Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1008

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

174
говорить об его адаптивных ресурсах. У него имеется
высокий
потенциал
для
того,
чтобы
приспособиться
к
различным
условиям,
а
также
для
того,
чтобы
успешно разрешать сложные ситуации.
-
Потенциальные,
ресурсные
возможности
человека
проявляются в его песочной картине в качестве чу-
десных
предметов,
несущих
избавление
или
счастли-
вое
разрешение
ситуации.
Впоследствии
мы
сможем
к ним обращаться для поддержки и усиления «Я»
клиента.
- Наличие фигур-помощников.
3.
Символическое
поле
песочной
картины.
Символиче-
ское поле песочной картины отражает информацию о внут-
реннем мире клиента, зашифрованную в образах и симво-
лах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть
может, является наиболее привлекательной.
Для удобства понимания можно условно разделить сим-
волическое поле песочной картины на три части:
1)
символизм
пространственного
расположения
пред-
метов в песочнице;
2)
символизм ландшафта песочной картины;
3)
символизм
предметов,
использованных
в
песочной
картине.
Последовательно
рассмотрим
каждую
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   32

часть
символи-
ческого поля песочной картины, условно разделяя символи-
ческое поле на три части, помня о том, что они существуют в
единстве друг с другом.
Важным
условием
для
проведения
символического
ана-
лиза
является
фиксация
местоположения
клиента
относи-
тельно песочницы.
Поверхность
песочной
картины
можно
условно
разде-
лить на три равные части по вертикали и три равные части
по горизонтали, как в кубике-рубике. Таким образом, «пе-

175
сочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вер-
тикаль
и
горизонталь
имеют
определенное
символическое
значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука —
правая.
У
левшей
все
будет
зеркально.
По вертикали:
«Женская»
часть.
Символизирует
прошлое,
взаимо-
отношения
со
значимыми
женщинами,
матерью,
связь
с
домом.
Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что мо-
жет
опираться.
Левая
часть
также
может
символизировать
внутренний мир человека; отражать его глубинные личност-
ные процессы.
Настоящее.
Центральная
часть
символизирует
актуаль-
ные в данный момент процессы человека. Это то, о чем он ду-
мает, к чему стремится, что является для него значимым.
Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр
картины. Нередко она символизирует «Я» клиента, тот об-
раз, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный
момент.
«Мужская»
часть.
Символизирует
будущее.
Социальные
процессы. Взаимоотношения в социуме — детский сад, шко-
ла,
институт,
работа.
Может
отражать
взаимоотношения
с
партнером по браку. Также символизирует планы на буду-
щее,
тревоги,
связанные
с
будущим.
Взаимоотношения
со
значимыми
мужчинами,
отцом,
братом,
мужем,
другом.
Иногда
символизирует
ограничения
в
реализации
задуман-
ного.
По горизонтали:
Верхняя
часть
символизирует
ментальные
процессы.
О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает.
Центральная
часть
символизирует
эмоциональные
про-
цессы — то, что человек переживает, чувствует, о чем беспо-
коится, чему радуется.
/


Нижняя
часть
символизирует
сферу
реальных
дейст-
вий, поступков человека — то, что он сделал, что делает, что
хочет сделать. Это земля, почва под ногами. Как видим, ин-
терпретация
символического
значения
многозначная
и
мно-
гоуровневая, поэтому психолог ищет
тот смысл, который бо-
лее
всего
соответствует
состоянию
клиента
и
идее
картины.
Даже
беглый
взгляд
на
пространственное
расположение
фи-
гурок в песочнице может дать важную информацию об осо-
бенностях
клиента.
Для
этого
необходимо
ответить
на
воп-
рос:
какие
части
песочницы
наиболее
заполнены,
а
какие
оказались
пустыми?
Если
наблюдается
определенная
дис-
гармония
в
заполнении
песочницы
фигурками,
психолог
может
определить
для
себя
наиболее
общие
задачи
консуль-
тирования.
Фигурки песочной картины
Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про-
цессы,
связанные
либо
с
прошлыми
воспоминаниями,
ли-
бо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине.
Фигурки,
находящиеся
в
центральной
верхней
части,
могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантази-
рует клиент.
В правый верхний угол, как правило, попадают фигур-
к и , отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о вза-
имодействии в социуме — от детского сада, школы до рабо-
т ы .
Взаимодействие
с
отцом,
другими
значимыми
мужчи-
нами.
Попавшие
в
центральную
левую
часть
фигурки
могут
символизировать
прошлые
эмоциональные
переживания,
связанные с домом, матерью, значимой женщиной.
В
центральной
части
сосредотачиваются
самые
важные
фигурки. Они описывают, с одной стороны, актуальное эмо-

циональное состояние, а с другой стороны — ценностные
устремления,
нечто
значимое,
при
этом
неважно,
осознавае-
мо это или нет.
Фигурки
в
правой
центральной
части
отражают
стрем-
ления,
желания
автора
песочной
картины,
а
также
эмоции
по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.
Фигурки,
расположенные
в
левом
нижнем
углу,
могут
отражать
некие
совершенные
в
прошлом
действия.
Они
мо-
гут
быть
также
связаны
с
домом,
матерью,
значимой
жен-
щиной, ребенком.
В
нижней
центральной
части
находятся
фигурки,
отра-
жающие,
как
правило,
некоторые
действия,
реализуемые
в
данный момент, или отношение к ним, а также актуальные
желания клиента.
Попавшие
в
правую
нижнюю
часть
фигурки
символи-
зируют
некие
действия,
которые
возможны
в
будущем,
дей-
ствия
по
отношению
к
социальному
окружению
или
значи-
мым мужским фигурам.
Несмотря
на
кажущуюся
доступность
пространственно-
символической
информации,
нужно
опасаться
преждевре-
менных
выводов
и
поверхностных
интерпретаций.
Необхо-
димо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними про-
цессами
человека,
не
всегда
они
могут
быть
объяснены
и
проинтерпретированы.
С
ИМВОЛИЗМ
ландшафта песочной картины
Символизм ландшафта песочной картины отражает рельеф
внутреннего
мира
человека.
Каков
он?
Плоский,
холмистый,
горный,
лесной
или
водный?
Многоплановый
или
однообраз-
ный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.
Многие
начинают
процесс
создания
песочной
картины
именно с ландшафта — прокладывают реки, озера, моря,


178
горы, долины и пр. После этого населяют мир разными су-
ществами.
Другие
создают
ландшафт
параллельно
с
поме-
щением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставля-
ют фигурки на ровную песочную плоскость, не обременяя
себя созданием ландшафта.
Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых мож-
но увидеть отсутствие ландшафта или его условность (на-
пример, озеро или река выглядят как небольшое углубление
в песке). До голубого дна песочницы еще очень далеко, но
автор картины определяет эту ямку как полноценный водо-
ем.
Так
может
проявляться
недостаточная
осознанность
внутренних процессов. Для детей это естественно, они нахо-
дятся в начале пути самопознания. Однако если песочную
картину
с
невыраженным
ландшафтом
создавал
подросток
или
взрослый,
важно
не
торопиться
с
интерпретацией.
У взрослых невыраженный ландшафт появляется после пе-
ренесенных
тяжелых
болезней,
утрат,
стрессов,
как
показа-
тель
стабилизации
внутренних
процессов.
С
другой
сторо-
ны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не
желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира
и заниматься исследованием самого себя. Наконец, картины
с
невыраженным
ландшафтом
и
малым
количеством
фигу-
рок
создают
люди,
далеко
продвинувшиеся
в
личностном
развитии.
Как
правило,
такие
картины
всегда
наполнены
глубоким
философским
смыслом.
Также
плоскую
песочную
картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.
Типичными атрибутами ландшафта являются:
- водоемы: ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;
- отдельные фрагменты суши внутри или около водо-
ема: мыс, коса, остров;
- равнины: пустыни, долины, сады, леса;
- возвышенности: холмы, курганы, сопки, горы;
- естественные природные углубления: пещеры;

179
- связующие элементы: мосты, тоннели, дороги, тро-
пинки.
Водоемы
могут
символизировать
чувственное,
эмоцио-
нальное начало человека. Если в картине доминирует вод-
ная стихия, можно говорить об авторе как о человеке чув-
ствительном или о его пробуждающейся чувственности, здо-
ровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая
и в ней нет злобных персонажей). Однако не будем забывать
о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на
берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение
строений
на
берегу
является
естественным
и
природосооб
-
разным.
Другая
ситуация,
если
в
песочной
композиции
отсутс-
твует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке
эмоциональности.
Вода
может
отсутствовать
по
объектив-
ным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают
ее наличия (например, автор лепит фигуру человека из пес-
ка или создает караван в пустыне).
Интересно
и
местоположение
водоемов.
Реки
нередко
протекают
транзитом
по
всей
картине,
символизируя
цент-
ральную магистраль. При этом реки могут разделять про-
странство картины на несколько частей. Таким образом, мы
будем иметь дело с автономными частями личности, акту-
альными для автора в данный момент времени. Относительно
рек — может оказаться важным знание направления их те-
чения. В какую сторону течет река: слева направо (из про-
шлого в будущее) или справа налево (из будущего в про-
шлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплоще-
нию) или снизу вверх (от действия к его осознанию).
Озера,
пруды,
внутренние
моря
занимают
фиксирован-
ное место в картине. Поэтому для нас особенно интересно их
пространственное положение.
Водоемы
могут
способствовать
формированию
отде-
льных фрагментов суши, наиболее интересными из которых


180
являются острова. Остров — автономная часть суши, со всех
сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают на-
иболее значимые или уязвимые фигурки. Некоторые авторы
картин с островами говорят, что это место их уединения.
В основной части картины они вынуждены постоянно с кем-
то
взаимодействовать,
суетиться,
взаимодействовать,
поэто-
му
наступает
момент,
когда
требуется
сбежать
на
остров.
Иногда
остров
символизирует
недоступную,
с
точки
зрения
автора композиции, для реализации мечту.
У подростков нередко остров является «зоной самостоя-
тельности и свободы». Ребенок на острове может пережить
подлинное
ощущение
самостоятельности,
актуализируя
ре-
сурсы для выживания, проверяя себя.
С другой стороны, на остров может быть «выселена» не-
кая
травматическая
ситуация,
вытесняемая
в
более
глубо-
кие пласты бессознательного.
Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах
множественную нагрузку.
Разного
рода
возвышенности служат
защитой,
препятст-
вием,
домом,
центральной
фигурой
композиции.
Возвышен-
ность
приподнимает
человека
над
землей,
чуточку
прибли-
жая к Богам.
Находясь на горе, человек может увидеть свою «зем-
ную» жизнь как на ладони. У психологов это называется
«подняться
над
ситуацией»,
освободиться
от
суеты,
посмот-
реть «философским взглядом».
Горы также символизируют стремление человека к со-
циальной
самореализации,
утверждению
себя
в
социальных
Делах и достижениях.
Гора является почти традиционным символом в карти-
не молодого мужчины, и она — отражение здорового жела-
ния утвердить свою мужскую силу.
Особое место в ландшафте занимают пещеры, как зем-
ные, так и водные.

Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна,
которая, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает, а с
другой — пугает.
В песочных композициях довольно часто в пещерах жи-
вет
некий
загадочный,
иногда
злобный
персонаж.
Часто
вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пе-
щера является носителем некой тайны.
Иногда
в
пещерах
«прячутся»
психотравматические,
вытесненные
воспоминания,
к
актуализации
которых
чело-
век в данный момент не готов. Это особенно справедливо,
когда в Пещере сложен мусор или живет злобный персонаж.
Особый акцент на пещерах (земных и водных) в песочных
композициях,
авторами
которых
являются
женщины,
часто
служит
указанием
бессознательного
на
гинекологические
проблемы.
Долины
и
сады
символизируют
созидательное
вмеша-
тельство человека в природный ландшафт, показывают уме-
ние человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.
Итак,
символизм
ландшафта
также
многое
может
рас-
сказать о внутреннем мире человека.
Каждый
предмет
появляется
в
песочнице
неслучайно.
Он что-то символизирует. Но что? Чтобы прикоснуться к по-
ниманию этого, важно понять следующее: предметы несут в
себе
многоуровневое
значение,
информацию
личного
и
кол-
лективного бессознательного [17].
Семейная песочная терапия
Техника игры с песочницей и семейная терапия, при их со-
четании,
предоставляют
различные
возможности.
Это
свя-
зано со следующими моментами:
1. Ящик с песком, имея определенные размеры, высту-
пает
в
качестве
реального
и
символического
пространства
творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» пе-