ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- У Маши много комков, а у Коли - …. (мало комков)
- Маша бросает снежки низко, а у Коля - …. (бросает высоко)
- Маша бросает близко, а у Коля - …. (бросает далеко)
- Маша бежит на лыжах медленно, а у Коля - …. (бежит быстро)
- Маше холодно, а Коле …. (тепло)
- Маше грустно, а Коле ….(весело)
Итог.
- Какой рассказ составили?
- Чей рассказ больше всего понравился? Почему?
- Что было самым трудным?
Дидактическое упражнение «Найди отличия».
(по двум картинкам)
Занятие (РСР)
Тема: «Зимние забавы».
Цель: 1. Закрепить знания детей о зимних играх и развлечениях.
2. Активизировать словарь по теме (название предметов для игр и их назначение:
клюшка, шайба, коньки; слова – признаки: скользкий, ледяной, зимний и т.д.).
3. Разъяснить смысл пословицы «Любишь кататься – люби и саночки возить».
4. Развитие интонационно-просодической стороны речи.
5. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство».
Оборудование: сюжетная картинка «На горке», стихотворения И.Сурикова «Детство».
Методические приёмы: беседа, дидактическое упражнение: «Подбери признак», чтение стихотворения И.Сурикова «Детство», беседа по стихотворению, повторное чтение стихотворения, сопряжённое чтение стихотворения, рассказывание стихотворения детьми, беседа по пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Нелепицы».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Игра: «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем» (отгадывание зимних забав по имитации действий).
2. Чтение стихотворения И.Сурикова «Детство».
3. Вопросы к детям:
- О ком рассказывается в стихотворении?
- Что делает ребёнок?
- Что означает слово «шалун»?
- Почему малыша называют шалуном?
- Почему мальчику «и горько и смешно»?
- Почему мама грозит мальчику? Что это значит?
- Почему стихотворение называется «Детство»?
4. Повторное чтение стихотворения.
5. Повторное чтение (вместе с детьми).
6. Рассказывание стихотворения детьми.
(5-6 человек).
7. Беседа по пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить».
- Когда санки сами тебя везут? (Когда катишься с горы.)
- А когда та везёшь санки? (Когда поднимаешься в горку.)
- Обязательно ли подниматься в горку? Почему?
- Можно ли кататься с горки
, но санки не везти за собой в горку?
- Эта пословица применима только зимнему развлечению или она верна в других делах?
8.Дидактическое упражнение «Подбери признак».
Снег (какой?) - …
Снеговик (какой?) - …
Крепость (какая?) - …
Каток (какой?) - …
Лыжи (какие?) - …
Итог занятия.
-Какое стихотворение выучили?
- Кто автор стихотворения «Детство»?
- Почему стихотворение так называется?
Дидактическая игра: «Нелепицы».
Занятие (ЛГК)
Тема: «Дикие животные».
Цель: 1. Дать обобщающее понятие, активизировать словарь по теме (названия
животных, детенышей, частей тела, жилища, питание, образ жизни зимой.)
2. Употребление существительных в творительном и родительном падежах.
3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
4. Употребление предлогов: В, НА, ПОД, ИЗ.
5. Продолжать учить употреблению сложносочиненных предложений, дополнять
предложения однородными членами.
Оборудование: загадки о диких животных, предметные картинки по теме,
Методические приёмы: беседа, отгадывание загадок, дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто с кем?», «Назови ласково», «Кто как передвигается», «Один – много».
Развитие психических процессов: дидактические упражнения: «Узнай по части», «Чего не хватает».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Загадывание загадок:
- Я скачу туда – суда по деревьям ловко.
Не пустует у меня никогда кладовка (белка)
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток – ни одной. (еж)
- По снегу бежит – петляет, к лету шубку он меняет.
На снегу его не видно, волку и лисе обидно. (заяц)
- День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком, уши серые торчком. (волк)
- Есть на речках лесорубы в серебристо - бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (бобры)
- Рыжая плутовка. Хитрая, ловкая.
Хвост пушистый. Мех золотистый.
В лесу живет. В деревне кур крадет. (лиса)
- Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу. (медведь)
- Сладкий мох искал весь день и жевал его … (олень)
2. Беседа по теме.
- Как их всех можно назвать одним словом?
- Почему? (тело покрыто шерстью, 4 лапы (ноги), есть туловище, морда, хвост)
- Где живут эти животные?
- Почему они живут в лесу? (сами себе добывают пищу)
3. Дидактическая игра: «Кто где живет?» (отработка предлогов В, ПОД, НА).
Учить детей точно соотносить животных с их жилищем: дупло, нора, берлога, заросли, логово.
4. Дидактическая игра: «Кто с кем?»
Дети стоят в кругу, у каждого в руках предметная картинка с изображением одного дикого животного. Пока звенит бубен – дети бегают врассыпную, по сигналу – становятся парами. На кого указывает взрослый – отвечает по образцу: «Медведь с зайцем» и т.п.
5. Дидактическая игра: «Назови ласково»
Сядет на место тот, кто назовёт ласково животное, которое было на картинке (картинки дети получили в предыдущей в предыдущей игре).
6. Физминутка: «У оленя дом большой»
У оленя дом большой (дети над головой делают «оленьи рожки»)
Он сидит, глядит в окошко. (дети над головой делают «домик», крутят головой
влево - вправо)
Мимо зайка пробегал, (прыгают на прямых ногах, руки – в виде «лапок зайца»)
В дверь к нему стучал. («стучат» правой рукой)
- «Тук, тук, дверь открой, («стучат» левой рукой)
Там в лесу охотник злой!» (правая рука в кулаке, большой палец отогнут, им
показываем назад)
- «Зайка, зайка забегай, (прыгают на прямых ногах, руки – в виде «лапок зайца»)
Лапку подавай! (протягивают вперёд ладони)
7.Подвижная игра: «Кто как передвигается» (с речевым сопровождением)
(заяц – прыгает, белка – скачет, лиса – крадется, волк – рыщет, медведь ходит неуклюже.)
8.Дидактическая игра: «Один – много»
лиса – лисы, в лесу много лис;
волк – волки, в лесу много волков;
заяц – зайцы, в лесу много зайцев;
лось – лоси, в лесу много лосей и т.д.
Итог.
- О ком говорили на занятии?
- Назовите диких животных?
- Почему их называют дикими?
Дидактическое упражнения:
- «Узнай по части»;
- «Чего не хватает»,
Занятие (ЛГК)
Тема: «Дикие животные».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме (предметы: дупло, нора, берлога, заросли,
логово; глаголы: ползать, рычать, грызть, нападать; прилагательные:
осторожный, хитрый, пугливый и т.п.)
2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных, учить образовывать прилагательные с уменьшительно –
ласкательным значением (белый – беленький).
3. Учить подбирать предметы к действиям и наоборот.
4. Употребление предлогов: В, НА, ПОД, ИЗ.
5. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
6. Продолжать учить употреблению сложносочиненных предложений, дополнять
предложения однородными членами.
Оборудование: предметные картинки по теме, иллюстрации к игре «Путанница».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Узнай по действию?», «Подбери действие», «Кто как передвигается?», «Подбери признак».
Развитие психических процессов: дидактические упражнения:«Чьи следы», «Нелепица».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Сядет на место тот, кто назовёт любое дикое животное.
2. Беседа по теме:
- Почему эти животные называются «дикие»?
- Если животные питаются растениями и корой деревьев как называются эти животные? (травоядные)
- Как назвать животных, которые питаются мясом? (хищные)
3. Дидактическая игра: «Узнай по действию»
(подбирать предметы к действиям)
- Спит, косолапит, лакомится, переваливается, рычит - медведь
- Заметает следы, хитрит, охотится, лает – лиса
- Грызет кору деревьев, убегает, боится, прячется, путает следы – заяц
- Запасает, скачет, прячется – белка.
- Воет, рыщет, охотится, догоняет, крадется – волк
- Делает запасы, сворачивается клубком, колется, фыркает – ежик
4. Дидактическая игра: «Подбери действие».
- Что делает медведь?
- Что делает лиса?
- Что делает заяц?
- Что делает белка?
- Что делает волк?
- Что делает ёжик?
Подвижная игра: «Кто как передвигается?»
заяц – прыгает, белка – скачет, лиса – крадется, волк – рыщет,
медведь ходит неуклюже, переваливается.
6. Дидактическая игра: «Подбери признак».
- Медведь (какой?) - …
- Лиса (какая?) - …
- Заяц (какой?) - …
- Белка (какая?) - …
- Волк (какой?) - …
- Ёжик (какой?) - …
7. Дидактическая игра: «Назови ласково».
(по образцу)
лиса – лисичка, хитрая – хитренькая;
заяц – зайчик, белый – беленький;
волк – волчок, серый – серенький;
ёж – ёжик, шустрый – шустренький;
белка – белочка, пушистая - пушистенькая.
8. Дополнять предложения однородными членами.
В лесу живет (рыжая, хитрая, пушистая) лиса.
Под кустом (белый, пушистый, трусливый) заяц.
За елью (стройный, высокий, рогатый) лось.
9.Дидактическая игра: «Путаница»
Есть сказка Чуковского, в которой животные покупали себе хвосты. Здесь нарисованы животные с чужими хвостами.
Скажи:
- У кого лисий хвост?
- У кого беличий хвост?
- У кого заячий хвост?
- У кого медвежий хвост?
- Чей у медведя хвост?
- Чей хвост у лисы?
- Чей хвост у зайца?
- Чей хвост у белки?
10. Употребление предлогов : В, НА, ПОД, ИЗ, ЗА. (с использованием картинки и схем предлогов) Продолжать учить употреблению сложносочиненных предложений.
Итог.
- О ком говорили на занятии?
Назовите животных, про которых мы скажем какой?
Какой заяц? - …, Какой медведь? - …
Назовите животных, про которых мы скажем какая?
Какая белка? …, какая лиса?...
Дидактическое упражнение: «Чьи следы»
Зимой в лесу на снегу хорошо видно следы. Покажи, где следы лося, где заячьи следы, а где волчьи?
Занятие (РСР)
Тема: «Дикие животные».
Цель: 1. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе,
падеже.
2. Активизировать словарь признаков: окраска, размеры, особенности поведения
(трусливый, голодный, хищный, боязливый).
3. Учить подбирать родственные слова.
4. Закрепить точное употребление предлогов: В, НА, ПОД,
5. Продолжать учить составление простых рассказов – описаний по опорным
схемам.
6. Закреплять умение составлять предложения по опорным словам с однородными
определениями.
Оборудование: схема, предметные картинки по теме, сюжетная картинка.
Методические приёмы: беседа, образец, составление описательных рассказов с наглядной опорой на схему и предметную картинку, дидактические игры: «Угадай по описанию», «Прятки», дидактическое упражнение «Слова - родственники».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Узнай по описанию».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра: «Угадай по описанию»
Трусливый, длинноухий, серый или белый – … (заяц)
Бурый, косолапый, неуклюжий – … (медведь)
Серый, злой, голодный – … (волк)
Хитрая, рыжая, ловкая – … (лиса)
Проворная, запасливая, рыжая или серая – …. (белка)
2. Дидактическое упражнение «Слова - родственники»:
ЗАЯЦ – ЗАЙЧИХА, ЗАЯЧИЙ, ЗАЙЧОНОК, ЗАЙКА, ЗАЙЧИК, ЗАЮШКА.
ЛИСА – ЛИСИЦА, ЛИСИЧКА, ЛИСИЙ, ЛИСОНЬКА, ЛИСЁНОК.
ВОЛК – ВОЛЧОК, ВОЛЧИЙ, ВОЛЧОНОК, ВОЛЧАЦА.
ЁЖ – ЁЖИК, ЕЖОВЫЙ, ЕЖАТА, ЕЖОНОК, ЕЖИХА.
3. Беседа по теме:
- Назовите обобщающее слово.
- Почему они называются «дикими»?