Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
и т.д. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, пере- ступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, кото- . рые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздей- ствие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматри- валось как преступление. Строгость этикета того времени может быть во многом объяснена и тем, что он служил специфиче- ским способом самосохранения немногочисленного высшего сословия. Сословная иерархия расставляла людей по различным ступеням социальной лестницы, соответственно предъявляя и разные моральные требования к ним.
Так, труд считался уделом черни, «погрязшей во грехе»: ведь имен- но труд был главным наказанием для Адама, совершившего первород- ный грех («в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный»).
Люди высокородные, приближенные к Богу (монарх — «наместник Бога на земле», «помазанник Божий»), были не только «освобождены» от труда, но, более того, «пачкать» себя трудом считалось неприличным
(вспомним длинные рукава боярских кафтанов на Руси или тщательно отращиваемые ногти китайских мандаринов).
Этикет являлся особой знаковой системой, с помощью ко- торой происходило обособление дворянства от более «низких» культур — крестьян и горожан. Этикет призван был давать пред- ставителю дворянства ощущение собственной исключительно- сти, воспитывать сознание социального превосходства, тем са- мым позволяя отличать людей «своего круга» от всех прочих.
Представители высших сословий наделялись лишь «благородны- ми» обязанностями, в свете которых проявление презрения к труду, простолюдинам, стремление выделиться «среди своих» рассматривались как соблюдение норм этикета, допускавших — если не предписывавших — феодальным верхам в быту не огра- ничивать себя ни в чем, щеголять друг перед другом роскошью одежд и украшений, с вассалами вести себя высокомерно, с крестьянами — грубо и жестоко. И в этом смысле этикет дейст- вительно был «этикеткой», «ярлыком».
В то же время в среде, далекой от двора, также были свои формы общения.
Правда, их не называли этикетом, манеры не отшлифовывались, но передавались из поколения в поколение, в результате чего в каждом слое общества строго соблюдались свои правила поведения. Только в «простой» среде они обычно носили более естественный, а
в светской — рафинированно-изысканный, искусственный характер.
Таким образом, этикет представлял собой сложную, детализированную и разветвленную систему норм и правил, часто многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Внешняя воспитанность, аристократизм, учтивость, манерность, умение вести себя в. обществе — этому специально учили (не только поклонам и реверан-
204
сам, но даже искусству «строить глазки» и клеить «мушки»). Од- нако учили далеко не всех, а только избранных. И хорошие ма- неры становятся признаком превосходства, просвещенности дворянства.
Сложность обучения обусловила необходимость в специаль- ных пособиях и руководствах. И такие источники появились.
Первый известный трактат о поведении — «Дисциплина клерика- лис» был написан испанским священником Педро Альфонсо еще в
1204 г. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции. Одна из самых популярных зару- бежных книг прошлого, посвященных дворянскому этикету, — «Письма к сыну» Ф. Честерфилда. В этих письмах, которые чуть ли не ежедневно на протяжении многих лет писал заботливый отец, пытавшийся передать сыну свой богатый опыт, обрисована тончайшая и детальней- шая тактика поведения в обществе. Эта книга еще раз подтверждает, что этикет — детище своей эпохи и среды.
Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от наро- да. Ж.-Ж. Руссо осуждал не только придворный этикет и салон- ные манеры, но и светские формы учтивости вообще. Не удиви- тельно, что во времена Великой французской революции дво- рянский этикет был публично отвергнут как лицемерный, не- натуральный и преувеличенный. Робеспьер, выражая общие на- строения, призывал заменить хороший тон хорошими людьми, честь — честностью, приличия — обязанностями, а тиранию моды — властью разума. Прекрасное пожелание, но этот радикализм, к сожалению, стал отправной точкой для отмены этикета вообще.
Например, почтительное обращение «Вы» было заменено обраще- нием «гражданин» и «ты», при приветствии не надо было снимать го- ловного убора и т.д. Вошло в историю знаменитое обращение офицера стражи, ведущего на эшафот короля Людовика XVI: «Пожалуй на казнь, гражданин король!»
Как ни странно, но эпоха директории и воцарение на импе- раторском престоле простолюдина Наполеона не только вновь вызвали обращение к великосветскому этикету, но и способст- вовали его дальнейшему усложнению. Причем известно, что
Наполеон, например, самолично занимался разработкой ново- го церемониала коронации для своей жены Жозефины.
Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, был внешне естественнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету.
В одном из первых американских наставлений по этикету - «Сто десять правил приличного поведения» Д. Вашингтона были и такие: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего». Видный писатель и политический деятель XVIII в. Б. Франклин, развивавший философию успеха, провозгласил: «Время —деньги!», «Бо- гатый стол оставляет скудное завещание!» и другие значимые для аме- риканского этикета принципы.
205
И сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практичный характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карь- еру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.
Правда, и в американском этикете так было не всегда и не везде.
Описанные выше нормы были характерны в основном для янки — «се- верян»-простолюдинов и лишь постепенно были восприняты всеми аме- риканцами как нормы прагматического этикета. Аристократы-«южане» поначалу презирали грубость нравов северных соотечественников и страшно гордились своими изысканными манерами. Помните, как в «Уне- сенных ветром» Мамушка наставляла молоденькую Скарлетт: «Настоящая леди»... И потребовалась война между Севером и Югом, чтобы манеры поведения американцев обрели современный демократический вид.
Этикет как одно из явлений культуры далеко не однозначен.
И сегодня прогрессивно настроенные люди стремятся к тому, чтобы их поведение не противоречило гуманистическим нор- мам и идеалам, люди бизнеса используют хорошие манеры как дополнительное (и немаловажное!) средство в искусстве делать карьеру, деньги, немало не беспокоясь о нравственной стороне своего поведения.
Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе со-
циально-разграничительный характер. Вместе с тем всегда выде- лялись и до сих пор остаются существенными его национальные
особенности.
Из истории российского этикета
■ О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоми- нается уже в первых письменных источниках. В «Повести вре- менных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих, кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями». В начале
XII в. князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный»; «при старших мол- чать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».
В эпоху Ивана IV появился свод правил поведения «Домо- строй», вполне соответствующий нравам эпохи. «Домострой» про- возглашал единоличную власть в семье грозного властелина — хозяина дома, отца, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении, «во всяком наказании и страхе Божием».
206
Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну. В книге описывались не только внутренние семейные порядки и способы решения хозяйственных вопросов, но и содержались правила поведения — как ходить в гости, о чем беседовать.
«Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидо- вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним - любовным, к меньшим и убогим — приветливым и мило- стивым».
Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху
Петра I, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от старого быта, боярских шуб и манер. Введенные им правила поведения — политес — предписывают, как устраи- вать ассамблеи, на которые должны съезжаться все дворяне для общения, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовывать застолье. Так великий реформатор приоб- щал высшие классы русского общества к формам обхождения, принятым в Европе.
В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало, или
Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Книга наставляет: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». В книге содержатся самые разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колобродить», «ногами не мотать».
В романах А. Толстого «Петр I», Ю. Германа «Россия молодая», в фильме «Как царь Петр арапа женил» и в других художественных про- изведениях с достоверностью воспроизводится борьба старого и нового через смену этикетных норм и форм поведения. Мы узнаем, как обуча- лись грамоте и элементарной гигиене великовозрастные боярские от- прыски, как обрезались рукава и полы кафтанов их родителей, как мучались отцы семейств и их жены, неумело натягивая ненавистные парики, как насильственно брились бороды — «волосатое украшение», разрешение на ношение которых выдавалось лишь немногим из бояр, да и то после уплаты специального налога.
Особое внимание Петр I уделял организации ассамблей — собраний, открывавшихся вечерами в знатных домах по установленному порядку, для «увеселения, или для рассуждения и разговороь дружеских». Здесь представители дворянских и купеческих сословий должны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слушать, что делается». Петр I лично составил правила органи- зации ассамблей и поведения на них гостей, установил строгую оче- редность их созыва. Самая большая комната дома отводилась под танце- вальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения: Петр I сам постоянно курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в
России. В ассамблеях должны были участвовать и женщины. Петр 1 по- ложил конец их затворнической жизни. Из теремов они вышли в свет.
Старшее поколение осуждало это, сожалея об утраченных добропоря- дочных нравах старины.
207
Ассамблеи сыгрити положительную роль в культурном раз- витии России уже тем, что открыли новую форму общения лю- дей. В допетровску о эпоху люди жили замкнуто, их встречи но- сили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер. Ассамблеи разрушили эту замкнутость и значительно расширили круг общения, сделав последнее более раскрепощен- ным. Этикет в России в это время формируется по западному образцу, приобретая светский, открытый характер, и даже чер- ты некоторого демократизма.
Так, правил; поведения на ассамблеях предполагали соблюдение равенства и свободы, правда, понимаемых достаточно своеобразно: равенство мужчин и женщин, лиц разного возраста и ранга учитыва- лось, в основное, при назначении штрафных санкций, а свобода пове- дения на ассамб!еях омрачалась тем, что как-никак, это была служба, развлечение по обязанности. Это придавало некоторую специфичность российскому этикету по сравнению с европейским.
В послепетровское время, когда боярские нравы были уже преодолены, в России действительно установился образ жизни на западноевропейский манер. Дворянский этикет XVIII в
;
отли- чается особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью, преобладанием игровой, формальной стороны. Законодателем этикета становится императорский двор.
Изобилие И роскошь русского двора изумляли даже французов, ко- торые были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть при
царском дворе на хорошем счету, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.п. Дворянство, особенно его высшие слои, возводили пышные дворцы, парки, триумфальные арки, тратили огромные средства, дабы подчеркнуть свое высокое положение. Вещи поднимали престиж, служили «этикеткой».
Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частности, в строгой регламентации стиля одежды, которого должно было придерживаться то или иное сословие.
В соответствии с «Табелью о рангах» был издан указ, дозволяющий носить шелка, г арчу -или кружева только дамам первых пяти классов.
Принадлежащие к третьему классу могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат. При дворе женщинам не разрешалось но- сить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были яв- ляться во дворец в специально сшитых для этого так называемых мун- дирных платьях.
Значительно усилилось влияние западноевропейск'ой, особен- но французской, культуры на российский быт и нравы. Откры- вались французские пансионы, модные лавки и магазины, поя- вились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гу- вернеры. Особенно заметно идет «офранцуживание» дворянства в царствование Елизаветы Петровны. Французский язык стал в дворянской среде неотъемлемой частью русской культуры, со- храняя дворянскую, этикетную дистанцию по отношению к дру-
208
гим сословиям. Этикет становится все более «маркированным»
(по выражению Ю. М. Лотмана). Он пронизывает все сферы жиз- ни дворянства, регламентируя те или иные формы его поведе- ния. Особенно проявлялось это на многочисленных пышных ба- лах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи.
Примером тому является значение, которое придавалось в этикете вееру. Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогав- шим скрыть неприличный смех, шепнуть соседке словцо так, чтобы никто не услышал и т.д.
В царствование императрицы Анны праздники стали еще более пыш- ными и разнообразными. Незнание танцев считалось серьезным недос- татком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Ивановне и получившие быстрое и опасное распространение в среде дворянства. Несмотря на строгие меры против игроков (полиция получила право входить в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжались, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег, самоубийства и т. д.
Правда, новые правила жизни и этикета внедрялись и гос- подствовали в основном в высших слоях Петербурга и Москвы. В среде же мелких провинциальных дворян и купечества они при- обрели вторичный, адаптированный к местным условиям жизни характер, касавшийся внешней, формальной стороны жизни.
Этот карикатурно-подражательный характер этикета великолепно продемонстрирован Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» на примере Чичи- кова, Коробочки, Ноздрева, четы Маниловых и других представителей мелкопоместного дворянства. Зажиточное купечество, подражая дво- рянству в манерах, поведении, быту также все обставляло по послед- ней моде: на кухне —'повар, в приемной — лакей, у подъезда— эле- гантная карета. Купеческий этикет, суть которого, по выражению
Н.А.Добролюбова, составляло самодурство сильных, жеманство жен- щин, раболепие и угодничество слабых, предстает перед нами в пьесах
А.Н. Островского.
Вместе с тем к концу XIX — началу XX в. из среды русского купечества начинают выделяться не просто образованные, гра- мотные люди, но и прекрасные знатоки культуры и искусства, становящиеся меценатами. Дети образованных купцов начинают получать классическое образование, усваивать правила хорошего тона и светского этикета. Появляется особый разряд городского населения — мещане, т.е. городские (местные) «обыватели» — мелкие торговцы, служащие, прислуга и т.п. Здесь складывался свой кодекс поведения, отражавший особенности об- щественного положения людей этой среды.
Мещанин был человеком, вынужденным заниматься наемным тру- дом и вместе с тем стремящимся «выбиться в люди», выйти из сосло- вия мещан, стать богатым. Этикет в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Поэтому мещане стре- мились во всем подражать господам, копировать их образ жизни, мане- ры, внешние атрибуты культурности.
Карикатурные, уродливые формы поведения мещан при их общей культурной неразвитости привели к тому, что само понятие «меща-
209
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздей- ствие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматри- валось как преступление. Строгость этикета того времени может быть во многом объяснена и тем, что он служил специфиче- ским способом самосохранения немногочисленного высшего сословия. Сословная иерархия расставляла людей по различным ступеням социальной лестницы, соответственно предъявляя и разные моральные требования к ним.
Так, труд считался уделом черни, «погрязшей во грехе»: ведь имен- но труд был главным наказанием для Адама, совершившего первород- ный грех («в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный»).
Люди высокородные, приближенные к Богу (монарх — «наместник Бога на земле», «помазанник Божий»), были не только «освобождены» от труда, но, более того, «пачкать» себя трудом считалось неприличным
(вспомним длинные рукава боярских кафтанов на Руси или тщательно отращиваемые ногти китайских мандаринов).
Этикет являлся особой знаковой системой, с помощью ко- торой происходило обособление дворянства от более «низких» культур — крестьян и горожан. Этикет призван был давать пред- ставителю дворянства ощущение собственной исключительно- сти, воспитывать сознание социального превосходства, тем са- мым позволяя отличать людей «своего круга» от всех прочих.
Представители высших сословий наделялись лишь «благородны- ми» обязанностями, в свете которых проявление презрения к труду, простолюдинам, стремление выделиться «среди своих» рассматривались как соблюдение норм этикета, допускавших — если не предписывавших — феодальным верхам в быту не огра- ничивать себя ни в чем, щеголять друг перед другом роскошью одежд и украшений, с вассалами вести себя высокомерно, с крестьянами — грубо и жестоко. И в этом смысле этикет дейст- вительно был «этикеткой», «ярлыком».
В то же время в среде, далекой от двора, также были свои формы общения.
Правда, их не называли этикетом, манеры не отшлифовывались, но передавались из поколения в поколение, в результате чего в каждом слое общества строго соблюдались свои правила поведения. Только в «простой» среде они обычно носили более естественный, а
в светской — рафинированно-изысканный, искусственный характер.
Таким образом, этикет представлял собой сложную, детализированную и разветвленную систему норм и правил, часто многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Внешняя воспитанность, аристократизм, учтивость, манерность, умение вести себя в. обществе — этому специально учили (не только поклонам и реверан-
204
сам, но даже искусству «строить глазки» и клеить «мушки»). Од- нако учили далеко не всех, а только избранных. И хорошие ма- неры становятся признаком превосходства, просвещенности дворянства.
Сложность обучения обусловила необходимость в специаль- ных пособиях и руководствах. И такие источники появились.
Первый известный трактат о поведении — «Дисциплина клерика- лис» был написан испанским священником Педро Альфонсо еще в
1204 г. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции. Одна из самых популярных зару- бежных книг прошлого, посвященных дворянскому этикету, — «Письма к сыну» Ф. Честерфилда. В этих письмах, которые чуть ли не ежедневно на протяжении многих лет писал заботливый отец, пытавшийся передать сыну свой богатый опыт, обрисована тончайшая и детальней- шая тактика поведения в обществе. Эта книга еще раз подтверждает, что этикет — детище своей эпохи и среды.
Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от наро- да. Ж.-Ж. Руссо осуждал не только придворный этикет и салон- ные манеры, но и светские формы учтивости вообще. Не удиви- тельно, что во времена Великой французской революции дво- рянский этикет был публично отвергнут как лицемерный, не- натуральный и преувеличенный. Робеспьер, выражая общие на- строения, призывал заменить хороший тон хорошими людьми, честь — честностью, приличия — обязанностями, а тиранию моды — властью разума. Прекрасное пожелание, но этот радикализм, к сожалению, стал отправной точкой для отмены этикета вообще.
Например, почтительное обращение «Вы» было заменено обраще- нием «гражданин» и «ты», при приветствии не надо было снимать го- ловного убора и т.д. Вошло в историю знаменитое обращение офицера стражи, ведущего на эшафот короля Людовика XVI: «Пожалуй на казнь, гражданин король!»
Как ни странно, но эпоха директории и воцарение на импе- раторском престоле простолюдина Наполеона не только вновь вызвали обращение к великосветскому этикету, но и способст- вовали его дальнейшему усложнению. Причем известно, что
Наполеон, например, самолично занимался разработкой ново- го церемониала коронации для своей жены Жозефины.
Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, был внешне естественнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету.
В одном из первых американских наставлений по этикету - «Сто десять правил приличного поведения» Д. Вашингтона были и такие: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего». Видный писатель и политический деятель XVIII в. Б. Франклин, развивавший философию успеха, провозгласил: «Время —деньги!», «Бо- гатый стол оставляет скудное завещание!» и другие значимые для аме- риканского этикета принципы.
205
И сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практичный характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карь- еру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.
Правда, и в американском этикете так было не всегда и не везде.
Описанные выше нормы были характерны в основном для янки — «се- верян»-простолюдинов и лишь постепенно были восприняты всеми аме- риканцами как нормы прагматического этикета. Аристократы-«южане» поначалу презирали грубость нравов северных соотечественников и страшно гордились своими изысканными манерами. Помните, как в «Уне- сенных ветром» Мамушка наставляла молоденькую Скарлетт: «Настоящая леди»... И потребовалась война между Севером и Югом, чтобы манеры поведения американцев обрели современный демократический вид.
Этикет как одно из явлений культуры далеко не однозначен.
И сегодня прогрессивно настроенные люди стремятся к тому, чтобы их поведение не противоречило гуманистическим нор- мам и идеалам, люди бизнеса используют хорошие манеры как дополнительное (и немаловажное!) средство в искусстве делать карьеру, деньги, немало не беспокоясь о нравственной стороне своего поведения.
Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе со-
циально-разграничительный характер. Вместе с тем всегда выде- лялись и до сих пор остаются существенными его национальные
особенности.
Из истории российского этикета
■ О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоми- нается уже в первых письменных источниках. В «Повести вре- менных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих, кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями». В начале
XII в. князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный»; «при старших мол- чать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».
В эпоху Ивана IV появился свод правил поведения «Домо- строй», вполне соответствующий нравам эпохи. «Домострой» про- возглашал единоличную власть в семье грозного властелина — хозяина дома, отца, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении, «во всяком наказании и страхе Божием».
206
Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну. В книге описывались не только внутренние семейные порядки и способы решения хозяйственных вопросов, но и содержались правила поведения — как ходить в гости, о чем беседовать.
«Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидо- вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним - любовным, к меньшим и убогим — приветливым и мило- стивым».
Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху
Петра I, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от старого быта, боярских шуб и манер. Введенные им правила поведения — политес — предписывают, как устраи- вать ассамблеи, на которые должны съезжаться все дворяне для общения, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовывать застолье. Так великий реформатор приоб- щал высшие классы русского общества к формам обхождения, принятым в Европе.
В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало, или
Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Книга наставляет: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». В книге содержатся самые разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колобродить», «ногами не мотать».
В романах А. Толстого «Петр I», Ю. Германа «Россия молодая», в фильме «Как царь Петр арапа женил» и в других художественных про- изведениях с достоверностью воспроизводится борьба старого и нового через смену этикетных норм и форм поведения. Мы узнаем, как обуча- лись грамоте и элементарной гигиене великовозрастные боярские от- прыски, как обрезались рукава и полы кафтанов их родителей, как мучались отцы семейств и их жены, неумело натягивая ненавистные парики, как насильственно брились бороды — «волосатое украшение», разрешение на ношение которых выдавалось лишь немногим из бояр, да и то после уплаты специального налога.
Особое внимание Петр I уделял организации ассамблей — собраний, открывавшихся вечерами в знатных домах по установленному порядку, для «увеселения, или для рассуждения и разговороь дружеских». Здесь представители дворянских и купеческих сословий должны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слушать, что делается». Петр I лично составил правила органи- зации ассамблей и поведения на них гостей, установил строгую оче- редность их созыва. Самая большая комната дома отводилась под танце- вальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения: Петр I сам постоянно курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в
России. В ассамблеях должны были участвовать и женщины. Петр 1 по- ложил конец их затворнической жизни. Из теремов они вышли в свет.
Старшее поколение осуждало это, сожалея об утраченных добропоря- дочных нравах старины.
207
Ассамблеи сыгрити положительную роль в культурном раз- витии России уже тем, что открыли новую форму общения лю- дей. В допетровску о эпоху люди жили замкнуто, их встречи но- сили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер. Ассамблеи разрушили эту замкнутость и значительно расширили круг общения, сделав последнее более раскрепощен- ным. Этикет в России в это время формируется по западному образцу, приобретая светский, открытый характер, и даже чер- ты некоторого демократизма.
Так, правил; поведения на ассамблеях предполагали соблюдение равенства и свободы, правда, понимаемых достаточно своеобразно: равенство мужчин и женщин, лиц разного возраста и ранга учитыва- лось, в основное, при назначении штрафных санкций, а свобода пове- дения на ассамб!еях омрачалась тем, что как-никак, это была служба, развлечение по обязанности. Это придавало некоторую специфичность российскому этикету по сравнению с европейским.
В послепетровское время, когда боярские нравы были уже преодолены, в России действительно установился образ жизни на западноевропейский манер. Дворянский этикет XVIII в
;
отли- чается особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью, преобладанием игровой, формальной стороны. Законодателем этикета становится императорский двор.
Изобилие И роскошь русского двора изумляли даже французов, ко- торые были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть при
царском дворе на хорошем счету, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.п. Дворянство, особенно его высшие слои, возводили пышные дворцы, парки, триумфальные арки, тратили огромные средства, дабы подчеркнуть свое высокое положение. Вещи поднимали престиж, служили «этикеткой».
Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частности, в строгой регламентации стиля одежды, которого должно было придерживаться то или иное сословие.
В соответствии с «Табелью о рангах» был издан указ, дозволяющий носить шелка, г арчу -или кружева только дамам первых пяти классов.
Принадлежащие к третьему классу могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат. При дворе женщинам не разрешалось но- сить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были яв- ляться во дворец в специально сшитых для этого так называемых мун- дирных платьях.
Значительно усилилось влияние западноевропейск'ой, особен- но французской, культуры на российский быт и нравы. Откры- вались французские пансионы, модные лавки и магазины, поя- вились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гу- вернеры. Особенно заметно идет «офранцуживание» дворянства в царствование Елизаветы Петровны. Французский язык стал в дворянской среде неотъемлемой частью русской культуры, со- храняя дворянскую, этикетную дистанцию по отношению к дру-
208
гим сословиям. Этикет становится все более «маркированным»
(по выражению Ю. М. Лотмана). Он пронизывает все сферы жиз- ни дворянства, регламентируя те или иные формы его поведе- ния. Особенно проявлялось это на многочисленных пышных ба- лах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи.
Примером тому является значение, которое придавалось в этикете вееру. Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогав- шим скрыть неприличный смех, шепнуть соседке словцо так, чтобы никто не услышал и т.д.
В царствование императрицы Анны праздники стали еще более пыш- ными и разнообразными. Незнание танцев считалось серьезным недос- татком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Ивановне и получившие быстрое и опасное распространение в среде дворянства. Несмотря на строгие меры против игроков (полиция получила право входить в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжались, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег, самоубийства и т. д.
Правда, новые правила жизни и этикета внедрялись и гос- подствовали в основном в высших слоях Петербурга и Москвы. В среде же мелких провинциальных дворян и купечества они при- обрели вторичный, адаптированный к местным условиям жизни характер, касавшийся внешней, формальной стороны жизни.
Этот карикатурно-подражательный характер этикета великолепно продемонстрирован Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» на примере Чичи- кова, Коробочки, Ноздрева, четы Маниловых и других представителей мелкопоместного дворянства. Зажиточное купечество, подражая дво- рянству в манерах, поведении, быту также все обставляло по послед- ней моде: на кухне —'повар, в приемной — лакей, у подъезда— эле- гантная карета. Купеческий этикет, суть которого, по выражению
Н.А.Добролюбова, составляло самодурство сильных, жеманство жен- щин, раболепие и угодничество слабых, предстает перед нами в пьесах
А.Н. Островского.
Вместе с тем к концу XIX — началу XX в. из среды русского купечества начинают выделяться не просто образованные, гра- мотные люди, но и прекрасные знатоки культуры и искусства, становящиеся меценатами. Дети образованных купцов начинают получать классическое образование, усваивать правила хорошего тона и светского этикета. Появляется особый разряд городского населения — мещане, т.е. городские (местные) «обыватели» — мелкие торговцы, служащие, прислуга и т.п. Здесь складывался свой кодекс поведения, отражавший особенности об- щественного положения людей этой среды.
Мещанин был человеком, вынужденным заниматься наемным тру- дом и вместе с тем стремящимся «выбиться в люди», выйти из сосло- вия мещан, стать богатым. Этикет в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Поэтому мещане стре- мились во всем подражать господам, копировать их образ жизни, мане- ры, внешние атрибуты культурности.
Карикатурные, уродливые формы поведения мещан при их общей культурной неразвитости привели к тому, что само понятие «меща-
209
нин» («мещанство», «мещанский этикет», «мещанские вкусы») стало нарицательным, несущим в себе негативно-пренебрежительный отте- нок бездуховности, бескультурья и т.п.
В то же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется тип интеллигента — человека образованного, про- свещенного, несущего в себе лучшие прогрессивные черты, идеалы и ценности своей эпохи. В среде интеллигенции выраба- тывались свои каноны красивого, приличного, достойного по- ведения, свой этикетный кодекс, который исключал внимание ко всему внешнему, поверхностному.
Демократичность, равнодушие к дорогим украшениям и одежде, наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интел- лигентного человека. Для него главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, не манеры сами по себе (хотя им отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное начало. Не случайно среди нравственных ценностей ведущим становится достоинство — ка- чество, подчеркивающее самоценность личности.
Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со многи- ми другими культурными достижениями прошлого. Более того, соблюдение норм этикета стало опасным, ибо свидетельствова- ло о воспитанности, образованности, культуре и поэтому могло выдать нежелательное — не рабоче-крестьянское происхождение.
В этих условиях для собственной безопасности лучше было отказаться от элементарных норм вежливости и приличия, за- быть о них и не учить им детей.
В воспоминаниях и художественных произведениях свидетелей этой эпохи мы найдем много горьких страниц о том, как представителям русской интеллигенции и дворянства приходилось скрывать «этикет- ность» — «ярлыковость» своего поведения. Об этом повествуется и в
«Докторе Живаго» Б. Пастернака, и в «Побежденных» И. Головкиной
(Римской-Корсаковой) и в других книгах.
Такое положение не могло не сказаться на общем уровне поведения и соблюдении норм вежливости: люди стали «забы- вать» пользоваться носовым платком, опрятно одеваться, упот- реблять «волшебные» слова — «спасибо» и «пожалуйста». А вот грубость и хамство становились своеобразными символами («яр- лыками»?) «нашего» образа жизни.
Тех же, кто осмеливался следовать нормам вежливости или одеваться излишне тщательно (носить галстук, шляпу, пользоваться косметикой, танцевать европейские танцы) высмеивали, обвиняли в мещанстве, или, что было еще опаснее, в приверженности западному образу жизни и космополитизме.
«Реабилитирован» этикет в глазах общественного мнения в советскую эпоху был лишь в 60-е г. — годы «оттепели», когда начали налаживаться международные связи и поэтому потребо- валось срочно обучать людей правилам поведения, дабы «не уда- рить в грязь лицом» перед мировой общественностью. Тогда поя- вились и первые «легальные» книги по «советскому этикету»,
благодаря которым читатель смог познакомиться с правилами поведения, принятыми в наше время во всем мире.
В то же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется тип интеллигента — человека образованного, про- свещенного, несущего в себе лучшие прогрессивные черты, идеалы и ценности своей эпохи. В среде интеллигенции выраба- тывались свои каноны красивого, приличного, достойного по- ведения, свой этикетный кодекс, который исключал внимание ко всему внешнему, поверхностному.
Демократичность, равнодушие к дорогим украшениям и одежде, наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интел- лигентного человека. Для него главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, не манеры сами по себе (хотя им отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное начало. Не случайно среди нравственных ценностей ведущим становится достоинство — ка- чество, подчеркивающее самоценность личности.
Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со многи- ми другими культурными достижениями прошлого. Более того, соблюдение норм этикета стало опасным, ибо свидетельствова- ло о воспитанности, образованности, культуре и поэтому могло выдать нежелательное — не рабоче-крестьянское происхождение.
В этих условиях для собственной безопасности лучше было отказаться от элементарных норм вежливости и приличия, за- быть о них и не учить им детей.
В воспоминаниях и художественных произведениях свидетелей этой эпохи мы найдем много горьких страниц о том, как представителям русской интеллигенции и дворянства приходилось скрывать «этикет- ность» — «ярлыковость» своего поведения. Об этом повествуется и в
«Докторе Живаго» Б. Пастернака, и в «Побежденных» И. Головкиной
(Римской-Корсаковой) и в других книгах.
Такое положение не могло не сказаться на общем уровне поведения и соблюдении норм вежливости: люди стали «забы- вать» пользоваться носовым платком, опрятно одеваться, упот- реблять «волшебные» слова — «спасибо» и «пожалуйста». А вот грубость и хамство становились своеобразными символами («яр- лыками»?) «нашего» образа жизни.
Тех же, кто осмеливался следовать нормам вежливости или одеваться излишне тщательно (носить галстук, шляпу, пользоваться косметикой, танцевать европейские танцы) высмеивали, обвиняли в мещанстве, или, что было еще опаснее, в приверженности западному образу жизни и космополитизме.
«Реабилитирован» этикет в глазах общественного мнения в советскую эпоху был лишь в 60-е г. — годы «оттепели», когда начали налаживаться международные связи и поэтому потребо- валось срочно обучать людей правилам поведения, дабы «не уда- рить в грязь лицом» перед мировой общественностью. Тогда поя- вились и первые «легальные» книги по «советскому этикету»,
благодаря которым читатель смог познакомиться с правилами поведения, принятыми в наше время во всем мире.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 32