ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 983
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ответов
на
во-
просы анкеты или «аналитического интервью».
Важными,
хотя
не
всегда
легко
уловимыми,
являются
разнообразные
изменения
в
системе
отношений
клиента:
формирование
новых
творческих
интересов
и
повышение
его самооценки, проявляющееся, в частности, в более радост-
ном, жизнеутверждающем взгляде на мир и вере клиента в
свои возможности. Для оценки этих изменений наряду с дан-
ными катамнеза (то есть тем, как жил клиент после завер-
шения
арт-терапевтической
работы)
привлекаются
резуль-
таты
экспериментально-психологического
исследования,
методы социометрии и другие приемы [21].
Важным
источником
информации
о
происходящих
из-
менениях в состоянии и системе отношений клиента являет-
ся его изобразительная продукция. На что здесь имеет смысл
обратить внимание?
1. Наиболее
существенным
является
усиление
«симво-
лического» характера работ (не имеются в виду конвенцио-
нальные
символы,
выполняющие
функцию
«знаков»),
сви-
детельствующее
о
повышении
уровня
осознанности
клиен-
том своих переживаний.
2. Другое
проявление
позитивной
динамики
состоя-
ния — это использование новых материалов (красок, глины
и т. д.) или форм работы — создание трехмерных или дви-
жущихся
композиций,
применение
мультимедийных
форм
творчества.
Эти
признаки
свидетельствуют
об
определенном
успехе
клиента
в
поиске
им
своего
собственного
«стиля»,
способного передать специфику его мироощущения, а также
о повышении самооценки клиента и степени доверия к арт-
терапевту.
3. Клиент
перестает воспринимать свою работу как «ис-
полнение долга» и начинает рассматривать ее как свобод-
ную, творческую игру, способную привести в движение его
опыт, «мир» его чувств и мыслей. Он начинает связывать
свою
Работу
с
«открытиями»,
позволяющими увидеть
новый
с
мысл в привычных материалах и предметах, а также в том,
что
он
воспринимает, чувствует и делает.
4.
Повышается
самостоятельность
и
активность
клиен-
та,
а
также его вовлеченность в работу.
53
АРТ-ТЕХНИКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
И ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Индивидуальная форма арт-терапии
Индивидуальная
арт-терапия
может
использоваться
по
от-
ношению к широкому кругу клиентов:
1) к
некоторым
клиентам,
не
подлежащим
вербальной
психотерапии
(олигофрены,
психотики,
лица
преклонного
возраста с нарушениями памяти и некоторые другие);
2) к
клиентам
с
неглубокими
психическими
расстрой-
ствами, преимущественно невротического характера;
3) к
детям
и
взрослым,
испытывающим
определенные
затруднения
в
вербализации
своих
переживаний
(например,
из-за
речевых
нарушений,
аутизма
или
малоконтактности),
а
также
сложности
этих
переживаний
и
их
«невыразимо-
сти»
(у
лиц
с
посттравматическим
стрессовым
расстройст-
вом);
4) к
людям, имеющим хорошо развитую способность к
вербальному
общению
(для
них
изобразительная
деятель-
ность может являться альтернативным «языком», более точ-
ным и выразительным, чем слова).
Этапы работы
Этап
1.
Установление
арт-терапевтического
контакта.
Это
происходит уже на самых первых встречах, когда у клиен-
та и арт-терапевта возникают реакции друг на друга, опре-
деляющие
неповторимую
атмосферу
их
совместной
работы.
Детальное обсуждение с клиентом целей, характера и усло-
вий
работы.
Арт-терапевт
объясняет
клиенту,
в
чем
будет
заключаться их совместная работа, что клиент может и чего
не может делать, принципы арт-терапии, в чем заключается
спонтанное творчество.
Этап
2.
Это
непосредственно
арт-терапевтическая
рабо-
та. Постепенно, по мере того как формируются психотера-
певтические отношения, у клиента возникает ощущение за-
щищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера
арт-терапевтического
кабинета
начинает
восприниматься
им как особенная, отличная от той, которая обычно его окру-
жает. Клиент начинает работать все более естественно, сме-
ло и увлеченно. В процессе работы возникают самые разно-
образные ассоциации, чувства и воспоминания. В большинст-
ве случаев осмысление происходит в результате совместного
обсуждения творческой продукции.
Этап
3.
Дальнейшее
развитие
арт-терапевтического
про-
цесса
характеризуется
тем,
что
конфликты
и
переживания,
отражаясь в творческой работе клиента и «проясняясь» че-
рез
«диалогический
дискурс»
с
арт-терапевтом,
становятся
все более осмысленными и понятными клиенту. Он прихо-
дит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных
свойств и проявлений, осознанию их в качестве закономер-
ных
и
необходимых
элементов
своей
личности,
источников
своей
внутренней
силы.
Негативные
свойства
и
пережива-
ния не подавляются и не предаются забвению, но трансфор-
мируются силой заключенного в них смысла, логикой глу-
бокого
внутреннего
единства,
раскрываемого
в
различных
проявлениях
психической
жизни
клиента.
Клиент
стано-
вится более свободным в использовании различных матери-
алов и средств. Более емким и убедительным становится его
творческий «язык». Образы приобретают «глубину» и «мно-
гомерность»,
выражая
не
то,
что
клиент
«придумал»
или
«позаимствовал»
среди
стереотипных
символических
обо-
значений конвенциональной культуры, а то, что он действи-
тельно переживает внутри себя.
Этап
4.
Основаниями
для
завершения
индивидуальной
Работы, наряду с внешними факторами, являются опреде-
55
ленные изменения в состоянии и характере творческой де-
ятельности
клиента,
отражающие
положительную
динами-
ку
арт-терапевтического
процесса.
Клиент
должен
быть
до-
статочно
«консолидирован»
для
того,
чтобы
прекратить
отношения
с
арт-терапевтом,
то
есть
уметь
самостоятельно
справляться
со
своими
переживаниями
и
проблемами
(по
крайней
мере,
в
обозримом
будущем).
В
целом
завершение
работы обозначает некий личностный «рост» клиента за опре-
деленный промежуток времени.
Особенности индивидуальной арт-терапии
Арт-терапевт
учитывает
склонность
клиента
к
инди-
видуальному,
ему
одному
присущему
темпу
деятельности.
Далеко не все клиенты способны сразу включиться в твор-
ческую
работу.
Иногда
должно
пройти
несколько
сессий,
прежде чем клиент сможет преодолеть свою робость и сте-
реотипы
привычного
поведения,
которые
зачастую
застав-
ляют
воспринимать
арт-терапевтическую
работу
как
недо-
стойную
взрослого
человека
«детскую
игру»
либо,
напротив,
как
нечто
весьма
напоминающее
«художественную
деятель-
ность» с необходимым для нее созданием «правильных» или
«красивых»
рисунков.
Обе
тенденции
проявляются
у
кли-
ентов
довольно
часто
в
начале
работы.
Могут
возникнуть
сильные
переживания,
в
том
числе
негативного
характера»
такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Но
надежные
«границы»
арт-терапевтического
кабинета,
глу-
бина
психотерапевтического
контакта
и
полное
доверие
арт-
терапевта ко всему, что чувствует и делает его клиент, явля-
ются
теми
факторами,
которые
«удерживают»
переживания
клиента
от
их
«выплескивания»
в
самодеструктивном
или
агрессивном,
направленном
на
других
людей,
поведении.
Один из важных факторов «удерживания» — художествен-
ный, символический образ. Если клиент работает над одним
и
тем же образом в течение нескольких сессий или возвра-
щается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его пере-
живания.
Постепенно
выражаясь
в
творческой
деятельнос-
ти все более ярко (но не обязательно «высокохудожествен-
но») и облекаясь в емкую, многозначительную форму симво-
лических
образов,
эти
переживания
начинают
осмысляться
клиентом.
Арт-терапевт
находится
рядом
с
клиентом,
старается
не мешать его работе замечаниями или комментариями и
стремится
не
препятствовать
проявлению
сильных,
в
том
числе негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они
принимают
явно
деструктивный
или
самодеструктивный
характер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопро-
сами, призванными помочь осмыслить и контролировать их
проявление.
Арт-терапевт,
время
от
времени
задавая
раз-
личные
вопросы,
стремится
не
объяснять,
но
«прояснять»
все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание
клиента
на
скрытый
смысл
его
собственных
действий.
Вопросы
могут
быть
направлены
на
«прояснение»
реакций
переноса со стороны клиента. В этом случае арт-терапевт и
клиент
устанавливают
закономерную
связь
между
характе-
ром творческой работы последнего, опытом его детства, ак-
туальными
взаимоотношениями
с
окружающими
и
пробле-
мами на данном этапе жизни.
Арт-терапевт «работает» и со своими реакциями контр-
п
ереноса.
Пытаясь
осмыслить
происхождение
чувств,
возни-
кающих в нем в ответ на произведения, действия или выска-
зывания клиента, он всегда должен задавать себе вопрос: на-
с
колько они связаны с его собственными «проблемами»?
Работа
в
целом
имеет
недирективный
характер:
арт-
тер
апевт, ставя перед собой задачу помочь клиенту преодо-
лет
ь болезнь или решить определенные психологические
57
проблемы,
не
предлагает
никаких
готовых
«рецептов».
Он
действует
гибко,
всякий
раз
настраиваясь
на
индивидуаль-
ный темп и стилевые особенности работы клиента, стараясь
следовать
за
динамикой
его
состояний.
По
мере
того
как
клиент переходит от (вначале) «защитной» позиции к более
открытой
позиции,
арт-терапевт
становится
«свидетелем»
внутренних конфликтов и переживаний.
Динамика происходящих в клиенте изменений в про-
цессе
арт-терапевтической
работы
могла
бы
быть
охаракте-
ризована
как
движение
от
бессмысленности
к
смыслу,
от
слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от не-
уверенности в себе — к самодостаточности. Данные измене-
ния находят свое отражение в динамике творческой работы
и
в
изменении
характера
образов,
создаваемых
клиентом.
Он начинает ощущать определенное «родство» со своими ра-
ботами,
которые
постепенно
наполняются
для
него
ценно-
стью и смыслом.
Клиент иногда испытывает чувство удов-
летворенности, но не потому, что работы кажутся ему «кра-
сивыми» или могут кому-то понравиться, а потому, что ему
удалось выразить в них что-то очень важное.
Индивидуальная арт-терапевтическая работа может
продолжаться
довольно
долго.
Во
многих
случаях
—
не-
сколько месяцев или даже лет. В то же время ее продолжи-
тельность
определяется
рядом
внешних
факторов,
например
сроком
пребывания
клиента
в
стационаре,
возможностями
финансирования
конкретной
арт-терапевтической
програм-
мы или финансовыми возможностями самого клиента и т. д.
Многие
арт-терапевты
так
или
иначе
адаптируются
к
раз-
ным условиям, влияющим на сроки их индивидуальной ра-
боты с клиентами. В любом случае внезапное прекращение
работы,
оставляющее
клиента
«незащищенным»,
один
на
один
с
ранее
актуализированными
проблемами
является
не-
желательным.
на
во-
просы анкеты или «аналитического интервью».
Важными,
хотя
не
всегда
легко
уловимыми,
являются
разнообразные
изменения
в
системе
отношений
клиента:
формирование
новых
творческих
интересов
и
повышение
его самооценки, проявляющееся, в частности, в более радост-
ном, жизнеутверждающем взгляде на мир и вере клиента в
свои возможности. Для оценки этих изменений наряду с дан-
ными катамнеза (то есть тем, как жил клиент после завер-
шения
арт-терапевтической
работы)
привлекаются
резуль-
таты
экспериментально-психологического
исследования,
методы социометрии и другие приемы [21].
Важным
источником
информации
о
происходящих
из-
менениях в состоянии и системе отношений клиента являет-
ся его изобразительная продукция. На что здесь имеет смысл
обратить внимание?
1. Наиболее
существенным
является
усиление
«симво-
лического» характера работ (не имеются в виду конвенцио-
нальные
символы,
выполняющие
функцию
«знаков»),
сви-
детельствующее
о
повышении
уровня
осознанности
клиен-
том своих переживаний.
2. Другое
проявление
позитивной
динамики
состоя-
ния — это использование новых материалов (красок, глины
и т. д.) или форм работы — создание трехмерных или дви-
жущихся
композиций,
применение
мультимедийных
форм
творчества.
Эти
признаки
свидетельствуют
об
определенном
успехе
клиента
в
поиске
им
своего
собственного
«стиля»,
способного передать специфику его мироощущения, а также
о повышении самооценки клиента и степени доверия к арт-
терапевту.
3. Клиент
перестает воспринимать свою работу как «ис-
полнение долга» и начинает рассматривать ее как свобод-
ную, творческую игру, способную привести в движение его
опыт, «мир» его чувств и мыслей. Он начинает связывать
свою
Работу
с
«открытиями»,
позволяющими увидеть
новый
с
мысл в привычных материалах и предметах, а также в том,
что
он
воспринимает, чувствует и делает.
4.
Повышается
самостоятельность
и
активность
клиен-
та,
а
также его вовлеченность в работу.
53
АРТ-ТЕХНИКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
И ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Индивидуальная форма арт-терапии
Индивидуальная
арт-терапия
может
использоваться
по
от-
ношению к широкому кругу клиентов:
1) к
некоторым
клиентам,
не
подлежащим
вербальной
психотерапии
(олигофрены,
психотики,
лица
преклонного
возраста с нарушениями памяти и некоторые другие);
2) к
клиентам
с
неглубокими
психическими
расстрой-
ствами, преимущественно невротического характера;
3) к
детям
и
взрослым,
испытывающим
определенные
затруднения
в
вербализации
своих
переживаний
(например,
из-за
речевых
нарушений,
аутизма
или
малоконтактности),
а
также
сложности
этих
переживаний
и
их
«невыразимо-
сти»
(у
лиц
с
посттравматическим
стрессовым
расстройст-
вом);
4) к
людям, имеющим хорошо развитую способность к
вербальному
общению
(для
них
изобразительная
деятель-
ность может являться альтернативным «языком», более точ-
ным и выразительным, чем слова).
Этапы работы
Этап
1.
Установление
арт-терапевтического
контакта.
Это
происходит уже на самых первых встречах, когда у клиен-
та и арт-терапевта возникают реакции друг на друга, опре-
деляющие
неповторимую
атмосферу
их
совместной
работы.
Детальное обсуждение с клиентом целей, характера и усло-
вий
работы.
Арт-терапевт
объясняет
клиенту,
в
чем
будет
заключаться их совместная работа, что клиент может и чего
не может делать, принципы арт-терапии, в чем заключается
спонтанное творчество.
Этап
2.
Это
непосредственно
арт-терапевтическая
рабо-
та. Постепенно, по мере того как формируются психотера-
певтические отношения, у клиента возникает ощущение за-
щищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера
арт-терапевтического
кабинета
начинает
восприниматься
им как особенная, отличная от той, которая обычно его окру-
жает. Клиент начинает работать все более естественно, сме-
ло и увлеченно. В процессе работы возникают самые разно-
образные ассоциации, чувства и воспоминания. В большинст-
ве случаев осмысление происходит в результате совместного
обсуждения творческой продукции.
Этап
3.
Дальнейшее
развитие
арт-терапевтического
про-
цесса
характеризуется
тем,
что
конфликты
и
переживания,
отражаясь в творческой работе клиента и «проясняясь» че-
рез
«диалогический
дискурс»
с
арт-терапевтом,
становятся
все более осмысленными и понятными клиенту. Он прихо-
дит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных
свойств и проявлений, осознанию их в качестве закономер-
ных
и
необходимых
элементов
своей
личности,
источников
своей
внутренней
силы.
Негативные
свойства
и
пережива-
ния не подавляются и не предаются забвению, но трансфор-
мируются силой заключенного в них смысла, логикой глу-
бокого
внутреннего
единства,
раскрываемого
в
различных
проявлениях
психической
жизни
клиента.
Клиент
стано-
вится более свободным в использовании различных матери-
алов и средств. Более емким и убедительным становится его
творческий «язык». Образы приобретают «глубину» и «мно-
гомерность»,
выражая
не
то,
что
клиент
«придумал»
или
«позаимствовал»
среди
стереотипных
символических
обо-
значений конвенциональной культуры, а то, что он действи-
тельно переживает внутри себя.
Этап
4.
Основаниями
для
завершения
индивидуальной
Работы, наряду с внешними факторами, являются опреде-
55
ленные изменения в состоянии и характере творческой де-
ятельности
клиента,
отражающие
положительную
динами-
ку
арт-терапевтического
процесса.
Клиент
должен
быть
до-
статочно
«консолидирован»
для
того,
чтобы
прекратить
отношения
с
арт-терапевтом,
то
есть
уметь
самостоятельно
справляться
со
своими
переживаниями
и
проблемами
(по
крайней
мере,
в
обозримом
будущем).
В
целом
завершение
работы обозначает некий личностный «рост» клиента за опре-
деленный промежуток времени.
Особенности индивидуальной арт-терапии
Арт-терапевт
учитывает
склонность
клиента
к
инди-
видуальному,
ему
одному
присущему
темпу
деятельности.
Далеко не все клиенты способны сразу включиться в твор-
ческую
работу.
Иногда
должно
пройти
несколько
сессий,
прежде чем клиент сможет преодолеть свою робость и сте-
реотипы
привычного
поведения,
которые
зачастую
застав-
ляют
воспринимать
арт-терапевтическую
работу
как
недо-
стойную
взрослого
человека
«детскую
игру»
либо,
напротив,
как
нечто
весьма
напоминающее
«художественную
деятель-
ность» с необходимым для нее созданием «правильных» или
«красивых»
рисунков.
Обе
тенденции
проявляются
у
кли-
ентов
довольно
часто
в
начале
работы.
Могут
возникнуть
сильные
переживания,
в
том
числе
негативного
характера»
такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Но
надежные
«границы»
арт-терапевтического
кабинета,
глу-
бина
психотерапевтического
контакта
и
полное
доверие
арт-
терапевта ко всему, что чувствует и делает его клиент, явля-
ются
теми
факторами,
которые
«удерживают»
переживания
клиента
от
их
«выплескивания»
в
самодеструктивном
или
агрессивном,
направленном
на
других
людей,
поведении.
Один из важных факторов «удерживания» — художествен-
ный, символический образ. Если клиент работает над одним
и
тем же образом в течение нескольких сессий или возвра-
щается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его пере-
живания.
Постепенно
выражаясь
в
творческой
деятельнос-
ти все более ярко (но не обязательно «высокохудожествен-
но») и облекаясь в емкую, многозначительную форму симво-
лических
образов,
эти
переживания
начинают
осмысляться
клиентом.
Арт-терапевт
находится
рядом
с
клиентом,
старается
не мешать его работе замечаниями или комментариями и
стремится
не
препятствовать
проявлению
сильных,
в
том
числе негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они
принимают
явно
деструктивный
или
самодеструктивный
характер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопро-
сами, призванными помочь осмыслить и контролировать их
проявление.
Арт-терапевт,
время
от
времени
задавая
раз-
личные
вопросы,
стремится
не
объяснять,
но
«прояснять»
все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание
клиента
на
скрытый
смысл
его
собственных
действий.
Вопросы
могут
быть
направлены
на
«прояснение»
реакций
переноса со стороны клиента. В этом случае арт-терапевт и
клиент
устанавливают
закономерную
связь
между
характе-
ром творческой работы последнего, опытом его детства, ак-
туальными
взаимоотношениями
с
окружающими
и
пробле-
мами на данном этапе жизни.
Арт-терапевт «работает» и со своими реакциями контр-
п
ереноса.
Пытаясь
осмыслить
происхождение
чувств,
возни-
кающих в нем в ответ на произведения, действия или выска-
зывания клиента, он всегда должен задавать себе вопрос: на-
с
колько они связаны с его собственными «проблемами»?
Работа
в
целом
имеет
недирективный
характер:
арт-
тер
апевт, ставя перед собой задачу помочь клиенту преодо-
лет
ь болезнь или решить определенные психологические
57
проблемы,
не
предлагает
никаких
готовых
«рецептов».
Он
действует
гибко,
всякий
раз
настраиваясь
на
индивидуаль-
ный темп и стилевые особенности работы клиента, стараясь
следовать
за
динамикой
его
состояний.
По
мере
того
как
клиент переходит от (вначале) «защитной» позиции к более
открытой
позиции,
арт-терапевт
становится
«свидетелем»
внутренних конфликтов и переживаний.
Динамика происходящих в клиенте изменений в про-
цессе
арт-терапевтической
работы
могла
бы
быть
охаракте-
ризована
как
движение
от
бессмысленности
к
смыслу,
от
слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от не-
уверенности в себе — к самодостаточности. Данные измене-
ния находят свое отражение в динамике творческой работы
и
в
изменении
характера
образов,
создаваемых
клиентом.
Он начинает ощущать определенное «родство» со своими ра-
ботами,
которые
постепенно
наполняются
для
него
ценно-
стью и смыслом.
Клиент иногда испытывает чувство удов-
летворенности, но не потому, что работы кажутся ему «кра-
сивыми» или могут кому-то понравиться, а потому, что ему
удалось выразить в них что-то очень важное.
Индивидуальная арт-терапевтическая работа может
продолжаться
довольно
долго.
Во
многих
случаях
—
не-
сколько месяцев или даже лет. В то же время ее продолжи-
тельность
определяется
рядом
внешних
факторов,
например
сроком
пребывания
клиента
в
стационаре,
возможностями
финансирования
конкретной
арт-терапевтической
програм-
мы или финансовыми возможностями самого клиента и т. д.
Многие
арт-терапевты
так
или
иначе
адаптируются
к
раз-
ным условиям, влияющим на сроки их индивидуальной ра-
боты с клиентами. В любом случае внезапное прекращение
работы,
оставляющее
клиента
«незащищенным»,
один
на
один
с
ранее
актуализированными
проблемами
является
не-
желательным.