Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 773
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
-чрезмерная концентрация родителей на ребенке, либо, напротив, излишнее дистанцирование от него;
-недостаточная или патологическая привязанность.
Факторы риска, связанные со школой, окружением, сверстниками
и сферой досуга
Основные факторы риска приобщения детей и подростков к ПАВ социального характера, включающие школу, окружение и сверстников, приведены в таблице (табл. 3).
Таблица 3
Основные факторы риска злоупотребления ПАВ, связанные со школой,
окружением и сверстниками
Социальный объект
Фактор риска
Школа
-употребление ПАВ в образовательном учреждении;
-раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении;
-хроническая академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальной школе;
-конфликтные отношения с педагогами и сверстниками, недоброжелательный климат в школе;
-частая смена школ;
-неспособность справиться с общественными задачами, общественная пассивность;
-частые пропуски, прогулы занятий;
-неопределенная позиция школы в отношении наркотиков и других ПАВ;
-неподготовленность школьного персонала в отношении проблемы;
-попытка педагогического коллектива проводить профилактическую работу используя модели запугивания и устрашения;
-доступность наркотиков и алкоголя в школе.
Окружение,
сверстники
-наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ, или лиц с девиантным поведением;
-одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка;
-отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками;
-принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми.
В силу возрастных психологических особенностей в подростковом возрасте роль сверстников по значимости начинает превосходить и семью, и другое окружение, ранее столь важное для ребенка.
Досуг
Сфера досуга занимает значительное место в жизни современной молодежи, справедливо относится к основным микросоциальным факторам,
42 влияющим на возможность приобщения к наркотикам. Хорошо известно, что структура досуга современных подростков существенно изменилась, их свободное время характеризуется доминированием культурно- потребительского, развлекательного типа поведения.
В современных социальных условиях потребность подростков и молодежи в полноценном культурном досуге зачастую остается нереализованной. Причиной этого могут служить как внешние условия, такие как коммерциализация этой сферы, низкий материальный уровень, так и внутренние, личностные, например, неумение структурировать время, неспособность организовать свой досуг, отсутствие или ограниченность интересов.
Одним из наиболее привлекательных для молодежи видов досуговой деятельности является проведение времени за компьютером, особенно популярны Интернет и компьютерные игры. Часто Всемирная паутина становится для молодых людей источником информации о наркотиках, возможности их приобретения и потребления. К сожалению, приходится констатировать, что в Интернете существует множество сайтов, откровенно пропагандирующих наркокультуру, на них подростки, интересующиеся наркотиками или употребляющие их, могут не только пообщаться друг с другом, но и получить квалифицированные советы от «специалистов». Да и сам по себе компьютер может служить источником возникновения зависимости. Сегодня все больше и больше появляется подростков, а точнее их родителей, обращающихся за помощью по поводу игровой
(компьютерной) зависимости.
По прогнозам социолога А. В. Маренкова (Шереги Ф. Э., 2004), в ХХI веке у российских детей и подростков будет сформирована «новая структура досуговой деятельности, в которой преобладающей станет индивидуальная форма получения удовольствия от различных прожективных ситуаций, в которых оказывается личность, общающаяся с виртуальной реальностью».
Обобщая все вышесказанное, необходимо обратить внимание на то, что социальная сфера жизни современного подростка играет огромнейшую роль в формировании его как личности. Она способна провоцировать, обострять уже имеющуюся предрасположенность к потреблению ПАВ, являться фактором риска в случае ее негармоничности и ущербности, являться барьером для даже самых позитивных, грамотных профилактических влияний.
II.
МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
Макросоциальные факторы риска наркотизации – это условия, характеризующие функционирование общества в целом, проявляющиеся на уровне страны и мирового сообщества. К макросоциальным относятся факторы, формирующие на протяжении нескольких поколений ментальность населения, его морально-этические установки и идеалы.
В социальном плане факторы риска наркотизации макросоциального уровня являются достаточно значимыми, поскольку деформации на
43 микросоциальном, а во многом и на индивидуально-психологическом уровнях связаны с социальными кризисами и другими социальными явлениями в рамках общества. Основные макросоциальные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ несовершеннолетними следующие:
• доступность ПАВ;
• ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
• аномия;
• ценностный плюрализм;
• затруднение процесса социализации современных подростков;
• мода на употребление ПАВ;
• несовершенство правовой базы в отношении степени ответственности, грозящей потребителю ПАВ;
• традиции общества, связанные с употреблением ПАВ;
• наркогенная субкультура;
• состояние психологической депривации на макросоциальном уровне;
• нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением индивида;
• рост безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних
• отсутствие альтернатив употреблению ПАВ для детей и молодежи.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые, по мнению исследователей, макросоциальные факторы риска.
Индивид зависим от экономики и практически не может ее контролировать. Кроме того, только посредством контролирующих инструментов экономики возможно достижение любых индивидуальных целей. Субъективно переживаемый так называемый экономический стресс может происходить и в связи с повседневными финансовыми ограничениями, и в связи с воспринятым неравенством в распределении доходов. Имеющее место углубление социальной дифференциации, как правило, активизирует различные формы социальных отклонений. В результате ухудшения социально-экономической ситуации в стране становится возможным приобщение общества к ПАВ, и в первую очередь молодых людей как наиболее подверженных различным социальным влияниям, в том числе негативным.
Примечательно, что люди, постоянно пребывающие в состоянии экономического стресса (к примеру, безденежье), являются менее чувствительными в отношении изменений в экономике (например, к спадам), так как они продолжают выполнять свою роль находящегося в стрессе и не рассматривают себя как склонных к девиантному поведению.
Они считают себя такими же неудачниками, и это снижает угрозу стигматизации, но не уменьшает риска возникновения аддиктивных составляющих. Наиболее ярко это просматривается в реалиях российской действительности. Необходимо отметить, что по сравнению с западными
44 странами, она являет собой более яркий пример повреждающего воздействия стресса социально-экономических изменений на популяцию.
Кроме того, причиной возникновения экономического стресса на данном этапе может являться сам национальный российский менталитет.
Национальный характер как исторически сформировавшаяся совокупность ценностей характеризуется как нерыночный. Так, в частности, для России характерен уравнительный подход, желание улучшить качество жизни, но при этом «ничего не менять, чтобы не стало хуже». Смена или ломка мотивации нации является фактором риска развития девиаций. Я. И. Гилинский (2011) приводит данные о резком росте преступности, алкоголизма, нарко- и токсикомании, самоубийств и об утяжелении проявлений всех этих форм девиантного поведения к 1993 году именно в связи с экономическими изменениями в стране.
Такие негативные последствия реформ, как безработица, расслоение общества на богатых и бедных, сопряженное с ухудшением материального положения значительной части населения, спровоцировали приобщение к
ПАВ тех, кто не сумел найти нишу в новых социально-экономических условиях.
Российское общество в 90-х годах пребывало в состоянии социальной аномии
(аномия буквально – исчезновение нормы). Как социальный феномен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 37
аномия впервые была описана французским социологом Э. Дюркгеймом в
1897 году. В современной трактовке под аномией понимают, с одной стороны, некий объективно имеющий место в обществе конфликт, обусловленный несоответствием, десятилетиями декларируемых, социальных норм, ценностей, идеалов и реальной действительности, а с другой – комплекс переживаний, испытываемых людьми в связи с несовместимостью самых важных для человека внутренних установок с требованиями повседневной жизни. Проблема аномии – это проблема современного общества. Чувство бесцельного существования, неспособность и бессилие формируют у человека сознание собственной незначительности и ничтожности. Для изменения ситуации он ищет простые и быстрые решения, начиная потреблять алкоголь и наркотики. В основе этого процесса лежит расхождение между тем, к чему призывают стремиться, и тем, чего человек может добиться реально. В состоянии аномии человек вообще не обнаруживает норм, необходимых ему для ориентации в социальном пространстве. Аномия возникает в обществе в том случае, если социальные нормативы перестают играть роль «подсказки», оказываются непоследовательными, противоречат друг другу или совсем отсутствуют.
Следующим важным макросоциальным фактором риска, который важно выделить отдельно, является ценностный плюрализм. В эпоху современных радикальных социально-экономических преобразований поиск новых ценностей приобретает трагическую напряженность. Современная ситуация характеризуется отказом от абсолютных норм и ценностей, кризисом
45 существовавшей системы ценностей и культурных норм и так называемым ценностным плюрализмом.
Общественные институты больше не предоставляют человеку абсолютных образцов или моделей, следование которым гарантировало бы успешную жизнь. Человек вынужден сам выбирать ту систему ценностей, норм, критериев оценки, на которую будет опираться при выборе дальнейших действий. Это не значит, конечно, что общественные институты или социальные группы не влияют на выработку ценностей, норм и установок отдельного человека, однако жизнь современного человека не может быть так строго регламентирована, как это было раньше. Это налагает на человека большую ответственность, и не все люди в состоянии ее принять.
Несовершенство правовой базы в отношении степени ответственности, грозящей потребителю ПАВ, является значимым фактором риска наркотизации. По мнению специалистов (Егоров А. Ю., Игумнов С. А., 2005;
Лисовский В. Д., Колесникова Э. А., 2001), катастрофической наркологической ситуации в стране во многом способствует несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов. Это приводит к фактической безнаказанности противоправной деятельности, связанной с распространением наркотических веществ, и соответственно росту числа потребителей наркотиков.
Кроме социальных реалий, отражающих современный кризисный этап развития общества, фактором риска наркотизации являются традиции общества, связанные с употреблением ПАВ. Ряд исследователей (Шабанов
П.Д., Штакельберг О.Ю. и др.) отмечают значение так называемых «питейных традиций» российского общества для распространения алкоголизма и бытового пьянства. Согласно общепринятой классификации, выделяется четыре типа культур в зависимости от отношения к употреблению алкоголя
(Руководство по аддиктологии, 2007; Психология зависимости, 2005):
• абстинентные культуры, в которых существует запрет на любые формы употребления алкоголя;
• амбивалентные культуры, для которых характерен конфликт между существующими ценностями и алкоголем;
• пермиссивные культуры, в которых употребление алкоголя разрешается, но пьянство и патологические явления, связанные с потреблением алкоголя, отклоняются;
• пермиссивные культуры, допускающие не только «нормальное» потребление спиртного в умеренной степени во избежание интоксикации и опасного употребления, но и алкогольные эксцессы.
Россия может считаться пермиссивной культурой. Именно в этом типе культуры наиболее распространен алкоголизм. Кроме России, в эту группу входят некоторые скандинавские и восточноевропейские страны.
46
Современный этап развития российского общества характеризуется отсутствием единого культурного пространства в рамках унитарной культуры и предполагает мозаичность, наличие разнообразных культурных течений, так называемых субкультур.
Понятие «субкультура» используется для обозначения культуры неформальной социальной группы, ценности и нормативы которой чем-то отличаются от общепринятых (Мертон Р., 1992). Субкультура не приобретается биологическим путем, ее элементы присваиваются человеком в процессе его социализации и воспитания.
Сегодня идет процесс приобщения российской молодежи к распространенным в мире модным течениям, которые включают в себя потребление наркотиков, формируется наркогенная субкультура. При этом важно, что концепция семейной социализации предполагает в настоящее время значительное снижение роли семьи в процессе воспитания молодого поколения и в результате ее роль начинает играть молодежное окружение.
Так происходит своего рода вынужденное вовлечение подростка в субкультуру, где он приобщается к определенному, необходимому для него социальному опыту.
Для любой субкультуры характерны определенные составляющие: идеология, собственные ценности, нормативы, субкультурный стиль, характеризующийся имиджем, поведением (жесты, походка, манера разговора), музыкой, специфическим жаргоном. ПАВ становятся составной частью молодежной субкультуры. Исследователями отмечаются следующие особенности современной молодежной субкультуры:
обособленность, отстраненность, часто демонстративная, от культурных ценностей старшего поколения, национальных традиций;
преобладание потребления над творчеством;
авангардность, устремленность в будущее, иногда экстремальность.
Наиболее эффективной в исследовании процессов в молодежной среде представляется дифференциация досуговых объединений по критерию
«отношение к традиционным ценностям и нормам культуры». Данный подход позволяет проанализировать логику и стадии развития молодежных объединений, определить доминирующий тип их социальной ориентации – традиционный, альтернативный, асоциальный, криминальный.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные молодежные формирования, идеология которых предполагает позитивное отношение к употреблению ПАВ.
В молодежной субкультуре наркотики рассматриваются как социальная функция. По имеющимся в литературе данным, потребители наркотиков среди панков составляют 67%, среди хиппи – 57%, среди рокеров – 41%. Так, для хиппи потребление наркотиков – своеобразный ритуал, способ приобщения к «высшим духовным ценностям», это символ единения группa.
Панки используют наркотик как символ протеста, отрицания общепринятых