Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 823

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

209
Сегодня во многих странах арт-терапия довольно хоро-
шо
интегрирована
в
жизнедеятельность
местных
сообществ
и
муниципальных
общинных
центров
культурного
и
соци-
ального назначения, которые используют ее в основном
в
формах
открытых
студийных
или
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32

тематически
ориентиро-
ванных групп.
Такие
группы
видят
следующие
задачи
своей
работы:
преодоление
социальной
изоляции,
освоение
адаптивных
форм поведения (в частности, в ситуациях конфликта), са-
мовыражение,
работу
над
характерными
данному
составу
участников
проблемами,
развитие
творческих
возможнос-
тей, личностный «рост» и ряд других.
Взаимодействие
психолога
с
престарелыми
клиентами
требует
учета
целого
ряда
психологических,
социальных
и
физиологических факторов.
Специфическими
задачами
арт-терапевтической
рабо-
ты в этом случае являются:
- преодоление социальной изоляции;
- повышение самооценки пожилого человека;
-
создание
условий
для
актуализации
его
жизненного
опыта;
-
признание его ценностей, реализация им своего твор-
ческого потенциала.
Несомненную
значимость
имеет
социальный
контекст,
в котором реализуется такого рода работа:
-
нередкое
одиночество
и
изолированность
пожилых
людей;
- их беспомощность;
-
относительная
ограниченность
материальных
ресур-
сов общества для помощи им;
- в нашей стране к этому добавляется пока крайне сла-
бое
развитие
системы
гериатрических
и
психогери-
атрических услуг;

210
-
существующие
социально-психологические
стерео-
типы восприятия старых людей как «балласта» об-
щества,
нуждающихся,
в
лучшем
случае,
в
снисхо-
дительной опеке и покровительстве.
Место проведения арт-терапевтической работы:
- в социальных центрах;
-
центрах
психического
здоровья
или
стационарах
дневного пребывания;
-
больницах, интернатах и других медицинских и со-
циальных учреждениях.
Особенности проведения арт-терапии с пожилыми людьми
Производится
предварительная
тщательная
оценка
физи-
ческого
состояния
пожилых
людей,
поскольку
в
большинс-
тве случаев они имеют соматические заболевания. Арт-тера-
певтическая работа с ними может строиться по-разному, но,
как правило,
предпочтение
отдается
ее
групповым
формам.
Допускается участие пожилых лиц в смешанных (по возраст-
ному составу) группах, однако в ряде случаев целесообразно
формировать
группы
исключительно
из
пожилых
людей

так
можно
сосредоточиться
на
их
специфических
потребно-
стях или проблемах, а также учесть возрастные требования.
Особенности
состояния
престарелых
клиентов
и
работы
с ними таковы:
- быстрая утомляемость, поэтому групповые занятия
должны быть непродолжительными;
- занятия необходимо проводить по возможности по
утрам и делать длительные перерывы;
- необходимо учитывать и такие вероятные факторы,
как слабость зрения и слуха, тугоподвижность су-
ставов;


211
-
выраженное
в
различной
степени
снижение
памяти
и интеллекта, возможное нарушение речи.
Компенсировать эти недостатки в какой-то мере могут
дополнительное освещение, крупные кисти или мелки. Хотя
все это затрудняет групповую работу, а иногда и делает не-
возможным
участие
в
ней
пожилых
людей,
не
исключено
использование
отдельных
методик,
связанных,
например,
преимущественно с применением материалов в работе.
В арт-терапевтической работе с этой группой клиентов
делается основной акцент на:
- воспоминаниях;
- обзоре жизненного пути;
-
положительных
и
отрицательных
моментах
их
су
-
ществования в настоящий момент.
Индивидуальная арт-терапия с пожилыми людьми
Использование
изобразительных
техник
в
индивидуальной
работе
с
пожилыми
людьми
предполагает
меньшую
струк-
турированность занятий.
Здесь можно предложить клиентам отразить в рисунке
тот или иной сюжет из их жизни.
Для
установления
доверительных
отношений
с
арт-те
-
рапевтом
рекомендуется
использовать
технику
совместного
рисования.
Многие
пожилые
люди
испытывают
в
изотера-
пии определенные затруднения: оно напоминает им о дет-
ских годах и кажется «несерьезным занятием». Иногда они
думают,
что
таким
изощренным
образом
арт-терапевт
про-
веряет степень их «глупости», поскольку знают о слабости
своей памяти.
Некоторым
клиентам
участие
в
арт-терапевтической
работе
чем-то
напоминает
процедуру
психологического
тес-
тирования. Однако многие все же находят изобразительную

212
работу очень важной для себя, поскольку она предоставляет
им возможность реализовать то, что они долго в себе «заглу-
шали»,
всю
жизнь
занимаясь
«практически
значимыми
де-
лами», не давая выход своим чувствам и не придавая значе-
ния такому понятию, как «личностный рост».
Люди этой возрастной группы особенно нуждаются в об-
ращении к прошлому для того, чтобы увидеть смысл в собы-
тиях собственной жизни.
Групповая арт-терапия с пожилыми людьми
Подготовительный этап
При
групповых
занятиях
используются
определенные
уп-
ражнения для подготовки клиентов к работе, чтобы мобили-
зовать их внимание, а в группе — сблизить ее членов совмест-
ными
действиями.
Используются
такие
техники,
как «пере-
дача листа» и «завершение каракулей».
Упражнение
«Передача
листа».
Это
упражнение
ценно
тем, что рисунок не имеет одного автора, а потому не может
стать предметом для критики.
Инструкция — что-нибудь нарисовать (это может быть
композиция или знакомый всем образ).
Через десять минут каждый должен передать свой ри-
сунок соседу справа. Он, в свою очередь, что-нибудь добав-
ляет к изображению и передает его дальше по кругу до тех
пор, пока оно не вернется к своему первому автору.
Техника
«Завершение
каракулей».
Эта
техника
удобна
тем, что позволяет людям начать работу не «с белого листа».
На
отдельных
листах
психолог
рисует
разные
извилистые
линии, среди которых нет повторяющихся, а затем передает
изображения
участникам
группы
и
просит
их
превратить
линию в образ. Затем клиенты показывают друг другу свои
Рисунки и обсуждают их.


213
Этап формирования отношений
Приступать к работе лучше с простого задания (например,
«Напишите
свои
имена»).
Клиентам
предлагается
изобра-
зить свои имена в произвольно выбранном стиле и форме.
Большинство людей не испытывают при этом никакого на-
пряжения и могут творчески проявить себя уже в самом на-
чале занятия.
Этап укрепления и развития
психотерапевтических отношений
Обычно сюжеты для групповой работы возникают на основе
тем
предыдущих
занятий.
Для
стимуляции
общения
весьма
ценна техника коллажа из цветной бумаги и ткани.
Арт-терапия с престарелыми людьми, страдающими выраженными расстройствами памяти
В арт-терапевтической практике многие престарелые люди с
выраженными
нарушениями
памяти
не
проявляют
интерес
к рисованию. Они больше расположены к игре с материала-
ми, что указывает на особый смысл, который имеет для них
это занятие. Такая деятельность протекает в «пространстве»
между клиентом и арт-терапевтом. В этом процессе можно
наблюдать
повторяющиеся
элементы.
Поскольку
клиент
не
в состоянии сохранить образ в своем сознании надолго, его
работа не развивается.
Очевидно, что такая работа клиентов больше напомина-
ет игровую терапию — их деятельность не ведет к созданию
законченного продукта творчества.
Материалы для игровой терапии: разные виды бумаги,
куски
текстиля,
небольшие
пластиковые
емкости
с
пробка-
ми и без них, проволока, шерсть, липкая лента, оберточная
бумага, карандаш, линейка и ножницы.

214
Танцевальная терапия с престарелыми людьми (опыт работы)
С
возрастом
изменяются
человеческие
потребности,
меняет-
ся ритм жизни. В движениях уже нет той силы и энергии,
как в молодости, а суставы теряют подвижность. Пожилые
люди имеют проблемы — телесные ограничения, они стано-
вятся зависимыми от других людей. Начинает нарастать со-
циальная
изоляция,
с
увеличением
возраста
они
ощущают
одиночество, переживают, что они никуда не годятся, у них
развивается страх смерти. Эти люди особенно нуждаются в
снятии внутреннего и внешнего напряжения.
Арлинн
Сэмюэлс
(Arlynne
Samuels)
включила
танце-
вальную терапию в схему работы в доме престарелых в
Балтиморе.
Сначала
ее
начинание
вызвало
неодобрение
со
стороны постояльцев. «Я слишком стара, чтобы танцевать»,
«Танец и движение — что за дурь. Я устал» — так они моти-
вировали свое несогласие. Однако А. Сэмюэлс собрала тан-
цевальную группу. Собравшиеся садились на стулья в круг.
Танцетерапевт подходила к каждому, брала за руку и при-
ветствовала. Цель этой приветственной церемонии
— выта-
щить
наружу
естественные
человеческие
чувства,
пробудить
чувство
группы.
После
этой
церемонии
танцетерапевт
по-
дошла к мужчине, который так негативно отозвался о тан-
цах. Под музыку она взяла его за кисть руки и очень легко
стала поворачивать в такт ритма. Он не противился, и посте-
пенно вся рука пациента стала двигаться в ритме музыки в
разные стороны, а затем эти же движения они стали делать
двумя руками. Было очевидно, что этот старик получал удо-
вольствие от давно забытых движений и от музыки. Скоро
вся группа стала делать такие же вращательные движения
Руками, сначала с помощью танцетерапевта, а затем держа
Друг друга за руки. К концу занятий настроение пожилых
людей улучшилось, все улыбались.


215
А.
Сэмюэлс
разработала
собственную
танцевальную
ме-
тодику для занятий с пожилыми людьми. Все ее занятия на-
чинаются с маленьких, мелких движений и постепенно пе-
реходят к большим (размашистым). Таким образом, энергия
проходила через все тело. Вначале тренируется глубокое ды-
хание,
чтобы
помочь
жизненной
энергии
войти
в
тело.
Постепенно
движение
задействует
все
большее
число
частей
тела,
когда
можно
начинать
маховые
движения
руками,
трясти ими, чертить круги в воздухе. Сэмюэлс считала, что
в
танцевальной
терапии
с
пожилыми
людьми
необходимо
задействовать
движения,
идущие
кверху
и
наружу.
У
ста-
рых
людей
наблюдается
тенденция
к
движениям,
направ-
ленным вниз и внутрь, которые связаны с чувством пассив-
ности и изоляции, переживаемыми в этом возрасте. Открыть
руки
очень
сложно,
поэтому
Сэмюэлс
использовала
различ-
ные
вспомогательные
предметы,
например
длинные
палки,
которые есть практически у всех пациентов. Многие упраж-
нения делаются сидя на стуле или в кресле-качалке, по-
скольку старые люди имеют проблемы с балансом. В упраж-
нениях
Сэмюэлс
стремилась
задействовать
разные
части
тела. Сгибать, растягивать, поворачивать, трясти — это мож-
но делать руками, кистями, коленями, головой и т. п. Нога-
ми можно отбивать в такт музыке или чертить круги по полу.
Для занятий с пожилыми людьми лучше подбирать ту
музыку, которую они любят и знают, — музыку их времени.
Это может быть тихий вальс или шлягеры тех лет. Вместе
с
ними
придут
воспоминания,
откроются
давно
забытые
чувства,
о
которых
впоследствии
можно
будет
говорить
в
группе. Также можно предлагать петь песни и танцевать под
них, но это должны быть очень известные мелодии, чтобы
каждый мог отбивать такт ногами.
Очень
хорошо,
если
персонал
тоже
будет
принимать
участие танцевальной терапии. Пожилым людям очень нра-