Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 804

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   37

Вопросы и задания
1.Перечислите психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости.
2. Личностные особенности интернет аддиктов.
3.Опасности интернет пространства.
4. Охарактеризуйте гаджет-аддикцию.
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология. № 1. 2005.
2. Войскунский, А. Е.Актуальные проблемы зависимости от Интернета //
Психологический журнал. Т. 5. № 1. 2004 3. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.–320 с.
4. Суходолов, А.П., Бычкова, А.М. PR-аддикция как новый вид поведенческой зависимости // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. T. 4. № 4. – С. 321–334
Дополнительная
5. Егоров, А. Ю., Кузнецова, Н. А., Петрова, Е. А.Особенности личности лиц, зависимых от Интернета// Развитие специальной
(коррекционной) психологии в изменяющейся России: мат-лы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2005» / под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб.: Изд-во СПбГУ,
2005.
6. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
7. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. -
СПб.: Речь, 2007.—768 с.–С.389-405.
8. Цжолдыгулов, Г. А., Гусманов, Р. М., Шевченко, Ю. С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми //Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской научно-практической конференции / под общ. ред. проф. А. В. Худякова-Иваново, 2005.
3.3. Работоголизм (трудоголизм)
Термин «работоголизм» был предложен в начале 1970-х гг. Даже первые работы, посвященные работоголизму, выявили его сходство с другими видами химической зависимости (Mentzel, 1979). Как и всякая аддикция, работоголизм – это бегство от реальности посредством изменения своего психического

134 состояния, в данном случае достигающегося фиксацией на работе. Причем работа не представляет собой того, чем она бывает в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа – отнюдь не одна из составных частей его жизни: она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности (Короленко,
1993). В нашем обществе культурально работоголизм в значительно большей степени распространен среди мужчин, хотя процессы эмансипации затрагивают и эту респектабельную аддикцию. Значительное число бизнес-леди могут быть отнесены к категории работоголиков.
Чем отличается трудолюбивый человек от трудоголика? Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат своего труда, для него профессиональная деятельность – всего лишь часть жизни, способ самовыражения и средство самообеспечения и создания материальных благ. Для трудоголика все наоборот: результат работы не имеет смысла, работа – это способ заполнения времени, такой человек нацелен на производственный процесс. Семейные отношения, сама семья трудоголиком воспринимаются как помехи, отвлекающие от работы и вызывающие раздражение и досаду.
Одна из важных особенностей работоголизма – компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Аддикт испытывает страх потерпеть неудачу, «потерять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лености, оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование в психологическом состоянии чувства тревоги, не покидающее работоголика ни во время работы, ни в минуты непродолжительного отдыха, который не бывает полноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе. Работоголик становится настолько фиксированным на работе, что постоянно отчуждается от семьи, друзей, все более замыкаясь в системе собственных переживаний (Короленко, 1993). Вместе с тем исследование числа разводов среди австралийских психологов с признаками работоголизма и без них, проведенное Р. Бурке с коллегами (Burke etal., 2003), не обнаружило каких-либо значимых различий.
G. Porter (1996) выделяет такие свойства работоголика, характерные для любого аддикта, как ригидное мышление, уход от действительности, прогрессирующую вовлеченность и отсутствие критики.
Работоголизм, как и любая аддикция, сопровождается характерными личностными изменениями, затрагивающими, прежде всего, эмоционально- волевую сферу. Развитие процесса сочетается с прогредиентным нарастанием эмоциональной опустошенности, нарушается способность к эмпатии.
Межличностные отношения затрудняются, воспринимаются как тягостные, требующие больших энергетических затрат.
Работоголик уже на подсознательном уровне стремится избегать ситуаций, где требуется активное участие, сторонится обсуждения важных семейных проблем, не участвует в воспитании детей, не получающих от него обратного эмоционального тепла. Он предпочитает общаться с неодушевленными предметами (реже с животными), а


135 не с людьми, т.к. это не требует решения насущных межличностных проблем
(Короленко, 1993).
Вместе с тем аддикт убеждает себя и окружающих в том, что он работает ради денег или другой абстрактной цели. Такая защита принимается обществом.
Человек не понимает, что такой способ «траты» себя – тупиковый, он не реализует собственные потенциальные возможности. Вне работы (болезнь, увольнение и т. д.) работогольная аддикция легко сменяется другой, чаще химической.
В психологическом портрете трудоголиков, считает В. Кукк (1999), преобладает добросовестный тип, а ему свойственны следующие черты:
•тщательность в работе; любовь к чистоте, порядку; большое старание, терпение и усердие, но в итоге – достижение средних результатов;
• стремление к безупречности во всем – в моральных и этических нормах, требование этого от других людей;
•затруднения в выборе; также тщательное взвешивание «за» и «против» в поступках, в мыслях и в стратегиях, стремление быть «правильным»;
• застревание в подробностях, деталях, моментах; чрезмерная обстоятельность;
• упорство, перерастающее в упрямство, целеустремленность, прямолинейность в достижении цели;
• системность в мышлении, организованность, предавание чрезмерного значения второстепенному;
• предусмотрительность, страх перед ошибками;
• накопление стрессов, напряжений, обид (неумение расслабиться, отдохнуть, простить, открыто выразить свои эмоции).
О. Веснина (2004) предложила свою классификацию трудоголиков в плане дальнейшего прогноза и коррекции их аддикции, которая, несмотря на очевидный научно-популярный стиль, в какой-то степени отражает различия среди аддиктов:
1. «Трудоголик для других» – это тот, кто очень много работает и очень доволен этим. Мама и друзья, а затем жена и дети (если он их сумеет завести) могут быть очень недовольны, но поделать с этим ничего не могут. Помочь
«трудоголику для других» невозможно. Это все равно что лечить наркомана, который не хочет лечиться.
2. «Трудоголик для себя» – это тот, кто очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства. «Трудоголик для себя» не безнадежен. Не всякий, кто очень много работает, – трудоголик. Если другие области жизни такого работника – семья, досуг, друзья не страдают, это значит, что он любит не только работу, но и все остальное.
3. «Успешный трудоголик» – это тот, кто благодаря своей работе добивается больших профессиональных/карьерных успехов.


136 4. «Трудоголик-неудачник» – это тот, кто рьяно занимается бесполезной деятельностью, которая никому не нужна. Он имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни.
5. «Скрытый трудоголик» – это тот, кто на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдает работе.
Одна «нога» трудоголика «растет» из страха перед близкими и глубиной
(не структурированной работой) эмоциональных отношений с людьми, страха внутренней пустоты, которую надо заполнить. Другая «нога растет» из стремления к превосходству над всеми и совершенству (в детстве от трудоголика всегда что-то требовали и никогда не любили его таким, каким он был).
Р. Бурке (Burke, 2004), используя тест на работоголизм Спенса и Роббинса, выделил три группы работоголиков: аддиктов работы (Work Addicts), энтузиастов работы (Work Enthusiasts) и увлеченных аддиктов (Enthusiastic
Addicts). Самые низкие показатели самооценки оказались у аддиктов работы.
Работоголизм связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Такая организация представляет собой закрытую систему, ограничивающую способность своих сотрудников к самостоятельному мышлению и восприятию многих явлений, выходящих за рамки концепции этой системы. В советские времена это выражалось в сверхценном отношении к количественным показателям работы, в бесконечных «выполнениях и перевыполнениях плана, встречных планах», в фиксации внимания на формальной стороне работы – разного вида отчетах, рапортах, показателях.
Иными словами – в стремлении произвести благоприятное внешнее впечатление. Аддиктивной системе присущи признаки отдельного человека- аддикта (Короленко, Дмитриева, 2000).
Развитию работоголизма способствует также система мелочного контроля, постоянных проверок эффективности, качества и т. д. Такого рода подходы основаны на недоверии к человеку, неуважении его личности и способствуют формированию работогольного мышления со сниженными возможностями истинной самореализации.
Работоголик оказывает влияние на других членов семьи, не получающих от него эмоциональной поддержки. Члены семьи либо видят в нем пример, либо не принимают и идут по пути более деструктивных аддикций. Дети работоголиков часто злоупотребляют ПАВ.
Принимая во внимание действительно существующие минусы трудоголизма стоит задаться вопросом, а стоит ли так категорично настаивать на его негативности? Приведем следующий пример. Возможно ли объяснить феноменальные успехи Японии в восстановлении после Второй мировой войны только таким фактором, как, например, «здоровье» японского общественного строя? Вероятно, что ответ мог бы быть «да», но не стоит забывать об удивительном стремлении японцев к работе, желании работать, чувстве ответственности, свойственных им несколько больше, чем другим людям. Да,


137 чрезмерная преданность труду, сверхтрудолюбие выходят за пределы некоторых поведенческих стандартов, укладывающихся в представлении о нормальном.
Давая такую оценку, стоит помнить важную особенность норм и отклонений: то, что считается отклонением в рамках одной культуры, в другой является нормой жизни. И пример Японии и некоторых других стран в особенности Южной
Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня, Китая относительно трудоголизма является тому ярким подтверждением. Трудоголизм – часть многовековой культуры этих стран и там он нормален и даже обязателен.
Более того следует учитывать, что работоголизм может стать
«спасительной» аддикцией для бывших наркоманов и алкоголиков на этапе реабилитации (Егоров, 2004; Hatcher, 1989).
Вопросы и задания
1.Понятие и общая характеристика трудоголизма, его критерии.
2.Личностные особенности трудоголика. Типы трудоголизма и трудоголиков.
3.Признаки аддиктивного трудового коллектива. Причины и последствия трудоголизма.
4.Прочитать повесть Н.В. Гоголя и охарактеризовать героя Акакия
Акакиевича.
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005.
Дополнительная
2. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
3. Короленко,
Ц. П.Работоголизм — респектабельная форма аддиктивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. №1.1993.
4. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Социально-психологические аспекты формирования и развития работоголизма. – Становление личности на современном этапе: материалы всероссийской научно- практической конференции. -Бийск: НИЦ БиГПИ, – 2000. С.239- 243.
5. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.–320 с.
6. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.–С.389-405.
3.4. Спортивная аддикция (аддикция упражнений)
В современной науке о спорте принято различать спорт для здоровья (то, что раньше называлось физической культурой) и спорт высших достижений

138
(профессиональный). Кроме того, выделяют и экстремальные виды спорта, в наши дни завоевывающие все большую популярность. Именно спорт высших достижений и экстремальный спорт несут в себе наибольший аддиктивный потенциал.
В последние десятилетия в западной литературе появляются публикации, посвященные аддикции упражнений. Аддикция упражнений впервые была упомянута П. Бэкеланд (Baekeland, 1970), когда он исследовал эффект депривации физической нагрузки на паттерны сна. Он столкнулся с большими трудностями при наборе спортсменов-аддиктов (тех, кто тренировался 5-6 дней в неделю), которые были бы готовы отказаться от своих тренировок на один месяц. Фактически, они отказывались от участия в эксперименте даже в том случае, если им предлагали денежное вознаграждение. Ему удалось набрать спортсменов, которые тренировались лишь 3 – 4 раза в неделю. В течение месяца депривации они сообщали о снижении психологического благополучия, которое выражалось в повышенной тревоге, ночных пробуждениях и сексуальном напряжении. Обобщая полученные результаты, P. Baekeland обнаружил, что (а) спортсмены, тренировавшиеся 5 – 6 раз в неделю, отказались прервать свою программу тренировок на месяц и (б) спортсмены, которые тренировались 3 – 4 раза в неделю, во время депривации также проявили явные симптомы отмены.
В дальнейшем концепция аддикции упражнений была популяризирована и разрабатывалась М. Сакс и Д. Паргман (Sachs, Pargman, 1984), предложившими термин «аддикция бега» (running addiction). Авторы описали своеобразный синдром отмены, развивающийся при депривации бега: тревога, напряжение, раздражительность, мышечные подергивания и т. д.
Помимо бега, в современной литературе приведены клинические случаи возникновения спортивной аддикции при занятиях разными видами спорта
(Murphy, 1994; Griffiths, 1997), включая то, что мы называем спортом для здоровья (Kjelsas et al., 2003). В работе Е. Кьелсас с сотр. (Kjelsas et al., 2003) в результате использования специального опросника на аддикцию упражнений было показано, что у женщин существует прямая зависимость между количеством часов в неделю, уделяемых спорту, и риском развития зависимости.
В обзоре, посвященном аддикции упражнений, М. Мерфи (Murphy, 1994) указывает на три психофизиологических объяснения возникновения аддикции упражнений: термогеническая гипотеза, катехоламиновая гипотеза и эндорфиновая гипотеза.
Термогеническая гипотеза предполагает, что упражнения увеличивают температуру тела, что снижает тонус мышц и уменьшает соматическую тревогу.
Катехоламиновая гипотеза предполагает, что физическая нагрузка приводит к выработке катехоламинов, которые в значительной мере включены в контроль за вниманием, настроением, движениями, а также за реакциями эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Они же