Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ности действовать активно.
В
игровой
терапии
построения
отношений
(Ф.
Аллен,
Д.
Тафт)
акцент
делается
на
эмоциональных
отношениях
между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение
исцеляющей силы. Процесс спонтанной игры протекает в при-
сутствии
взрослого
(игротерапевта),
который
с
интересом,
вниманием и уважением относится к личности ребенка. Тера-
певт эмоционально вовлечен в отношения с ребенком. Это
должно
способствовать
постепенному
обретению
детьми
чувс-
тва собственной уникальности и самоценности. Данный под-
ход обладает особой ценностью в работе с детьми, подвергав-
шимися
эмоциональному
насилию,
отвержению.
Игровая
те-
рапия
для
них
должна
стать
способом
познания
здоровых
межличностных
отношений,
полных
ответственности,
заботы
и тепла.
Игровая
терапия,
центрированная
на
ребенке,
основы-
вается на базовых принципах теории К. Роджерса — убеж-
денности
терапевта
в
наличии
врожденной
способности
ре-
бенка
к
спонтанному
психическому
развитию,
личностному
росту
и
самодетерминации.
В
процессе
игротерапии
проис-
ходит
восстановление
нарушенной
способности
ребенка
к
саморазвитию
и
коррекция
фрустрирующих
отношений
ре-
бенка
со
значимыми
взрослыми.
Основной
прием
роджери
-
анского
игротерапевта

создание
атмосферы
безоценочно-
го
принятия,
эмпатического
понимания
и
эмоциональной
поддержки ребенка. Терапевтический эффект достигается

156
за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопро-
явления, спонтанной игры в присутствии взрослого, воспри-
нимающего
его
как
личность,
имеющую
безусловную
цен-
ность.
Психоаналитическую
модель
игротерапии
и
модель
Д. Леви можно отнести к директивной терапии, в которой
роль взрослого (игротерапевта) крайне активна. Он — орга-
низатор, берущий на себя ответственность за весь процесс
игры. Две другие модели относятся к недирективной игро-
терапии, в которой фокус смещается на ребенка, и именно
он
становится
истинным
творцом
терапевтической
игры.
Взрослый
следует
за
его
фантазией,
поддерживает
процесс,
инициированный
ребенком,
берет
ответственность
за
подер-
жание особых, значимых для обоих и целительных для ре-
бенка эмоциональных отношений. Он также призван сохра-
нять атмосферу психологической безопасности и доверия.
Гуманистическую
игровую
терапию
можно
применять
к детям практически любого уровня развития, потому что
терапевтическая
среда
должна
устанавливаться
так,
чтобы
соответствовать
потребностям
каждого
ребенка.
Гуманисти-
ческий подход можно применять в работе с детьми, демон-
стрирующими
разнообразные
психопатологические
симпто-
мы, так как терапевтическая среда может быть модифици-
рована
специально
под
них.
Поскольку
подобная
терапия
считается
очень
мягкой,
возникает
меньше
ятрогенных
эф-
фектов
(ятрогенные
эффекты

неблагоприятные
эффекты,
вызванные методами и условиями лечения), и поэтому воз-
никает
меньше
проблем
при
психокоррекции
большого
ко-
личества
детей.
Гуманистическая
терапия
обычно
не
реко-
мендуется
для
работы
с
очень
агрессивными
детьми
или
с детьми, склонными к отреагированию. Жесткая система и
ограничения,
которые
требуются
таким
детям,
несовмести-
мы с философией данного подхода.


157
Основные правила гуманистической игровой терапии:
1. Психолог
развивает
теплые,
дружеские
отношения
с ребенком. Контакт с ребенком следует устанавливать как
можно быстрее.
2. Психолог
полностью
принимает
ребенка
таким,
ка-
кой он есть.
3. Психолог
создает
условия
дозволенности
в
отношени-
ях, так чтобы ребенок ощущал себя свободным в полном вы-
ражении своих чувств.
4. Психолог
готов
осознавать
чувства,
выражаемые
ре-
бенком, и отражать их так, чтобы ребенок достигал инсайта,
понимал свое поведение.
5. Психолог
сохраняет
глубокое
уважение
к
способно-
сти ребенка решать собственные проблемы, если ему предо-
ставляется
такая
возможность.
Ответственность
за
выбор
и
за проведение изменений лежит на ребенке.
6. Психолог
никоим
образом
не
пытается
направлять
действия ребенка или его речь. Ребенок — ведущий, а пси-
холог следует за ним.
7. Психолог не пытается ускорить ход лечения. Это по-
степенный процесс, и терапевт должен это осознавать.
8. Психолог
устанавливает
только
те
ограничения,
ко-
торые необходимы для закрепления эффектов терапии в ре-
альной жизни и для того, чтобы ребенок осознал меру своей
ответственности в их отношениях.
Исцеляющими
элементами
гуманистической
игровой
терапии
служат
отношения,
развивающиеся
между
ребен-
ком и психологом, инсайт, достигаемый ребенком через от-
ражение
его
поведения
психологом,
и
освобождение
стрем-
ления ребенка к самоактуализации, происходящее в услови-
ях здоровой среды терапевтических сессий. Психолог создает
среду,
позволяющую
ребенку
играть
и
удовлетворять
свои
биологические, личностные и межличностные потребности

158
такими способами, которые не требуют отказа от собствен-
ной
личности.
Гуманистическая
игровая
терапия
заключа-
ется в том, что ребенок регулярно и последовательно поме-
щается
в
здоровую
среду
игрового
кабинета,
в
атмосферу
теплоты
и
принятия,
создаваемую
психологом.
Очень
важ-
но,
что
психолог
использует
отражение,
а
не
интерпрета-
цию.
При
отражении
терапевт
проявляет
свое
внимание
к
игре,
словам,
мыслям
и
чувствам
ребенка.
Отражения
обычно не так сложны, как интерпретации, потому что их
цель
не
осознание
ребенком
источников
собственных
про-
блем,
а
фокусирование
его
внимания
на
процессе
взаимо-
действия
с
психологом.
Критерием
необходимости
заверше-
ния
коррекции
является
способность
сохранять
позитивные
поведенческие изменения за пределами игровой комнаты.
Среди
отечественных
подходов
к
игротерапии
можно
выделить
сказочную
игротерапию
(Т.
Д.
Зинкевич-Евстигне-
ева, Т. М. Грабенко и др.). Это эклектическая форма игровой
терапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы и
техники
различных
школ.
Однако
сказочную
игротерапию
можно отнести скорее к директивным формам. Ребенку ча-
ще
всего
предлагаются
какие-нибудь
инструкции,
то
есть
игровой
процесс
в
значительной
степени
структурирован
взрослым.
Основным
признаком
сказочной
игротерапии
яв-
ляется
обязательное
присутствие
сказочного
мотива
в
инс-
трукции. Иногда инструкции к играм переписываются в фор-
ме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается по мотивам
определенной сказки. Ценность метода заключается в его ди-
дактической
направленности.
Этот
подход
может
с
успехом
применяться в работе с детьми, провоцирующими гнев окру-
жающих.
Инициируя
разыгрывание
специально
подобранной
сказочной истории в детской терапевтической группе, игроте
-
рапевт в доступной ребенку форме объясняет, каким образом
и почему его действия вызывают агрессию других людей. При


159
этом ребенку сразу же предлагаются новые, конструктивные
варианты поведения и он имеет возможность, проиграв их, по-
лучить позитивную обратную связь от других участников те-
рапевтической группы.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
При работе со взрослыми чаще всего используется такой вид
игровой терапии, как песочная терапия, или игра с песком.
Это
один
из
психокоррекционных,
развивающих
методов,
направленных на разрешение личностных проблем через ра-
боту с образами личного и коллективного бессознательного.
Эти образы проявляются в символической форме в про-
цессе создания творческого продукта — композиции из фи-
гурок, построенной на специальном подносе (ящике) с пес-
ком, подобно тому, как они проявляются в сновидениях или
при использовании техники активного воображения [18].
Метод
построен
на
сочетании
невербальной
(процесс
построения
композиции)
и
вербальной
(рассказ
о
готовой
композиции,
сочинение
истории
или
сказки,
раскрывающей
смысл композиции) экспрессии клиентов.
Песочная
терапия
позволяет
клиентам
использовать
свой бессознательный материал и выводить его на сознатель-
ный уровень. Задача психолога — способствовать этому про-
цессу.
В ходе песочной терапии клиентам предоставляется воз-
можность выбрать любые предметы из огромного количест-
ва и расположить их на подносе с песком, создавая тем са-
мым своеобразный трехмерный коллаж или ассамбляж.
Создавая
композицию,
клиент
глубоко
погружается
в
процесс творчества, и это напоминает работу художника или
процесс
создания
ритуальных
изделий.
Включение
в
песоч-
ную композицию разнообразных объектов порой придает ей

160
сходство
с
«магическими»
изображениями.
При
восприятии
находящихся
в
песочнице
предметов
необходимо
учитывать
физические свойства материалов, из которых они изготовле-
ны, поскольку они дополняют психологическое значение са-
мих предметов.
В течение всего курса песочной терапии психолог дол-
жен следовать за клиентом и не делать интерпретации, даже
когда необходимо принять на себя роль фасилитатора. Роль
арт-терапевта — быть свидетелем, соблюдать права клиента
и с уважением относиться к его трудностям. Арт-терапевт
создает
безопасное,
защищенное
место
и
поддерживает
у
клиента чувство безопасности.
Хотя
большинство
специалистов
отводят
на
песочную
сессию 50 минут, лучше планировать 1,5 часа. Расширенная
во времени процедура позволяет клиентам спокойно строить
и осознавать.
История возникновения песочной терапии
Впервые идея использования песка в игре с больными и пси-
хологически
неблагополучными
детьми
была
реализована
английским
детским
психотерапевтом
Маргарет
Ловенфельд
в 1930-х гг. М. Ловенфельд придавала большое значение так-
тильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявше-
му проективную игру с различными предметами и куклами.
Она работала с двумя подносами, один из которых был на-
полнен песком, другой — водой. Детям также предлагались
обычные формочки для игры в песочнице и коробки с мини-
атюрными
игрушками.
Ребенку
предоставлялась
возмож-
ность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети
называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и
назвала свою методику — техника «построения мира».
В 1950-х гг. швейцарский психоаналитик Дора Кальфф,
внимательно изучив методику «построения мира», начала раз-


рабатывать
юнгианскую
песочную
терапию,
ставшую
впо-
следствии
самостоятельным
направлением
в
психотерапии.
Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной те-
рапии теорию К. Г. Юнга. Технология работы с песком была
ей модифицирована в соответствии с теоретической базой.
Сегодня
«песочницу»
активно
используют
в
гештальт-
терапии,
когнитивно-поведенческой
и
семейной
терапии,
в
детском психоанализе, и конечно же, она может входить в
инструментарий интегративной арт-терапии.
Как уже говорилось, в качестве материалов использует-
ся песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью кли-
ентам
предлагается
создавать
композиции
в
специальном
подносе. После завершения работы с песком клиент дает на-
звание своему творению и рассказывает о нем психологу.
Психолог
отмечает
важные
моменты
процесса
(особен-
ности поведения клиента, действия с песком, первую фигур-
ку, поставленную в песочницу и т. д.), фиксирует компози-
цию на фото или слайдпленку, подробно записывает рассказ
клиента.
Основные цели, задачи и возможности песочной терапии
Основная
цель
песочной
терапии

помочь
клиенту
до-
стигнуть
эффекта
самоисцеления
посредством
спонтанного
творческого
выражения
личного
и
коллективного
бессозна-
тельного, включение его в сознание, укрепление его «Эго» и
установление качественно нового взаимодействия Эго с глу-
бинным
источником
психической
жизни

целостным
«Я».
В
результате
происходит
значительное
усиление
способнос-
ти человека к самодетерминации и саморазвитию.
Механизм
психокоррекционного
воздействия

уста-
новление клиентом связи, контакта с глубинными пластами

162
собственной
психики,
встреча
с
неосознаваемыми
частями
«Я»,
их
интеграция
в
сознание
и
достижение
посредством
этого
лучшего
понимания
себя
и
большей
психической
це-
лостности.
Основные задачи песочной терапии:
- возвращение в состояние играющего, свободно тво-
рящего ребенка посредством глубокой возрастной ре-
грессии;
-
соприкосновение
с
вытесненным
и
подавленным
ма-
териалом
личного
бессознательного,
его
включение
в
сознание;
-
соприкосновение
с
архетипами
коллективного
бессо-
знательного,
постижение
самых
таинственных
плас-
тов психики;
-
проработка
архетипических
содержаний
индивиду-
альной
психики,
выведение
их
из
глубины
бессозна-
тельного и интеграция в сознание.
Возможности
песочной
терапии.
Данный
метод
позво-
ляет
гармонизировать
(упорядочить)
внутренний
душевный
хаос посредством:
-
проработки
психотравмирующих
ситуаций
на
симво-
лическом уровне;
-
отреагирования
негативного
эмоционального
опыта
в процессе творческого самовыражения;
-
расширения
внутреннего
опыта
за
счет
осознания
глубинных
уровней
психики,
в
том
числе
архетипи
-
ческого, и укрепления сознательного «Я»;
-
изменения отношения к себе, к своему прошлому, на-
стоящему
и
будущему,
к
значимым
другим
событи-
ям и в целом к своей судьбе;
-
укрепления
(или
пробуждения)
доверия
к
окружаю-
щему
миру,
развития
новых,
более
продуктивных
с
ним отношений.
(
> Чак. 1285
161


Оснащение кабинета песочной терапии
Подносы с песком. Для песочной терапии требуются два де-
ревянных
ящика
прямоугольной
формы
размером
49,5
х
х 72,5 х 7 см (часто используются другие пропорции, напри-
мер 50 х 70 х 8 см или 4 9 x 7 0 x 1 0 см). Эти размеры чрез-
вычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удержи-
вать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фраг-
менты. Один из подносов используется для сухого, а дру-
гой — для влажного песка! Дно и внутренняя часть бортов
должны
быть
окрашены
в
голубой
цвет,
символизирующий
воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь беже-
вый цвет, символизирующий песок и сознание.
Песок занимает примерно одну треть объема ящика; он
должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не
слишком мелким и желательно достаточно светлым. Важно,
чтобы он был приятен на ощупь.
Коллекция
миниатюрных
фигурок
и
предметов.
Для
песочной терапии потребуются:
- фигурки людей разного пола и возраста, представи-
тели различных исторических эпох и разнообразных
профессий. Кукольные семейства, фантастические
существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и
богини разных народов, колдуны, ведьмы и др.;
- животные (наземные, летающие, водные обитатели)
как дикие, так и домашние, а также вымершие и до-
исторические представители фауны, фантастические
животные (единорог, грифон, пегас и т. п.);
- дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, за-
боры, ворота, здания, имеющие специальное предна-
значение (вокзалы, больницы, школы и т. п.), храмы
различных религий;
- продукты питания, домашняя утварь, орудия труда;
- деревья, кусты, цветы и другие растения;

164
- природный материал: камешки, мох, кора деревьев,
плоды
деревьев,
ракушки,
кораллы,
перышки,
сухие
ветки, засушенные цветы;
- небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.);
-
транспортные
средства
(наземные,
водные,
воздуш-
ные);
- «мультяшные» персонажи;
- маски;
- монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, ку-
сочки кожи, меха;
- зеркала;
- ритуальные предметы;
- миниатюрные часы, весы, маятник;
- ларцы, коробочки;
- миниатюрные музыкальные инструменты;
- разноцветные стеклянные и хрустальные шарики, и
многое другое.
Условия применения, этапы и стадии
Показания
к
использованию
песочной
терапии.
Песочную
терапию применяют в том случае, если клиент:
- направлен к вам специально для этой работы;
- неспособен объяснить словами то, что он чувствует
или думает;
- ограничен в проявлении своих чувств или находится
в состоянии фрустрации;
- переживает экзистенциальный кризис;
- остро переживает возрастной кризис;
- борется с решением, которое должен принять;
- имеет психологическую травму.
Противопоказания
к
использованию
песочной
тера-
пии. Песочную терапию нельзя применять, если:
- клиент сильно сопротивляется песочной терапии;