ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Снежинки – белые, хрупкие, маленькие, тающие, липкие, резные.
4. Дидактичекая игра:«Подбери действие» - обогащение лексики глаголами.
Снег – падает, кружится, лежит, покрывает, скрипит, хрустит, сверкает, искрится, тает.
Зима – наступает, приходит, радует, морозит.
Снежинки – летят, кружатся, падают, сверкают, блестят.
5.Дидактическая игра: «Посчитай - ка»
(один – три - пять):
Слова: снежинка, сугроб, снеговик, санки, лыжи.
6. Рассматривание картинки. Чтение рассказа: «Белые мухи».
Маша утром проснулась, выглянула в окно – и ахнула! Зовет бабушку: «Бабушка, посмотри в окно, белые мухи летят, я таких еще никогда не видела». «Так это не мухи, - говорит бабушка.
- Это зима пришла, белый снег принесла. Давай скорей одеваться, и пойдем на санках кататься».
7. Беседа по вопросам к рассказу:
- Кто выглянул рано утром в окно?
- Что увидела Маша?
- Крупные снежинки были похожи на что?
- Почему Маша сравнила мух со снежинками? (маленькие, летящие)
- С чем еще можно сравнить снежинки?
- Что предложила бабушка?
- Что в рассказе сделала Маша? (проснулась, выглянула, ахнула, позвала бабушку)
- Что сказала бабушка?
- А с чем можно сравнить снег? (белый ковёр, белое одеяло, белая скатерть).
Физминутка: «Снежинка»:
У сестрёнки, у Маринки
На ладошке три снежинки.
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
8. Составление предложений, по словам действиям:
Проснулась, выглянула, ахнула.
Зовет, посмотри, летят, никогда не видела.
Пришла, принесла.
Одеваться, кататься.
9. Повторное чтение рассказа.
8. Пересказ рассказа детьми.
(5-6 человек)
Итог занятия.
- Какой рассказ пересказывали?
- Кто автор рассказа?
- На что похожими показались Маше снежинки?
- Нарисуйте три снежинки на листах, и мы их отправим в письме девочке Маше.
Дидактическое упражнение «Слова - родственники»:
СНЕГ – СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕЖИНКА, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖНЫЙ, СНЕГОВИК.
Занятие (ЛГК)
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: 1. Учить понимать значение обобщающего понятия «Зимующие птицы».
(почему они так называются, чем отличаются, названия птиц, части тела птиц)
2. Упражнять в подборе глаголов (звукоподача: каркает …; способы передвижения:
летает, прыгает; питание (клюет, хватает).
3. Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в
роде, числе (слова – признаки: по величине, по окраске, повадки (юркий,
шустрый).
4. Учить подбирать слова – антонимы (большой – маленький).
5. Упражнять в составлении сложных предложений с союзом «А».
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме «Зимующие птицы», макет дерева.
Методические приёмы: беседа, рассматривание предметных картинок, дидактические упражнения: «Что делают птицы», «Кто как кричит»? дидактические игры: «Кто где?», «Подбери «красивые» слова», «Скажи наоборот».
Развитие психических процессов: дидактическое упражнение: «Кого не стало?» (память, внимание).
Ход занятия:
1. Беседа:
- Какое сейчас время года?
- Кого мы видели на прогулке, за кем наблюдали?
- Каких ещё птиц мы встречаем на улицах нашего города зимой?
- Эти птицы называются зимующими. Как вы думаете, почему этих птиц называют «зимующими»?
- Как вы думаете, почему эти птицы не улетели в тёплые края?
- Зимующие птицы остались зимовать не только в городе, но и в лесу. Этих птиц много, все они разные. Сегодня мы познакомимся с зимующими птицами.
2.Рассматривание предметных картинок с изображением зимующих птиц. Дети повторяют названия птиц вслед за взрослым: дятел, голубь, снегирь, синица, ворона, ворон, поползень, воробей, куропатка, кедровка, оляпка сова, филин.
- Что общего у птиц? (одинаковые части тела, тело покрыто перьями).
- Назовите части тела птиц. (голова, шея, туловище, крылья, лапы, глаза, клюв).
3.Дидактическая игра «Кто где?»
(дети отвечают на вопрос с опорой на макет дерева).
- Где сидит дятел? (дятел сидит на стволе дерева).
- Где сидит синица? (синица сидит на снегу, под деревом).
- Где сидит снегирь? (снегирь сидит на ветке дерева).
- Где кедровка? (кедровка подлетает к дереву).
- Где куропатка? (куропатка в снегу, под снегом).
4. Дидактическое упражнение «Что делают птицы»?
(подбор действий):
- Что умеют делать зимующие птицы? (летать, клевать, кричать, прыгать, стучать, долбить, прятаться, охотиться, хватать).
5. Дидактическое упражнение «Кто как кричит»?
- синица - …. (тинькает);
- воробей - …. (чирикает);
- снегирь - …. (свистит);
- голубь - …. (воркует, гулит);
- ворона - …. (каркает);
- филин - …(ухает).
Физминутка;
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг – скок –
Завертелась как волчок.
Вдруг присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
«Тинь- тинь-тинь,
Синь – синь - синь».
6. Дидактическая игра «Подбери «красивые» слова»:
Ворона (какая ?) - ….(крупная, чёрная, сердитая, хищная).
Снегирь (какой ?) - ….(маленький, яркий, шустрый, весёлый).
Дятел (какой ?) - ….(крупный, пёстрый, цепкий, ловкий, сильный).
Голубь (какой ?) - ….( серый, белый, спокойный, осторожный, гордый).
Ворон (какая ?) - ….(крупный, чёрный, мудрый, важный).
7. Дидактическая игра «Скажи наоборот»:
(Упражнять в составлении сложных предложений с союзом «А»)
Ворона крупная, а синица - … (мелкая);
Снегирь травоядный, а сова - …(хищная);
Куропатка белая, а ворона - …(чёрная);
Голубь живёт в городе, а филин - … (в лесу).
Итог:
- Скажите, о ком мы говорили на занятии?
Дидактическое упражнение «Кого не стало?»
дети рассматривают макет дерева и называют птиц, которых не стало на макете.
Занятие (ЛГК)
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
2. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными
суффиксами (птица – птичка, синица – синичка…).
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, ПОД, С, К.
4. Учить согласовывать существительные с числительными (1-3-5).
5. Правильное употребление падежных окончаний, образование приставочных
глаголов.
6. Упражнять в употреблении существительных единственного и множественного
числа в родительном падеже.
7. Продолжать учить составлять простые предложения по вопросам.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме «Зимующие птицы», макет дерева.
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Назови ласково», «Посчитай - ка», «Один - много», составление предложений по демонстрации действий
Развитие психических процессов: дидактическая игра «Собери из частей».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу: дети берут предметные картинки и называют зимующих птиц.
2. Беседа:
- Назовите тему недели?
- Почему зимующих птиц так назвали?
- Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края?
- Что опаснее для птиц зимой: холод или голод? (объяснить своё мнение).
- Как люди помогают птицам перезимовать?
3. Дидактическая игра «Назови ласково» (дети в кругу с мячом):
синица-
голубь-
снегирь-
синица-
ворона-
куропатка -
кедровка -
сова -
филин -
4. Дидактическая игра «Посчитай - ка» (один- три - пять):
(с использованием картинок с изображением 1, 2, 3 различных птиц)
Образец: один голубь, три голубя, пять голубей.
Физминутка:
Зимние холодные, суровые дни-
Холодно, голодно, гуленьки мои.
Мы насыплем крошек, зёрнышек, крупы,
Прилетайте гули, голуби мои.
Голуби летали – зёрнышки клевали.
5.Составление предложений по демонстрации действий с использованием макета дерева:
- Снегирь прилетел к дереву. – Прилетел воробей.
- Снегирь сел на ветку. – Воробей подлетел к ветке.
- Снегирь слетел с ветки. – Воробей сел на ветку.
- Голубь сел под деревом. – Воробей улетел с ветки.
6. Дидактическая игра «Один - много»:
синица – синицы – много синиц;
воробей – воробьи – много воробьёв;
голубь – голуби – много голубей;
сова – совы – много сов;
снегирь – снегири – много снегирей;
ворона – вороны – много ворон;
дятел – дятлы – много дятлов:
куропатка – куропатки – много куропаток.
Итог:
- О ком говорили?
- Назовите зимующих птиц.
- Как люди помогают зимующим птицам?
- В какие игры играли?
Дидактическая игра «Собери из частей».
(дети собирают из разрезных частей картинку и называют птицу, которая получилась).
Занятие (ЛГК)
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»..
2. Упражнять в подборе признаков и действий к предмету.
3. Упражнять в употреблении предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ.
4. Учить образовывать притяжательные прилагательные (воробьиное, воронье …)
5. Правильное употребление падежных окончаний, образование приставочных
глаголов.
6. Упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме «Зимующие птицы», сюжетные картинки по теме.
Методические приёмы: беседа, отгадывание загадок, дидактическое упражнение«Подбери признак»; дидактические игры: «Чей, чья, чьё?», «Кто где?», «Путешествие снегиря», составление предложений по сюжетным картинкам.
Развитие психических процессов: дидактическое упражнение: «Четвертый лишний».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Отгадывание загадок:
- Зимующая птица,
Ей легко затаиться:
Летом как курица пестра,
Зимой как снег бела.(куропатка)
- По деревьям я скачу,
Кажется, что я ползу,
И совсем я не змея-
Птица я зимующая. (поползень)
- Крепким клювом я стучу,
Достать вредителей хочу.
Называют доктором меня
Что за чудо - птица я? (дятел)
- Я шустрая птичка
Зовут меня …(синичка)
- Воды холодной не боюсь,
И зимой я искупнусь.
Мне совсем не зябко,
Я водяной воробей …(оляпка).
- У меня когти, как у кошки,
Глаза огромные, как плошки,
Ночью на охоту вылетаю,
Всех в лесу пугаю. (сова).
- Что за птица, снега не боится.(снегирь).
2. Дидактическое упражнение«Подбери признак»:
Синица (какая?) - …..
Дятел (какой) - ….
Ворона (какая?) - ….
Снегирь (какой) - ….
3. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»
- Перо голубя (чьё?) – голубиное;
- Перо воробья (чьё?) – воробьиное;
- Перо совы (чьё?) – совиное;
- Перо снегиря (чьё?) – снегириное;
- Перо вороны (чьё?) – воронье;
- Клюв голубя (чей?) – голубиный;
- Клюв вороны (чей?) – вороний.
4. Дидактическая игра «Путешествие снегиря»: