Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 776
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47 норм, правил, морали, стремление к саморазрушению. Рокеры употребляют алкоголь и иногда производные конопли (гашиш, план) для большей остроты ощущений.
Рейверы – любители танцмарафонов – часто прибегают к употреблению психостимуляторов (эфедрон, экстази, суррогаты амфетамина).
Следующим макросоциальным фактором риска приобщения к употреблению ПАВ является состояние психологической депривации на макросоциальном уровне. Условия, приводящие к такому состоянию, определяются нарушениями функции социальной системы в целом
(Лисовский В. Д., Колесникова Э. А., 2001). В данном случае целесообразно говорить о «культурной депривации» в широком смысле. Так, нынешний этап развития общества характеризуется обострением социальных проблем, общей нестабильностью, жесткой политической борьбой, межнациональными конфликтами, разрушением социальных институтов. Все это приводит к нарушению условий жизни индивида еще в детском возрасте, а в дальнейшем
– к неудовлетворению его социальных и социально-психологических потребностей. Давление этих потребностей на поведение человека столь велико, что они начинают доминировать над физиологическими потребностями и подчас даже становятся сильнее чувства самосохранения. И если общество не в состоянии удовлетворить высшие потребности, то это не означает, что данные конкретные потребности перестают существовать и управлять поведением человека. Зачастую, оказавшись в такой ситуации, человек стремится снять эти ощущения, прибегая к употреблению ПАВ, то есть подавлению побуждений. Тяга к наркотикам в данном случае объясняется как попытка решения некоторых фундаментальных личностных затруднений, вызванных сбоями во взаимоотношениях человека и общества.
Существует еще один тип депривирующих факторов этого уровня. Это нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением индивида, вследствие чего подростки не осваивают целые области социальных связей и отношений, необходимых для полноценного развития личности. Как известно, основным институтом социализации является семья. Главной проблемой в этой связи является тот факт, что падение жизненного уровня большей части населения, ухудшение криминогенной ситуации становятся основными причинами кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль, неспособных воспрепятствовать приобщению детей к потреблению ПАВ и «выталкивающих» их на улицу.
Рост безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является дополнительным фактором риска наркотизации в современном обществе. Эта группа детей, как правило, жертвы неблагополучной ситуации в семье. Злоупотребление родителями алкоголем, а также наркотическими средствами нередко выполняет роль катализатора в актах насилия и жестокости по отношению к детям. Родители, имеющие алкогольную и
48 наркотическую зависимость, не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие, оказать ему моральную поддержку, пробудить интерес к получению школьных знаний. Криминогенная среда общения, девиантный образ жизни делают частое употребление беспризорными ПАВ почти неизбежным (Беличева С. А., 1994).
Таким образом, патологическое преодоление в форме ухода от реальности посредством наркотизации представляется как явление, связанное не только с особенностями личности, но и со средовыми воздействиями, социально неблагополучным образом жизни.
Эффективность борьбы с распространенностью наркомании зависит от усилий родителей, воспитателей, врачей, правоохранительных и иных органов и в целом от нравственного, духовного и психологического состояния общества. Девиантное зависимое поведение во многом отражает социальную систему и не может рассматриваться как проявление исключительно
«внешних сил» вне нормативной жизни общества. Навыки подобного поведения не изобретаются и не наследуются индивидом, они формируются под непрерывным воздействием факторов и процессов воспитания и обучения, под влиянием условий существования той или иной группы и ее собственных интересов, а также под еще большим воздействием всей структуры общества. Вероятность же вовлечения ребенка или подростка в наркотизацию определяется всей совокупностью
(комплексом) воздействующих условий.
Вопросы и задания
1. Какие основные факторы влияют на возникновение аддиктивного поведения?
2.Какие методы используются для изучения генетической предрасположенности к злоупотреблению ПАВ?
3.Каким образом социальные и личностные факторы могут привести к аддикциям?
4.Расскажите об основных социальных причинах, способствующих аддикциям.
5.Назовитие личностные особенности аддиктов.
6.Какова роль семьи в возникновении аддикций?
7.Как молодежная субкультура оказывает влияние на развитие аддикций?
8.Подготовить сообщение на тему: этнокультурная обусловленность некоторых видов аддикций.
Литература:
Основная
1.
Кулганов, В.А., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Превентология.
Профилактика социальных отклонений: учеб. пособие. – СПб.: Питер,
2014. – 304 с.
49
Дополнительная
2.
Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Речь,
2003.
3.
Анохина, И.П. Основные биологически механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: в 2 томах / под ред.член-корр.РАМН Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2002. Т.1.
С. 33-41.
4.
Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно- издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
– 221 с.
5.
Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Мотынга, И.А. Психология ранней наркомании. – Самара, 2005. – 310.
6.
Галактионов, О.К. Предикторы и патогенетические особенности алкоголизма в этнических популяциях Сибири: автореф. дис. …докт. мед. наук. – Томск, 1996. – 44 с.
7.
Гончаров, М.В. Популяционно-генетический подход к проблемам распространенности наркологических заболеваний // Вопросы наркологии. 1994. №1. С. 88-93.
8.
Иванец, Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 1997. № 4. С. 4-11.
9.
Котляров, А.В. Освобождение от зависимостей, или Школа успешного выбора. – М.: МПСИ, 2005.
10.
Коробкина, З.В., Попов, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002.
– 192 с.
11.
Курек, К.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.:
Алетейя, 2001. – 255 с.
12.
Лебединская, К.С., Райская, М.М., Немировская, С.В., Мальцына, В.С.
Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков
(сообщение первое) // Дефектология. 1980. №2. С. 4-14.
13.
Лебединская, К.С., Райская, М.М., Немировская, С.В., Мальцына, В.С.,
Фишман, М.Н., Грибанова, Г.В. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе) //
Дефектология. 1980. № 5. С. 3-14.
14.
Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000. – 384 с.
15.
Пятницкая, И.Н., Найденова, Н.Г. Подростковая наркология. – М.:
Медицина, 2002. – 256 с.
16.
Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.
50 17.
Юлдашев, В.Л. Социально-психологические и биологические факторы формирования аддиктивного поведения подростков: автореф. дис.
…докт. мед. наук. – М., 1997. – 41 с.
1.3. Феноменология созависимости
Термин «созависимость» появился в психологической литературе в конце 1970-х годов и первоначально использовался для описания лиц, вовлеченных во взаимоотношения с химически зависимым человеком.
Проведенные в то время исследования показали, что у многих людей, не злоупотребляющих химическими веществами, но близких к алкоголику, развиваются физические, психические, эмоциональные, поведенческие и духовные состояния, напоминающие таковые при алкоголизме. Для описания этих феноменов использовали такие слова, как ко-алкоголик, неалкоголик, пара-алкоголик, которые позднее стали синонимами понятия «созависимый».
В международной классификации болезней (МКБ-10) «Зависимое расстройство личности» код (F60.7) относят к рубрике «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» (F60-F69). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV)
«Зависимое расстройство личности» выделяет в группе «Тревожные расстройства личности» в рубрике «Расстройства личности». В настоящее время диагностические критерии для созависимости не включены ни в одну из классификаций болезней.
Созависимость часто связывают с алкоголизмом и наркоманией, однако была установлена связь созависимости и других видов зависимостей.
Компульсивные паттерны, наблюдаемые в поведении людей, страдающих зависимостью, оказывают серьезное влияние на жизнь их ближайшего окружения. В последние десятилетия появились новые исследования в этой области. Авторы считают, что созависимыми являются те люди, в ближайшем окружении которых есть человек с проблемой зависимости как химической, так и нехимической. Связанные с этим грубые поведенческие нарушения приводят к формированию у родственников расстройств адаптации и других пограничных психических нарушений.
Созависимые индивиды имеют определенные особенности, которые проявляются в состоянии, поведении и взаимоотношениях с другими людьми, особенно их близкими. Проявления созависимости довольно разнообразны и касаются всех сторон человеческой жизни: психической деятельности человека, его поведения, мировоззрения, воспитания, системы верований и жизненных ценностей, а также физического здоровья.
По мнению ряда специалистов, созависимость является зеркальным отражением зависимости и проявляет себя теми же симптомами. Длительный стресс приводит к появлению различных психосоматических нарушений.
Среди внутрипсихических симптомов у созависимых наблюдаются: контроль,
51 давление, навязчивые состояния и мысли, низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины, подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия, навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, проблемы общения, замкнутость, плаксивость, апатия, проблемы в интимной жизни, депрессивное поведение, суицидальные мысли.
Они болеют от того, что пытаются контролировать чью-то жизнь, то есть то, что не поддается контролю.
Медицинское понимание созависимости как болезни, как психической патологии, появляющейся у родственников и близких зависимого в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней, отражает также тот факт, что созависимость родственников препятствует выздоровлению зависимого, то есть служит фактором, «подкрепляющим» болезнь. Созависимые члены семьи участвуют в формировании и поддержании аддиктивного поведения в виде, например, разрешающих факторов поведения, семейных правил и ролей. Явление созависимости не менее коварно и разрушительно для близких людей, чем химическая или другая зависимость у их родственника. В литературе высказываются предположения, что созависимость является существенным составляющим фактором в таких разнообразных физических расстройствах, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и даже синдром приобретенного иммунодефицита. По мнению В. Москаленко (2006), отсутствие должного внимания к созависимости может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, значительному ухудшению состояния здоровья в результате игнорирования собственных потребностей.
Анализ зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме показывает, что существует множество определений созависимости.
Проведенный нами сравнительный анализ дефиниций позволил их обобщить и выделить рабочее определение, согласно которому
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 37
созависимость рассматривается как психическая патология, появляющаяся у родственников человека с проблемой зависимости.
Созависимость проявляется расстройствами адаптации и другими пограничными психическими нарушениями как поведенческая реакция на длительный стресс в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней.
Чаще всего наблюдается в дисфункциональных семьях, когда в семейной системе отношений используются подавляющие личность правила, которые, в первую очередь, не позволяют открыто выражать членам семьи свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы.
Фактически речь идет о вторичной созависимости, общепринятом в медицинской практике понятии, отражающем зависимость одного человека от другого – больного каким-либо видом зависимости.
Дальнейшее изучение проблемы привело ученых к выводу, что не только непосредственное общение с активным алкоголиком или наркоманом может оказать определенное влияние на формирование созависимости.
52
Причины созависимости часто восходят к более раннему жизненному опыту и отмечаются у тех людей, у которых было «тяжелое» детство; людей из неблагополучных семей, где отсутствовал один из родителей; в семьях, где дети подвергались насилию; у людей с детскими травмами, полученными не только в семье, но и в школе, на улице, от сверстников, учителей или других значимых взрослых. Сюда же относят жертв сексуального, физического, эмоционального, сектантского насилия. Это люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с хронически больными, родители детей с поведенческими проблемами, люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с безответственными людьми, люди таких «помогающих» профессий, как медицинские сестры, социальные работники и другие.
Как отмечает М. Битти (1997), даже выздоравливающие алкоголики и наркоманы отмечали, что они были созависимыми задолго до начала химической зависимости. Прерывание взаимоотношений с зависимым человеком в случае развода, расставания или же смерти химически зависимого человека не останавливают развитие созависимости в семье. По словам автора, «когда созависимый человек прекращает свои отношения с больным или имеющим указанные проблемы человеком, то созависимый часто находит другого человека с подобными проблемами и повторяет характерные для созависимости формы поведения уже с новым лицом. Эти формы поведения, или механизмы преодоления трудностей, похоже, превалируют в течение всей жизни созависимого, если человек сознательно не изменит свое поведение».
Таким образом, традиционное понимание созависимости как прогрессирующего заболевания
(созаболеваемости), принятого в медицинской практике, является лишь частным случаем созависимых отношений. В широком смысле слова под созависимостью следует понимать эмоциональную зависимость одного человека от другого. Н.Д. Линде (2007) определяет эмоциональную зависимость как потерю личной автономии (или чувства личной автономии) по эмоциональным причинам. При этом субъект зависимости испытывает страдания в силу либо недоступности объекта своего чувства, либо невозможности изменить его поведение, либо наличия неадекватной власти объекта над ним. Субъект ощущает невозможность освобождения от зависимости и оказывается под хроническим отрицательным влиянием связывающего его чувства на свой жизненный путь, общее самочувствие, принятие решений и поведение.
Вариантов эмоциональных зависимостей довольно много. Это может быть любовная зависимость от человека, отношения с которым прекратились или, наоборот, никак не могут прекратиться; зависимость от самого чувства любви (эротомания); зависимость, основанная на чувстве долга, когда женщина боится бросить алкоголика или наркомана, потому что он без нее
«пропадет»; зависимость, основанная на чувствах ненависти или обиды, когда связь не прекращается потому, что эти чувства не находят своего разрешения;