Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 826

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

199
После
окончания
описания
необходимо
прочесть
каж-
дое
утверждение
и
спросить,
насколько
его
высказывания
от
имени
куста
роз
соответствуют
его
собственной
жиз-
ни [1].
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В СОЧЕТАНИИ С ПОЭЗИЕЙ
1. Поэзия в качестве стимула.
Прочитайте
выразительно
вслух
какое-нибудь
стихотворе-
ние,
затем
изобразите
свои
чувства,
представления,
ассоци-
ации, вызванные им, в рисунке, скульптуре, коллаже и т. д.
Целесообразно
использовать
поэтические
произведения,
пред-
полагающие
множественность
вариантов
интерпретации
(например,
символистскую,
метафизическую,
абсурдист-
скую поэзию).
Судьба, как ракета, летит по параболе,
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унеся, забыв сумашествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,

200
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство,
Любовь и история —
По параболической траектории!
Андрей Вознесенский. «Параболическая баллада»
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуше рымит исполин —
Злопастный Брандашмыг!
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он стал под дерево и ждет.
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Льюис Кэрролл. «Бармаглот»


201
А — черный, Е — белый, И — красный, У — зеленый,
О — синий: тайну их скажу я в свой черед.
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана,
Блеск горных ледников и хрупких опахал.
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной,
О — дивных глаз ее лиловые лучи.
Артюр Рембо. «Гласные»
2. Поэзия в качестве ответной реакции.
Вариант 1 . Подберите и прочитайте стихи, связанные
для вас с изобразительной продукцией.
Вариант
2.
Группе
можно
предложить
для
просмотра
слайд-фильм,
представляющий
собой
видеоряд,
состоящий
из
видов
природы
и
специального
музыкального
сопровож-
дения. По окончании просмотра каждому участнику группы
можно предложить изобразить свои чувства, которые возни-
кали в процессе просмотра слайд-фильма, используя любые
художественные
средства.
Затем
предложить
клиентам,
глядя на свой рисунок, записать 8-10 слов, которые прихо-
дят в голову, а затем, используя эти «опорные» слова, сочи-
нить
стихотворение
(добавляя
для
связок
любые
другие
слова).
Росток
В бурю и вихрь
Не видно ни зги
В бурю и вихрь
Нельзя нам идти
В бурю и вихрь

202
Туда, где росток
В бурю и вихрь
Превратится в цветок.
На ветке зеленой
Росточек-малыш
На ветке зеленой
Совсем ты не спишь
На ветке зеленой
Ты тянешься ввысь
На ветке зеленой
Тянись же, тянись!
И в солнце, и бурю
Ты будешь расти,
И в солнце, и в бурю
Тихонько цвести
И в солнце, и в бурю
Дарить нам свой свет
И в солнце, и в бурю
Розовый цвет
Снизу, с земли
На мир смотришь ты
Снизу с земли
Исполнен мечты
Снизу с земли
К небу, вперед
Снизу, с земли
Сорваться в полет
Вариант
3.
Возможен
следующий
вариант
создания
стихов.
Группе был предложен для просмотра слайд-фильм, пред-
ставляющий собой видеоряд, состоящий из видов природы и
специального
музыкального
сопровождения.
По
окончании
просмотра
каждому
члену
группы
было
предложено
произ-
нести первое слово, пришедшее в голову. Эти слова записа-
ли, и было предложено с обязательным их использованием,
Добавляя любые другие слова, написать стихи.


203
Ниже приводится то, что получилось в результате их
творчества.
Набор слов: Ковер, Крик, Цветок, Закат, Поле, Душа.
"* * *
Выйдешь в поле взглянуть на закат,
На цветочный ковер бросишь взгляд.
Ничего от тебя не уйдет,
Тихо-тихо душа запоет...
Запоет и заплачет в ночи,
Эту песнь прокричали грачи,
Нажурчали весною ручьи...
Пой, душа, пой, душа, не молчи.
* * *
Душа так хочет воли!
Как выпустить ее?
Пойдем со мною в поле.
Узнаешь кое-что.
Ковром оно расстелено.
Река течет вдали.
И в поднебесье ласточки
Щебечут о любви.
Смотри, закат алеет.
Цветок растет в траве.
Кричи! Иль спой что хочешь.
Ну, как теперь душе?
*
* *
Крик души прекрасного заката.
Ковром цветы ложатся на поля.
Цветы свежи природа так богата.
В нее внеси заботу и себя.
*
* *
Поле, как цветочный ковер на закате.
И раздается крик журавлей.
Это поет моя душа и плачет.
И просит: «Вырасти и уцелей».

204
3. Конкретная поэзия.
Данная техника предполагает изображение слов или це-
лого текста в виде визуальных образов, например путем вы-
ражения текста стихотворения о луне в виде ночного пейза-
жа и т. д.
Варианты:
1) коллаж,
изображающий
поэтический
текст,
с
исполь-
зованием вырезок из газет и журналов и т. д.;
2) скульптура,
изображающая
поэтический
текст
в
виде
трехмерного,
возможно
движущегося
объекта
с
использова-
нием, например, картона, ниток, проволоки, найденных пред-
метов и иных материалов.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В СОЧЕТАНИИ С МУЗЫКОЙ И ЗВУКАМИ
Варианты упражнений:
1.
Изображение звуков. Сядьте в круг и издавайте ка-
кой-нибудь звук в течение полуминуты. Встаньте и, хаоти-
чески
передвигаясь,
издавайте
разные
звуки.
Закрыв
уши
руками,
слушайте
«внутренние»
звуки.
Затем,
убрав
руки
от ушей, постарайтесь продолжить услышанный вами звук.
Все упражнение продолжается около двух минут, после чего
основные впечатления отражаются на рисунке или в скуль-
птуре.
Издайте какой-нибудь звук с закрытыми глазами и, не
открывая глаз, изобразите его. Затем откройте глаза и дори-
суйте начатое.
С
закрытыми
глазами
попытайтесь
вылепить
разные
звуки, используя глину, пластилин или тесто.
2.
Изображение
имен.
Выразительно,
используя
жесты
и
движения тела, произнесите свое имя. Аналогичным обра-
зом произнесите имена других членов группы, своих близ-


205
ких и т. д. Затем изобразите свои впечатления от произноси-
мых имен на рисунке или в скульптуре.
3. Рисование под музыку. Рисуйте под музыку, пользу-
ясь полной свободой в передаче своих впечатлений. Данная
техника может использоваться как в индивидуальной, так и
групповой
работе.
Наиболее
подходящей
является
малоиз-
вестная
музыка,
передающая
различные
оттенки
эмоцио-
нальных
состояний,
а
также
произведения
Баха,
Бетховена
и других
классиков,
симфонии Малера,
Шнитке,
некоторые
джазовые произведения, восточная музыка и т. д.
Сначала
прослушайте
все
произведение,
затем
поставь-
те его снова и начинайте рисовать, пытаясь передать свои
впечатления от него.
Прослушайте
музыкальное
произведение
несколько
раз,
а затем попытайтесь изобразить вызванные им основные впе-
чатления или образы.
Быстро
рисуйте
под
музыку,
используя,
возможно,
не-
сколько листов бумаги.
Для передачи своих впечатлений от музыки применяй-
те иные материалы, техники и средства работы (например,
коллаж, скульптуру и т. д.).
Одновременно с другими участниками рисуйте под му-
зыку на большом листе бумаги.
Отразите на рисунке или в скульптуре свои впечатле-
ния, связанные с вашим движением под музыку, передаю-
щую разные эмоциональные состояния.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СОЧЕТАНИИ С ДРАМОЙ
Варианты упражнений:
1. «Скульптура ситуации». Сделайте фигурки из глины
или пластилина и разыграйте какую-нибудь ситуацию. Мож-
но использовать различные предметы или игрушки.

Изобразите себя в виде трехмерной фигуры из глины,
пластилина или картона и расположите ее на большом листе
бумаги,
представляющем
«жизненное
пространство»,
очер-
тите
свою
территорию.
Затем
разыграйте
какую-нибудь
си-
туацию вместе с другими участниками группы.
Выполните задание аналогично предыдущему, но с изо-
бражением
себя
в
необычной,
совершенно
несвойственной
вам роли.
2. «Диалоги».
Изобразите на рисунке или в скульптуре
свои разные, вероятно противоречивые, качества в виде от-
дельных персонажей, а затем составьте диалоги между ними
и разыграйте
какую-нибудь
сцену.
Постарайтесь
найти воз-
можность для их примирения.
3. «Оживающие
картины».
Нарисуйте
образы
на
опре-
деленную тему, связанную с текущей ситуацией, а затем ра-
зыграйте сцену.
Постарайтесь
через
драматическое
действие
изменить
ситуацию или свое состояние в желательном для вас направ-
лении.
Изобразите
сцену
своего
будущего,
а
затем
разыграй-
те ее.
4. «Маски».
Нарисуйте и вырежьте маски, а затем ра-
зыграйте сцену.
5. «Головные
уборы».
Сделайте
из
картона
головные
уборы и разыграйте какую-либо ситуацию, представляя себя
в виде персонажей в соответствующих головных уборах.
6. «Театр
кукол». Сделайте кукол и разыграйте какую-
либо
ситуацию.
Можно
использовать
разные
виды
кукол:
марионетки, тени, перчаточные куклы и т. д.
7. «Театральные
костюмы».
Изобразите
себя
в
теат-
ральном костюме (изготовьте целый костюм или его отдель-
ные
предметы),
а
затем
разыграйте
импровизацию
индиви-
дуально или в группе.


207
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В СОЧЕТАНИИ С ДВИЖЕНИЕМ И ТАНЦЕМ
Варианты упражнений:
1. «Ведущий
и ведомый». Разделитесь по парам. Веду-
щий,
надев
повязку
на
глаза
ведомого,
должен
подводить
его к различным материалам для осязания. Поменяйтесь ро-
лями, а затем отразите свои впечатления от участия в дан-
ном
упражнении
в
качестве
ведомого
на
рисунке
или
в
скульптуре.
2. «Тактильное
знакомство».
Закрыв
глаза,
участники
группы касаются рук, лица или тела друг друга, стараясь за-
помнить возникающие при этом образы и ощущения, а за-
тем передают их на рисунке или в скульптуре.
3. «Эмоции».
Изобразите
мимикой
и
жестами
различ-
ные эмоциональные состояния или ситуации, а затем пере-
дайте вызванные ими ассоциации на рисунке или в скуль-
птуре.
4. «Рисунок
жестов».
Используя
выразительные
жесты
и
разные
материалы,
передайте
различные
эмоциональные
состояния в виде пятен или линий.
5. «Танец». Танцуйте под музыку, а затем передайте на
рисунке
или
в
скульптуре
свои
ощущения
и
ассоциации,
связанные с танцем (см. Приложение 4).

ООООО ООООООО
ПРИМЕНЕНИЕ
АРТ-ТЕРАПИИ
С РАЗНЫМИ
ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Психофизическое
и
духовное
здоровье
человека
вряд
ли
можно
отделить
от
«здоровья»
среды

социальной,
эко-
номической,
культурной,
политической.
Эта
среда
в
значи-
тельной
мере
обусловливает
системы
медицинского
обслу-
живания и образования, методы социальной работы с насе-
лением.
Использование
арт-терапевтической
работы
связано
с
решением
проблемы
психофизического
здоровья
опреде-
ленных
социальных
групп:
людей,
подвергшихся
насилию;
пожилых,
бездомных,
безработных
людей;
правонарушите-
лей;
беженцев;
людей,
прошедших
лечение
от
алкогольной
или
наркотической
зависимости
и
стремящихся
удержаться
в состоянии ремиссии; а также работа с семьями групп рис-
ка; с детьми с дезадаптивными формами поведения.