Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

216
вится, когда персонал танцует с ними, — возможно, это еще
больше способствует объединению в одну семью. При этом
танцетерапевт остается лидером, но персонал может оказать
помощь тем, у кого возникают трудности.
Танец активизирует пожилых людей, то есть если они
не собирались общаться с другими, то при помощи танца не-
вольно знакомятся с теми, кто живет рядом. Танцевальная
терапия объединяет этих людей в своеобразный клуб, разви-
вая давно забытую групповую активность [44].
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ
На сегодняшний день имеется довольно большой опыт ис-
пользования
арт-терапии
в
реабилитации
психически
боль-
ных. В большинстве случаев он свидетельствует о значимом
вкладе
арт-терапевтического
подхода
в
решение
комплекса
лечебно-реабилитационных задач [21].
В
работе
с
психиатрическими
клиентами
необходимо
учитывать:
-
устойчивый
характер
нарушений
при
хронических
психических
заболеваниях,
обусловливающий
дли-
тельную
работу
с
больными
и
низкую
вероятность
достижения
видимых
«психотерапевтических»
ре-
зультатов;
-
снижение
когнитивных
возможностей
хронически
больных
и
определенную
степень
эмоционально-во-
левых
нарушений,
что
предполагает
допустимость
нерегулярных
посещений
арт-терапевтических
сес-
сий,
низкую
степень
вовлеченности
в
работу,
необхо-
димость жесткой директивности;
-
относительно
значительную
степень
нарушения
ком-
муникативных возможностей больных, что затруд-

217
няет
установление
с
ними
достаточно
устойчивого
пси-
хотерапевтического
контакта
и
нередко
делает
пробле-
матичным
их
участие
в
некоторых
формах
групповой
арт-терапии.
Существует
ряд
особенностей
работы
с
психиатрически-
ми пациентами:
-
недирективный
подход
к
работе,
как
правило,
мало-
эффективен;
- не следует ожидать быстрых результатов;
-
следует
допускать
аморфные
временные
границы
арт-терапевтических
сессий
и
нерегулярность
их
по-
сещений;
-
следует
ориентироваться
на
«проактивный
подход»,
предполагающий
постоянное
побуждение
больных
к работе;
-
основный
акцент
должен
быть
сделан
не
на
психоди-
намической
стороне
работы
(включая
интерпрета-
цию
изобразительной
продукции
больных,
проясне-
ние
переносов
и т.
д.),
а
на
процессе
работы
больного
с
материалами
и
помощи
ему
в
этом
(группа
ориенти-
руется
на
деятельность
в
настоящий
момент);
-
отказываться
от
четкого
обозначения
целей
работы;
-
не
следует
вдаваться
в
психологические
тонкости,
поскольку
при
хронических
психических
расстрой-
ствах
многие
психические
процессы
огрубляются.
Арт-терапевты
должны
стремиться
по
возможности
убе-
дительно
представлять
свой
метод,
разъяснять
его
особен-
ности и отличия от других, используемых в психиатрии под-
ходов к работе с больными.
Несмотря
на
определенные
проблемы
интеграции
арт-
терапевтических
методов
в
лечебно-реабилитационную
прак-
тику,
их
использование
в
данной
области
представляется
весьма ценным.


218
Некоторыми
достоинствами
арт-терапии
с
точки
зрения
реабилитации больных являются:
-
ее
преимущественно
невербальный
характер,
позво-
ляющий
пациентам
выражать
свои
сложные,
плохо
определяемые
в
словах
чувства,
которые
в
против-
ном
случае
могут
«выплескиваться»
в
поведении;
-
ее
влияние
на
повышение
самооценки
больных
и
сте-
пени
контроля
ими
своего
поведения
и
психических
процессов,
что
помогает
им
в
принятии
решений;
-
тренировка
и
совершенствование
сенсомоторных
воз-
можностей
пациентов;
-
умение
работать
с
разными
материалами,
что
может
иметь
большое
значение
для
активизации
больных
и
сохранения
важных
практических
навыков,
вклю-
чая
и
навыки
трудовой
деятельности;
-
возможность
длительного
контакта
между
пациен-
том
и
арт-терапевтом,
что
при
наличии
адекватной
оценки
и
понимания
выраженного
в
изобразитель-
ной
продукции
внутреннего
мира
пациента
вносит
определенный
смысл
в
переживания
больного.
Работа
с
пациентами,
страдающими
хроническими
психи-
ческими
расстройствами,
требует
соблюдения
определенных
правил оформления арт-терапевтического кабинета.
У
психически
больных
зачастую
отсутствует
характер-
ное для здоровых людей ощущение «внутреннего» и «внеш-
него»
пространства.
Их
«Я»
отличается
особой
хрупкостью,
и попытки вторжения в него могут быть для них очень бо-
лезненными.
Хрупкое
«Я»
психически
больного
человека
отражает-
ся в нередко обостренном восприятии границ «личного про-
странства», которое имеет для пациента не только отвлечен-
но-метафорическое,
но
и
вполне
конкретное
физическое
со-
держание. Поэтому особенно важно, чтобы пространство и


219
предметы
являлись
«собственностью»
психически
больного,
а не просто «территорией для его работы», то есть это требу-
ет
от
арт-терапевта
повышенного
внимания
к
организации
рабочих мест — каждый стол и набор материалов должен
быть закреплен за определенным больным.
Изобразительная
продукция
пациента
должна
хранить-
ся
в
индивидуальном
месте.
Необходимо
учитывать
и
по-
требность
психически
больного
в
автономности,
возможно-
сти
индивидуальной
работы
в
условиях
группы,
свободном
входе и выходе из кабинета в любой момент сессии.
Вместе с тем психически больной человек нуждается в
четком
представлении
о
нормах
поведения
в
арт-терапевти
-
ческом кабинете и определенном структурировании хода ра-
боты.
Основные задачи арт-терапии:
- стабилизация психического состояния пациентов;
- предупреждение новых обострений болезни;
-
преодоление
негативных
психологических
последс-
твий социальной изоляции;
-
восстановление ценных практических навыков и ин-
тересов пациентов;
- повышение самооценки.
Из
разнообразных
видов
арт-терапии,
применяемых
в
работе
с
пацинтами,
страдающими
хроническими
психиче-
скими
расстройствами,
предпочтение
отдается
групповым
формам
работы,
в
первую
очередь
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   32

тематически
ориентиро-
ванным и открытым студийным группам (как в их класси-
ческом» варианте, так и в сочетании с интерактивной мо-
делью).
Использование
тематически
ориентированных
групп
может
представлять
особый
интерес
прежде
всего
потому,
что такие группы предоставляют большую возможность для
выбора тем и поэтому могут быть легко адаптированы к лю-

220
бому
составу
пациентов.
Кроме
того,
тематически
ориенти-
рованные
группы
являются
более
структурированными
(по
сравнению, например, с аналитическими группами), что озна-
чает
относительно
высокую
степень
директивности
и конт-
роля за группой со стороны арт-терапевта.
Это
позволяет
организовать
работу
даже
в
тех
случаях,
когда участники имеют выраженные в той или иной мере
эмоционально-волевые
и
коммуникативные
нарушения.
Предлагается
использовать
темы
и
упражнения:
-
предполагающие
разные
формы
работы
с
изобрази-
тельными
материалами
и
имеющие
своей
целью
об-
щую
активизацию
больных
и
совершенствование
сен
-
сомоторных
навыков
и
ассоциативного
мышления;
-
предназначенные
для
тренировки
активного
внима-
ния
и
памяти;
-
позволяющие
больным
невербально
выражать
мыс-
ли
и
чувства,
касаться
своих
разнообразных
проблем,
развивать
коммуникативные
навыки;
-
проясняющие
восприятие
пациентами
самих
себя
(упражнения
данной
группы
способствуют
укрепле-
нию
идентичности
больных,
исследованию
их
систе-
мы
отношений
и
поэтому
представляют
особую
цен-
ность
для
реабилитационной
работы);
-
предназначенные
для
совместной
деятельности
боль-
ных
в
группе
(например,
упражнение
«вклад
в
общее
дело»).
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Прежде
всего
важно
подчеркнуть,
что
в
реальной
жизни
правонарушители далеко не всегда соответствуют тому обра-
зу, который создан средствами массовой информации; среди
них много «обычных» людей — мужчин, женщин, подрост-


221
ков
и взрослых,
экстравертов
и интровертов,
людей веселых
и добродушных, раздраженных и агрессивных.
Они совершают преступления по разным причинам, и
подчас очень трудно понять, что же на самом деле подтолк-
нуло
их
к
криминалу.
На
эту
тему
проводились
многочис-
ленные социологические исследования.
Арт-терапия
представляет
уникальную
возможность
для
создания
правонарушителями
продуктов
творчества,
помогающих
в
последующем
осознании
и
обсуждении
внут-
ренних
и
внешних
причин
преступления.
Те
факты,
кото-
рые
сначала
не
признавались
правонарушителями,
стано-
вятся
очевидными
в
их
продуктах
творчества

рисунках,
коллажах, скульптурах).
Применение арт-терапии с данной группой клиентов осно-
вано на тех же принципах, что и с другими группами клиен-
тов.
Правонарушители
могут
заниматься
арт-терапией
как
индивидуально,
в
соответствии
с
личными
программами,
так
и
в
группах,
использующих
определенные
тем ы,
значимые
для
всех
участников.
В
таких
группах
изобразительная
де-
ятельность
в
обязательном
порядке
дополняется
коммента-
риями, на основе которых разворачиваются дискуссии.
Изотерапия с правонарушителями
Задачи изотерапии:
-
освоение
различных
материалов
и
техник
работы
с
ними,
что
должно
обеспечить
сенсорную
и
эмоцио-
нальную стимуляции;
-
развитие
сенситивности,
то
есть
способности
пони-
мать чувства и потребности других людей;
-
самовыражение,
отреагирование
травматического
ма-
териала
с
возможным
его
осознанием,
приводящим
к
развитию у правонарушителей способности к созна-

тельному контролю над своими потребностями и пе-
реживаниями ;
- выработка продуктивных способов социального вза-
имодействия.
После создания продукта творчества и обсудив его с пси
-
хологом или в группе, клиент готов проанализировать пра-
вонарушение,
воспринимая
себя
глазами
другого
человека.
Благодаря этому он оказывается в состоянии осознать воз-
можность
изменений
собственной
жизни
и
постепенно
пе-
рейти к реализации этой возможности, все больше укрепляя
в себе веру в собственные силы и способность противостоять
соблазну повторного преступления.
Такая
работа
с
осужденными
требует
достаточно
дли-
тельного
времени,
но
использование
техники
«рассказа
в
картинках»
дает
возможность
уже
на
первых
сессиях
вы-
явить наиболее значимые проблемы.
Техника
«рассказа
в
картинках»
позволяет
изучить
взгляд правонарушителей на свои преступления, что далеко
не
всегда
возможно
осуществить
с
помощью
вербального
контакта.
Эта
техника
помогает
правонарушителю
воссо-
здать
закончившуюся
преступлением
цепочку
обстоятельств
и поступков, представить свой взгляд на нее, что способству-
ет
осознанию
альтернативных
вариантов
развития
событий,
не
имевших
бы
таких
тяжелых
последствий.
Кроме
того,
становятся
очевидными
некоторые
стереотипы
криминоген-
ного поведения, осознать которые очень сложно, если исполь-
зуются только вербальные способы коммуникации.
Создавая рисунки, сбившиеся с правильного пути люди
нередко помещают себя в центр событий и благодаря этому
осознают, что являются главными действующими лицами, а
не
жертвами
обстоятельств.
Они
начинают
ощущать
свою
ответственность за происходящее и за совершенное преступ-
ление, а также за перспективы дальнейшей жизни.