Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
говорить, а потому, что ему надо выполнить свой воспитательный прием, поставить «галочку». Эту искусственную ситуацию особенно безошибочно рас- познают подростки. Они не терпят такого воспитания. ...А уж раз подросток чувствует нарочитость того, что ему говорят, раз он понял, что вы специально говорите с ним, чтобы его воспитывать, — душа его, образно говоря, застеги- вается на все пуговицы, замыкается.
Как известно, педагогический эффект любого воспитательного явления тем выше, чем менее ребенок чувствует в нем замысел педагога. Эту законо- мерность мы считаем средоточием педагогического мастерства, основой уме- ния найти путь к сердцу ребенка, подойти к нему так, чтобы любое дело, в которое он вовлекается, становилось для него потребностью, страстью, меч- той, а воспитатель — его товарищем, другом, единомышленником.
Как известно, педагогический эффект любого воспитательного явления тем выше, чем менее ребенок чувствует в нем замысел педагога. Эту законо- мерность мы считаем средоточием педагогического мастерства, основой уме- ния найти путь к сердцу ребенка, подойти к нему так, чтобы любое дело, в которое он вовлекается, становилось для него потребностью, страстью, меч- той, а воспитатель — его товарищем, другом, единомышленником.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 32
Одно из наиболее трудных испытаний для педагога
Тончайшим способом влияния на юную душу являются, по моему мне- нию, слово и красота. ...Тонкость внутреннего мира человека, благородство морально-эмоциональных отношений не утвердишь без высокой культуры сло- весного воспитания. Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воз- действия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. ...Множество школь- ных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим ис- точником неумение учителя говорить с учениками.
Главное, что определяет эффективность слова учителя, — его честность.
Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово.
Претворение в конкретные нормы и правила школьного воспитания идеи уважения к человеку требует большой педагогической культуры и мастерства.
Здесь перед педагогом- всегда существует опасность либо сбиться на слащавое сюсюканье, всепрощенье (что в конечном счете ведет к равнодушию), либо подменить авторитет грубой силой и безграничной властью.
Не поймите меня, уважаемый читатель, так, что я против приказания, требования, порядка в воспитании. Без разумного проявления воли воспитате- ля, требований коллектива, общества воспитание превратилось бы в стихию, а слова воспитателя — в розовую водичку, сладенький сироп абстрактного добра... Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни. Это золотые исти- ны и золотые правила нашей системы воспитания. Я предостерегаю от того отвратительного, недопустимого в воспитании явления, когда, кроме приказа и требования, ничего нет, когда не уважается воля личности подростка. Мас- терство волевого влияния воспитателя на душу подростка состоит в том, что- бы, понимая свой долг, подросток с радостью отдавал сам себе приказы и сам ставил перед собой требования, чтобы вы, воспитатель, увлекли, одухотвори- ли его моральной красотой человеческого долга...
Правильно, с достоинством воспринимать горькие, но справедливые сло- ва старшего — очень сложное дело, этому надо долго и настойчиво учить... Нам, педагогам, приходится часто выражать неодобрение, осуждение в десятках, сотнях самых разнообразных оттенков, и делать это надо так, чтобы человек
представал перед нами с открытым сердцем, не замкнулся, не увидел в наших горьких словах предубеждения. Если бы меня спросили, какая в нашей сложной профессии самая сокровенная тайна, от овладения которой зависит способность властвовать умами и сердцами, я бы ответил: умение воспитывать
Я нисколько не отрицаю понятия «нельзя» в воспитании... Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять
252
своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо»,
«нельзя». Но я — за то, чтобы, воспитывая в человеке умение управлять своими желаниями, возвышать человека, а не унижать его, как это делают учителя, наказывая учеников. Проблема возвышения человека — это, по-моему, ключ к той нравственной сердцевине, которую нам надо создавать.
Воспитательная сила порицания учителя зависит от его моральных качеств, от его тактичности, авторитета. Какой бы резкой ни была оценка поведения ученика, опытный воспитатель никогда не допускает уничтожающей оценки. В умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты сам заявляешь о себе своим поступком». Эти слова не произносятся, но обязатель- но «читаются между строк» - в этом как раз и заключается искусство порица- ния. Если же воспитатель вместо тонкого, умного порицания «практикует» ругань, оскорбляет достоинство школьника — это вызывает ожесточенность, отчаяние, злобу и замкнутость, отношение к воспитателю как к враждебной силе. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
Ремень и тумаки в воспитании... Стыд и позор нам, педагогам, — стыд и позор потому, что в школу, в это святое место гуманности, добра и правды, ребенок нередко боится идти, потому что знает: учитель расскажет отцу о его плохом поведении или неудачах в учебе, а отец будет бить. Это не абстрактная схема, а горькая истина; об этом часто пишут в своих письмах матери и даже сами дети. Записывая в дневник школьника: «Ваш сын не хочет учиться, при- мите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына. ... Ребенок ненавидит того, кто бьет. Он очень тонко понимает и чувствует, что руку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя
, школу и книгу.
Как правило, я прощаю ребенка, совершившего по ошибке дурной посту- пок. Прощение затрагивает самые чувствительные уголки детского самолюбия, рождает в душе ребенка волевую активность, направленную на то, чтобы ис- править ошибку. Ребенок не только глубоко раскаивается в совершенном, но и искупает вину активной деятельностью... Бывают обстоятельства, когда про- щение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание. Наказание, тем более если справедливость его сомнительна (именно так и бывает в подавляющем большинстве семейных конфликтов), огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее.
Запрещение — это один из очень нужных и эффективных приемов воспита- ния, если он умело применяется. Запрещением, — если за ним стоит необхо- димый моральный авторитет запрещающего, — предотвращаются многие беды
— «прожигание» жизни, необоснованные претензии юнцов на жизненные блага, не заслуженные личным трудом... Ведь желания незрелого человека можно сравнить с побегами на маленьком плодовом дереве: распускается на нем множество ростков, и часть из них — «дикие», так называемые «волчки»; садовод их срезает, оставляя на дереве только плодоносные побеги. Так и с человеческими желаниями в детские и отроческие годы: школьнику хочется очень многого, его желаниям нет конца. Но, если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьет плодоносные ветви.
Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая, филигранная работа
«садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного. Он умело срезает «волчки», оставляя ростки, которые дадут плоды.
Признаком дремучего педагогического невежества является то, что отдель- ные воспитатели, оказывая доверие, напоминают воспитаннику: за тобой чис- лится много грешков, я об этом помню, но вот, видишь, доверяю тебе; зна-
253
чит, я добрый человек, так будь же и ты хорошим... Подобные слова учителя — соль на рану в человеческом сердце: воспитанник чувствует, что педагог при- думал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает попытку учителя.
Если взрослый может понять несправедливость как ошибку, то для ребенка понимание всех сложностей жизни еще недоступно... Ребенок чувствует не- справедливость и в грубом окрике, и в насмешке, и в мимоходом, казалось бы, брошенном замечании, и — что особенно серьезно и важно — в снисхож- дении взрослого к ребенку. Взвинченный ребенок не потерял веру в справед- ливость и в учителя. Больше того, он ожидает правдивого слова педагога, на- деется, что с ним поступят справедливо. Умный учитель, поняв свою ошибку, находит десятки средств, чтобы открыть «крышку» в кипящем чайнике. Если же учитель не обладает элементарной педагогической культурой, он, наобо- рот, стремится подавить возбуждение, «закрыть все клапаны», перевести ре- бенка в состояние тупой покорности. Иногда это и удается, но какой ценой!
Мания несправедливых обид и преследований — очень опасное заболевание
— встречается значительно реже, чем взвинченность. Глубоко пережив однажды потрясение от несправедливой обиды, ребенок начинает видеть не- справедливость во всем... Чем дольше страдает ребенок этой болезнью, тем более ослабляется его воля. Он, как говорится, не может взять себя в руки.
Готовясь к урокам, он больше думает не о содержании материала, а о том, как его вызовет учитель, как он станет придираться к ответу и т. д. У ребенка, подверженного мании несправедливых обид и преследований, рождается и постепенно развивается чувство ненависти не только к учителю, но и вообще ко всему, что связано со школой. Он придумывает самые разнообразные пред- логи, чтобы остаться дома. Неправдивость, склонность к обману — одно из характерных проявлений этого заболевания, когда оно становится хрониче- ским. Обманывая, ребенок смотрит в глаза учителю или матери ясными глаза- ми, ложь кажется ему правдой. Ребенок сам убежден, что его ложь — правда, особенно в тех случаях, когда речь идет о приготовлении уроков, о выполне- нии домашних заданий.
Напускная (деланная) беззаботность. Это, по существу, — обратная сторона озлобленности. Ребенок делает вид, что для него безразлично все: и плохие отметки, которые он получает почти ежедневно, и вызовы родителей в школу.
Такая деланная беззаботность — своеобразное выражение активного протеста...
Получив тетрадь с контрольной работой, за которую... ему поставлена двойка, ребенок небрежно, даже не посмотрев на ошибки, кладет тетрадь в парту. К доске выходит вразвалку, ведет себя развязно, пытаясь этим прикрыть посто- янное возбуждение и боль от унижения собственного самолюбия. Напускной беззаботностью как раз и страдают чаще всего очень самолюбивые дети.
Напускная беззаботность — удел активных, деятельных, энергичных, им- пульсивных ребят. Из-за незнания духовного мира ребенка учитель видит в активности — строптивость, в деятельности — шаловливость, в энергичности — стремление к верховрдству, в импульсивности — капризы. Учитель пытается подавить излишнюю, по его мнению, активность, допуская при этом грубость и бестактность, уязвляющую ребенка. Ребенок не понимает, чего хо- чет от него учитель, потому что он не чувствует, не ощущает свою активность как нечто отделимое от его натуры: активность в самом существе ребенка.
Примечательно, что среди детей и подростков, отличающихся такой напу- скной беззаботностью, совершенно нет девочек. Напускной беззаботностью страдают часто дети, обнаружившие в I—II, даже в III классе хорошие способ- ности, достигшие значительных успехов. Но потом с ними происходит что-то странное: успеваемость резко снижается, вместо четверок и пятерок появля- ются тройки, затем — двойки. Причина ясна: успехи достигались ребенком слишком легко, по существу, без труда, а учитель в свое время этого не заме-
254
тил. Ребенок привык к хорошим отметкам. А когда встретился впервые с необ- ходимостью серьезно потрудиться, напрячь усилия, — не знает, что это значит, как поступить. Он становится жертвой собственной распущенности. Плохие отметки ошеломляют его, болезненное самолюбие разыгрывается до предела.
Напускная беззаботность становится, кроме всего прочего, еще и средством прикрыть стыд. Только большая активность и энергичность помогают ему избежать уныния и растерянности. Я останавливаюсь детально на этом состоя- нии, ибо оно свойственно преимущественно подросткам, развивается мед- ленно, постепенно и маскируется под обычную жизнерадостность. Отдельные учителя склонны видеть трезвый взгляд на вещи у учеников, проявляющих напускную беззаботность: ничего, мол, страшного нет, подросток понял, что больших успехов ему не достигнуть, поэтому и стал равнодушным. Чтобы рас- познавать различные психические состояния, нужна исключительно большая педагогическая культура, чуткость, внимательность.
Безучастность — обратная сторона напускной беззаботности. Это недуг де- вочек, хотя страдают им и слабовольные, застенчивые мальчики. Проявляется этот недуг значительно раньше, чем другие, и развивается сравнительно быст- рее: уже во II—III классах можно встретить закоренелую безучастность. Безуча- стность представляется мне наиболее опасным психическим состоянием. Здесь значительно труднее возродить внутренние духовные силы ребенка А между тем зарождение этого состояния — бурное, и его нетрудно заметить. Безучаст- ными чаще всего становятся старательные, прилежные, трудолюбивые дети
(преимущественно девочки), которым для достижения успеха надо немало потрудиться. Ребенок прилежно трудится, но на каком-то этапе у него не хва- тает сил — часто просто сил физических. А учитель, видя только результаты работы, не знает, какой ценой эти результаты достигаются. Ребенок, что на- зывается, выдохся, и вот — двойка или серьезное предупреждение учителя, вызов родителей. Ребенок остро переживает, его нервная система возбуждена, но это возбуждение кратковременное, скоро оно угасает, и наступает депрес- сия. У ребенка появляется новая опасность, от которой ему не удается изба- виться и которой не замечает учительг чувство страха перед оценкой.
Страх — это не просто боязнь неудовлетворительной отметки, а результат глубокого потрясения. Это состояние начинается рано, с первых дней обуче- ния. И чем раньше оно началось, тем труднее его распознать — труднее отли- чить проявление страха от проявления замедленного умственного развития...
Вообразите себе дитя, которое не представляет, что такое крик, да к тому же крик с угрозой (ведь есть хорошие семьи, в которых никогда не бывает крика).
От крика такой ребенок буквально цепенеет. Страх настолько парализует его, что он не слышит даже собственного имени; речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что целые «куски» урока (15—20 минут) выпадают из сознания ученика.
Вот учитель остановился в изумлении: класс уже давно выводит кружочки, а Витя все еще ставит палочки. Учитель не понимает, в чем дело. И Витя посте- пенно приобретает репутацию невнимательного, несообразительного. Скован- ный, угнетенный страхом ребенок не может нормально мыслить. В его голове
— лишь обрывки процесса мышления. Страх сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным. А в другой обстановке этот ребенок — как все ребята. С матерью, с отцом, со старшими товарищами - он не только трудо- любивый, но и умный, сообразительный, живой, веселый, предприимчивый...
В большинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но под влиянием страха он в течение нескольких лет не может нормально развиваться.
Самые драгоценные годы оказываются утраченными.
Ожесточенность — крайняя, наиболее глубокая реакция возбужденной нерв- ной системы. Опять-таки реакция на несправедливость... Жестокость направле- на против школы вообще и против учителя в особенности. Как правило, жес-
255
Если взрослый может понять несправедливость как ошибку, то для ребенка понимание всех сложностей жизни еще недоступно... Ребенок чувствует не- справедливость и в грубом окрике, и в насмешке, и в мимоходом, казалось бы, брошенном замечании, и — что особенно серьезно и важно — в снисхож- дении взрослого к ребенку. Взвинченный ребенок не потерял веру в справед- ливость и в учителя. Больше того, он ожидает правдивого слова педагога, на- деется, что с ним поступят справедливо. Умный учитель, поняв свою ошибку, находит десятки средств, чтобы открыть «крышку» в кипящем чайнике. Если же учитель не обладает элементарной педагогической культурой, он, наобо- рот, стремится подавить возбуждение, «закрыть все клапаны», перевести ре- бенка в состояние тупой покорности. Иногда это и удается, но какой ценой!
Мания несправедливых обид и преследований — очень опасное заболевание
— встречается значительно реже, чем взвинченность. Глубоко пережив однажды потрясение от несправедливой обиды, ребенок начинает видеть не- справедливость во всем... Чем дольше страдает ребенок этой болезнью, тем более ослабляется его воля. Он, как говорится, не может взять себя в руки.
Готовясь к урокам, он больше думает не о содержании материала, а о том, как его вызовет учитель, как он станет придираться к ответу и т. д. У ребенка, подверженного мании несправедливых обид и преследований, рождается и постепенно развивается чувство ненависти не только к учителю, но и вообще ко всему, что связано со школой. Он придумывает самые разнообразные пред- логи, чтобы остаться дома. Неправдивость, склонность к обману — одно из характерных проявлений этого заболевания, когда оно становится хрониче- ским. Обманывая, ребенок смотрит в глаза учителю или матери ясными глаза- ми, ложь кажется ему правдой. Ребенок сам убежден, что его ложь — правда, особенно в тех случаях, когда речь идет о приготовлении уроков, о выполне- нии домашних заданий.
Напускная (деланная) беззаботность. Это, по существу, — обратная сторона озлобленности. Ребенок делает вид, что для него безразлично все: и плохие отметки, которые он получает почти ежедневно, и вызовы родителей в школу.
Такая деланная беззаботность — своеобразное выражение активного протеста...
Получив тетрадь с контрольной работой, за которую... ему поставлена двойка, ребенок небрежно, даже не посмотрев на ошибки, кладет тетрадь в парту. К доске выходит вразвалку, ведет себя развязно, пытаясь этим прикрыть посто- янное возбуждение и боль от унижения собственного самолюбия. Напускной беззаботностью как раз и страдают чаще всего очень самолюбивые дети.
Напускная беззаботность — удел активных, деятельных, энергичных, им- пульсивных ребят. Из-за незнания духовного мира ребенка учитель видит в активности — строптивость, в деятельности — шаловливость, в энергичности — стремление к верховрдству, в импульсивности — капризы. Учитель пытается подавить излишнюю, по его мнению, активность, допуская при этом грубость и бестактность, уязвляющую ребенка. Ребенок не понимает, чего хо- чет от него учитель, потому что он не чувствует, не ощущает свою активность как нечто отделимое от его натуры: активность в самом существе ребенка.
Примечательно, что среди детей и подростков, отличающихся такой напу- скной беззаботностью, совершенно нет девочек. Напускной беззаботностью страдают часто дети, обнаружившие в I—II, даже в III классе хорошие способ- ности, достигшие значительных успехов. Но потом с ними происходит что-то странное: успеваемость резко снижается, вместо четверок и пятерок появля- ются тройки, затем — двойки. Причина ясна: успехи достигались ребенком слишком легко, по существу, без труда, а учитель в свое время этого не заме-
254
тил. Ребенок привык к хорошим отметкам. А когда встретился впервые с необ- ходимостью серьезно потрудиться, напрячь усилия, — не знает, что это значит, как поступить. Он становится жертвой собственной распущенности. Плохие отметки ошеломляют его, болезненное самолюбие разыгрывается до предела.
Напускная беззаботность становится, кроме всего прочего, еще и средством прикрыть стыд. Только большая активность и энергичность помогают ему избежать уныния и растерянности. Я останавливаюсь детально на этом состоя- нии, ибо оно свойственно преимущественно подросткам, развивается мед- ленно, постепенно и маскируется под обычную жизнерадостность. Отдельные учителя склонны видеть трезвый взгляд на вещи у учеников, проявляющих напускную беззаботность: ничего, мол, страшного нет, подросток понял, что больших успехов ему не достигнуть, поэтому и стал равнодушным. Чтобы рас- познавать различные психические состояния, нужна исключительно большая педагогическая культура, чуткость, внимательность.
Безучастность — обратная сторона напускной беззаботности. Это недуг де- вочек, хотя страдают им и слабовольные, застенчивые мальчики. Проявляется этот недуг значительно раньше, чем другие, и развивается сравнительно быст- рее: уже во II—III классах можно встретить закоренелую безучастность. Безуча- стность представляется мне наиболее опасным психическим состоянием. Здесь значительно труднее возродить внутренние духовные силы ребенка А между тем зарождение этого состояния — бурное, и его нетрудно заметить. Безучаст- ными чаще всего становятся старательные, прилежные, трудолюбивые дети
(преимущественно девочки), которым для достижения успеха надо немало потрудиться. Ребенок прилежно трудится, но на каком-то этапе у него не хва- тает сил — часто просто сил физических. А учитель, видя только результаты работы, не знает, какой ценой эти результаты достигаются. Ребенок, что на- зывается, выдохся, и вот — двойка или серьезное предупреждение учителя, вызов родителей. Ребенок остро переживает, его нервная система возбуждена, но это возбуждение кратковременное, скоро оно угасает, и наступает депрес- сия. У ребенка появляется новая опасность, от которой ему не удается изба- виться и которой не замечает учительг чувство страха перед оценкой.
Страх — это не просто боязнь неудовлетворительной отметки, а результат глубокого потрясения. Это состояние начинается рано, с первых дней обуче- ния. И чем раньше оно началось, тем труднее его распознать — труднее отли- чить проявление страха от проявления замедленного умственного развития...
Вообразите себе дитя, которое не представляет, что такое крик, да к тому же крик с угрозой (ведь есть хорошие семьи, в которых никогда не бывает крика).
От крика такой ребенок буквально цепенеет. Страх настолько парализует его, что он не слышит даже собственного имени; речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что целые «куски» урока (15—20 минут) выпадают из сознания ученика.
Вот учитель остановился в изумлении: класс уже давно выводит кружочки, а Витя все еще ставит палочки. Учитель не понимает, в чем дело. И Витя посте- пенно приобретает репутацию невнимательного, несообразительного. Скован- ный, угнетенный страхом ребенок не может нормально мыслить. В его голове
— лишь обрывки процесса мышления. Страх сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным. А в другой обстановке этот ребенок — как все ребята. С матерью, с отцом, со старшими товарищами - он не только трудо- любивый, но и умный, сообразительный, живой, веселый, предприимчивый...
В большинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но под влиянием страха он в течение нескольких лет не может нормально развиваться.
Самые драгоценные годы оказываются утраченными.
Ожесточенность — крайняя, наиболее глубокая реакция возбужденной нерв- ной системы. Опять-таки реакция на несправедливость... Жестокость направле- на против школы вообще и против учителя в особенности. Как правило, жес-
255
токость проявляется чаще всего у подростков. Поступки, в которых выражает- ся жестокость, являются, по существу, преступлениями, последствия которых бывают очень тяжелыми.
Что же надо делать, чтобы в школе не было этого? Самое главное — знать все это. Нельзя дальше мириться с тем, что для иных учителей духовная жизнь ребенка — книга за семью печатями. Вопрос о психических состояниях не дол- жен бы сходить с повестки дня педагогического совета, семинара по пробле- мам теории и практики воспитания.
Педагогическая теория должна быть проникнута психологией и не деляче- ством, а деловитостью. Нельзя быть гуманным, не зная души ребенка. Гуман- ность не создается какими-то специальными приемами. Подлинной гуманно- сти глубоко чужды снисходительность и подделка под детский лепет...Подлин- ная гуманность означает прежде всего справедливость. Но в школьной жизни нет и быть не может какой-то абстрактной справедливости. Справедливость -это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка.
Справедливым педагог может быть тогда, если у него есть достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому ребенку. Трафарет, шаблон, стрижка всех под одну гребенку — это худшее проявление равнодушия, несправедливости.
Нельзя закрывать глаза на то, что в некоторых школах дети не понимают и не чувствуют человеческой индивидуальности в учителе, им чуждо сочувствие к трудностям в его работе. Уставшему, нередко выбившемуся к концу уроков из сил учителю дети досаждают своими шалостями, проказами; учитель нерв- ничает, кричит... Крик - это самый верный признак отсутствия культуры че- ловеческих отношений. Крик учителя ошеломляет, оглушает ребенка... Навер- ное, вам приходилось замечать, что у учителя, раскричавшегося на детей, совершенно не тот голос, что в спокойной обстановке. Он и сам не узнает своего голоса... Крик учителя заглушает, притупляет голос детской совести...
Вы спросите: а может ли учитель вообще повышать голос, прикрикнуть?
Отвечу так: ...чувства эмоционально воспитанного человека доходят до дет- ских сердец и без крика. Учитель, обладающий высокоразвитой чуткостью к духовному миру ребенка, никогда не кричит. Тревогу, огорчение, недоуме- ние, изумление, негодование - все эти чувства и десятки оттенков подобных чувств дети «улавливают» в обычных словах своего наставника. Для того чтобы эти чувства были восприняты детьми, подлинному педагогу-гуманисту не надо заниматься какими-то риторическими упражнениями. Если чувства живут в душе, дети «прочитают их между строчек».
Ничто так не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление. Оскорбление поднимает из тайников человеческого подсознания грубые, иногда звериные инстинкты. Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних и юношества, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья - оскорбления. Иногда взрослому уму кажется непостижимым: почему подросток или юноша совершил столь жестокое, бес- человечное преступление; как у него поднялась рука на человека, на его дос- тоинство? Приглядимся внимательнее к такому юноше, и мы увидим его эмо- циональное невежество, порожденное таким «букетом», как насилие, оскорб- ление, недоверие, равнодушие, бессердечность со стороны старших.
Подлинный мастер-воспитатель дает нравственную оценку поступкам, по- ведению учеников не специально подобранным острым, «крутым» словцом, а прежде всего эмоциональным оттенком обычных слов. Возьмем фразу: «Как нехорошо ты сделал...». Эти слова, сказанные одним учителем, пробуждают у воспитанников огорчение, глубокие угрызения совести, даже смятение, ска- занные же другим, они не пробуждают никаких чувств, воспринимаются рав- нодушно. Первый учитель, скажем мы, отличается эмоциональной культурой.
Ей невозможно научиться специально, она самым тесным образом связана с культурой нравственной, с человечностью, с чуткостью души. У второго учи- теля слово обесчеловечено, и его пустоту учитель часто стремится подменить
256
криком. Сколько в школах «воспитателей», которые владеют лишь одной но- той эмоциональной гаммы — возмущением! Они достойны глубокого сожале- ния. Их воспитательное воздействие на учащихся равно нулю.
Что же надо делать, чтобы в школе не было этого? Самое главное — знать все это. Нельзя дальше мириться с тем, что для иных учителей духовная жизнь ребенка — книга за семью печатями. Вопрос о психических состояниях не дол- жен бы сходить с повестки дня педагогического совета, семинара по пробле- мам теории и практики воспитания.
Педагогическая теория должна быть проникнута психологией и не деляче- ством, а деловитостью. Нельзя быть гуманным, не зная души ребенка. Гуман- ность не создается какими-то специальными приемами. Подлинной гуманно- сти глубоко чужды снисходительность и подделка под детский лепет...Подлин- ная гуманность означает прежде всего справедливость. Но в школьной жизни нет и быть не может какой-то абстрактной справедливости. Справедливость -это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка.
Справедливым педагог может быть тогда, если у него есть достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому ребенку. Трафарет, шаблон, стрижка всех под одну гребенку — это худшее проявление равнодушия, несправедливости.
Нельзя закрывать глаза на то, что в некоторых школах дети не понимают и не чувствуют человеческой индивидуальности в учителе, им чуждо сочувствие к трудностям в его работе. Уставшему, нередко выбившемуся к концу уроков из сил учителю дети досаждают своими шалостями, проказами; учитель нерв- ничает, кричит... Крик - это самый верный признак отсутствия культуры че- ловеческих отношений. Крик учителя ошеломляет, оглушает ребенка... Навер- ное, вам приходилось замечать, что у учителя, раскричавшегося на детей, совершенно не тот голос, что в спокойной обстановке. Он и сам не узнает своего голоса... Крик учителя заглушает, притупляет голос детской совести...
Вы спросите: а может ли учитель вообще повышать голос, прикрикнуть?
Отвечу так: ...чувства эмоционально воспитанного человека доходят до дет- ских сердец и без крика. Учитель, обладающий высокоразвитой чуткостью к духовному миру ребенка, никогда не кричит. Тревогу, огорчение, недоуме- ние, изумление, негодование - все эти чувства и десятки оттенков подобных чувств дети «улавливают» в обычных словах своего наставника. Для того чтобы эти чувства были восприняты детьми, подлинному педагогу-гуманисту не надо заниматься какими-то риторическими упражнениями. Если чувства живут в душе, дети «прочитают их между строчек».
Ничто так не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление. Оскорбление поднимает из тайников человеческого подсознания грубые, иногда звериные инстинкты. Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних и юношества, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья - оскорбления. Иногда взрослому уму кажется непостижимым: почему подросток или юноша совершил столь жестокое, бес- человечное преступление; как у него поднялась рука на человека, на его дос- тоинство? Приглядимся внимательнее к такому юноше, и мы увидим его эмо- циональное невежество, порожденное таким «букетом», как насилие, оскорб- ление, недоверие, равнодушие, бессердечность со стороны старших.
Подлинный мастер-воспитатель дает нравственную оценку поступкам, по- ведению учеников не специально подобранным острым, «крутым» словцом, а прежде всего эмоциональным оттенком обычных слов. Возьмем фразу: «Как нехорошо ты сделал...». Эти слова, сказанные одним учителем, пробуждают у воспитанников огорчение, глубокие угрызения совести, даже смятение, ска- занные же другим, они не пробуждают никаких чувств, воспринимаются рав- нодушно. Первый учитель, скажем мы, отличается эмоциональной культурой.
Ей невозможно научиться специально, она самым тесным образом связана с культурой нравственной, с человечностью, с чуткостью души. У второго учи- теля слово обесчеловечено, и его пустоту учитель часто стремится подменить
256
криком. Сколько в школах «воспитателей», которые владеют лишь одной но- той эмоциональной гаммы — возмущением! Они достойны глубокого сожале- ния. Их воспитательное воздействие на учащихся равно нулю.
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 32