Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 769

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 правого полушария. Психологическими исследованиями было подтверждено, что это снижение отражало ухудшение способности к концентрации и устойчивости внимания, слабость анализаторных, когнитивных, мнемических функций, что приводило к трудностям адаптации к условиям среды. У таких детей отмечалась слабая мотивация к учебе и плохая успеваемость, обеднение интересов, снижение уровня общения, проявлялись такие личностные особенности, как тревожность, чувство неуверенности.
Другим значимым биологическим маркером предрасположенности к формированию зависимости от ПАВ, связанным с нейрохимическими механизмами, является определение истощенности нейромедиаторных систем, в частности, дефицита нейромедиатора дофамина и его метаболитов
(Анохина И.П., Арзуманов Ю.Л., Галактионов О.К., Москаленко В. Д.).
Особенности функционирования нейромедиаторных систем обусловливают степень изначальной толерантности к ПАВ. Выделяют индивидуальную непереносимость, низкую и высокую устойчивость
(толерантность) по отношению к употреблению ПАВ. На изначальную толерантность оказывает влияние как генетическая предрасположенность, так и природа употребляемого вещества. Разные психоактивные и наркотические вещества имеют разный потенциал формирования зависимости. Для формирования зависимости от некоторых из них достаточно однократного употребления. Зависимость от других формируется постепенно, но при условии ее формирования патологическое влечение к ПАВ становится не менее сильным и выраженным.
По данным отечественных и зарубежных авторов, психические расстройства и заболевания могут являться факторами риска развития зависимости от ПАВ. Люди с психическими расстройствами чаще обращаются к наркотикам и алкоголю. Особенности реагирования психически больных делают их более восприимчивыми и к токсикоманиям. Нередко они используют наркотики, чтобы восстановить эмоциональный дефицит, компенсировать психосоциальные проблемы или редуцировать актуальные психиатрические синдромы.
Психическими нарушениями, приводящими к употреблению наркотиков, могут являться депрессии, состояния, связанные с астенией, потерей инициативы, безразличием к окружающему, отсутствием побуждений к деятельности, обеднением моторики, значительным оскудением эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Зависимое поведение часто связывают с патологией волевой деятельности ‒ компульсивностью, под которой понимают форму нарушенного поведения, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и совершаются насильственно, хотя и осознаются как неправильные.
Еще одним из видов психических расстройств, с которым многие авторы связывают формирование зависимости от ПАВ, является синдром


33 нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) (Лебединская К.С., Райская
М.М., Немировская C.B., Мальцына B.C., Фишман М.Н., Грибанова Г.В. и др.).
Проявления
СНВГ определяется тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью. В дошкольном возрасте основными проявлениями заболевания является так называемая «неуклюжесть». В школе дети с СНГВ, как правило, плохо усваивают, не подчиняются общепринятым правилам поведения, не слушают родителей и учителей. Их поведение отличается от поведения здоровых сверстников: они чрезвычайно легко отвлекаются от решаемых задач, не доводя их до конца, теряют вещи, чрезвычайно неусидчивы, постоянно выкрикивают с места в классе, вовлекаются в буйные и опасные игры в школе и дома. Подростки, страдающие СНВГ, входят в группу высокого риска по развитию зависимости от ПАВ.
Учет в профилактической деятельности по предотвращению приобщения к употреблению ПАВ факторов риска биологического уровня важен для прогноза характера течения возможного заболевания и скорости формирования зависимого поведения. Он позволяет специалистам наиболее полно оценить ситуацию развития личности с учетом индивидуально- психологических и социальных факторов, а также наметить пути профилактики аддикций.
1.2.2.Психологические факторы риска
Поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Индивид становится зависимым от чего-либо или кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться, в определенном смысле наличию «страсти быть во власти другого», жажды, чтобы им руководили и вели по жизни.
Полизависимость – типичная и основополагающая характеристика.
Справедливости ради следует признать, что и внешние факторы играют определенную роль в формировании зависимого поведения. Но они – условия становления зависимостей, а не их причина.
В этом отношении и химические зависимости и поведенческие базируются на индивидуально-личностных качествах человека. То есть можно с высокой вероятностью предполагать, что зависимая личность, сформированная в процессе социализации, сама, даже без внешнего инициирования способна легко найти себе в окружающем мире
«подходящий» объект или субъект зависимости. Ведь соблазнить (прельстить, привлечь) можно только того, в ком уже созрело искушение. С соблазном отождествляется нечто влекущее. А, как известно, влечение – это внутреннее состояние, заставляющее действовать определенным предвзятым образом.
Подавляющее большинство специалистов, изучающих различные формы зависимого поведения, сходятся во мнении, что в основе подобного


34 поведения лежат личностные особенности, в силу чего у индивида и сформировалась зависимость. Однако список значимых личностных особенностей настолько широк (а иногда и противоречив), что затруднительно выделение сущностных характеристик личности, склонной к зависимому поведению.
Инфантильность. Наиболее часто упоминается такая характеристика, как инфантильность, или психический инфантилизм. Считается, что именно эта особенность наиболее часто лежит в основе формирования зависимого поведения. Во-первых, потому что именно в детстве и юности (а
«инфантильность» и означает «детскость») преимущественно возникают зависимости, во-вторых, потому что гармоничный взрослый человек стремится к независимости и свободе.
Внушаемость. Зависимой личности в высшей степени присуща внушаемость как личностная черта, свойство. Под внушаемостью понимается легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, оценок, форм и стилей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности и стремления противостоять этому воздействию. Считается, что при этом многое из происходящего принимается на веру, глубоко не анализируется и не подвергается пристрастному осмыслению. В. М. Бехтерев полагал, что внушение входит в сознание человека не с «парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа – критику.
Личность, склонная к формированию зависимого поведения, оказывается некритичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию, авторитарному управлению. Такой человек вырабатывает стереотип поведения не в соответствии с убеждениями и разъяснениями окружающих, не исходя из собственных рациональных суждений и умозаключений, а в обход их. Помимо этого, характерными для такого человека становятся подчиняемость, нацеленность на снятие с себя и передачу другому ответственности за поведение, решение жизненных вопросов и планирование будущего. Внушаемая личность безоговорочно верит в правильность поступков и советов того, кто им руководит.
Особую роль внушаемость играет в формировании групповых форм девиантного поведения, например, в становлении религиозного, спортивного или музыкального фанатизма. Пример людей, уже являющихся зависимыми, оказывается заразительным. В целом же внушаемость можно обозначить как
«психическую заразительность», индуцированность, склонность к имитационному и подражательному поведению.
Подражательность. Подражательностью (имитационностью) называют индивидуально-психологическое свойство, проявляющееся в готовности делать что-либо в соответствии с каким-нибудь образцом, в старании воспроизводить то, что делается другими.


35
Неспособность планирования и прогнозирования будущего. Одной из важных характеристик зависимой личности считается неспособность в полной мере и адекватно планировать и прогнозировать будущее. Известно, что для людей с личностными расстройствами и девиациями типично прямое следование случайно возникшей ситуации под непосредственным влиянием внешних условий, без учета соответствующего вероятностного прогноза. Они обычно опираются на короткий ряд предшествующих последовательностей
(Гульдан, Иванников, 1978).
Индивид с зависимыми формами поведения, как правило, либо не склонен прогнозировать и планировать собственное будущее, либо ориентирован лишь на успех – положительный для него исход событий. Так, аддикт живет сегодняшним днем, минутой. Его не страшит состояние, которое может развиться, его ничему не учит прошлый (собственный или чужой) опыт. Он не способен или не желает в полном объеме представить свое будущее.
Ригидность. Еще одна характеристика зависимой личности – ригидность, под которой понимается негибкость, тугоподвижность всей психической деятельности и, в частности, установок, экспектаций
(ожиданий), стилей поведения, осмысления действительности. По мнению Г.
В. Залевского(1980), психическая ригидность включает в себя склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения и неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и т. п.
Ригидность тесно связана с тревожностью, и именно их взаимодействие приобретает значительную стимулирующую силу. Нередко ригидность имеет связь с ревностью. По наблюдениям Ф. Б. Березина (1994), сочетание присущей ригидным личностям сенситивности, восприимчивости с тенденцией к самоутверждению порождает подозрительность, критическое или презрительное отношение к окружающим, упрямство, а нередко и агрессивность. Лица такого типа честолюбивы и руководствуются твердым намерением быть лучше и умнее других, а в групповой деятельности стремятся к лидерству. Подобные стремления, по мнению Л. М. Балабановой
(1992), встречаются у психопатических личностей, возглавляющих преступные группы.
В структуре зависимого поведения нередко ригидность лежит в основе компульсивности – краеугольного камня любой аддикции. Зависимой личности свойственны устойчивые и неизменные принципы в значимых областях жизни. Следование ритуалам и шаблонам становится для таких людей необходимостью и доставляет радость. К примеру, спортивные фаны испытывают удовольствие от навязанного группой однообразия стиля в одежде, манерах, речевых оборотах. Кроме того, ригидность является оборотной стороной целеустремленности, которую, в свою очередь, можно считать инструментом для реализации зависимости.
Ведь без


36 целеустремленности (пусть и носящей гедонистический девиантный характер) невозможно представить формирование аддикции. Можно предположить, что ригидность является базовой психологической характеристикой расстройств зависимого поведения. Именно ригидность способна цементировать патологический паттерн аддиктивного поведения, создать одно из основных качеств зависимости – непреодолимость влечения к совершению девиантного поступка, сопровождающегося эмоциональной разрядкой.
Наивность, простодушие. В структуру зависимой личности входят характеристики наивности, простодушия, непосредственности – базовые для формирования свойств внушаемости. Под наивностью понимается неопытность и неосведомленность. Например, человек, склонный к гемблингу, часто не имеет всей полноты правдивой информации о том, каковы реальные последствия зависимости от азартных игр. Его представления об этом носят детский, непосредственный характер. Он часто склонен удивляться, обижаться и разочаровываться в силу отсутствия точного понятия о реальности. Простодушие – это бесхитростность, неточное понимание смысла поступков окружающих, излишняя доверчивость. Такой человек часто попадает впросак из-за слишком непосредственного, инфантильного взгляда на жизнь. Под влиянием сформировавшегося зависимого поведения его простодушие оборачивается противоположной стороной – лживостью.
Любопытство. Известно, что в подавляющем большинстве случаев мотивом употребления психоактивных веществ и формирования впоследствии зависимого поведения становится любопытство. Любопытство
– это стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, непознанное, неизвестное. Если любопытство носит социально одобряемый характер, то оно обозначается как любознательность, пытливость и характеризуется склонностью к приобретению новых знаний, интересом к тонкостям.
Несомненно, зависимая личность в своем истоке имеет любопытство. Поиск нового, неизведанного (правда, носящего в случае зависимостей девиантный характер) является важной составной частью такой характеристики зависимой личности, как высокая поисковая активность.
B.C. Ротенберг и В. В. Аршавский (1984) отмечают, что у человека существует заданная потребность в поиске – поисковая активность.
Неблагоприятными для развития потребности в поиске считаются две противоположные ситуации. При первой активность ребенка в поиске обесценивается в связи с тем, что его действия наталкиваются на неизменное сопротивление и даже наказание активности со стороны взрослых. Ребенок в таком случае начинает ощущать беспомощность.
При второй неблагоприятной ситуации блокирование поисковой активности происходит потому, что желания ребенка удовлетворяются немедленно и взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности.