно-психиче-
ских
патологий
(снятие
болезненного
внутреннего
напряжения,
фрустрации,
повышенной
тревожно-
сти, смягчение чувства недоверия к миру, враждеб-
ности к окружающим и аутоагрессивных тенденций);
- коррекция поведенческих проблем;
- развитие творческого потенциала.
152
К основным задачам игровой терапии относятся:
- отклонений и облегчение психологического страда-
ния ребенка;
-
укрепление
собственного
«Я»
ребенка,
развитие
чув-
ства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
-
восстановление
доверия
к
взрослым
и
сверстникам,
оптимизация
отношений
в
системах
«ребенок—взрос-
лые», «ребенок—другие дети»;
-
коррекцию
и
предупреждение
деформаций
в
форми-
ровании «Я-концепции»;
- коррекцию и профилактику поведенческих реакций.
Организация пространства кабинета игровой терапии
Идеальная
игровая
комната
должна
быть
достаточно
про-
сторной, чтобы не стеснять движений клиента, однако она
не должна быть слишком большой, чтобы клиент не чувс-
твовал себя потерянным и отделенным от психолога.
Минимальный размер игровой комнаты составляет при-
близительно от 9,5 м
2
до 14,5 м
2
.
Желательно, чтобы одна половина пола комнаты была
покрыта линолеумом, а другая — ковром, чтобы можно бы-
ло проводить занятия с использованием глины, песка, воды
на линолеуме и иметь чистое пространство для спокойных
упражнений и обсуждений. На ковре можно также выпол-
нять кувырки и падения, а также просто лежать или сидеть.
Также желательно наличие раковины для свободного досту-
па к воде.
В оборудование кабинета должны входить:
- художественные материалы — карандаши, пастель,
фломастеры, краски и т. д.;
153
- бумага разных размеров;
-
куклы,
игрушечные
солдатики
и
армейское
снаря-
жение;
- кукольные дома с набором мебели и фигурок, изобра-
жающих
членов
семьи
(детей
разных
возрастных
групп, папу, маму, бабушку, дедушку), звериную се-
мью (например, медведей или зайцев);
-
игрушечные
предметы
быта
(телефоны,
посуда,
ку-
хонная плита, утюг, холодильник и т. д.);
- настольные игры;
- кубики разных размеров;
- тематические игровые наборы (доктор, парикмахер);
- игрушечный транспорт (машинки, кораблики, паро-
возики);
- музыкальные инструменты, исключая духовые;
- пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;
- картонки из-под яиц;
- губка, полотенце, веревка, лоскутки;
- клей, прозрачный скотч;
-
разнообразные
природные
материалы
(глина,
песок,
камушки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды де-
ревьев).
После
каждого
сеанса
в
игровой
комнате
необходимо
наводить порядок и расставлять предметы по местам. Игро-
вая комната должна представлять собой образец порядка и
надежности. Частью этой надежности является то, что каж-
дый предмет всегда находится на своем месте [24].
Основные направления игровой терапии
Игровая
терапия,
как
известно,
имеет
несколько
направле-
ний
(психоаналитическая,
игровая
терапия
отреагирова
-
ния, игровая терапия построения отношений, игровая тера-
154
пия
центрированная
на
клиенте,
сказочная
игротерапия),
которые имеют свои особенности и обоснование использова-
ния терапевтических техник.
Так,
психоаналитическое
направление
игровой
тера-
пии
было
впервые
представлено
известным
психоаналити-
ком М. Кляйн в 1920-х гг. Суть психоаналитического подхо-
дя в игровой терапии состоит в предположении о том, что
детская
игровая
деятельность
всегда
содержит
символиче-
ский
смысл.
Через
игру
ребенок
выражает
бессознательные
импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. д. Таким
образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных
ассоциаций,
применяемый
во
взрослом
психоанализе,
и
мо-
жет
позволить
аналитику
непосредственно
соприкоснуться
с
бессознательным
ребенка.
Символические
смыслы
долж-
ны
быть
проинтерпретированы
аналитиком.
Эго
(сознатель-
ное «Я») ребенка укрепляется, когда аналитику удается по-
мочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного
понимания себя и своих отношений с другими. А. Фрейд с
успехом
применяла
игротерапию
в
работе
с
детьми,
пере-
жившими бомбежки Лондона во время Второй мировой вой-
ны. Она делала акцент на двух важных моментах: во-пер-
вых,
игротерапия
позволяет
детскому
психоаналитику
быс-
трее
установить
с
маленьким
клиентом
эмоциональный
контакт; во-вторых, выражая в процессе игры свои пережи-
вания, ребенок может освободиться от страха перед психо
-
травмирующими
событиями
и
тем
самым
избежать
форми-
рования серьезной нервно-психической патологии.
Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отре
-
агирования Д. Леви. Для этого подхода характерно модели-
рование
определенной,
тревожащей,
пугающей
ребенка
жизненной ситуации, конечно же, в большинстве случаев в
проективной
форме.
Воссоздание
психотравмирующего
со-
бытия в безопасном пространстве игровой комнаты позволя-
155
ют ребенку максимально полно выразить свое отношение к
нему
и
освободиться
от
негативных
чувств
(ужас,
боль,
ярость и т. п.). Также в процессе терапии ребенок становит-
ся «режиссером» разыгрываемого события и тем самым его
внутренний
опыт
меняется.
Он
больше
не
чувствует
себя
только
лишь
пассивной
жертвой
в
психотравмирующей
си-
туации, но приобретает чувство уверенности в своей способ-
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 32