ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1005
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
182
реживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувст-
вуют
себя
достаточно
защищенными
психологически.
Бла-
годаря
этому
они
имеют
возможность
не
только
выразить
свои
индивидуальные
переживания,
но
и
достичь
их
интег-
рации
и
вступить
в
невербальное
взаимодействие
с
другими
участниками игры.
2 .
В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать
за
формированием
внутрисемейных
альянсов
и
видеть,
к т о
из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря это-
м у
он
может
использовать
определенные
интервенции
для
того,
чтобы
разрушить
одни
альянсы
и
усилить
другие,
а
также
прийти
к более
объективному
представлению
о
семей-
ных отношениях.
3 .
В процессе игры с песочницей хорошо проявляются
неосознаваемые
переживания
членов
семьи,
которые
затем
могут
стать
предметом
специального
обсуждения
и
анализа.
Кроме
того,
на
основе
такого
анализа
психотерапевт
может
рекомендовать
участникам
игры
использовать
определен-
ные фигуры.
4 .
Техника игры с песочницей отвечает потребностям
ребенка и других членов семьи, она то средство, благодаря
которому
себя
проявляет
«внутренний
р е б е н о к » ,
пребыва-
ющий во всяком родителе.
5 .
В ходе игры с песочницей проявляется уникальность
семейной
системы,
с
характерными
для
нее
духовными
п о -
требностями и коммуникативными паттернами.
Применение техники игры с песочницей в работе с с е -
мьями
требует
от
специалиста
хорошего
владения
как
п е -
сочной, так и семейной психотерапией.
Песочная терапия с детыми
В процессе песочной терапии могут корректироваться неко-
торые неадаптивные установки и иррациональные представ-
1
8
1
ления.
Один
из
основных
механизмов
позитивного
воздейс-
твия песочной терапии основан на том, что ребенок получа-
ет
опыт
создания
маленького
мира,
являющегося
символи-
ческим выражением его способности и права строить свою
жизнь и свой мир собственными руками.
Применение
песочной
терапии
предполагает
следующие
стадии игры с песком:
1. Хаос.
Эта
стадия
отражает
эмоциональное
смятение
и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит посте-
пенное
отреагирование
болезненного
эмоционального
состо-
яния
и
освобождение
от
него.
Многократное
символическое
повторение
психотравмирующей
ситуации
позволяет
изме-
нить к ней отношение. Эта стадия может продолжаться от
одного до нескольких занятий.
2. Борьба.
В
песочницу
переносятся
внутренние
конф-
ликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоот-
ношения и пр. По завершении этой стадии появляются пер-
вые
признаки
уравновешенности
(например,
герой,
который
побеждает «силы мрака»).
3. Гармония.
Жизнь
возвращается
в
нормальное
русло.
Восстанавливается порядок и равновесие.
В
процессе
игры
драматизация
освобождает
заблокиро-
ванную
энергию
и
активизирует
возможности
самоисцеле-
ния, заложенные в психике любого ребенка.
Таким
образом,
данный
метод
позволяет
гармонизиро-
вать
(упорядочить)
внутренний
душевный
хаос,
господству-
ющий в душе ребенка, посредством:
- проработки психотравмирующих ситуаций на сим-
волическом уровне;
- отреагирования негативного эмоционального опыта
в процессе творческого самовыражения и игры;
- расширения внутреннего опыта за счет соприкосно-
вения с глубинными уровнями психики и укрепле-
ния сознательного «Я»;
184
-
изменения
отношения
к
себе,
к
своему
прошлому,
настоящему и будущему, к значимым другим момен-
там и в целом к своей судьбе;
-
укрепления (или пробуждения) доверия к миру, раз-
вития новых, более продуктивных отношений с ним.
ООООО ООООООО
ФОТОТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОТОТЕРАПИИ
Фототерапия — это терапия, основанная на применении фо-
тографии
или
слайдов
для
решения
психологических
про-
блем, а также для развития и гармонизации личности.
Основным
содержанием
фототерапии
является
созда-
ние
или
восприятие
фотографических
образов,
дополняемое
их
обсуждением
и
разными
видами
творческой
деятельно-
сти,
включая
изобразительное
искусство,
движение,
танец,
сочинение историй и стихотворений.
Положительное
воздействие
фотографии
на
личность
и
ее отношение с окружающим миром может проявляться как
при просмотре и обсуждении фотоснимков (слайдов) совмест-
но с психологом, так и с участниками группы при группо-
вых занятиях.
В
основе
фотографии
(слайда)
лежит
создание
художе-
ственных
образов.
Это
позволяет
рассматривать
фотогра-
фию, как одну из форм визуального искусства.
Известный психотерапевт М. Е. Бурно в своей книге
«Терапия
творческим
самовыражением»,
посвятил
целый
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 32
раздел искусству фотографии и фототерапии. Он пишет [8]:
«Творческая
фотография,
в
отличие
от
обычной
фотогра-
фии,
есть
отражение
в
снимке
индивидуальных
душевных
особенностей.
Камерой
художник-фотограф
отбирает
нечто,
помогающее ему понять себя, вследствие этого он испытыва-
186
ет творческое вдохновение — резонанс с окружающим ми-
ром красоты... Лишь вдохновение даст тот тончайший пово-
рот, угол съемки, высветит душу снимающего. Когда в буду-
щем у человека появятся какие-либо проблемы и тревоги,
он вернется к своим снимкам, чтобы заново пережить вдох-
новение и зарядиться новой энергией жизни, добра и красо-
ты...
постоянно
фотографируя,
человек
уже
автоматически,
не задумываясь, как бы "разговаривает" с природой, тонко
резонирует с мельчайшими оттенками природы и света, тем
самым сливаясь с чудом гармонии и вечным обновлением ее
в
круговороте
времен
года...
Человеку
важно
понять,
что
любой творческий снимок (слайд), будь то гусеница или цве-
ток, — это "автопортрет" в том смысле, что снято это "по-
своему",
отражает
индивидуальность,
особое
настроение
снимающего».
«Слайды и фотографии растений, птиц, валунов и так
далее, ограничивая их рамками кадра, помогают всмотреть-
ся в природное и теперь уже личностно преломленное и сооб-
щают тем самым этим предметам и явлениям природы осо-
бую целебную прелесть. Нередко не заметишь в природе, что
скромный
цветок,
окруженный
пышным
разнотравьем,
так
прекрасен, а на слайде в темноте вечера это видно. И вот па-
циент, обогащенный опытом восприятия слайда этого цвет-
ка, теперь уже в природе видит его по-новому...»
Особой силой обладают, по мнению М. Е. Бурно, кол-
лективно-творческие
музыкально-слайдовые
композиции,
в создании которых может участвовать целая группа — се-
мья,
компания
друзей,
класс.
Мелодии,
интуитивно
подоб-
ранные к слайдам, усиливают вдохновение.
Возможности фотографии (слайда):
1. Играет с реальностью и ее зримыми отображениями.
Фотография позволяет «играть» с реальностью и ее зри-
мыми отображениями — выбирать из нее то, что наиболее
187
интересно
и
важно,
творчески
комбинировать
разные
эле-
менты реальности друг с другом и даже создавать иную, фан-
тастическую
реальность,
которая
невидима
физическим
зре-
нием.
В
фотографии
может
происходить
соприкосновение
и
соединение
реальности
и
фантазии,
благодаря
чему
снимок
становится
«транзитным
объектом»,
инструментом
нагляд-
но-действенного
освоения
мира
и
собственной
внутренней
реальности.
Благодаря
своим
игровым
возможностям
фото-
графия
может
приносить
удивительное
ощущение
свободы,
возможно, столь же сладостное, как и то ощущение свободы,
которое переживает во время игры ребенок [22].
2.
Передает
личное
отношение
к
изображенному
со-
бытию.
Снимок
выражает
мысли
и
чувства
фотографа.
Фото-
граф, как и поэт, передает активное взаимодействие смыс-
лового
и
«зримого»
фонетического
«звучания»
изображения
(линейные и тональные ритмы снимка). Объект можно снять
с разных точек, но каждый отдельный снимок — это лишь
одна точка зрения, а поскольку она сознательно выбрана, то
является
личностной,
субъективной.
Это
означает,
что
лю-
бой снимок содержит в себе (кроме отражений, теней пред-
метов) взгляд смотрящего на них. Тем самым изображаются
в кадре не просто объекты, а объекты, увиденные кем-то.
Такое
преобразование
является
интерпретацией
объекта,
со-
зданием
особого
смысла,
следовательно,
смысл
возникает
как результат выдвижения одних сторон объекта по отноше-
нию к другим, которые затемняются [30].
3.
Проясняет события, скрытые за кадром.
Съемка
мгновенна.
«Схватывая»
мельчайшие
моменты
времени,
фотограф
оказывается
перед
фактом,
что
увиден-
ное им уже распалось, ушло в небытие. Поэтому чаще всего,
показывая
кому-либо
фотографии,
мы
сопровождаем
показ
рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отно-