ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Учить различать и выделять название признаков по вопросам: «какой?-какая?»
6. Упражнять в составлении предложений с однородными членами.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме, загадка о зиме, сюжетная картинка «Снеговики» (найди отличия).
Методические приёмы: беседа, отгадывание загадки, дидактические упражнения
«Подбери слова», «Запомни, повтори», «Доскажи словечко»; дидактическая игра «Скажи
ласково», составление предложений детьми.
Развитие психических процессов: дидактическая игра «Найди отличия».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
- Я загадаю вам загадку: Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- Сегодня к вам на занятие пришла гостья обезьянка Марийка, она никогда не видела зимы. Давайте ей сегодня расскажем, что такое зима?
2. Дидактическое упражнение «Подбери слова».
(За правильный ответ кладу на стол ребенку палочку)
- Какое сейчас время года? (Зима)
Зимой холодно - какая зима? (холодная)
Зимой снежно - какая зима? (снежная)
Зимой морозно – какая зима? (морозная)
Зимой вьюга – какая зима? (вьюжная)
3. Беседа о зиме.
Работа над словами – признаками.
- Какая зима наступила? (Наступила снежная, холодная вьюжная, морозная зима.)
(Использую картинки)
- Что можно сказать о солнце зимой? (Солнце светит, но не греет.)
- Оно какое? (холодное, тусклое)
- Небо расположено низко. – Какое небо? (низкое)
- Какого цвета небо? (серое)
- Что выпадает зимой? (снег)
- Какой снег? (пушистый, белый, мягкий, искристый, серебристый, сверкающий)
- Что покрывает снег? (крышу дома, землю, деревья)
- Появляются сугробы. – Что появляются?
- Какие сугробы? (глубокие, пышные)
- Что происходит с реками и озерами? (Они замерзают, покрываются льдом.)
- Какой лед? (прозрачный, скользкий, холодный)
- Какую одежду люди надели зимой? (зимнюю, теплую)
- Что зимой происходит с животными?
- Что происходит с птицами?
- Чем любят заниматься дети зимой?
4. Физминутка
1,2,3,4,5, (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу пальчиками)
Бабу снежную лепили, ( «Лепят» комочек 2 ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлебушек всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведут пальцем правой руки
, по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движение ложкой, Руки под щёки)
5. Дидактическое упражнение «Запомни, повтори» (с опорой на п/картинку):
Наступила холодная, снежная, морозная зима.
Солнце светит, но не греет.
Падает белый, пушистый снег.
Дует холодный сильный ветер.
Реки и озера покрылись тонким, прозрачным льдом.
Лисе, зайцу и белке холодно зимой.
В кормушке сидят снегири, воробьи, синица.
6. Игра со снеговиками «Найди отличия».
7. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» (Подбирать слова предметы к действию):
Наступает (что?) – зима
Падает, валит, ложится (что?) – снег. – Снег что делает?
Кружатся, блестят, сверкают, тают (что?) – Снежинки. – Снежинки что делают?
Блестит, скользит (что?) – лед. Что делает лед?
Лепят, катаются (кто?) – дети. Что делают зимой дети?
8. Дидактическая игра: «Скажи ласково» (с мячом)
Снег -, Солнце - , Снежинка - , Небо - , Сугроб - , Лед - ,
Ветер - , Сосулька - , Горка - , Санки -, Погода -, День -.
Итог занятия.
Составление предложений детьми.
- Вспомните картинки, какие я вам показывала в начале занятия.
- Ребята, сейчас мы будем составлять "красивые" предложения о зиме. Я запишу предложения на листочке и отдам обезьянке, и она всем своим друзьям расскажет о зиме.
Скажите, какое время года наступило?
Какое зимой солнце?
Какое небо зимой?
Чем покрыта земля? -Каким снегом? – Сугробами?
Какие стоят деревья зимой?
Что делают птицы, звери зимой?
Какую одежду носят люди?
Чем занимаются дети на улице?
Занятие (ЛГК)
Тема: «Зима».
Цель: 1. Закрепить знание времён года и их последовательности. Обогащать словарь по
теме (приметы зимы в живой и неживой природе).
2. Учить образованию родственных слов (снег – снежок, снежинка и т.д.)
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.
4. Закрепить умение подбирать слова – антонимы.
5. Отрабатывать практическое употребление глаголов совершенного и
несовершенного вида.
6. Учить задавать вопросы по картинкам, распространять простые предложения
однородными членами.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме, загадки о зиме, сюжетная картинка «Нелепицы» (найди ошибки).
Методические приёмы: беседа, отгадывание загадок, дидактическое упражнение
«Слова - родственники», дидактическая игра «Разложи времена года по порядку», ответы на вопросы с опорой на картинки, составление предложений с однородными членами.
Развитие психических процессов: дидактические игры: «Найди ошибки художника», «Четвертый лишний».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Загадывание загадок:
- Дел у меня не мало: я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки убираю,
белю поля, дома зовут меня…(зима)
- С неба падают зимою и кружатся над землею
легкие пушинки, белые …(снежинки)
- У избы побывал – все окна разрисовал,
у реки погостил – во всю реку мост мостил. (мороз)
- Одеяло белое не руками сделано.
не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.(снег)
- Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет – заплачет она и умрет. (сосулька)
- Рыбкам зиму спать тепло: крыша толстое стекло. (лёд)
- О чем отгадывали загадки? (о зиме, о снежинках, о морозе, о снеге, о сосульках, о льде)
2. Беседа по теме:
- После чего наступает зима? (Что перед зимой?)
- Что после зимы?
- Отгадайте, какое время года на картинках?
- Как догадались?
- Что происходит в природе зимой? (падает снег) (Обращаю внимание на картинку)
- Какой падает снег? (белый, пушистый, блестящий, сверкающий)
- Снег что делает? (падает, сверкает, кружится, ложится) А что делают снега? (падают…)
- Какие стоят деревья? (голые, заснеженные, белоснежные, уснувшие)
- Что делает дерево? (стоит, спит) - А деревья? (стоят, спят)
- Какое небо на картинке? (синее, серое, низкое)
- Какой мороз? (сильный, холодный, скрипучий, щиплющий, кусающий)
- Что делает мороз? (щиплет, кусает, морозит) А морозы? (щиплют, кусают, морозят)
- Что нарисовал мороз на окошке? (узор)
- Какой узор? (красивый, блестящий, сверкающий)
- Что делает узор? (блестит, сверкает, появляется) - Что делают узоры?
- А какая погода на картинке? (холодная, зимняя, снежная)
- Какие дети на картинке? (веселые, радостные, румяные)
3 . Физминутка
Давай дружок, смелей дружок, (Катим воображаемый снежок)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком, («рисуем» ком)
И станет ком снеговиком. («рисуем» снеговика из 3 кругов)
Его улыбка так светла! (показываем руками улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (показываем)
Но солнце припечет слегка – (медленно приседаем)
Увы! – и нет снеговика. (пожимаем плечами, разводим руками)
4. Закреплять умение употреблять предлоги В,НА, (использую схемы- картинки)
-Что зимой делают медведи?
- Что делает медведь? (Медведь спит в берлоге) (медведь – берлога)
- Кто сидит на ветке? (На ветке сидит белка) (ветка – белка)
- Какие птицы сидят на дереве? (На дереве сидят синицы) (дерево – синица)
(На дереве сидят снегири)
- Как живется птицам и животным зимой? (Им холодно, морозно и голодно)
- Что делают дети? (Дети катаются на санках) (Девочка, мальчик – санки)
- Что делает девочка? (Девочка катается на коньках) (Девочка – коньки)
- На чем катались дети? (Дети катались на лыжах) (Мальчик – лыжи)
- Кого дети слепили из снега? (Дети из снега слепили снеговика.) (Дети – снеговик)
5. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
- из четырёх картинок выбрать одну, не подходящую к теме «Зима» (с объяснением);
- из четырёх слов выбрать одно, не подходящее к теме «Зима» (с объяснением):
СНЕЖИНКА, ЛИСТОПАД, МОРОЗ, МЕТЕЛЬ.
ГОЛОЛЁД, ВЬЮГА, ДОЖДЬ, СНЕГОПАД.
ЛЫЖИ, КОНЬКИ, ВЕЛОСИПЕД, САНКИ.
СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКА, ЛЁД.
6. Дидактическое упражнение «Слова - родственники»:
(дети передают друг другу мяч и подбирают слова - родственники):
СНЕГ – СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕЖИНКА, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖНЫЙ, СНЕГОВИК.
7. Составление предложений с однородными членами.
- Придумайте предложение со словами:
Наступила зима. (Наступила холодная, белоснежная зима.)
Выпал снег. (Выпал белый, пушистый, блестящий снег.)
Дует ветер.
С неба падают снежинки.
Дети катаются.
Мороз на окнах нарисовал узоры.
Итог занятия.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
жарко - …
лето - …
жара - …
дождь - …
- В какие ещё игры играли на занятии?
Занятие (РСР)
Тема: «Зима».
Цель: 1. Упражнять в подборе признаков и действий к предмету.
2. Закрепить умение образовывать родственные слова (снег – снежок и т.д.)
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.
4. Учить согласовывать существительные с числительными.
5. Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в
роде, числе.
6. Отработать семантику выражений (белые мухи, белый ковер).
7. Учить пересказу рассказа «Первый снег».
Оборудование: мяч, предметные картинки «Времена года», иллюстрация к рассказу «Первый снег», рассказ «Первый снег» (см. Жукову, Мастюкову).
Методические приёмы: беседа, дидактическое упражнение «Слова - родственники», дидактические игры: «Один – много», «Подбери признак», «Подбери действие», «Посчитай - ка»; чтение рассказа: «Белые мухи», ответы на вопросы к рассказу с опорой на картинку, составление предложений, по словам действиям, повторное чтение рассказа, пересказ рассказа детьми.
Развитие психических процессов: дидактические упражнения: «Выбери картинки с изображением зимы», «Расположи картинки по порядку».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактические упражнения:
«Выбери картинки с изображением зимы».
«Расположи картинки по порядку»
2. Дидактичекая игра: «Один – много»
(мороз – морозы, снег – снега, ветер – ветра, снежинка – снежинки, снеговик – снеговики, сосулька – сосульки, сугроб – сугробы, узор – узоры, горка – горки, каток – катки, лыжа – лыжи, конек – коньки, снегирь – снегири, муха – мухи.
3. Дидактичекая игра: «Подбери признак».
Зима – Холодная, суровая, морозная, метельная, вьюжная, длинная, снежная, белоснежная.
Снег – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, сверкающий, скрипучий…