Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 780

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59 созависимых – это их прием «назло», чтобы досадить больному алкоголизмом или наркоману за «исковерканную жизнь».
Апатичный тип созависимых. Смиряется со сложившейся в семье ситуацией, «опускает руки» и ничего не предпринимает для решения проблемы.
Тип созависимости по принципу договора – формирование самообмана. Созависимый делает вид, что с появлением в семье, например, наркомана ничего не произошло. Все идет как обычно. И если наркоман будет выполнять привычные обязанности по дому, созависимый пытается не замечать наличия кричащей проблемы. Этот тип созависимости хрупок и недолговечен. Как только договор нарушается (а больной не может долго выдерживать свою роль), ситуация взрывается и выходит из-под контроля.
Параллельное существование. Больной и близкие не вмешиваются в проблемы друг друга и делают вид, что каждый живет своей жизнью.
Происходят попытки отдельного, автономного проживания на совместной территории. При четком соблюдении условия взаимного невмешательства жизнь происходит по принципу «не выносить сор из избы». Но эта тактика поведения, как правило, не срабатывает. Наркоман не способен жить самостоятельно. Из-за выраженного, зачастую неконтролируемого влечения к наркотику поведение, направленное на поиск и употребление наркотического средства, раньше или позже разрушает кажущееся равновесие.
Основатели концепции семейной созависимости отмечают, что основные правила таких семей – «не говори», «не чувствуй», «не доверяй»,
«контролируй свои чувства», которые не высказываются, а утверждаются невербально – взглядами, мимикой, жестами, интонацией (Коробкина З.В.,
Попов В.А.).
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи
(родители) начинают проявлять инициативу уже в период открытой наркотизации подростка, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетается с мощной физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему «наркоманского» поведения.
Таким образом, одной из актуальных задач специалистов в области профилактики, к которым относятся педагоги, психологи, социальные работники и врачи, является своевременное выявление проблемных семей с целью проведения с ними соответствующей профилактической работы.
Приоритетными направлениями в работе с семьями по снижению вероятности формирования различных аддикций у подростков являются:
– коррекция имеющихся нарушений в сфере детско-родительских взаимоотношений;
– профилактика созависимости, которая выступает в качестве подмены истинно близких отношений между матерью и ребенком;


60
– информирование членов семьи о причинах и последствиях употребления ПАВ и формирование у них адекватного отношения к проблеме.
Вопросы и задания
1.Дайте общее представление о созависимости.
2.Перечислите этапы течения созависимости.
3.
В чем сходство зависимости и созависимости?
4.Охарактеризуйте типы созависимости.
Литература:
Основная
1. Москаленко, В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков // Международный медицинский журнал. 2003. №1. С.26.
2. Кулганов, В.А., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Превентология.
Профилактика социальных отклонений: учеб. пособие. – СПб.: Питер,
2014. – 304 с.
3. Осинская, С.А. Структурно-содержательные особенности образа отца у созависимой личности
: дис. … канд. психол. наук / С.А. Осинская. –
Владивосток, 2015. – 209 с.
Дополнительная
4. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Речь,
2003.
5. Гилинский, Я.И. Институт семьи в системе «девиантность – социальный контроль» // Криминология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции «Семья и преступность»
2001 г./
Труды
Санкт-Петербургского криминологического клуба. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2002. № 1(2). – С. 34-41.
6. Пятницкая, И.Н., Найденова, Н.Г. Подростковая наркология. – М.:
Медицина, 2002. – 256с.
7. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.
8. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. –
СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 652 с.

61
1.4. Классификация аддикций
В настоящее время принято разделять аддикции на химические, т. е. зависимость от ПАВ, нехимические, или поведенческие, а также промежуточные типы (схема 3).
Схема 3
Типология аддикций
Общий признак аддиктивных нарушений в том, что они связаны с двоякими состояниями: сначала сопряжены с удовольствием, а потом – с негативными переживаниями в случае прекращения приема вещества, что вызывает психофизический дискомфорт или абстиненцию.
I.
Химические аддикции (зависимость от психоактивных
веществ)
В общем виде В.А. Руженков выделяет 2 группы химических аддикций: наркотические и токсические (схема 4).
Схема 4
Классификация химических аддикции

62
Психоактивные вещества представляют собой разнородную по химическому составу и механизмам воздействия на центральную нервную систему (ЦНС) группу субстанций, оказывающих притягательное воздействие на психическое состояние и способных при повторном употреблении вызывать привыкание и зависимость.
В соответствии с терминологией ВОЗ, под психоактивными субстанциями понимают любые вещества, оказывающие влияние на психические процессы, в том числе психотропные лекарственные средства, не вызывающие зависимость.
Здесь и далее термин психоактивные вещества употребляется в узком смысле, подразумевая только те вещества, которые обладают наркогенными свойствами.
ПАВ разделяются по механизмам действия на центральную нервную систему (ЦНС), по происхождению, по степени наркогенности и по наличию или отсутствию государственного контроля оборота.
I. Классификация ПАВ по типу влияния на центральные нервные
функции
А. Вещества, угнетающие мозговые
функции (супрессоры ЦНС):
–Алкоголь
–Опиоиды
–Лекарственные препараты снотворно-седативной группы
–Летучие органические вещества
(средства бытовой химии)
Б.
Вещества,
стимулирующие
мозговые функции (стимуляторы
ЦНС):
–Кокаин
–Психостимуляторы амфетаминового ряда
–Кофеин и другие производные ксантина
В.Галлюциногены
(психотомиметики,
психодизлептики)
–Диэтиламид лизергиновой кислоты
(ЛСД-25)
–Мескалин
–Псилоцибин
–Фенциклидин
Г.
Каннабиоиды
(алкалоиды
конопли)
–Тетрагидроканнабинол
–Каннабигерол
–Каннабидиол
Д. Никотин.


63
Как видно из классификации, каннабиноиды и никотин не входят в три основные категории ПАВ (супрессоров ЦНС, стимуляторов ЦНС и галлюциногенов), а составляют собственные фармакологические группы, что объясняется сложностью и своеобразием производимых ими психотропных эффектов.
II. Классификация ПАВ по происхождению
По происхождению психоактивные субстанции разделяются на природные, полусинтетические и синтетические вещества.
Так, среди опиоидов природными наркотиками являются препараты опия и его отдельные алкалоиды – морфин и кодеин, к полусинтетическим веществам относится героин (диацетилморфин), а примерами синтетических
ПАВ служат фентанил и метадон.
III. Классификация ПАВ по степени наркогенности
ПАВ различаются по степени наркогенности, или величине наркогенного потенциала (abuse potential). Наркогенный потенциал представляет собой количественный параметр, определяемый темпом развития и тяжестью зависимости, возникающей при повторном употреблении ПАВ.
В соответствии с наркогенными свойствами ПАВ можно разделить на следующие категории:
– с высокой степенью наркогенности (героин, метадон, кокаин);
– со средней степенью наркогенности (алкоголь, тетрагидроканнабинол, кодеин, алпразолам);
– с умеренной и низкой степенью наркогенности (оксазепам, никотин, кофеин).
Степень наркогенности ПАВ не зависит от механизма его действия, и в пределах одной фармакологической группы веществ эта величина может быть подвержена значительным колебаниям. Например, величины наркогенного потенциала несопоставимы у кофеина и амфетамина, психопатологические последствия злоупотребления которыми рассматриваются МКБ-10 в одной рубрике.
IV. Классификация ПАВ в связи с наличием или отсутствием
государственного контроля оборота
Согласно ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля, вносятся в следующие списки:
Список I. Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;


64
Список II. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации;
Список III. Список психотропных веществ, оборот которых в
Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации;
Список IV. Список прекурсоров, оборот которых в Российской
Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Помимо классификации на основе перечисленных критериев, с юридической точки зрения (психоактивные субстанции, а также содержащие их пищевые и промышленные продукты) подразделяются на следующие категории:
– вещества и содержащие их продукты, оборот которых не подлежит государственному контролю (кофеин, препараты бытовой химии);
– вещества и содержащие их продукты с ограниченной доступностью для отдельных групп населения (алкогольные напитки и табачные изделия);
– лекарственные средства (в том числе сильнодействующие препараты), подлежащие специальному учету и особому отпуску из аптек
(транквилизаторы и снотворные средства, отдельные нейролептики и антидепрессанты, средства для наркоза, наркотические анальгетики);
– вещества и содержащие их наркотики, оборот которых полностью запрещен международными конвенциями и (или) законами отдельных стран
(героин, кокаин, метамфетамин, препараты конопли).
Наличие или отсутствие контроля оборота различных ПАВ определяется величиной их наркогенного потенциала и тяжестью медицинских и социальных последствий их употребления.
Кофеин, никотин и алкоголь составляют «легальную триаду» ПАВ. Их употребление при определенном ограничении доступности двух последних веществ для отдельных групп населения не преследуется законом в России,
Европе, США и других развитых странах. Общая принадлежность кофеина, никотина и алкоголя к категории разрешенных законом ПАВ не означает их сопоставимости с точки зрения безопасности употребления. Кофеин и никотин, в соответствии с мягкостью присущих им психотропных эффектов, не вызывают заметных изменений в поведении (по крайней мере, в обычных для повседневного потребления дозах) и даже многолетнее их употребление не приводит к развитию тяжелых психических расстройств, в том числе,


65 характерной для многих категорий наркологических больных, деформации личности.
В отличие от кофеина и никотина, третий представитель «легальной триады» ПАВ – алкоголь – обладает помимо сильных психотропных эффектов выраженными нейротоксическими и висцеротоксическими свойствами. Систематическое злоупотребление алкоголем (в отличие от регулярного употребления кофеинсодержащих напитков и табакокурения) во всех случаях приводит к изменениям личности и другим психическим нарушениям, органическому поражению мозга и периферических нервов, а также поражению внутренних органов и систем.
II.
Поведенческие аддикции
Нехимическими (поведенческими) называются аддикции, в которых объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивное вещество (ПАВ).
В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще пользуется термин поведенческие аддикции. Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц.П.
Короленко. Им выделены непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры (гемблинг), аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикция, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, а также промежуточные аддикции, к которым относятся аддикции к еде – переедание и голодание, т.к. при этой форме задействуются непосредственно биохимические механизмы.
Кроме вышеперечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимических аддикций: многообразные компьютерные зависимости или интернет-зависимocти, которые могут быть частью
«технологических аддикций», куда также можно отнести аддикцию к просмотру телевизионных передач («телеаддикция»), аддикцию к мобильным телефонам и другие, связанные с использованием современных технологий.
Описаны также аддикция упражнений (спортивная), духовный поиск, синдром Тоада или зависимость от «веселого автовождения» и др.
В.Д. Менделевич рассматривает фанатизм во всех его проявлениях
(религиозный, политический, спортивный, национальный) как одну из форм аддиктивного поведения и пишет, что любое сверхценное увлечение, при котором «объект увлечения или деятельность становится определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность, входит в состав аддиктивного, патохарактерологического типов девиантного поведения...»