Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Арбуз едят так: отрезав полукруг, следует положить его на тарелку, отре- зать ножом кусочек и, освободив его от семечек, на вилке отправлять в рот.
Дыню едим с помощью ложечки. . , Только для взрослых! Алкогольные
напитки следует пить следующим образом.
Водку из небольшой рюмки можно выпить сразу. Но пустую рюмку могут опять наполнить! Поэтому тот, кто намерен сохранить разумный темп, начи- ная с третьей рюмки, пьет не до конца. В таких случаях вам не станут доли- вать — это не принято.
Застольную речь или тост произносят в перерыве или паузах между блюда- ми, когда присутствующие за столом не едят. Речь не должна быть долгой или слишком вычурной. Человек, который хочет взять слово, встает, чтобы при- влечь внимание гостей и начинает говорить. Застольная речь заканчивается тостом. Невежливо продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, как кто-нибудь говорит речь.
Пить до дна после произнесенного тоста следует в особых случаях, в по- следнее время это перестало быть обязательным. Выходит из моды чокание.
Даже при брудершафте чокаются редко.
Можно, не ожидая приглашения, отпить из рюмки, или, наоборот, в от- вет на приглашение только пригубить ее. На очередное предложение долить спиртного, когда нам больше этого не хочется, лучше сказать: «Спасибо, пока не хочу», — что предлагающему следует принять без дискуссии.
Вино отпиваем из рюмки понемногу; ликер — маленькими глотками; конь- як— тоже маленькими глотками, с перерывом, подогревая бокал в ладони; коктейль — маленькими глотками или через соломинку.
Таким образом, мы видим, что требования этикета весьма сложны, многообразны, а некоторые довольно вычурны. Одна- ко их знание и соблюдение делают приятной и комфортной не только нашу жизнь, но и жизнь окружающих нас людей в соот- ветствии с представлениями этики.
В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я
1. Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее Ваше представ ление о нем. В чем выражаются связь и отличие этики и этикета?
2. Предлагаем Вам мнения известных людей по поводу этикета. Француз ский философ Вольтер: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет»; анг лийский писатель О. Уайльд: «Хорошие манеры важнее добродетели». Согласны ли Вы с их мнением?
3. Какие особенности и черты этикета прошлого должны, на Ваш взгляд, окончательно уйти «в небытие», а какие желательно сохранить или возродить?
Насколько история этикета подтверждает его условно-согласительный характер?
4. На примере Беларуси проиллюстрируйте такие свойства этикета, как его связь с национально-культурными особенностями, его исторический и услов но-согласительный характер.
5. В чем конкретно проявляются такие принципы современного этикета, как вежливость, тактичность и чуткость? Дайте оценку роли и места в обще нии людей таким нормам этикета, как деликатность, скромность, чувство меры. Какие формы бестактности встречаются Вам чаще всего?
6. Ответьте на вопросы тестов 1—3; проверьте уровень Вашей общительно сти и знание правил этикета; задумайтесь над причинами, лежащими в основе тех или иных норм-требований.
242 7. Проведите в группе ролевые игры по следующим ситуациям.
Игра начинается с распределения «ролей» (заданий). Учащиеся сами или по предложению учителя выбирают для себя ту или иную ситуацию, роль в ней, подбирают партнеров. При исполнении определенной ситуации- все ос- тальные учащиеся выступают в роли экспертов, комментируя и оценивая пра- вильность или ошибочность происходящего. Предлагаемые ситуации могут быть также использованы на зачете в качестве дополнительных заданий.
• Вы подходите к компании ребят и девушек. Поздоровайтесь со всеми
(роли: «герой», 6—7 ребят).
• Вы идете по улице с девушкой, навстречу — Ваш приятель. Познакомьте их (роли: «герой», она, он).
• Вы впервые привели свою девушку в дом. Познакомьте ее со своими родителями (роли: «герой», мама, папа, девушка).
• По улице идут две девушки и юноша. Где его место? Где их место? (роли: юноша, девушки).
• Вам надо вместе с девушкой войти и выйти из транспорта. Как Вы это делаете (роли: она, он).
• Задание группе учащихся: разыграйте сценку «Как не надо вести себя в театре», предложите «зрителям» найти как можно больше ошибок.
• Похожее задание: «Как не надо вести себя на танцах или дискотеке».
• В магазине: а) Вас обвесили; 6) Вам нагрубили. Ваша реакция? (роли: продавец, покупатель).
• Разбейтесь на пары и проведите диалог—игру «Нам звонят, мы звоним».
• звоните Вы — в учреждение;
• звонят Вам — на работу;
•звоните Вы — домой знакомым;
• звонят Вам — домой.
• Вы приглашены в гости. Что вы подарите:
• любимой девушке;
• ее родителям;
• своему другу;
• просто знакомому человеку (мужчине, женщине, ребенку);
• деловому партнеру, с которым у Вас официальные отношения;
• сотруднику — женщине или мужчине?
• Вы в гостях:
• кто первый садится за стол и встает - гости или хозяева?
• за кем Вы будете «ухаживать» — за соседкой слева или справа?
• Вы пригласили в ресторан девушку. Сыграйте сценку «В ресторане».
• Проведите игру «Чаепитие с комментариями». Ею можно завершить изу чение курса. Накройте столы к чаю (пусть все будет «по-настоящему», в меру ваших возможностей), под каждый прибор положите вопросы-сюрпризы, ка сающиеся правил поведения за столом. Комментируйте ответы и свое поведение.
Правильно ли мы говорим?
• Найдите ошибки в следующих фразах: «...выбежали девки и лакей со свечами и радостными лицами...»; «...покраснел от смущения и от быстрой ходьбы...»; «...подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответст венных за мероприятие...».
• Как правильно сказать: класть или ложить; покласть или положить; са
жать или садить; «я одел пальто» или «я надел пальто» ?
• Какие слова здесь «лишние»: в мае месяце; сто рублей денег; беречь каж дую минуту времени; свободная вакансия на работу в фирме?
I. МАТЕРИАЛ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1969) —
замечательный советский педагог 60-х гг., всю свою жизнь
отдавший детям. В своей деятельности учителя и дирек-
тора знаменитой Павлышской средней сельской школы он
проповедовал и воплощал любовь к детям и гуманистиче-
ские идеи педагогической этики. Автор новаторских для
своего времени книг «Духовный мир школьника» (1961),
«Нравственный мир молодого поколения» (1963), «Сердце
отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970),
основные мысли которых и сегодня современны и
актуальны. Фрагменты из его работ мы приводим в
сокращенном виде.
Я тверло верю в силу воспитания
Для меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток про- шел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим, - значит, ты не сумел ничего оставить в нем. И вряд ли для учителя может быть что-либо печальнее такого финала. Ибо все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.
Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье.
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Обсуждение конкретных жизненных судеб привело нас к проблеме гармо- нии педагогических воздействий. ... Педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманны, целенаправ- ленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспита- тельного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, насколько глубоко и продуманно осуществля- ется воспитание разума, чувств. Слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благо- родством.
... Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий. ... Педагогическая наука отстает в той мере, в какой она не иссле- дует десятки и сотни зависимостей и взаимообусловленностей воздействий на личность. Она станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда иссладует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообуслов- ленности педагогических явлений.
244
Механическое, бездумное претворение теоретического положения в факт практического опыта приводит к опустошению живой мысли учителя, выхо- лащивает из педагогического труда то, что составляет его сердцевину, его душу
— неповторимость жизненных явлений, радость обновления, которое приходит к педагогу с каждым новым поколением учеников, необходимость творчества. Теория остается источником, питающим мастерство учителя, до тех пор, пока она живет в опыте ... преломляясь в творческом индивидуальном труде тысяч и тысяч педагогов, пока она развивается. Если же теоретические положения мыслятся как нечто вечное,, неизменное, на все случаи годное, происходит ее окостенение. Теория становится догмой.
Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука, мастерство, искусство... Воспитание в широком смысле — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспи- тывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной — в третьем. Та- кова природа нашего педагогического дела.
Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в при- митивный присмотр, воспитатель — в неграмотную няньку, педагогика — в знахарство. Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого, вдумчивого предвидения, тем меньше не- ожиданных несчастий.
...Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уро- ками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стрем- лениями.
Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следую- щее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников — в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учаще- гося, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся...
Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка нико- гда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужда- нием в потемках.
Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по ка- ким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в обще- ственной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой при- роде своей педагогический труд — повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе, в процессе этой деятельности.
...Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем...
Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом.
Я всегда стремился убедить учителей в том, что, если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, еди- номышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты.
245
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 32
ПРАКТИКУМ
Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение
— очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспи- тательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.
Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное — и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ни- что так не удивляет, не увлекает, подростков, ничто с такой силой не пробуж- дает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творче- ского труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задат- ки засыхают и хиреют.
...Можно ли согласиться с тем, что воспитание в узком смысле понятия не включает в себя образования и обучения, не включает формирование миро- воззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие? Что значит «воспитание в узком смысле»? Разве можно сформиро- вать мировоззрения без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо обра- зование вне воспитания мировоззрения?
Надо понимать движения детского сердца
Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не даст почув- ствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в вос- питании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это целая область нашего педагогического труда, область почти не исследованная и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости об- щих разговоров немало.
... Слова о чуткости часто лишь провозглашаются и, не реализуясь на прак- тике, превращаются в демагогию, болтовню. Можно ли говорить о чуткости, когда совершенно нормальный, здоровый ребенок из-за неуспеваемости по одному предмету остается на второй год? Можно ли говорить о чуткости в противоположном случае, когда, махнув на все рукой, учитель «натягивает» ребенку тройку, лишь бы не оставить на второй год? И в том и в другом случае — полное равнодушие к судьбе ребенка. И причина такого равнодушия - в незнании ребенка, в отсутствии прочного психологического фундамента работы педагогического коллектива. Для многих ... учителей неуспевающий, отстающий ребенок - это тайна за семью печатями. Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира слова о
246
чуткости остаются пустым звуком; без знания души ребенка нет педагогиче- ской культуры...
Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое из- мерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — детство, я всегда считал необхо- димым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочно- го мира, как на сторежа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безраз- лично, что делается внутри этого мира.
Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный авто- мобиль с поломанным колесиком страдает от боли так же, как израненный птенец, — это отзывчивость, основа доброты и поэтичности.
У ребенка бывают свои — маленькие и большие — тревоги, огорчения, заботы, несчастья. Учитель, обладающий высокой эмоциональной культурой, сразу видит, что у ребенка что-то не в порядке. Это видно прежде всего по глазам... Заметив, что у ребенка не все благополучно, чуткий учитель не станет сразу же расспрашивать. Но он найдет способ как-то дать понять, почувство- вать ребенку, что он, учитель, догадывается о его сердечной тревоге... А наедине можно и расспросить. Но если педагог убедился, что ребенок нуждается в помо- щи, остаться в стороне или забыть о ребенке — значит нанести ему новую травму.
Бывает, что у ребенка какая-нибудь пустяковая, с точки зрения взросло- го, обида; например, кто-то спрятал его игрушку... Но нельзя забывать, что у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла. Учитель- гуманист никогда не забывает, что он сам был ребенком. Надо войти в поло- жение ребенка, разделить с ним его горе, помочь ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребенка помощь — это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает ребенка...
...До тех пор, пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, пока в его глазах не пробудился неподдельный восторг, пока мальчик не увлекся детскими шалостями, — я не имею права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком... Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно на- строиться самому на тон этой струны. Я уже не раз замечал, какие тяжелые переживания'рождаются в детском сердце, когда ребенок чем
:
то встревожен, огорчен, а воспитатель не знает об этом. Сумею ли я знать, чем живет ребенок каждый день, что у него на душе? Буду ли я всегда справедлив с детьми?
Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой- то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных ин- тересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Вот почему дальнейшее воспитание пред- ставлялось мне как все более глубокое познание каждого ребенка.
Чем ближе я знакомился с будущими воспитанниками, тем больше убеж- дался, что одной из важных задач, которые стоят передо мной, является воз- вращение детства тем, кто в семье лишен его.
...Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не уда- ется возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувст- вовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца.
247
Выпрямить душу такого человека — одна из наиболее трудных задач воспи- тателя; в этом самом тонком, самом кропотливом труде происходит, по суще- ству, главное испытание по человековедению. Быть человековедом — значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла.
В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вы- растает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели, долж- ны быть особенно внимательны к нему.
Встречая детей, я каждый день всматривался в их лица. Печальные глаза ребенка — что может быть более трудное в сложном процессе воспитания. Если в детском сердце горе, ребенок только... присутствует вклассе. Он — как туго натянутая струна: притронешься неосторожно — причинишь боль. Каждый ре- бенок переживает горе по-своему: одного приласкаешь — и ему станет легче, другому ласковое слово причиняет новую боль. Педагогическое мастерство в таких случаях заключается прежде всего в человеческой мудрости: умей щадить больное сердце, не причиняй воспитаннику нового горя, не прикасайся к ранам его души. Потрясенный горем, охваченный смятением ученик, конеч- но, не может учиться так, как он учился раньше; горе накладывает отпечаток на его мышление. Самое главное для учителя — это прежде всего видеть дет- ское горе, печаль, страдания. Видеть и чувствовать детскую душу. В том, как учитель относится к горю ребенка, насколько способен он понимать и чувст- вовать детскую душу — заключается основа педагогического мастерства.
Надо прежде всего понимать движения детского сердца. Этому невозможно научиться с помощью каких-то специальных приемов. Это дается лишь благо- даря высокой эмоционально-нравственной культуре педагога. Какими бы ис- токами ни питалось детское горе, у него всегда есть что-то общее: грустные, печальные глаза, в которых поражает недетская задумчивость, безучастность, тоска, одиночество. Ребенок, переживающий несчастье, не замечает игр и раз- влечений товарищей; ничто его не может отвлечь от горестных мыслей. Самая тонкая и доброжелательная помощь маленькому человеку — это разделить его горе, не прикасаясь к глубоко личному, сокровенному. Грубое вмешательство может вызвать озлобленность, а советы не унывать, не отчаиваться, держать себя в руках, если за ними нет подлинно человеческого чувства, воспринима- ются детьми как неуместная болтливость...
Если бы меня спросили, что самое трудное в нашей работе, я бы ответил: говорить с ребенком о его отце и матери. Здесь малейшее неумение, оплош- ность, неточность могут привести к пагубным последствиям....Бывают такие обстоятельства, когда перед ребенком как будто бы острое лезвие ножа: он в ужасе, все в нем замирает. Такое чувство переживается в минуту обнажения тех интимных семейных взаимоотношений, которые ребенку хочется прикрыть, спрятать... Вот почему мне хочется сказать отцам: знайте и помните: дети пере- живают ваше падение, как свое личное горе, воспринимают вашу радость, как свою. Берегите же детскую любовь к человеку, укрепляйте веру в человека.
Я не могу без сердечной боли думать о том, что во многих школах сидят за партами где-то сзади, как отверженные, угрюмые, раздражительные или же равнодушные ко всему отстающие, второгодники. Нельзя допускать, чтобы они ушли из школы ожесточившимися или равнодушными к знаниям! Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая.
Глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта
— это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель — всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает
248
и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта. Подлинный воспитатель редко говорит своим питомцам: будьте хоро- шими. Доброту его души воспитанники чувствуют в глубокой правдивости и искренности. Подлинная доброта — это правдивость. Она далеко не всегда бы- вает приятной. Часто правда бывает горькой, тревожной, в ней — огорчение и обида. Но самая горькая правда утверждает в душе ребенка стремление быть хорошим, потому что доброта — а правдивость эхо и есть подлинная доброта — по самой своей природе никогда не унижает человеческого достоинства.
Великий русский педагог К. Ушинский писал, что мы можем сильно лю- бить человека, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности... Я вспоминаю эти слова каждый раз, когда длительное время не вижу детей, не чувствую их радостей и огорчений. С каждым годом у меня все больше крепло убеждение: одна из определяющих черт педагогической культуры — это чувст- во привязанности к детям. Но если чувству, по словам К. Станиславского,
«приказывать нельзя», то воспитание чувств учителя, воспитателя является самой сущностью высокой педагогической культуры.
Побуждение к труду души
Воспитание ... заключается прежде всего в том, чтобы вырабатывать, отта- чивать у человека способность быть воспитываемым. Способность же быть вос- питываемым — это чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайше- му оттенку слова воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к задумчиво- сти и молчаливости...
Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его жела- ния быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание. Настоящий мас- тер педагогического дела и понукает, и заставляет, и принуждает, но все это делает так, что в детском сердце никогда не угасает этот драгоценный огонек: собственное желание быть хорошим... Подлинный мастер, даже упрекая, вы- ражая недовольство ребенком, изливая свой гнев (учитель также имеет право быть гневным, как и любой эмоционально культурный, воспитанный чело- век), — даже в гневе всегда помнит: только бы не погасить у ребенка эту мысль- мысль о не достигнутой цели, о желанности достижения цели.
Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспи- тателя к своему питомцу является в конечном счете побуждением к труду души.
Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубин души, тем в большей мере становится маленький человек воспитате- лем самого себя.
Каждому вдумчивому педагогу известно, как сильно уязвляется самолюбие ученика, даже первоклассника, если он убеждается, что о нем думают хуже, чем он есть. И наоборот, если ребенок понял и почувствовал, что воспитатель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, он прилагает уси- лия к тому, чтобы стать еще лучше. В этом детском стремлении, в этих нравст- венных усилиях и заключается, по существу, весь секрет педагогического мас- терства. Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видят в ребенке прежде всего хорошее.
...Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребен- ком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только ис- коренять пороки, в лучшем случае, предотвращает их возникновение. Опыт
(во многих случаях горький опыт) убедил, что таким путем нельзя воспитать
249
стойких нравственных убеждений... С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее.
...Путь к сердцу ребенка пролегает не через чистую, ровную тропинку, на которой заботливая рука педагога только то и делает, что искореняет сорня - ки — пороки, а через тучное поле, на котором развиваются ростки моральных достоинств... Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребен- ка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явления- ми, если их вытесняет бурная поросль достоинств.
Я горжусь своим педагогическим кредо: моими любимыми воспитанника- ми являются не послушные и безропотные, готовые со всем соглашаться и во всем повиноваться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отдать голову на отсечение, но отстаивать принципы, которые стали неотделимыми от их лич- ности. Как бережно хранить, как заботливо лелеять надо в человеке эти порой незаметные с первого взгляда ростки — ростки души, готовой к мужественному и бескомпромиссному труду, к борьбе за правду, благородство.
Юношескую непосредственность, задор, огонек надо заботливо хранить и лелеять. Это требует от воспитателя исключительного внимания и такта по отно- шению к ошибкам, опрометчивым шагам и решениям, вытекающим из эмоцио- нальной насыщенности мыслей молодых людей.... Чтобы стать настоящим чело- веком, ученик должен прежде всего уважать самого себя, без этого уважения, без любви к красоте в самом себе немыслима человеческая культура, немыс- лима и нетерпимость ко всему, что унижает человека. Да, не надо бояться слов
«любовь к самому себе» — это не самолюбование, а гордость, чистая вера в доброе начало в самом себе. ...Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордо- сти, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств... Но чтобы воспитать в формирующемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.
Есть учителя, которые стремятся устранять недостатки воспитанников пря- мым и, казалось бы, самым надежным путем: выставляют наружу детские сла- бости в надежде на то, что ребенок критически оценит свое поведение, «опом- нится», будет стремиться стать хорошим. Но в подавляющем большинстве слу- чаев это воздействие оказывается самым неудачным. Дело в том, что такой путь к детскому сердцу как бы обнажает, уязвляет его самые больные, самые чувствительные места: самолюбие, чувство личного достоинства, человече- скую гордость. И естественно, что ребенок начинает защищаться. Особенно когда он убежден, что его горе приносит радость воспитателю. А иногда, не чувствуя уважения со стороны взрослого человека и не умея доказать свое нравственное достоинство, ребенок ищет, чем бы напомнить о себе. И часто напоминает предосудительным поведением.
Желание быть первым в учении, в творческом труде — это благородная человеческая черта, которую воспитателю необходимо всячески развивать у питомцев. ...Каждый воспитанник на определенном этапе своего духовного раз- вития должен пережить ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе не будет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого чело- века, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каж- дом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей.
Мы щадили самолюбие подростков тем, что избегали сравнения: вы учи- тесь хорошо, а вы — плохо. Оценка умственного труда людей, которые имеют разные способности, требует большого такта. Наша оценка знаний основыва- лась на желании каждого подростка стать лучше, на доверии к нам, педагогам,
250
и на вере в нас... Моральные силы для преодоления своих слабых сторон (в том числе и неуспеваемости по тому или другому предмету) ребенок черпает в своих успехах, и как раз в той деятельности, в которой он может лучше всего проявить себя, раскрыть все свои духовные силы.... [Необходимо] заметить в каждом воспитаннике все наилучшее, развивать его, не ограничивать это наилучшее рамками школьной программы, поощрять самостоятельную работу — творчество.
Нельзя никогда ставить воспитаннику в упрек его возраст, физическую силу, как это, к сожалению, иногда делают некоторые педагоги («Ты уже большой, здоровый, выше матери и сильнее ее — почему же ты плохо учишься?» и т. п.).
Учащийся сам прекрасно осознает свои силы и возможности, и оттенок укориз- ны в характеристике этой стороны его личности часто угнетает его.
Надо идти по другому пути: пробуждать у питомцев чувство гордости свои- ми силами, а если у них встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления труд- ностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и деву- шек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы».
...Следует иметь в виду некоторые подводные камни самой логики педаго- гического процесса: обучение проникнуто постоянной, повседневной провер- кой (контролем), ежечасным сравнением успехов одного ученика с успехами другого. За всем этим таится опасность разочарования, неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, то есть таких душевных сдви- гов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте.
Бывает, воспитатель удивляется: почему подросток в ответ на доброе слово грубит, почему он не понимает ласки? Да потому, что душу его огрубили,
«закалили» недоверием, подозрительностью, ежедневными уколами в самое чувствительное место человеческой души — самолюбие. Видишь, мол, твой товарищ отвечает на пятерку, а ты троечник. Как же тебе не стыдно, да и есть ли у тебя хоть капля самолюбия? Слов этих может и не быть, но подтекст часто бывает именно таким. Постоянная апелляция к самолюбию приводит к одереве- нению, пригашению самолюбия; сердце подростка словно бы покрывается льдом.
Пытаться проникнуть в его сердце добрым словом — все одно что отогреть теплыми ладонями толстую льдину: она не отогреется, ее нужно растопить.
Как же обойти эти подводные камни воспитания? Мы всегда боялись дать почувствовать подростку, что не верим в него. Потому что, как только он это почувствует, научится виртуозно обманывать воспитателя и родителей, дос- тигнет в этом деле утонченности. Неверие в человека словно парализует душу подростка, не оставляет в ней места для самостоятельных решений, напряже- ния волевых усилий для преодоления трудностей, — он привыкает все делать из-под кнута. Мы полагались на внутренние духовные силы человека: не стоя- ли у него над душой, не держали его за руку, а предоставляла ему свободу выбора, и он выбирал как раз то, что мы от него ждали: напрягал волевые усилия, преодолевал трудности, переживая при этом уважение к самому себе.
Мы договорились: если подросток не выполнил задания потому, что чего- то не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Мы вообще не ставили неудов- летворительных оценок. «Если вы еще не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом» - такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили нам ис- кренностью и трудолюбием. Эти отношения были бы недостижимой мечтой, если бы весь дух школьной жизни не воспитывал у подростков чувства собст- венного достоинства и уважения к самому себе. Подчеркиваю, что на одних только уроках таких взаимоотношений достичь невозможно...
Все показное воспитывает в человеке лицемера. Но есть и более тонкое, завуалированное проявление этого зла — нарочитая преднамеренность, искус- ственность воспитательной ситуации. Это бывает тогда, когда маленький чело- век чувствует: педагог говорит со мной не потому, что ему интересно со мной
251
...Путь к сердцу ребенка пролегает не через чистую, ровную тропинку, на которой заботливая рука педагога только то и делает, что искореняет сорня - ки — пороки, а через тучное поле, на котором развиваются ростки моральных достоинств... Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребен- ка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явления- ми, если их вытесняет бурная поросль достоинств.
Я горжусь своим педагогическим кредо: моими любимыми воспитанника- ми являются не послушные и безропотные, готовые со всем соглашаться и во всем повиноваться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отдать голову на отсечение, но отстаивать принципы, которые стали неотделимыми от их лич- ности. Как бережно хранить, как заботливо лелеять надо в человеке эти порой незаметные с первого взгляда ростки — ростки души, готовой к мужественному и бескомпромиссному труду, к борьбе за правду, благородство.
Юношескую непосредственность, задор, огонек надо заботливо хранить и лелеять. Это требует от воспитателя исключительного внимания и такта по отно- шению к ошибкам, опрометчивым шагам и решениям, вытекающим из эмоцио- нальной насыщенности мыслей молодых людей.... Чтобы стать настоящим чело- веком, ученик должен прежде всего уважать самого себя, без этого уважения, без любви к красоте в самом себе немыслима человеческая культура, немыс- лима и нетерпимость ко всему, что унижает человека. Да, не надо бояться слов
«любовь к самому себе» — это не самолюбование, а гордость, чистая вера в доброе начало в самом себе. ...Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордо- сти, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств... Но чтобы воспитать в формирующемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.
Есть учителя, которые стремятся устранять недостатки воспитанников пря- мым и, казалось бы, самым надежным путем: выставляют наружу детские сла- бости в надежде на то, что ребенок критически оценит свое поведение, «опом- нится», будет стремиться стать хорошим. Но в подавляющем большинстве слу- чаев это воздействие оказывается самым неудачным. Дело в том, что такой путь к детскому сердцу как бы обнажает, уязвляет его самые больные, самые чувствительные места: самолюбие, чувство личного достоинства, человече- скую гордость. И естественно, что ребенок начинает защищаться. Особенно когда он убежден, что его горе приносит радость воспитателю. А иногда, не чувствуя уважения со стороны взрослого человека и не умея доказать свое нравственное достоинство, ребенок ищет, чем бы напомнить о себе. И часто напоминает предосудительным поведением.
Желание быть первым в учении, в творческом труде — это благородная человеческая черта, которую воспитателю необходимо всячески развивать у питомцев. ...Каждый воспитанник на определенном этапе своего духовного раз- вития должен пережить ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе не будет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого чело- века, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каж- дом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей.
Мы щадили самолюбие подростков тем, что избегали сравнения: вы учи- тесь хорошо, а вы — плохо. Оценка умственного труда людей, которые имеют разные способности, требует большого такта. Наша оценка знаний основыва- лась на желании каждого подростка стать лучше, на доверии к нам, педагогам,
250
и на вере в нас... Моральные силы для преодоления своих слабых сторон (в том числе и неуспеваемости по тому или другому предмету) ребенок черпает в своих успехах, и как раз в той деятельности, в которой он может лучше всего проявить себя, раскрыть все свои духовные силы.... [Необходимо] заметить в каждом воспитаннике все наилучшее, развивать его, не ограничивать это наилучшее рамками школьной программы, поощрять самостоятельную работу — творчество.
Нельзя никогда ставить воспитаннику в упрек его возраст, физическую силу, как это, к сожалению, иногда делают некоторые педагоги («Ты уже большой, здоровый, выше матери и сильнее ее — почему же ты плохо учишься?» и т. п.).
Учащийся сам прекрасно осознает свои силы и возможности, и оттенок укориз- ны в характеристике этой стороны его личности часто угнетает его.
Надо идти по другому пути: пробуждать у питомцев чувство гордости свои- ми силами, а если у них встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления труд- ностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и деву- шек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы».
...Следует иметь в виду некоторые подводные камни самой логики педаго- гического процесса: обучение проникнуто постоянной, повседневной провер- кой (контролем), ежечасным сравнением успехов одного ученика с успехами другого. За всем этим таится опасность разочарования, неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, то есть таких душевных сдви- гов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте.
Бывает, воспитатель удивляется: почему подросток в ответ на доброе слово грубит, почему он не понимает ласки? Да потому, что душу его огрубили,
«закалили» недоверием, подозрительностью, ежедневными уколами в самое чувствительное место человеческой души — самолюбие. Видишь, мол, твой товарищ отвечает на пятерку, а ты троечник. Как же тебе не стыдно, да и есть ли у тебя хоть капля самолюбия? Слов этих может и не быть, но подтекст часто бывает именно таким. Постоянная апелляция к самолюбию приводит к одереве- нению, пригашению самолюбия; сердце подростка словно бы покрывается льдом.
Пытаться проникнуть в его сердце добрым словом — все одно что отогреть теплыми ладонями толстую льдину: она не отогреется, ее нужно растопить.
Как же обойти эти подводные камни воспитания? Мы всегда боялись дать почувствовать подростку, что не верим в него. Потому что, как только он это почувствует, научится виртуозно обманывать воспитателя и родителей, дос- тигнет в этом деле утонченности. Неверие в человека словно парализует душу подростка, не оставляет в ней места для самостоятельных решений, напряже- ния волевых усилий для преодоления трудностей, — он привыкает все делать из-под кнута. Мы полагались на внутренние духовные силы человека: не стоя- ли у него над душой, не держали его за руку, а предоставляла ему свободу выбора, и он выбирал как раз то, что мы от него ждали: напрягал волевые усилия, преодолевал трудности, переживая при этом уважение к самому себе.
Мы договорились: если подросток не выполнил задания потому, что чего- то не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Мы вообще не ставили неудов- летворительных оценок. «Если вы еще не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом» - такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили нам ис- кренностью и трудолюбием. Эти отношения были бы недостижимой мечтой, если бы весь дух школьной жизни не воспитывал у подростков чувства собст- венного достоинства и уважения к самому себе. Подчеркиваю, что на одних только уроках таких взаимоотношений достичь невозможно...
Все показное воспитывает в человеке лицемера. Но есть и более тонкое, завуалированное проявление этого зла — нарочитая преднамеренность, искус- ственность воспитательной ситуации. Это бывает тогда, когда маленький чело- век чувствует: педагог говорит со мной не потому, что ему интересно со мной
251