ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1004
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
188
шение к тому, что изображено на фотографии, но и прояс-
нить то, что скрыто «за кадром».
4.
Воздействует на зрителя.
В
фотографии
общими
характеристиками
для
многих
вещей
являются
линии.
Линии,
образующие
рисунок,
вос-
принимаются
как
«линии
силы»
или
«динамичные
силы»,
заключенные
в
изображаемых
предметах.
Выражающие
ту
или
иную
силу
линии,
с
их
«направленной
напряженно-
стью»,
динамикой,
которая
то
замедляется,
то
ускоряется,
воспринимаются
зрителем
как
динамичные
и
экспрессив-
ные, которые соответственно воздействуют на зрителя.
5.
Выступает
универсальным
инструментом
сохранения
и передачи информации и образного познания реальности.
В
некоторых
случаях
возможно
использование
фототе-
рапии
(слайд-терапии)
с
лечебно-коррекционной
и
развива-
ющей целью в качестве значимого внешнего ресурса. Так,
например,
просмотр
слайдов
с
объектами
природы
(цветов,
насекомых,
животных),
выполненных
с
использованием
макросъемки
и
сопровождаемый
подходящей
музыкальной
композицией,
обеспечивает
сенсорную
стимуляцию,
вызы-
вая положительные эмоции и переживания, а также оказы-
вает
многостороннее
исцеляющее,
гармонизирующее
и
раз-
вивающее воздействие на детей и взрослых.
Фотография содержит в себе следующие психологиче-
ские функции:
1. Фокусирующая/актуализирующая
функция.
Она
свя-
зана со способностью фотографии оживлять воспоминания и
приводить
к
повторному
переживанию
произошедших
ранее
событий
(как
положительно,
так
и
отрицательно
окрашен-
ных).
2. Стимулирующая функция. Она связана с тем, что при
создании
и
восприятии
снимков
происходит
активизация
разных сенсорных систем — зрения, кинестетики, тактиль-
189
ной
чувствительности.
Фотографируя,
человек
вступает
в
активные отношения с миром. Выбирая объекты для съем-
ки и производя ее, ему порой приходится прилагать нема-
лые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобрета-
тельности.
3. Организующая
(интегрирующая)
функция.
Фото-
съемка
немыслима
без
способности
человека
осуществлять
свой
выбор
и
определенным
образом
«встраивать»
объект
восприятия в систему личных значений, соотносить его со
своими потребностями и опытом.
4. Объективирующая
функция.
Она
в
какой-то
мере
связана
с
фокусирующей/актуализирующей
функцией
и
за-
ключается в способности фотографии делать зримыми пере-
живания
и
личностные
проявления
человека,
отражающие-
ся в его внешнем облике и поступках. Человек может по-
нять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда,
а также интерьер, его собеседники в кадре и другие детали
связаны с его чувством культурного, тендерного или профес-
сионального «Я» и потребностями в его изменении.
5. Функция
отражения
динамики
внешних
и
внутрен-
них изменений. Данная функция проявляется в том случае,
если
имеется
достаточное
количество
снимков,
позволя-
ющих
провести
ретроспективный
анализ
определенных
эта-
пов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформ-
ление его внешности, поведение и окружающая среда в раз-
ные моменты времени.
6. Смыслообразующая
функция.
Она
заключается
в
способности
фотографии
помогать
человеку
увидеть
смысл
поступков и переживаний — как своих собственных, так и
других
людей,
поскольку
она
позволяет
«остановить
мгно-
вение» и достичь фокусировки на нем. Фотография также
обеспечивает
необходимую
для
саморефлексии
отстранен-
ность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и
190
поступки в новом свете и постичь их иное, зачастую более
глубокое или альтернативное содержание.
7. Смыслообразующая
функция. Если иметь в виду не
только восприятие, но и создание снимков, то фотография в
определенной мере связана с выбором объектов, времени и
контекста
съемки,
благодаря
чему
осуществляется
«селек-
ция»
наиболее
значимого
материала
и
его
содержательная
переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко
позволяет обозначить «истину» бытия, переживаний и чело-
веческих отношений.
8. Контейнирующая
(удерживающая)
функция.
Она
связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства
от их бессознательного отреагирования в реальности. Данная
функция основана на том, что фотографические образы час-
то
выступают
в
качестве
инструментов
символической
экс-
прессии,
которые,
как
это
следует
из
психодинамических
представлений,
служат
«канализации»
психической
энер-
гии и ее трансформации в более высоко организованные пси-
хические проявления. На этом, в частности, основана идея о
сублимации.
9. Экспрессивно-катарсическая
функция
заключена
как в восприятии готовых снимков, так и в их создании.
Повторное, иногда более глубокое (по сравнению с прошлой
ситуацией)
переживание
чувств
и
их
вербальное
и
невер-
бальное выражение во время просмотра фотографий (в осо-
бенности если оно происходит в присутствии достаточно эм
-
патичных
и
понимающих
собеседников),
способно
приво-
дить
к
эмоциональному
«очищению»
и
освобождению
от
тягостных переживаний.
10. Защитная
функция фотографии связана с ее способ-
ностью
обеспечивать
дистанцирование
от
травматичных
и
малопонятных переживаний и ту или иную степень контро-
ля над ними. Так, например, человек может в течение опре-
деленного
времени
скрывать
от
близких
некоторые
из
своих
фотографий,
если
демонстрация
и
обсуждение
того,
что
на
них
изображено,
является
для
него
психологически
небезо-
пасным. При этом он может ощутить, что именно он, и ни-
кто
другой,
определяет
момент,
когда
снимки
могут
быть
показаны.
Его
возможность
контролировать
ситуацию
и
свои
чувства
будет
очень
важной
для
достижения
чувства
психологической
безопасности
и
вероятно,
в
конечном
итоге
сделает его готовым к их показу [22].
ФОТОТЕРАПИЯ (СЛАЙД-ТЕРАПИЯ)
С ДЕТЬМИ
Очень
непросто
рассказать
о
процессе
фототерапии
(слайд-
терапии) с детьми, гораздо проще было бы оказаться в осо-
бом
пространстве,
где
звучит
тихая,
мелодичная
музыка,
настраивающая
на
то,
чтобы
почувствовать
нежность,
удив-
ление
и
восхищение
миром
живой
природы,
а
на
большом
экране крупным планом — застывшее чудо. Это может быть
цветок
ромашки,
где
виден
каждый
стебелек,
каждая
ка-
пелька
росы
на
листках,
желтая
сердцевина,
словно
яркое
солнце
и
зелено-голубая
стрекоза
с
прозрачными,
будто
из
слюды,
крылышками,
у
которой,
оказывается,
есть
малень-
кие
крапинки
вокруг
огромных
выпуклых
фасетчатых
глаз
и различим каждый ее усик...
Красота заполняет все пространство, она проникает в
детские сердца. Обычно глаз не замечает таких чудесных де-
талей в природе, ведь цветок или насекомое слишком малы.
Увидеть
сокровенную
«тайну»
помогает
запечатленное
мгно-
вение — снимок.
Занятия можно проводить с детьми, начиная с 3-4 лет,
обращающихся
к
психологу
с
разнообразными
психологи-
ческими проблемами, такими как невротические состояния,
192
страхи,
нарушения
сна,
замкнутость,
тревожность,
эмоцио-
нально-волевые нарушения, агрессивное поведение и др.
Слайд-терапия
гармонично
включается
в
программу
групповых
психокоррекционных
занятий
в
детских
и
дет
-
ско-родительских
группах.
Непосредственно
просмотр
слайд-
фильма
занимает
10-15
минут.
Каждый
слайд
экспонирует-
ся на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией.
Очень часто дети просят показать фильм еще раз и оста-
новить тот или иной кадр, подойти к экрану и внимательно,
уже с близкого расстояния, хорошо его рассмотреть, а затем
придумать и рассказать или же написать сказку о заинтере-
совавшем объекте.
ООООО ООООООО
ИНТЕГРАТИВНЫЙ
ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПИИ
ТЕХНИКА НАПРАВЛЕННОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Техника направленной визуализации — это направление по-
тока воображения клиента в определенное русло. В арт-те
-
рапевтической
работе
техника
направленной
визуализации
применяется
довольно
широко.
Она,
как
правило,
дополня-
ется изобразительным этапом.
Этапы техники направленной визуализации
Техника
направленной
визуализации
в
сочетании
с
изобра-
зительной работой включает в себя четыре этапа:
1. Настройка на визуализацию. Положение тела в про-
странстве может быть разным, в зависимости от того, какая
степень
релаксации
требуется
данному
клиенту.
Релаксация
может быть разной глубины: при поверхностной релаксации
клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при средней
степени — клиент лежит в удобной позе; при глубокой —ле-
жит,
прислушиваясь
к
своему
дыханию,
концентрируя
свое
внимание на телесных ощущениях и на процессе расслабле-
ния.
Уровень
релаксации
зависит
от
степени
готовности
клиента.
Арт-терапевт на этом этапе может использовать следую-
щий текст: «Закройте глаза, и мы отправимся в воображае-
194
мое
фантастическое
путешествие.
Когда
мы
вернемся,
вы
откроете
глаза
и
нарисуете
что-нибудь
из
того,
что
произо-
шло в путешествии.
Теперь
расположитесь
поудобнее
и
закройте
глаза.
Ко-
гда
вы
закрываете
глаза,
возникает
пространство,
в
котором
вы
находитесь.
Это
ваше
пространство.
Вы
владеете
этим
пространством и в этой комнате, и в любом другом месте, где
вы
находитесь,
но
обычно
не
замечаете
этого.
Закрыв
глаза,
вы
можете
почувствовать
это
пространство.
В
нем
находятся
ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому
что это ваше пространство.
Обращайте внимание на то, что будет происходить с ва-
шим
телом.
Если
почувствуете
напряжение
в
какой-нибудь
части
тела,
не
пытайтесь
расслабиться,
просто
отмечайте
эти
моменты.
Следуйте
за
всем
телом
от
головы
до
кончиков
пальцев.
Сейчас
я
расскажу
вам
маленькую
историю
и
пригла-
шаю
вас
совершить
воображаемое
путешествие.
Представ-
ляйте, что мы идем вместе.
Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и за-
мечайте,
как
вы
будете
чувствовать
себя,
пока
будете
это
делать.
Обратите
внимание
на
то,
будет
вам
приятно
совершать
это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь
часть
путешествия
вам
не
понравится,
не
нужно
его
совер-
шать, просто слушайте мой голос, следуйте за мной и следи-
те за тем, что происходит».
2.
Рассказывание
или
чтение
истории,
путешествия.
История
имеет
три
части
—
начало,
кульминацию
и
завер-
шение.
Во
время
кульминации
участник
группы
обретает
что-то
важное
для
себя.
В
конце
слушатель
должен
пройти
все
этапы
пути
в
обратном
направлении
к
исходной
точке.
Обязательно, чтобы его процесс был завершен.
Зак. 4285
193
История
прочитывается
медленно,
при
этом
необходи-
мо избегать конкретизации образов, с большим числом пауз,
чтобы дать возможность вообразить вещи, которые возника-
ют в рассказе. Сюжет выбирается с учетом задач, возраста и
запросов клиентов. Темы могут быть разными — «прогулка
по лесу», «волна в океане», «потаенный сад», «дом»...
Кульминационный
момент
связан
с
активностью
вооб-
ражения, в этот момент слушающий активно пытается най-
ти решение сложной для себя ситуации и запускаются про-
цессы самоисцеления.
3. Возвращение
из
путешествия.
После
возвращения
в
бодрствующее
состояние
клиенту
предлагается
изобразить
запомнившиеся
ощущения
и
образы.
В
процессе
изображе-
ния возникает состояние рефлексии над материалом вообра-
жения.
4. Обсуждение
работы.
После
«путешествия»
нет
интер-
претации
происходившего;
обсуждение
может
проходить
сначала в малых группах, а затем в круге.
Основная
задача
при
проведении
техники
направлен-
ной визуализации заключается в том, чтобы «оживить» ла-
тентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той
или иной мере осмыслить их как источник скрытых потреб-
ностей, потенций и силы [21].
При
использовании
данного
метода
необходимо
соблю-
дать
меры
предосторожности,
дозированно
применять
его
с
клиентами,
поскольку
могут
возникнуть
следующие
ослож-
нения:
- утрата уверенности в реальности;
- подчинение энергии бессознательного;
- отождествление себя с образами, самим же создан-
ными;
- непосредственное отреагирование материала в реаль-
ной жизни (изменение поведения).
196
Ниже
приведены
несколько
текстов
для
«путешест-
вий».
«Прогулка по лесу». Однажды вы отправились в лес;
быть может, вам хотелось испытать нечто невиданное; мо-
жет быть, вас переполняло чувство полноты жизни, которое
вы иногда испытываете, а может, вы захотели чего-то еще...
Это лес в ближайшем пригороде, а может быть, где-то в
сельской местности или просто городской лесопарк.
Итак, вы входите в лес. Солнце уже село, и сгустились
сумерки.
После
теплого
дня
в
воздухе
ощущается
аромат
хвои и листвы. Вы ощущаете запах трав и лесных цветов.
Все
эти
запахи,
смешиваясь,
создают
удивительный
кок-
тейль, который вливается в вашу грудь и распространяется
по всему вашему телу...
Вечерний воздух постепенно остывает, закат сулит вам
прохладу. Вы медленно идете по лесной тропинке, в полу-
тьме вы различаете очертания деревьев, кустов, трав. Пери-
одически то одна, то другая птица издает трель. Это особая
музыка
ночного
леса
и
обещание
чего-то
удивительного,
почти таинственного. Может быть, этот щебет птиц и шелест
травы говорят вам о чем-то ином...
Постепенно вы выходите на опушку леса и видите поля-
ну. Она почти круглая и похожа на внутренний двор замка
или пространство храма. Вы чувствуете себя хорошо, вы за-
щищены стенами леса вокруг поляны. Это место вам очень
нравится.
Здесь
вы
ощущаете
особый
покой,
умиротворен-
ность. Как будто это ваша поляна, место, где вы можете по-
быть наедине с собой, погрузиться в себя и в свои ощущения.
Вы идете к центру поляны и останавливаетесь там. Это
не только центр поляны, вам кажется, что это центр вашего
существа, вы остаетесь с ним... и зачарованные, в состоянии
блаженного погружения, пребываете здесь в течение некото-
рого времени...
197
Вы вслушиваетесь в ощущения своего тела... в образы,
проникающие в ваше сознание, в загадочную картину мира,
окружающего вас со всех сторон...
Вам бы хотелось стоять здесь еще и еще... но вам нужно
возвращаться домой.
Ваши ноги словно прилипли к земле, и вы наклоняетесь
к ней, чтобы попросить ее отпустить вас. И тут ваше внима-
ние привлекает один предмет, лежащий у ваших ног. Что
это? Вы наклоняетесь и видите его... ваша рука тянется к
этому предмету, и вы его поднимаете...
Оказывается, эта ночная прогулка по лесу подарила вам
и это... словно вы ожидали какой-то находки, которая увен-
чает
ваше
удивительное
путешествие.
Вы
внимательно
рас
-
сматриваете найденный предмет, пытаетесь отгадать, как он
мог очутиться здесь, какова его истории, что он несет вам...
А теперь вы возвращаетесь обратно.
«Прогулка
по
лесу»
(сокращенный
вариант).
Представь-
те себе, что вы идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют пти-
цы. Солнечные лучи проникают сквозь листву, касаются ва-
шей
кожи...
Воздух
пропитан
разнообразными
запахами,
почувствуйте их... Вы идете по тропинке, смотрите по сторо-
нам. Постарайтесь запомнить все, что вы видите...
А теперь вы возвращаетесь обратно.
Откройте глаза, и когда вы будете готовы, нарисуйте
свои впечатления от путешествия.
Не
беспокойтесь,
хорошо
ли
нарисовано
изображение,
главное — суметь описать свое путешествие.
«Волна». Закройте глаза и ощутите себя в океане голу-
бого цвета.
Почувствуйте, что вы — волна в этом океане, струящая-
ся вверх и вниз. Вы медленно поднимаетесь и опадаете, как
волны. А теперь вы ощущаете, что растекаетесь и исчезаете
точно так же, как это происходит с волнами в океане. И — ах.
198
Теперь вы составляете одно целое с океаном голубого
цвета, в котором больше нет волн, нет разницы между вами
и океаном.
А
теперь
прислушайтесь...
медленно
вслушивайтесь
в
себя... слушайте голос океана у себя в теле...
А сейчас звук затихает и вновь возникает волна, совсем
так, как волна в океане, которая вновь появляется после
того, как исчезла, образует другую волну, а затем еще и
еще...
А теперь вы возвращаетесь обратно.
«Куст роз». Закройте глаза, войдите в свое пространство
и вообразите себя кустом роз.
- Какой вы куст?
- На вас есть цветы?
- Если есть, то какие (они не обязательно должны быть
розами)? Какого цвета ваши цветы? Сколько их у вас?
- Полностью ли распустились ваши цветы или у вас
только бутоны?
- Есть ли у вас листья? Какие они?
- Как выглядит ваш стебель и ветви?
- Как выглядят ваши корни? Или, может быть, у вас
их нет? Если есть, то какие они: длинные и прямые
или извилистые? Глубокие ли они?
- Есть ли у вас шипы?
- Где вы растете?
- Что вас окружает?
- Как вы поддерживаете свое существование?
- Кто-нибудь ухаживает за вами?
- Какая сейчас погода?
Откройте глаза, и когда вы будете готовы, нарисуйте
свой куст роз.
Не
беспокойтесь,
хорошо
ли
нарисовано
изображение,
главное — объяснить (записать описание).