Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 771

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
Таким образом, зависимое поведение можно рассматривать двояко. С одной стороны – как результат поисковой активности в стремлении к чему-то новому, неизведанному, таинственному, но интересному. С другой – как смещение «вектора» поиска с адекватного на вторичный, когда активность направлена не на изменение неприемлемой ситуации, а на самозащиту.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Максимализм. Для человека с чертами зависимой личности типично такое свойство, как максимализм, под которым понимается крайность в каких-либо требованиях, взглядах, эмоциях. Для человека, склонного к формированию зависимых форм поведения, характерна категоричность в суждениях. Он воспринимает мир двухцветным: черно-белым. Он не склонен к компромиссам, особенно в сфере значимых отношений. Для него существует только «либо все, либо ничего».
Подобные проявления пронизывают зависимую личность альтернативностью: любить-ненавидеть, желать-отвергать, радоваться- горевать. У него нет тонких эмоциональных переживаний. Он склонен к гротескному восприятию и оцениванию себя и окружающих. Вследствие этого качество умеренности («разумности потребностей») у него отсутствует.
Эгоцентризм. Вся структура зависимой личности пронизана эгоцентризмом – фиксацией внимания на себе, своих интересах, чувствах и пр. Ведь основная потребность зависимой личности – гедонистическая
(получение удовольствия, радости, удовлетворения) – не может быть неэгоцентрической. Именно поэтому специалисты большое внимание уделяют оценке и анализу Я-концепции и самооценке лиц с девиантными формами поведения.
Не всегда у зависимой личности эгоцентризм выражается в демонстративности, «жажде признания» и прочих атрибутах истерических черт характера. Он может иметь и иные признаки, в частности, проявляться чувством превосходства над другими, избранности, необычности (даже если девиант находится в группе, где начинает доминировать группоцентризм и противопоставление «своих» «чужим»).
В силу высокой активности в поиске, направленной на новые ощущения и впечатления, зависимая личность испытывает т. н. «голод по сенсорной стимуляции». Такой человек стремится к особенно ярким впечатлениям (и, заметим, способен их испытывать). Для него типична способность фантазировать, перевоплощаться, жить в выдуманном окружении, погружаться в мир грез, легко отрешаясь от действительности. Как ребенок, зависимая личность легко переходит в мир вымысла и фантазий. Именно поэтому такая личность быстро и без особого труда вживается в роль честного и искреннего человека, будучи нередко лживой. Такой человек и сам верит в свою ложь.
Нетерпеливость. Несомненно, одно из важных качеств зависимой личности – нетерпеливость, неспособность «ждать и догонять», отсутствие выдержки. Как и многие иные свойства, нетерпеливость особенно присуща



38 детям, нацеленным на немедленное получение желаемого или разрешение ситуации.
Зависимой личности требуется, чтобы жизнь была наполнена
(переполнена) событиями, чтобы они совершались как можно чаще и быстрее.
Ждать у такого человека «нет времени».
Зависимость, как правило, в силу высокой поисковой активности такого человека, яркости его воображения и фантазий, а также максимализма оказывается сопряженной со склонностью к риску. В рамках аддиктивного поведения с целью вывести себя из состояния скуки зависимая личность отправляется на поиск все более сложных и опасных способов достижения удовольствия. Обычно по мере углубления зависимости старые проверенные способы перестают удовлетворять растущие потребности, и усиливается
«вкус к опасности». Употребление психоактивных веществ, экстремальные виды спорта могут рассматриваться как аддикции, связанные с утратой чувства опасности.
Специфичность страха зависимой личности быть покинутой тем человеком, с кем имеется тесная связь, основывается на испытываемом ею ощущении беспомощности, несамостоятельности, неспособности принимать повседневные решения. В то же время подобный страх – это инфантильная реакция на потенциальную разлуку, расставание. Как и ребенка, зависимого взрослого человека тревожит и волнует возможность остаться в одиночестве, не справиться с жизненными сложностями. Вследствие этого происходит формирование поведения, демонстрирующего тесную связь и зависимость от значимого человека: перекладывание на него наиболее важных решений, подчинение своих интересов потребностям близких или окружения, податливость их желаниям и отказ от предъявления окружающим каких бы то ни было требований. Несмотря на внешнее сходство с альтруистичностью, подобное поведение проникнуто эгоцентризмом и эгоизмом. Все предпринимаемые действия по снятию с себя ответственности за собственную жизнь являются хорошим оправданием для зависимой личности в случае возникновения проблем. Часто наркозависимые люди или пациенты с алкоголизмом упрекают в своих заболеваниях близких и родных, тех, к кому были привязаны, от кого ощущали зависимость и кого так страшились потерять.
Стоит отметить, что приведенный перечень значимых личностно- характерологических качеств, несомненно, противоречив (как противоречива сама личность склонного к зависимому поведению человека).
1.2.3.Социальные факторы риска
Обращаясь к изучению факторов риска формирования аддиктивного поведения, важно понимать, что даже своевременное предотвращение риска на биологическом и/или индивидуально-психологическом уровне развития личности недостаточно при невнимании к окружению человека.


39
При рассмотрении социальных факторов необходимо учитывать их проявление на микро- и макросоциальном уровнях жизнедеятельности человека.
Микросоциальный уровень включает в себя в первую очередь отношения внутри семьи как первого социального института, а также отношения человека в образовательном учреждении и в сфере досуга, проявляющиеся не только в иерархических отношениях ребенок – взрослый, но и во взаимоотношениях в группах сверстников, что особенно важно для несовершеннолетних.
В свою очередь,
макросоциальный
уровень
отражает функционирование общества в целом, от жизни малых субкультур до уровня всего мирового сообщества.
I.
МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
Семья
Одним из наиболее значимых факторов риска формирования аддиктивного поведения подростков является нарушение взаимоотношений в семье, в частности дисфункциональные родительско-детские отношения.
Отдельные специалисты рассматривают само возникновение проблемы зависимости как следствие определенных нарушений в функционировании семьи (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В., Максимова Н.Ю., Березин С.В.,
Лисецкий К.С., Березин С.В., Мотынга И. А., Курек Н.С. и др.).
Следовательно, зависимость выступает в качестве симптома-показателя наличия проблем в семейных взаимоотношениях.
В отечественной и зарубежной психологической литературе выделяют три основных направления, по которым ведутся исследования, посвященные данной проблеме.
Первое направление – анализ структуры семьи (число, состав), в которой ее нарушения рассматриваются как возможные причины формирования аддикций. Данные исследований в этой области носят противоречивый характер. Так, например, развод родителей и отсутствие отца ряд специалистов относят к психотравмирующим факторам в формировании зависимого поведения подростков (Айвазова А.Е., Березин С.В., Лисецкий
К.С., Серебрякова М.Е., Березин C.B., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. и др.).
Другая группа исследователей подчеркивает ведущую роль психологического климата в семье и утверждают, в частности, что полнота состава семьи сама по себе не оказывает влияние на вероятность формирования аддиктивного поведения.
Второе направление исследований связано с изучением особенностей поведенческих характеристик родителей, близких родственников аддиктов.
Здесь интересен тот факт, что «аддиктивные формы поведения присущи не только пациенту, но и, как правило, одному из родителей (чаще отцу)»
(Менделевич В.Д.). Исследователь обращает внимание на повторение пьющими подростками жизненного сценария родителей. Семейное пьянство


40 оказывает влияние не только как негативный пример, но и как фактор неблагоприятной психологической обстановки (Лисицын Ю.П., Сидоров
П.И., Юлдашев В.Л. и др.).
Третье направление исследований посвящено изучению неправильных стилей воспитания и психологического климата в данной группе семей
(Березин С.В., Лисецкий К.С., Гилинский Я.И.).
Таким образом, семейные факторы риска следует рассматривать, с одной стороны, как нарушение семейных взаимоотношений, повышающее риск первых проб ПАВ; с другой стороны, не следует забывать и о проблеме созависимости, «фиксирующей» наркотизацию.
В таблице, составленной на основе анализа работ различных отечественных и зарубежных авторов, представлены описанные выше факторы (табл. 2).
Таблица 2
Нарушения семейных взаимоотношений, повышающие риск первых
проб ПАВ
Область проявления фактора
Фактор риска
Реализация семейных
функций
-отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
-насилие в семье;
-снижение функции социального контроля, а также неадекватные формы ее реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;
-нарушение эмоциональных отношений, неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье;
-невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений и т. д.
Супружеские
взаимоотношения
-затяжные, стойкие конфликты между родителями;
-преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения
(«заключение мира» в процессе совместного распития спиртного, «уход» в работу, гемблинг и т. д.);
-втягивание ребенка в супружеские конфликты: использование его в качестве «аргумента» при выяснении отношений и несогласованность родительских позиций.
Родительско-детские
взаимоотношения
-расширение сферы родительских чувств;
-предпочтение детских качеств в подростке;
-проекция на ребенка нежелаемых качеств;
-неразвитость родительских чувств; гипер- и гипопротекция;
-недостаточность требований, предъявляемых к подростку;
-неустойчивость и противоречивость стиля воспитания;
-конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества в родительско-детских отношениях, директивность и вспыльчивость;
-низкий авторитет родителей в глазах подростка;