ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 557
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- снегирь к дереву ….(подлетел);
- снегирь за дом ….(залетел);
- снегирь к кормушке ….(прилетел);
- снегирь с ветки ….(слетел);
- снегирь из города ….(улетел);
- снегирь в лес ….(прилетел);
- снегирь к дереву ….(подлетел);
- снегирь в дупло ….(залетел).
Физминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг – скок –
Завертелась как волчок.
Вдруг присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
«Тинь- тинь-тинь,
Синь – синь - синь».
5. Дидактическая игра «Кто где?»
составление предложений по с/картинкам:
-Воробьи сидят на ветке.
-Куропатки спят в снегу.
-Синицы скачут по дорожкам.
- Снегири летают над деревом.
- Голуби летят в небе.
- Ворона скачет под деревом.
Итог:
- Назовите зимующих птиц:
- Назовите птиц, зимующих в городе:
- Назовите птиц, зимующих в лесу:
- Назовите части тела птиц:
Дидактическое упражнение: «Четвертый лишний».
(среди зимующих птиц - одна перелётная, среди зимующих – одна домашняя, среди зимующих птиц – одно животное и т.п. )
Занятие (РСР)
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: 1. Закрепить словарь по теме «Зимующие птицы»..
2. Упражнять в употреблении существительных единственного и множественного
числа в родительном падеже.
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка».
Оборудование: предметные картинки по теме «Зимующие птицы», серия сюжетных картинок к рассказу «Кормушка», кормушка.
Методические приёмы: беседа, работа по серии сюжетных картинок «Кормушка», динамическая пауза, самостоятельные рассказы детей по серии картинок «Кормушка».
Предварительная работа: воспитатель на прогулке рассматривает с детьми кормушки на территории детского сада, вместе с детьми наполняет их кормом.
Развитие психических процессов: дидактическое упражнение: «Узнай по силуэту».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
- Сядет на место тот, кто назовёт любую зимующую птицу.
2. Беседа.
- Почему этих птиц называют «зимующими»? (-Потому что они никуда не улетают.)
- Где зимуют птицы? (Птицы зимуют в лесу и в городе.)
- Какие птицы зимуют в лесу? (В лесу зимуют дятлы, совы, клёсты,
филины, поползни, тетерева, куропатки, глухари, кедровки)
- Какие птицы зимуют в городе? (В городе зимуют голуби, вороны,
синицы, воробьи, снегири, свиристели)
- Какие птицы встречаются и в лесу, и в городе? (Синицы, снегири, вороны, свиристели)
- Почему птицы зимуют в городе, рядом с людьми? (Люди могут птицам помочь в трудное
время.)
- Как вы думаете, что страшнее для птиц: голод или холод? Объясните своё мнение.
- Ребята, для птиц страшнее голод. Если птице холодно, она может полетать, попрыгать по дорожке, спрятаться, нахохлиться и согреться. А вот если птица голодает, она становится слабой – у неё нет сил летать, искать себе корм и она погибает.
- Скажите, как люди могут помочь птицам зимой? (Варианты ответов детей)
- Куда можно насыпать корм для птиц? (Варианты ответов детей)
- Рассмотрите внимательно кормушку. (Дети рассматривают кормушку.)
- Почему она так называется?
- Как вы думаете, почему у кормушки нет стен? Для чего кормушке нужна крыша?
- Из чего можно сделать кормушку?
- Где и какие кормушки вы видели?
Физминутка:
Зимние холодные, суровые дни-
Холодно, голодно, гуленьки мои.
Мы насыплем крошек, зёрнышек, крупы,
Прилетайте гули, голуби мои.
Голуби летали – зёрнышки клевали.
3. Работа по серии сюжетных картинок «Кормушка».
- Ребята, мы сегодня познакомимся с историей, как дети помогают птицам перезимовать.
- Рассмотрите внимательно серии картинок, которые находятся на углу вашего стола.
- Расположите картинки по порядку, так, чтобы получился рассказ.
- Сравните с моим вариантом (логопед выставляет картинки в нужной последовательности на доску).
- Какое время изображено? (Наступила холодная зима.)
- Что увидели дети, когда вышли на прогулку во двор? (Дети вышли на прогулку и
увидели, что после снегопада вся кормушка засыпана снегом.)
- Что решили сделать дети? (Дети решили расчистить кормушку и насыпать в
неё корм).
- Кто из детей что делал? При ответе давайте детям имена. (Катя принесла метёлку и
очистила кормушку от снега. Костя принёс крупу и насыпал её в кормушку. Соня принесла хлебные крошки и тоже насыпала их в кормушку. Дима и его маленький братик Вася принесли ягоды рябины. Они развесили ягоды на веточках дерева.)
- Скажите, что сделали дети, когда всё уже было готово?
- Почему дети отошли подальше от кормушки?
- Почему дети не ушли, а остались наблюдать в сторонке?
- Что увидели ребята? (Скоро к кормушке прилетели птицы: воробьи, синицы, снегири. Они с удовольствием клевали угощение.)
- Как можно закончить рассказ? (Птицы сели на веточку и весело запели. Так они говорили ребятам «спасибо».)
- Понравилась вам эта история?
- Придумайте название этому рассказу.
4. Динамическая пауза: дети подражая, изображают птиц, выполняя инструкции логопеда (Птицы летают, прыгают по дорожке, клюют зёрнышки, сели на ветку, нахохлились).
5. Самостоятельные рассказы детей по серии картинок «Кормушка».
(3-4 ребёнка).
Итог:
- С каким рассказом познакомились?
- Чей рассказ вам понравился и почему?
- Чему научила нас эта история?
- Как вы будете помогать птицам, которые зимуют в нашем городе?
Дидактическое упражнение: «Узнай по силуэту»:
- Посмотрите на мою кормушку. Там сидят птицы, но мы видим только их силуэты. Узнайте и назовите птиц по силуэтам.
Занятие (РСР)
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»..
2. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными
суффиксами .
3. Упражнять в подборе признаков и действий к предмету.
4. Упражнять в подборе глаголов (звукоподача: каркает …; способы передвижения:
летает, прыгает; питание (клюет, хватает).
5. Учить образовывать притяжательные прилагательные (воробьиное, воронье …)
6. Учить составлять описательный рассказ по схеме.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме «Зимующие птицы», схема описательного рассказа., предметная картинка «синица».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Чей, чья, чьё?», «Кто как кричит?», составление предложений по предметной картинке «Синица» с опорой на схему.
Развитие психических процессов: дидактическое упражнение: «Чудо - птица».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу: дети берут предметные картинки и называют зимующих птиц.
2. Беседа:
- Назовите части тела птиц.
- Чем покрыто тело птиц?
- Для чего птицам нужны крылья?
- Для чего птицам нужны перья?
- Для чего птицам нужен клюв?
- Для чего птицам нужны лапки?
3. Дидактическая игра «Назови ласково»:
голова – головка;
хвост – хвостик;
перо – пёрышко;
шея – шейка;
крыло – крылышко;
пух – пушок;
перья – пёрышки.
4. Составление описательного рассказа по схеме.
- Сегодня мы будем учиться составлять описательный рассказ, то есть рассказывать -какая птица.
- Если бы я попросила вас нарисовать синичку, что бы вам понадобилось? (Чтобы нарисовать синицу нам нужны карандаши, краски, кисточка.)
- А мы с вами будем учиться «рисовать» птицу не красками и карандашами, а словами. В этом нам поможет схема. (показываю схему).
- Рассмотрите синицу.(по картинке):
- Какая голова у синицы? Какой клюв?
- Какое туловище у синицы?
- Какой хвост?
- Какое крылья?
- Какие лапки?
Физминутка «Синичка»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг – скок –
Завертелась как волчок.
Вдруг присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
«Синь – синь – синь,
Тинь- тинь-тень».
5. Образец описательного рассказа по схеме.
- Послушайте мой рассказ о синичке, посмотрите, как мне будет помогать схема – она будет напоминать о чём надо рассказать.
6. Самостоятельные рассказы- описания детей с опорой на схему и предметную картинку «синичка».
(3-4 ребёнка).
7. Дидактическое упражнение «Кто как кричит»?
- синица - …. (тинькает);
- воробей - …. (чирикает);
- снегирь - …. (свистит);
- голубь - …. (воркует, гулит);
- ворона - …. (каркает);
- филин - …(ухает).
Итог:
- Какую птицу описывали?
- Чей рассказ – описание синицы вам понравился и почему?
Дидактическое упражнение: «Чудо - птица»:
- Ребята, Незнайка прислал вам загадку. Он нарисовал зимующую птицу и подарил этот рисунок вам. Как вы думаете, что это за птица?
- Верно, такой птицы нет. У Незнайки получилась «чудо - птица» - у неё все части тела от разных птиц. Узнайте их. (Глова – воробьиная, туловище – воронье, хвост – глухариный, лапы совиные, крылья – голубиные).
- Молодцы, вы отлично отгадали эту загадку. Дома можете нарисовать синичку и ваши рисунки мы отправим Незнайке, пусть поучится у вас рисовать.
Занятие (РСР)
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»..
2. Учить согласовывать существительные с числительными (1-3-5).
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.
4. Правильное употребление падежных окончаний, образование приставочных
глаголов.
5. Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам «Хотела галка пить».
Оборудование: предметные картинки по теме «Зимующие птицы», иллюстрация к рассказу «Хотела галка пить», стакан с подкрашенной водой, камни.
Методические приёмы: беседа, дидактическое упражнение «Посчитай – ка», чтение рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить», беседа по рассказу, опытно - экспериментальная деятельность, пересказы детей.
Развитие психических процессов
: опытно - экспериментальная деятельность.
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Кто где?»
(дети отвечают на вопрос с опорой сюжетную картинку).
- Где сидит дятел? (дятел сидит на стволе дерева).
- Где сидит синица? (синица сидит на снегу, под деревом).
- Где сидит снегирь? (снегирь сидит на ветке дерева).
- Где ворона? (кедровка подлетает к дереву).
- Где куропатка? (куропатка в снегу, под снегом).
- Где воробей? (воробей сидит в кормушке.)
- Где голубь? (голубь улетает от кормушки.)
- Где свиристель? (свиристель слетает с дерева)
2. Дидактическое упражнение «Посчитай – ка».
- Я называю птиц, а вам надо посчитать их до 5-ти.
- Дятел. (Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов;
- Голубь (Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей);
- Галка (Одна галка, два галки, три галки, четыре галки, пять галок).
3. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».
4. Беседа по произведению Л.Н.Толстого «Хотела галка пить»:
- кто написал рассказ?
- когда случилась эта история? (в какое время года?)
- где была галка?
- чего хотелось галке?
- что придумала галка, чтобы достать воду из кувшина?
5. Динамическая пауза: дети подражая, изображают птиц, выполняя инструкции логопеда (Птицы летают, прыгают по дорожке, клюют зёрнышки, сели на ветку, нахохлились).
6. Опытно - экспериментальная деятельность.
- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».
- Ребята, вспомните, как галка смогла попить воды из кувшина?
- Ребята, как вы думаете, галка на самом деле смогла достать до воды, накидав в кувшин камешков?
- Давайте проверим.
Учитель – логопед берёт стакан с подкрашенной водой.
- Ребята, сколько в стакане воды? ( Стакан наполнен наполовину.)
- Ребята, давайте будем бросать в стакан с водой камешки и посмотрим, что произойдёт.
(Дети поочерёдно бросают камешки в стакан с водой и комментируют происходящее).
- Что произошло? (Теперь стакан наполнен полностью).
- Какой вывод можно сделать?
7. Пересказы детей.
(3-4 ребёнка).
Итог:
- С каким рассказом познакомились?
- - Что вы можете сказать о птице, какая оказалась галка? (Галка умная птица, находчивая).
- Чей пересказ вам понравился и почему?
Занятие (ЛГК)
Тема: «Новый год».
Цель: 1. Закрепить словарь по теме «Новый год» (хоровод, пляска, сюрприз, мишура).
2. Упражнять в употреблении слов – признаков о Новом годе, елке, украшениях.