Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 767
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25 апатии, невозможности получить прежнее удовлетворение от реализации аддиктивных мотивов, что сочетается с разрушением здоровой до- аддиктивной личности.
Существенный вклад в развитие отечественной аддиктологии внес профессор Казанского федерального университета – В.Д. Менделевич. В 2007 году под его редакцией выпущено первое в России «Руководство по аддиктологии», в котором представлены как теоретические разделы, описывающие современное понимание этиопатогенеза аддиктивных расстройств, их диагностические и дифференциально-диагностические критерии, так и частные вопросы клиники, терапии и реабилитации различных зависимостей.
Проблема аддиктивного поведения получила особое содержание в связи с резким ростом потребления наркотиков в Российской Федерации, распространением аддиктивных поведенческих паттернов в обществе и низкой эффективностью существующих коррекционных и профилактических мероприятий. Мировая статистика свидетельствует о повсеместном и неуклонном увеличении химически зависимых лиц (И.Е. Куприянова, В.Я.
Семке, И.П. Логинов, Н.А. Бохан с соавт., G.F. van de Wijngaart, С. Ben-Zion, и др.). Распространение этого заболевания в настоящее время приобрело характер эпидемии (И.Н. Пятницкая). Как указывает D.R. Wesson, жители планеты тратят на незаконное приобретение наркотиков больше средств, чем на питание, жилье, одежду, образование и медицинское обслуживание вместе взятых.
Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. Масштабы и темпы распространения наркомании и алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе (С.А. Караганов, И.Е. Малашенко, А.В. Федоров).
В современном обществе неумолимо развиваются аддиктивные тенденции, на индивидуально-психологическом уровне приводящие к доминации аддиктивных поведенческих паттернов.
Социально- экономические реалии таковы, что в современном обществе одним из основных критериев референтности является потребительское поведение человека. Нарастает количество других форм аддиктивного поведения: злоупотребление пищей и пищевыми добавками, азартные игры, включая многочисленные лотереи, сексуальные аддикции, работоголизм (у детей – это неуемное стремление только зарабатывать, нежелание заниматься учебой, которая «ничего не дает» в смысле увеличения заработка), Интернет- аддикция, «селфимания» и пр. (В.Ю. Завьялов).
Эффективность существующих на сегодняшний день методов коррекции аддиктивных расстройств оценивается как крайне низкая.
26
Например, для героиновой аддикции уровень годовых ремиссий в официальных лечебных учреждениях не превышает 4 - 6 %. Не намного выше он и в конъюнктурных коммерческих клиниках (программа «Детокс», клиника Маршака и пр.). Тактика лечения разбивается на серию медицинских мероприятий по нормализации физического и психического состояния клиента в отдельно взятый момент времени (А.Г. Софронов).
Парадоксальность аддикции как психологического феномена заключается в том, что субъективно аддикт чувствует себя комфортнее в процессе ее реализации, чем в период поддержания, уровень его фрустрации в абстиненции возрастает многократно. В связи с чем возникает принципиальная в коррекционном отношении проблема интернальной оценки аддикции, ее роли в системе идентичности субъекта. Не менее значимым аспектом является анализ эффективности социальной активности аддикта, что в комплексе составляет понятие качества жизни человека.
Вопросы и задания
1.Какие научные дисциплины рассматривают проблемы зависимости?
2. Перечислите основные этапы развития аддиктологии.
3. Охарактеризуйте этапы формирования учения о зависимом поведении.
4.Оцените вклад россйских ученых в формирование аддиктологии как науки.
Литература:
Основная
1. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.
Дополнительная
2. Валентинов, А.М. Заблудившиеся в сети // Третья столица. – Омск,
2000 -№49.-С. 22.
3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности. –
М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.
4. История незаконного оборота и потребления наркотиков: Учебно- методическое пособие. / Авторы-составители: Казаринов Ю.Л.,
Самойлов И.Ю., Файрушина Р.Д. – Уфа: УФ СЗИПК ФСКН России,
2012. – 90 с.
5. Кулганов, В.А., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Превентология.
Профилактика социальных отклонений: учеб. пособие. – СПб.: Питер,
2014. – 304 с.
6. Пятницкая, И.H. Клиническая наркология. – JI.,1975. – 342 с.
7. Четвериков,
Д.М. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дисс. … докт. психол. наук. –
Новосибирск, 2002. – 350с.
27
28
1.2.Факторы, способствующие развитию аддиктивного
поведения
Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить ряд закономерных этапов (схема 2).
Схема 2
Этапы становления аддиктивного поведения
В. Каган (1999) выделяет три этапа становления аддиктивного поведения.
1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей,
29 особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.
2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих – качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения.
Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления. По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Каган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяется доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. в других этносоциальных средах).
3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь.
Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, психологические и биологические.
Рассмотрим данные факторы детально.
1.2.1. Биологические факторы риска
Биологические факторы риска – это «внутренние» факторы организма, врожденные или приобретенные, обусловленные генетическими, биологическими, нейрофизиологическими, нейрохимическими механизмами, соматическими или психопатологическими особенностями, обусловливающими предрасположенность к возникновению и формированию зависимости от ПАВ.
В работах исследователей эти факторы называются по-разному: биологические факторы, биофизиологические факторы, медико- биологические и др.
Соотношение биологических и средовых детерминант в развитии химических аддикций может быть представлен с позиций выделения двух
30 компонентов риска: «риска начать» и «риска стать» (Анохина И. П.,
Москаленко В. Д., Арзуманов Ю.Л., Дудко Т. Н., Иванец Н. Н. и др.).
Риск начать употреблять ПАВ обусловлен в основном социально- психологическими факторами.
Риск стать аддиктом определяется преимущественно факторами медико-биологическими.
К медико-биологическим факторам риска различные исследователи относят генетические или наследственные факторы, врожденные или приобретенные нейрофизиологические, нейрохимические, энзимные, морфологические особенности организма, соматические, психопатологические расстройства и собственно наркогенные свойства ПАВ.
В целом общие биологические факторы риска злоупотребления ПАВ представлены в табл. 1.
Таблица 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 37
Основные биологические факторы риска злоупотребления ПАВ
Сфера
Фактор риска
Генетическая предрасположенность
-наличие у несовершеннолетнего отца, матери, брата или сестры, больных алкоголизмом или наркоманией;
-наличие алкоголизма и наркомании у более отдаленных родственников.
Нейрофизиологические и
нейрохимические особенности
-выраженная межполушарная асимметрия с подавлением активности правого полушария головного мозга;
-снижение или полное отсутствие волны
Р300 коркового вызванного потенциала;
-истощенность нейромедиаторных систем;
-степень изначальной толерантности.
Психопатологические особенности
-психические расстройства и заболевания;
-депрессивные расстройства;
-маниакальные расстройства;
-амотивационные расстройства;
-патология волевой деятельности
–
компульсивность;
-синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
На современном уровне знаний возможность наследования и генетической предрасположенности к злоупотреблению ПАВ достаточно хорошо изучены. Исследования данного вопроса проводятся в основном тремя методами: генеалогическими, близнецовыми и исследованиями приемных детей и их биологическими и приемными родителями (Гончаров
М.В., Котляров А.В., Москаленко В.Д., Юлдашев В.Л. и др.).
Данные генеалогических исследований позволяют сделать вывод – существенный фактор риска заболеть алкоголизмом или наркоманией заключается в наличии у индивида отца, матери, брата или сестры, больных
31 алкоголизмом или наркоманией. Наличие алкоголизма и наркомании у более отдаленных родственников также повышает риск, но в меньшей степени, чем заболевание родственников первой степени родства. Чем выше плотность алкоголизма и наркомании в семье, тем выше риск для еще не заболевших членов семьи (И.П. Анохина, В.Д. Москаленко).
Надежно разделить генетические и средовые факторы, играющие роль в передаче заболеваний из поколения в поколение, позволяет метод изучения приемных детей. Так, дети, биологические родители которых больны алкоголизмом, воспитанные приемными родителями, имеют повышенный риск алкоголизма по сравнению с приемными детьми, рожденными от родителей, не больных алкоголизмом. Наличие биологического родителя, больного алкоголизмом, повышает риск развития алкогольного заболевания в потомстве в 32 раза. При этом обнаружилось, что дочери чаще оказываются больными при наличии алкоголизма у матери, чем в случае, если болен отец.
Результаты этих исследований убедительно доказывают важную роль генетических факторов, обусловливающих высокую частоту алкоголизма и наркоманий у индивидов, унаследовавших предрасположенность к этим заболеваниям.
Как уже отмечалось, при анализе биологических механизмов зависимости одной из основных предпосылок высокой мотивации потребления ПАВ является выраженная недостаточность активности
«системы подкрепления», обусловленная главным образом дефицитом катехоламиновой нейромедиаторной системы, и в частности дефицитом нейромедиатора дофамина. Это особенности нейромедиаторного обмена могут передаваться генетически, обусловливая высокий риск заболевания алкоголизмом и наркоманиями у потомства.
Употребление ПАВ родителями приводит не только к генетической предрасположенности к зависимости от ПАВ у потомства, но может вызвать тяжелые нарушения деятельности организма у их детей, что в свою очередь повышает риск развития у них зависимости в дальнейшем. Это, прежде всего, относится к такому фактору, как употребление матерью алкоголя или наркотиков в период беременности. Употребление алкоголя при беременности приводит к высокому риску формирования у ребенка алкогольного синдрома плода. Если женщина во время беременности принимает наркотики, то чрезвычайно высоким представляется риск рождения ребенка с неонатальным синдромом лишения наркотиков.
Современные исследования нейрофизиологических механизмов предрасположенности к формированию зависимости от ПАВ сосредоточены в основном на изучении активности различных участков мозга. Основным инструментом этих исследований является изучение биоэлектрической активности мозга. Так, при обследовании детей группы риска из семей алкоголиков и наркоманов были получены данные о снижении активности коры головного мозга в целом и более выраженном ухудшении работы