Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 778

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 зависимость от матери (или другого лица), с которым произошло эмоциональное слияние (конфлюэнция), в результате чего человек автоматически испытывает те же чувства, что и объект зависимости, и это сказывается на принятии решений и всей жизни субъекта.
По мнению Е.В. Емельяновой (2004), за стремлением человека постоянно быть «привязанным» к другому, стремлением полностью раствориться в нем, скрывается желание созависимого заполнить внутреннюю пустоту, обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость и попытка определить себя как личность. Это способ компенсировать собственную недостаточность, за счет партнера дополнить себя до целостного
Я. Любые значимые отношения рождают определенную долю эмоциональной зависимости, но в «здоровых» или зрелых отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности. Жизнь созависимого человека полностью поглощена значимым
Другим, он перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей другого человека.
В данном случае речь идет о первичной созависимости, лежащей в основе различных видов зависимостей: химической, любовной, зависимости от денег, пищи, работы, секса и т.п. Для обозначения первичной созависимости исследователи используют и другие термины

«межличностная зависимость»,
«психологическая зависимость»,
«созависимое поведение», «зависимые отношения», «зависимая личность»,
«зависимая структура личности». Содержательный анализ этих терминов отражает понимание того, что явления зависимого поведения непосредственно вытекают из характеристик созависимой личности и всегда вторичны по отношению к ней. Иными словами, существует связь между зависимым поведением и межличностной зависимостью. Зависимость от веществ и объектов является замещением дефекта в психологической структуре личности.
Диагностические критерии созависимости
Диагностические критерии созависимости разработаны недостаточно.
Представленные в различных работах критерии отражают общую направленность изучения и определения созависимости и опираются на предложении Т. Чермака (1984, 1986) признать в «Диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств, третье издание, исправленное» (DSM-III-R, American Psychiatric Association, 1987) созависимость новым диагностическим критерием,
«расстройством смешанной личности». Автор разработал и выделил следующие критерии для диагностики:
А. Длительная трата душевных сил на возможность контролировать как себя, так и других людей в неблагоприятных серьезных ситуациях.


54
Б. Принятие на себя ответственности за то, чтобы удовлетворять потребности других людей, вплоть до отрицания своих собственных.
В. Беспокойство и пограничные расстройства, связанные с близкими отношениями и расставанием.
Г. Запутанность в отношениях с людьми, страдающими расстройствами личности, химически зависимыми, другими созависимыми и/или индивидами с импульсивными расстройствами.
Д. Три или более из перечисленного ниже:
1. Чрезмерное доверие или отрицание;
2. Подавление эмоций (с резкими вспышками или без них) ;
3. Депрессия;
4. Сверхнастороженность;
5. Компульсивность;
6. Беспокойство;
7. Злоупотребление психически активными веществами (ПАВ) ;
8. Был/была (или является) жертвой периодического физического или сексуального насилия;
9. Соматические заболевания, связанные со стрессом;
10. Находился/находилась в первичных отношениях с лицом, активно злоупотребляющим ПАВ в течение как минимум двух лет, не обращаясь при этом за посторонней помощью.
Обращает на себя внимание замечание автора о том, что подобный диагноз может быть поставлен только «при условии идентифицируемой дисфункции, являющейся следствием чрезмерной ригидности или интенсивности, ассоциируемой с этими чертами».
В работах отечественных исследователей среди важных диагностических критериев созависимой личности дополнительно выделяют следующие характеристики:
1. Представления о своих ценностях вообще не участвуют в процессе взаимодействия; переживание образа чужих ценностей как своих собственных, забывая о себе.
2. Человек не только переживает за другого, но и думает о его благополучии, испытывает желание заботиться о других, спасать их.
3. Высокая тревожность и искаженное представление о близости и разлуке.
4. Чрезмерная уверенность в отвержении. Низкая самооценка.
5. Нарушения в эмоциональной сфере: обнубиляция (затуманивание, неясность восприятия), отрицание, искажение чувств; эмоциональная ригидность; утрачены, либо не были сформированы навыки распознавания и понимания своих чувств; помногу переживают другие чувства – страх, тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование и даже ярость, боль не за себя, а за другого человека.

55
По Поттер-Эфрону (2002), созависимость диагностируется, если у человека выявляется не менее пяти из следующих восьми характеристик.
1. Страх: постоянная сосредоточенность на проблемах других; непреходящая тревога, опасения и чувство страха; избегание риска в межличностных отношениях, недоверие к людям; повторяющееся, привычное контролирующее поведение; сверхответственность; попытки манипулировать другими, изменять их поведение.
2. Стыд и вина: постоянное чувство стыда как в связи с собственным поведением, так и поведением других; постоянное чувство вины за проблемы других; изоляция от окружающих, чтобы скрыть стыд за себя или за семью; ненависть к себе; проявления надменности и превосходства, связанные с низкой самооценкой.
3. Затянувшееся отчаяние: отчаяние и безнадежность, связанные с изменением существующей ситуации; пессимистический взгляд на мир; низкая самооценка и ощущение поражения (я – неудачник), не соответствующие реальным достижениям;
4. Гнев: постоянный гнев, направленный на зависимого, семью или себя; страх потерять контроль в гневе; гнев, касающийся духовной сферы, в том числе гнев на Бога; пассивно-агрессивное поведение, особенно в отношении зависимого.
5. Отрицание: постоянное отрицание источника семейной беды; постоянное преуменьшение тяжести проблемы; использование оправданий для защиты аддикта от негативных последствий его поведения.
6. Ригидность: когнитивная ригидность; поведенческая ригидность, включая ригидность ролей; духовная, моральная и аффективная ригидность – преобладание какого-либо одного чувства: вины, жалости, гнева.
7. Нарушение самоидентификации: неумение выдвигать свои требования или заботиться о своих нуждах; трудности в отделении себя от других, своей боли от боли других; зависимость от других личностей с потребностью получать от них подтверждение своей ценности и навязчивым беспокойством о произведенном на них впечатлении.
8. Смущение, замешательство: постоянная неуверенность в том, что же является нормой; неуверенность в том, что реально, а что нет; постоянная неуверенность в собственных чувствах, включая тенденцию определять все чувства одним знаком; легковерность; нерешительность.
К типичным характеристикам созависимой личности также относят следующее: нарушения самоидентичности, в большей мере основанной на внешней оценке; неспособность удовлетворить свою потребность в зависимости; низкая самооценка, высокая степень терпимости по отношению к неадекватному поведению; нереалистичные запросы к себе и другим; уверенность в том, что забота означает ответственность за тех, о ком она заботится; размытые границы «я» и искажение границ в отношении близости и разлучения; чувства, основанные на чувствах других; поступки, основанные


56 на том, что сделал или мог бы сделать кто-то другой; зависимость от людей и объектов, внешних по отношению к собственной личности.
Некоторые авторы считают, что созависимость является такой же болезнью, как и зависимость. Сходство зависимости и созависимости усматривают в том, что оба состояния: а) представляют собой первичное заболевание, а не симптом иного заболевания; б) приводят к постепенной физической, психической, эмоциональной и духовной деградации; в) при невмешательстве могут привести к преждевременной смерти; г) при выздоровлении требуют системного сдвига как в физическом, так и в психологическом плане.
Пристрастие к алкоголю и наркотикам и созависимость в равной степени отбирают у больного и его близких, совместно с ним проживающих, энергию, здоровье, подчиняют себе их мысли, эмоции. В то время как больной навязчиво думает о прошлой или будущей выпивке (потреблении химических веществ), мысли его жены (матери) столь же навязчиво направлены на возможные способы контроля над его поведением.
Москаленко В.Д. для наглядности представила параллелизм проявлений обоих состояний в виде таблицы (табл. 4).
Таблица 4
Парралелизм явлений зависимости и созависимости
Признак
Зависимость
Созависимость
Охваченность сознания предметом пристрастия
Мысль об аддиктивном агенте доминирует в сознании
Мысль о больном доминирует в сознании
Утрата контроля
Над количеством, над ситуацией, над своей жизнью
Над поведением больного, над собственными чувствами, над жизнью
Формы психологической защиты
«Я не…», «Я не очень много…», «Я смогу с этим справится», «От … ничего не будет»
«У меня нет проблем, проблемы у моего мужа (сына)
Агрессия
Словесная, физическая
Словесная, физическая
Преобладающие чувства
Душевная боль, вина, стыд
Душевная боль, вины, стыд, ненависть, негодование
Рост толерантности
Увеличивается переносимость все больших доз вещества
Растет толерантность к эмоциональной боли
Синдром похмелья
Для облегчения синдрома требуется новая доза вещества
После разрыва отношений вступают в новые деструктивные взаимоотношения
Опьянение
Часто повторяющееся состояние в результате употребления хим.вещества
Невозможность спокойно, рассудительно, т.е. трезво мыслить как часто повторяющееся состояние
Самооценка
Низкая, допускающая
Низкая, допускающая


57 саморазрушающее поведение саморазрушающее поведение
Физическое здоровье
Болезни печени, сердца, желудка, нервной системы
Гипертония, «невроз» сердца, аритмии, язва желудка
Сопутствующие психические нарушения
Депрессия
Депрессия
Перекрестная зависимость от других веществ
Зависимость от алкоголя, наркотиков, транквилизаторов может сочетаться у одного индивида
Помимо зависимости от больного, может наблюдаться зависимость от транквилизаторов
Отношение к лечению
Отказ от лечения
Отказ от лечения
Условия выздоровления
Воздержание, знание концепции болезни, долгосрочная реабилитация
Отстранение, знание концепции созависимости, долгосрочная реабилитация
Эффективные программы выздоровления
Психотерапия, программа 12 шагов, группы самопомощи типа АА
Психотерапия, программа 12 шагов, группы самопомощи типа Ал-Анон
Течение
Рецидивирующее
Рецидивирующее
Созависимость – это фактор риска рецидива химической зависимости у больного, она препятствует выздоровлению наркозависимого, то есть служит фактором, «подкрепляющим» болезнь (Москаленко В.Д., Назаров Е.А.).
Условно выделяют четыре этапа течения созависимости.
1-й этап. Шок при получении информации о том, что один из членов семьи болен патологической зависимостью. Если в семье появляется больной алкоголизмом, то этот этап растягивается во времени и интенсивность переживаний менее выражена. Мыслей о болезни пока не возникает, или они не допускаются в сознание. Если подобные изменения начинают замечать посторонние люди, то у родных всегда находятся оправдательные аргументы:
«Не мог отказать друзьям (начальству)», «Совпало несколько праздников».
Наркомания развивается быстрее, чем алкоголизм, но близкие если и замечают изменения в поведении и начинают беспокоиться, то, как правило, объясняют их другими причинами, не связанными с наркотиками, – плохим самочувствием, неприятностями на работе, усталостью. Пытаются выяснять отношения, вводить запретительные меры. В семье нарастает общая тревожность, нервозность и раздражительность, отчужденность. Шок наступает в том случае если факт болезни становится неоспоримым и очевидным. Он может вызывать также переживания, как состояние полного краха, трагедии, безысходности, наказания и кары за «грехи», сопровождаться бурными эмоциональными проявлениями, плачем, агрессией в отношении больного или суицидальными мыслями либо оцепенением, «окаменелостью», безразличием.
2-й этап. Пережив состояние шока, все созависимые члены семьи объединяют свои усилия и направляют их на попытки вытащить больного зависимостью из его проблем. Вся жизнь семьи перестраивается и сосредоточивается на больном и его интересах, все ощущают свою ответственность. Больному многое прощается, стоически переносятся житейские неудобства пока он «исправляется». Родные стараются вести себя


58
«идеально». Семья как будто приспосабливается к болезни, но нездоровым образом. С одной стороны, жизнь больного начинает строжайшим образом контролироваться, а с другой – подобные старания созависимых только усугубляют развитие болезни. Душевное напряжение в этот период достигает такой интенсивности, что не только больному, но и созависимым требуется медицинская помощь.
3-й этап. Возникает при неудачных попытках лечения больного зависимостью или срыве ремиссии и переживается как состояние краха всех надежд, отчаяния. Подавленное настроение достигает глубины депрессии, иногда с суицидальными мыслями. Подавленное настроение чередуется с приступами раздражения, злобы, стремлением найти виноватых в происходящем среди окружающих. Истощаются и физические, и душевные ресурсы. На этом этапе возможно развитие тяжелых телесных недугов, а также и зависимости (алкоголизма).
4-й этап. Возникает после использования многократных и непродуктивных или малоэффективных способов решить за больного все его социальные, финансовые проблемы, сложности со здоровьем и с преодолением болезненного влечения к наркотику.
Формируется патологический симбиоз больного и созависимого в виде одного из типов.
Зависимым семьям присущ ряд общих черт: страх перед чужими людьми и изоляция от них, тесная сплоченность, фетишизация брака, денег и власти. Для этих семей существует только материальный мир, они ни во что не верят. Члены семьи полностью зависят от оценки родных и окружения, нельзя искать помощи вне семьи. Неудача, отъезд или смерть одного из членов семьи переживают всей семьей одинаково трагически. Вместо любви семья держится на чувствах жалости и долга, обиды и вины, общих вкусах и оценках людей. Семья опирается на традиции прошлого, боится изменений, с тревогой смотрит в будущее. Источником ее энергии служат не радости текущей жизни, а тревоги и волнения.
Выделяются следующие типы созависимости:
«Мученик». Жертвует собой во имя больного члена семьи, им владеет постоянное сильное чувство вины за происходящее, он ждет каких-то шагов от больного.
«Преследователь». Стремится наказать «виновника» – больного зависимостью, испытывает злость и горечь от неразрешимости ситуации, ищет виноватых и подвергает их наказанию.
«Соучастник заговора, потакатель». Всегда готов исполнить желание зависимого. Он может купить наркотик или забрать больного наркоманией из больницы, если тот жалуется, что ему там плохо. Он срывает попытки больного выйти из зависимости.
«Собутыльник». Предпринимает попытки найти контакт с больным зависимостью через совместное употребление ПАВ. Часто в этой роли оказываются жены алкоголиков. Другой мотив приобщения к ПАВ у