Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 829

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

165
-
уровень доверия между психологом и клиентом недо-
статочно высок;
- клиент характеризуется повышенной возбудимостью.
Продолжительность
одной
сессии
песочной
терапии
с
подростками и взрослыми составляет в среднем — 50-60 мин.
Продолжительность
одной
консультации
зависит
от
возрас-
та клиента и особенностей его интеллектуального развития.
Периодичность
консультаций
зависит
от
остроты
про-
блемы. Обычно рекомендуется проводить их 1-2 раза в неде-
лю.
Полный
курс
песочной
терапии
может
составить
12-
15 сессий.
На
первой
консультации,
если
принято
положительное
решение
об
использовании
песочной
терапии,
необходимо
познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.
В процессе песочной терапии выделяют следующие на-
чальные этапы:
Этап 1 — сбор информации и установление доверитель-
ных отношений с клиентом. На первой встрече с клиентом
необходимо обсудить ряд подходов, которые вы можете ис-
пользовать в ходе терапии. Обратив его внимание на подно-
сы с песком и коллекцию фигурок, можно рассказать о пе-
сочной терапии как одном из методов, которые вы исполь-
зуете.
Этап 2 — наблюдение. Понаблюдайте за реакцией кли-
ента на коллекцию. Обратите внимание, касается ли он пес-
ка,
близко
ли
рассматривает
специфические
объекты
или
кажется полностью незаинтересованным и быстро уходит из
игровой зоны.
Этап
3

знакомство
клиента
с
песочной
терапией.
Предоставить
возможность
клиенту
потрогать
песок,
пока-
зать дно песочницы, показать ему разнообразие объектов и
других материалов и сообщить, что он (или она) может не
использовать никаких объектов либо брать только несколь-

ко фигурок или столько, сколько захочет. Расскажите о том,
что все предметы размещены по категориям, это облегчит
поиск.
Покажите
клиенту
кувшин
воды,
бумажные
поло-
тенца или салфетки и напомните, что он может использовать
сухой или влажный песок.
Некоторые
клиенты
предпочитают
говорить
или
взаи-
модействовать с психологом. В такой ситуации главное —
избегать
интерпретаций
или
вопросов,
которые
могли
бы
повлиять на клиента и увести его в сторону от процесса.
В
самом
процессе
песочной
терапии
выделяют
следу-
ющие стадии:
1. Создание
песочной
картины.
Инструкция:
выберите,
пожалуйста, все те фигурки, которые привлекают вас или
отталкивают.
Выбирайте
столько
фигурок,
сколько
хочется.
У нас есть один час, и вы можете сами определить себе время
для выбора. Все, что вы выберете, вы должны разместить на
подносе

песочнице).
Когда
клиент
предоставлен
процес-
су — это его время для выбора объектов и темы песочной
картины. В этот момент важно соблюдать тишину, не вме-
шиваясь в процесс и не давая никаких советов.
2. Дистанцирование
и
переживание
песочной
картины.
Если
клиенты
демонстрируют
очевидные
эмоциональные
невербальные
реакции,
необходимо
обратить
на
это
внима-
ние. Например, если клиент вздыхает, вы можете сказать:
«Что-то, кажется, глубоко трогает вас». Не задавайте вопро-
сов. Диалог на этом этапе — исключительно между клиен-
том и его миром. Ваши реакции или комментарии предна-
значены только для того, чтобы позволить ему знать, что вы
слышите его
и проявляете
внимание
к его
утверждениям.
Делайте
устные
комментарии
только
в
том
случае,
если
чувствуете,
что
клиент
нуждается
в
подтверждении
вашего
присутствия. Важно понимать — ваши слова не по делу мо-
гут быть вторжением.


167
3.
Взаимодействие с песочным миром. Клиент может
манипулировать
с
объектами
песочного
мира:
перемещать
их, удалять из подноса или добавлять какие-либо новые объ-
екты.
Если
клиент
что-то
изменил,
дайте
ему
возможность
повторно погрузиться в свой мир. Обратите внимание на лю-
бые
изменения
в
самом
клиенте
(чувства,
поведение),
кото-
рые произошли с преобразованием мира.
4.
Путешествие по «песочному миру». Клиент выступа-
ет в роли гида своего песочного мира или рассказчика. Если
в
процессе
описания
мира
вы
наблюдаете
телесные
реакции
клиента, можно спросить: «Что вы испытываете сейчас в ва-
шем
теле?»
Когда
процедура
близится
к
завершению,
необ-
ходимо спрашивать клиента, каким образом он (или она) хо-
тел
бы
завершить
сегодняшнюю
встречу:
«Сегодня
мы
за-
канчиваем.
Сейчас
у
вас
есть
возможность
оставить
мир
таким, как он есть, или что-либо поменять в н е м » .
5 .
Интеграция
полученной
символической
информа-
ции
на
более
сознательный
уровень.
Необходимо
помочь
клиентам
связать
значимые
символические
образы
из
их
пе-
сочных миров и значения этих образов с их реальной жиз-
нью. Клиент должен увидеть связь между тем, что выясни-
лось
в
подносе,
с
ежедневными
событиями.
Можно
сказать
следующее:
«Вы
только
что
создавали
в
песке
свой
мир.
Насколько события в подносе похожи на те, что происходят
в вашей жизни теперь?»
6 .
Разборка песочной картины. При уборке использо-
ванных
материалов
лучше
всего
сразу
расставлять
фигуры
на их места, по категориям. Это облегчит выбор следующим
клиентам.
Для
этого
не
забудьте
выделить
дополнительное
время на организационные моменты.
Основные вопросы арт-терапевта к клиенту:
- Если бы поднос был бы картиной, то какое бы назва-
ние имела эта картина?


-
Каковы
ваши
впечатления,
ощущения
от
процесса
со-
здания
песочной
картины?
-
Что
является
для
вас
особенно
важным
или
полез-
ным
в
этой
картине?
-
Как
сюжет
или
герои
вашей
композиции
могут
по-
мочь
вам
в
вашей
жизни?
-
Быть
может,
вы
сделали
для
себя
некое
открытие
или
важное
наблюдение:
если
это
так,
хотели
бы
вы
об
этом
рассказать?
Таким
образом,
стратегия
психолога
заключается
в
максимальном
содействии
клиенту
в
процессе
понимания
самого
себя
и
осмысления
закономерностей
собственной
жизни [17].
Проведение анализа песочницы
Анализ проводится на следующих уровнях.
Первый уровень — объект является тем, чем называет
его клиент. Сначала при анализе учитываются те значения,
которые
приписывают
объектам
сами
клиенты.
Например,
часто кедровые шишки служат в клиентских мирах деревь-
ями,
камешки

ступеньками,
коробка
из-под
сигарет

современным блочным домом и т. п.
Второй
уровень

функциональное
значение
объекта,
то, какими функциями он обладает. Например, если в под-
носе находится дом, то его функциональное значение — уют,
тепло, защита, жилище, отделение, сохранение и др.
Третий уровень — символическое значение объекта, то
есть то значение, которое приписывается объекту с точки
зрения
религии,
культуры,
ментальности.
Для
этого
психо-
логам понадобится словарь или энциклопедия символов.
Соединяя информацию, полученную на всех трех уров-
нях анализа, психолог так же связывает все символы, объ-

169
екты и образы между собой, как это делается, например, при
анализе проективных рисуночных тестов.
Кроме
этого
песочные
терапевты
обращают
внимание
на следующие моменты:
- первую фигуру, размещенную в подносе (то, что
наиболее
актуально
на
сегодняшний
день);
-
фигуры, отобранные
для строительства, но оставлен-
ные в корзинке вне подноса (то, что еще не готово
стать
видимым,
но
уже
обозначено);
-
фигуры, которые часто переставлялись в ходе строи-
тельства
(то,
что
является
объектом
постоянных
ма-
нипуляций);
-
название
песочной
композиции,
которое
может
пре-
доставить
много
информации,
так
как
оно
интегри-
рует
в
себе
все
его
содержание
и
фактически
являет-
ся
семантическим
кодом.
Анализ
песочного
мира
психолог
осуществляет
только
для
себя.
Это
необходимо
для
построения
психотерапевти-
ческой гипотезы, прогноза развития процесса клиента и др.
Клиенту его мир ни при каких обстоятельствах не анализи-
руется и не интерпретируется.
Ключевые характеристики песочных картин
Выделяют
следующие
ключевые
характеристики
песочных
картин:
энергоинформационное
поле;
основная
идея;
сюжет
(или
сюжеты);
конфликтное
содержание;
ресурсное
содер-
жание; символическое поле.
1.
Энергоинформационное
поле
песочной
картины.
Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энер-
гетику картины, то есть включается некое «рабочее состоя-
ние». Его первым признаком является искренний интерес к
картине, желание узнать о ней как можно больше. Мы еще


170
слишком мало знаем об энергоинформационном поле песоч-
ной картины, но понимаем всю важность этой ключевой ха-
рактеристики.
Фактически
энергоинформационное
поле
пе-
сочной
картины
и
является
главным
хранилищем
знаний
о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать
это знание, поэтому на помощь приходят другие ключевые
характеристики.
2.
Основная идея песочной картины. Основная идея пе-
сочной
картины
отражает
актуальные
жизненные
ценности,
потребности,
«зону
ближайшего
развития»
автора.
Иными
словами, основная идея расскажет о том, что является для
клиента наиболее значимым в данный момент и над чем он
сознательно или бессознательно работает, к чему стремится.
Узнать
основную
идею
песочной
картины
можно,
как
минимум, тремя способами:
1)
попросить клиента дать название миру, созданному в
песочнице;
2)
предложить клиенту ответить на один из вопросов:
- что это за мир?
- что это за страна?
- что самое главное жители этой страны могли бы ска-
зать жителям других стран и миров?
- чему нас может научить опыт путешествия по этой
стране, по этому миру?
3)
предложить клиенту описать песочный мир.
3.
Сюжет (или сюжеты) песочной картины. Сюжет пе-
сочной
картины
отражает
динамику
некоторого
внутренне-
го процесса. Иногда бывает так, что внутри картины имеют-
ся два и более связанных между собой сюжета. Например,
Две страны, три мира, два и более главных героя. Бывает,
что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но опи-
сывают разные возрастные промежутки его пути — детство,
юность, зрелость.

171
Условно картины по сюжетной динамике можно разде-
лить на три вида:
1) динамичные;
2) статичные;
3) смешанные.
Динамичные
картины,
как
правило,
описывают
героя
(или героев), которые куда-то идут, стремятся к чему-либо,
чего-то хотят, что-то ищут. На картине мы застаем их на
определенном отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое
(мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они
стремятся).
Преимущество
динамичных
картин
для
психо-
лога состоит в том, что фактически клиент уже сам расска-
зывает
о
целях
консультирования
(правда,
в
зашифрован-
ном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить,
какие средства для этого использовать.
Статичная картина — это стоп-кадр какого-либо сюже-
та. В статичной песочной картине время остановилось. Герои
таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни, или
мы их застаем в момент какого-либо действия (работа, игра,
трапеза, купание, загорание, охота и пр.), но в любом случае
это привычный для них вид деятельности. Чтобы выявить
сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие зада-
ния: «Расскажите историю этой страны. С чего все начина-
лось, кто ее создавал, как это происходило?», «Что ожидает
эту страну в будущем?», «Представьте себе, что первый день
творения в этой стране закончился, наступила ночь, а за ней
и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране?»
Если в стране не происходит никаких значимых событий,
сюжетная динамика проявляется только в смене видов де-
ятельности героев. Это может означать, что человек нашел
для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее
покидать.
По-видимому,
ему
нужно
некоторое
время
«по-
жить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий
и приключений.


172
В
смешанных
песочных
картинах
статическое
благопо-
лучие
нарушается
динамизмом
какого-либо
героя.
Смешан-
ные картины могут содержать два мира — статичный и ди-
намичный. В любом случае смешанная картина говорит о
некотором
внутреннем
противоборстве,
противоречии
и
по-
иске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на
конфликтное содержание песочных композиций [17].
Виды содержаний песочных картин
1.
Конфликтное
содержание
песочных
картин.
Содержание
отражает
внутреннее
напряжение
человека
и бывает
явным
и скрытым.
Конфликтное содержание песочной картины может быть
описано следующими характеристиками:
- уровень агрессии;
- направленность агрессии;
- адресность агрессии;
- динамика проработки внутреннего конфликта.
Уровень агрессии может быть высоким, средним и низ-
ким. Высокий уровень агрессии проявляется в том случае,
если в песочнице разворачиваются баталии или имеется пер-
сонаж, по отношению к которому направлены активные аг-
рессивные
действия.
Если
герои
картины
только
готовятся
к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое коли-
чество вооруженных фигур, не задействованных в активных
военных действиях, то можно говорить о среднем уровне аг-
рессии.
Если
песочная
картина
представляет
собой
мирное
зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.
Направленность
агрессии
может
быть
выражена
как
аутоагрессия
и
гетероагрессия.
Аутоагрессия
проявляется
в
Разрушительных
действиях
по
отношению
к
главному
ге-
рою песочной сказки,
в неприятностях, которым
подвергает
его автор. Гетероагрессия — через противоборство армий в

173
песочнице, а также в активных агрессивных действиях глав-
ного героя по отношению к другим персонажам и элементам
композиции.
Адресность
агрессии
показывает
адресата
агрессивных
действий.
Фигурка
(или
фигурки),
на
которую
направлен
агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с кон-
кретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, ба-
бушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).
2.
Ресурсное
содержание
песочной
картины.
Ресурсное
содержание
песочной
картины
служит
опорой
для
психоло-
гического
консультирования
и
является
интегральной
ха-
рактеристикой .
Проявление
ресурсного
содержания:
-
Наличие
особой
позитивной
энергетики
в
картине.
Какой-то
участок
картины
или
композиция
в
целом
греет
душу.
Если
попросить
рассказать
об
этом
по-
дробнее,
можно
актуализировать
ресурсные
ипоста-
си личности.
- В картине или рассказе о ней имеется созидательная
идея, стремление. Если психолог на этом акцентиру-
ет внимание клиента, можно актуализировать его ре-
сурсные возможности.
-
Сюжет
песочной
картины
жизнеутверждающий,
и
на этом можно построить линию консультирования.
-
Ощущение освобождения от напряжения после отыг-
ранного
конфликта.
Теперь,
когда
добро
победило
зло, можно «начинать новую жизнь».
-
Гибкость
и
изобретательность
героя
композиции
в
поиске способов преодоления трудностей. Обычно это
можно
установить
из
рассказа
клиента
о
картине.
Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость,
покровительство,
избегание,
взаимопомощь
и
другие
способы для преодоления трудной ситуации, можно