Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 808
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
139 контролируют реакции на стресс (допамин, адреналин, норадреналин). Кроме того, считается, что высокий уровень катехоламинов связан с состояниями эйфории и повышенным настроением. D. Adams и R. Kirkby предположили, что аддикция упражнений является результатом вызванного упражнениями высвобождением катехоламинов, что приводит к гиперактивации симпатической нервной системы. Более того, возросшая стимуляция при упражнениях допаминергических мозговых структур, а также их вовлеченность в формирование всех поведенческих и химических зависимостей способствует закреплению спортивной аддикции. В пользу этого говорит и состояние ангедонии, которое развивается у спортсменов, особенно занимающихся экстремальными видами спорта, вне занятий.
Известно, что проявления ангедонии напрямую связаны с уменьшением уровня допаминовых рецепторов.
Эндорфиновая гипотеза является наиболее известной, признанной и эмпирически исследованной. Эта теория предполагает, что физические упражнения способствуют выработке эндогенных морфинов (эндорфинов), что приводит к усилению повышенного настроения. Но, несмотря на всеобщую приверженность эндорфиновой теории, существует крайне мало убедительных данных, которые указывали бы на точный механизм данного эффекта. В пользу эндорфиновой гипотезы возникновения аддикции упражнений косвенно свидетельствуют данные Е. Pierce, который обнаружил значимое повышение плазменного бета-эндорфина у женщин после 45 минутного занятия аэробикой.
Из психологических особенностей спортивных аддиктов обращают внимание на эмоциональную холодность, черствость, склонность к перфекционизму. E. Aidmann и S.Woollard отмечают такие показатели, как повышенный нейротизм, психотизм, гипомания и импульсивность, а также низкий уровень экстраверсии. Вместе с тем, S. Mathers и M. Walker не обнаружили различий по показателям экстраверсии между спортивными аддиктами и лицами, занимающимися спортом, без признаков зависимости.
J. Draeger с сотр. суммировал поведенческие и личностные особенности спортивного аддикта:
Поведенческие особенности.
Становится злым или тревожным или испытывает чувство вины, если пропустил тренировку.
Продолжает тренировки несмотря на травмы или болезнь.
Не сокращает тренировок после совета врача.
Сфокусирован на снижении веса и формы тела.
Увеличивает объем упражнений после пропущенной тренировки.
Ведет подробные записи .
Придерживается жесткой диеты.
Придерживается строгого порядка в тренировках с минимумом вариаций.
140
Структурирует социальную активность в соответствии с порядком тренировок.
Личностные особенности.
Ориентирован на успех.
Аддиктивен.
Компульсивен.
Независим.
Нарциссичен.
Невротичен.
Обсессивен.
Перфекционист.
Настойчив.
Исследователи давно отметили, что у спортивных аддиктов существует повышенный риск развития химической зависимости. Французский психиатр и спортивный врач J. Seznec указывает, что профессиональный спорт способствует развитию химической зависимости, и поэтому спортсмены нуждаются в превентивной помощи. Позже им и доктором Е. Volle были проанализированы два случая, когда известные в прошлом спортсмены становились химическими аддиктами. Авторы считают, что интенсивные занятия спортом представляли собой спортивную аддикцию, которая впоследствии перешла в заместительную аддикцию (l'addiction de remplacement) в виде потребления ПАВ. Этому предшествует неизбежная в конце карьеры потеря статуса, которую атлет не в состоянии принять, сниженная самооценка, депрессия. Причем, чем выше был уровень спортсмена, тем он более раним и имеет больше шансов стать химическим аддиктом. Прекращение спортивней карьеры – это синоним тотальной потери себя, за которой наступает мучительное расставание и возможное попадание в социальный вакуум и аддикцию.
Ряд авторов акцентируют внимание на таком подвиде спортивной аддикции, как
«тренингомания», заключающаяся в формировании поведенческой зависимости от бодибилдинга (культуризма, атлетической гимнастики) и злоупотреблении анаболическими стероидами с элементами специфической зависимости, объединенных общим происхождением, динамикой и исходом в единый процесс (Терещенко Ю.В.).
Симптоматика тренингомании в общих чертах укладывается в рамках механизмов «классических» аддикций, но с некоторыми особенностями.
1. Эйфория. На фоне предшествующих нарушений в различных психических сферах, в основном эмоциональной, субъективно описываемых как: недовольство своим настроением, чувство нехватки острых ощущений, постоянное субъективное ощущение скуки, частое колебание настроения, субъективное стремление регулировать настроение с помощью сильных внешних воздействий и т. д. и признаков первичного нарушения социоадаптации (недовольство своей личной жизнью, нежелание жить как
141 окружающие, периодическая потребность в ссорах, плохая переносимость одиночества, субъективная и объективная толерантность к требованиям общества по отношению к законам, запретам, табу и т. д.), приобщение к бодибилдингу вызывает всплеск положительных эмоций. Психологический комфорт становится возможным только в рамках аддиктивного интереса.
Установление прочной и подкрепленной связи тренировки – повышенный психоэмоциональный тонус лежит в основе прогрессирования аддикции. С течением времени физические нагрузки используются не столько для достижения интенсивных положительных эмоций, сколько для недопущения возобновления отрицательных.
2. Сверхценность. Поскольку с помощью атлетических тренировок аддикт приходит к состоянию адаптации в социуме (точнее, временной псевдоадаптации) путем эксплуатации объекта зависимости (использование как инструмента субъективного контроля над собственным психоэмоциональным тонусом как вариант психологической защиты, как способ ухода от реальности и способ манипулятивного поведения), то аддикт начинает все больше и больше сил, времени и средств, в ущерб остальным сферам деятельности, посвящать тренировкам и подготовке к ним. Происходит чрезмерная фиксация на объекте зависимости.
Мысли о тренировках становятся непропорционально доминирующими в сознании, подчиняют себе смысл существования, определяют приоритеты и принципы существования. Результат существования сверхценных идей – ухудшение качества жизни и социальная дезадаптация.
3. Рост толерантности. В данном случае речь идет о постоянном неадекватном росте объема и интенсивности физических нагрузок вне связи с реальными потребностями и без учета внешних обстоятельств. С прогрессированием аддикции, как процесса, постепенно полностью утрачиваются имевшие место ранее стили (паттерны) поведения, решение возникших проблем полностью перекладывается на новый (аддиктивный) паттерн, и происходит своеобразное унифицирование ответа на стрессовые ситуации – все более частое прилегание к тренировочным сессиям, как единственной «панацее» от всех конфликтов и проблем. Однако поскольку проблемы не разрешаются, а стрессы накапливаются, то и частота использования аддиктивного механизма защиты увеличивается, как и время для достижения временной дезактуализации негативных эмоций. Подобный режим физической активности становится невозможен без внешней стимуляции – в данном случае анаболо-андрогенными соединениями (ААС). Окружающие, видя уже разгар болезненного процесса, необоснованно связывают ААС с началом расстройства, когда объективно расстройство зашло уже относительно далеко.
4. Симптомы отмены. При вынужденном «отлучении» от тренировок
(сознательно это невозможно даже на фоне объективных обстоятельств) происходит слом и без того хрупкой и неэффективной системы социоадаптации.
Аддикт становится раздражительным, агрессивным, конфликтным, импульсивным, малопредсказуемым, но одновременно беспомощным,
142 растерянным, непродуктивным из-за потери «точки опоры», без которой связь с реальностью затруднительна (эквивалент абстинентного синдрома). Снижается способность выбирать и контролировать собственное поведение. При возвращении к привычному режиму нагрузок симптомы постепенно нивелируются.
Необходимо особо отметить, что в данном случае термин «симптомы отмены» относится к поведенческой составляющей зависимости, а не к химической (ААС), поскольку встречается и вне факта потребления гормональных допингов.
Возможность существования
«стероидной абстиненции» (в классическом понимании этого термина) и сегодня неоднозначна и дискутабельна., Описанные ассоциированные симптомы неспецифичны и в данном случае их трудно однозначно связать с каким-либо определенным источником химической или нехимической природы.
5. Дезадаптация. Под ней понимают снижение интереса к трудовой
(учебной) деятельности, семье, материальному статусу и межличностным контактам. Утрачиваются альтернативные интересы.
6. Конфликты. Отражают проблемы в межличностных отношениях и нарушении адекватного суждения о себе и своем месте в обществе
(внутриличностный конфликт).
7. Тяга. Входит в состав синдрома психической зависимости, непреодолимо побуждает зависимую личность к аддиктивной деятельности (в данном случае занятием бодибилдингом и, возможно, приемом ААС).
Необходимо учитывать, что только совокупность и определенная динамика симптомов позволяют заподозрить развитие аддиктивного расстройства в форме тренингомании. Отдельные описанные проявления могут встречаться и как временные нарушения, и как результат течения других психических болезней.
Кроме того, необходимо выявить ведущие мотивы и конкретные конечные цели занятия бодибилдингом и потребления ААС, поскольку по отношению к целому ряду лиц (например, профессиональным спортсменам и некоторым группам любителей) сам термин «тренингомания» не может быть корректным.
Так же необходимо особо отметить крайне туманный и запутанный вопрос о возможности анаболо-андрогенных соединений (ААС) вызывать психические расстройства и явления психической/физической зависимости. Здесь мнения колеблются в самом широком диапазоне: от признания факта специфической психологической зависимости и практического отрицания возможности формирования «классических» синдромов зависимости, до категорического признания ААС наркотиками. Ради объективности заметим, что, согласно МКБ-
10 (Международной классификации болезней), лица, потребляющие стероиды, отнесены психиатрическим разделом к категории F55.5 (злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости), т.е. к поведенческим расстройствам, а не к разделу F1 (расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ).
143
В. Кукк различает такую зависимость как адреналиноманию, обнаруживающую сходство со спортивной зависимостью и суицидальным поведением. Адреналиномания – это стремление к опасностям, к риску в воздухе, на земле, на воде (например, экстремальные виды спорта, страсть к глубинным погружениям, к альпинизму, рискованным трюкам, «
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 37