ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 575
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сосульки свисают (с чего?) – с крыш
Ручьи бегут (где?) – по дорогам
Проталины появились (где?)- на полянах.
Лед тает (где?) – на дорогах, на реках, на озёрах...
Лужа появились (где) – на дорогах
8. Дидактическая игра «Почемучка»:
(Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений по вопросам)
- Почему тает снег?
- Почему радуются птицы?
- Почему звенит капель?
Итог:
- Что бывает, «весенняя»? (погода, одежда, дорога, капель, лужа, грязь).
- Дидактическая игра: «Сложи картинку».
Занятие (РСР).
Тема: «Весна».
Цель: 1. Закрепить знание примет весны, уточнить приметы ранней весны.
2. Согласование словосочетаний в роде, числе, падеже.
3. Учить точно подбирать слова – синонимы к различным частям речи.
4. Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
5. Состав. рассказа по картине «Собака на льдине».(«Спасение друга»).
Оборудование: серия картинок к рассказу «Собака на льдине», мяч.
Методические приёмы: беседа, дидактическая игра: «Четвёртый лишний»,
дидактические упражнения: «Скажи другими словами», «Строители», «Посчитай-ка»: составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Развитие психических процессов: дидактическая игра: дидактическая игра «Четвертый лишний».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Капель, ручей, вьюга, подснежник.
Проталина, снегопад, ледоход, подснежник.
2. Дидактическое упражнение «Скажи другими словами»:
мороз - ..................(холод);
слякоть - .................(грязь);
потеплело - ...............(оттепель);
щебечут - ..................(поют, чирикают, свистят)
наступила весна - ................(пришла весна)
3. Дидактическое упражнение «Строители».
Лед- льдина- льдинка- ледяной- ледовый- ледок- ледоход.
(работа над лексическим значением слова «ледоход»)
4. Работа по сюжетным картинкам «Спасение друга».
Первая картина- рассматривание, составление предложений:
Наступила весна. На берег реки вышли люди. Река широкая, вода в ней темная. По реке плывут льдины - большие и малые. Всем людям интересно посмотреть ледоход. В руках у дяди Васи длинный багор, он пытается поймать плывущее бревно. Дедушка Егор и ребята с интересом смотрят на шумную реку. Вдруг на одной из дальних льдин Миша заметил собаку. Она металась по льдине и жалобна скулила и лаяла. Всем хотелась, чтобы льдина с собакой приблизилась к берегу.
Вторая картина- рассматривание, составление предложений
Совершенно случайно дяде Васе удалось зацепить багром льдину. Ему удалось подтащить к берегу льдину. Он вошел в воду и снял с льдины собаку. Она так и бросилась к человеку, знала, что он спас ее от беды.
Третья картина- рассматривание, составление предложений:
Так собака была спасена. Все счастливые и довольные возвращаются домой.
5.Беседа по рассказу:
- Куда вышли люди?
- Какое время года?
- Какое весеннее явление наблюдали люди с берега?
- Что такое ледоход?
- Кого заметили дети на льдине?
- Кто спас собаку?
- Что такое «багор»?
- Как вела себя собака на льдине? Почему?
- Как вела себя собака после спасения? Почему?
- А что же было дальше?
- Чья это собака?
- Кто возьмет собаку себе?
- А как ее зовут? Какую можно дать кличку?
6 Физминутка:
Что ни сутки, по минутке
День длинней – короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняем зиму прочь!
7. Индивидуальные рассказы детей по серии картинок «Собака на льдине».
2-3 ребёнка
Итог:
-Чем занимались?
- Какой рассказ рассказывали?
- Чей рассказ понравился? Почему?
Дидактическое упражнение «Посчитай-ка»: -одна огромная льдина....
Занятие (РСР).
Тема: «Весна».
Цель: 1. Закрепление представлений о ранней весне в природе.
2. Согласование словосочетаний в роде, числе, падеже.
3. Учить точно подбирать родственные слова.
4. Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
5. Составление рассказа по опорным картинкам «Весна идет».
Оборудование: план – схема к рассказу «Весна», предметные и сюжетные картинки по теме, мяч.
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Строители», дидактические упражнения: «Доскажи слово», «Подбери признаки», составление рассказа с опорой на картинки «Весна идет»..
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Доскажи слово».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическое упражнение «Доскажи слово».
Журчит...
Пригревает...
Тает...
Дует...
Щебечут...
Звенит...
Побежали...
Тают...
Наступила...
Появились...
2.Составление рассказа по опорным картинкам «Весна идет».
Весна наступает постепенно. Сначала она приходит в поле. Солнце припекает, и снег в поле быстро тает. Затем весна приходит в город. Хоть и мешают дома, но лучи солнца топят снег. На дорогах появляются лужи, бегут ручьи. В последнюю очередь весна приходит в лес. В лесу много деревьев. Через ветви деревьев солнечным лучам трудно проникнуть к земле. Поэтому снег в лесу тает медленно и долго.
3. Беседа по рассказу «Весна идёт»:
- Как наступает весна? (Весна наступает постепенно.)
- Куда приходит весна сначала? (Сначала весна приходит в поле)
- Почему в поле снег тает очень быстро? (Потому что лучам солнца ничто не мешает,
ведь поле – голое место.)
- Куда приходит весна? (Затем весна приходит в город)
- Что мешает снегу таять в городе? (Мешают дома.)
- Где в городе снег тает сначала? (Сначала снег тает на дорогах и появляются лужи, бегут
ручьи)
- Куда приходит весна в последнюю очередь? (В последнюю очередь весна приходит в
лес.)
- Почему снег тает в лесу очень медленно? (В лесу много деревьев. Через ветви деревьев
солнечным лучам трудно проникнуть к земле.
Поэтому снег в лесу тает медленно и долго.)
4. Физминутка.
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла она печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли подснежники – «Снегурочкины слёзы».
5. Дидактическое упражнение «Подбери признаки»
Весна (какая?) – ранняя, теплая, долгожданная.
Небо (какое?) – ясное, лазурное, высокое, голубое.
Снег (какой?) – грязный, рыхлый, мокрый.
Ручьи (какие?) – быстрые, звонкие, веселые.
6. Дидактическая игра «Строители» (подбор однокоренных слов)
Весна – веснушка – весенний – веснянка.
Лед – льдинка – ледяной – ледок - ледоход.
Капля – капать, капель, капелька.
Итог:
- Чем занимались?
- Что интересного узнали?
- Как называется рассказ?
Дидактическая игра «Посчитай-ка»:
1 сосулька, 2 сосульки, 3 сосульки, 4 сосульки, 5 сосулек.
Занятие (РСР).
Тема: «Весна».
Цель: 1. Закрепление представлений о ранней весне в природе.
2. Подбор прилагательных и действий к предмету.
3. Учить точно подбирать родственные слова.
4. Образование прилагательных уменьшительно - ласкательной форме.
5. Различение значений предлогов ИЗ, ИЗ-ПОД, С.
6. Составление описательного рассказа «Сосулька».
Оборудование: план – схема к рассказу «Сосулька», сосулька.
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Доскажи слово», «Подбери красивые слова», «Строители», «Где сосульки?», «Назови ласково», дидактические упражнения: «Скажи другими словами», «Подбери признаки», составление описательного рассказа «Сосулька».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Отгадайте загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.
(сосулька).
2.Беседа:
- Назовите признаки весны.
- Назовите весенние месяцы.
- Объясните значение слова «капель».
- Почему весной сосульки тают?
- Сегодня мы будем составлять рассказ о сосульке.
3. Составление описательного рассказа «Сосулька».
- Рассматривание сосульки, ответы на вопросы:
- Какой формы сосулька? (сосулька треугольной формы)
- Какого цвета сосулька? (сосулька прозрачная, бесцветная)
- Какая сосулька на ощупь? (сосулька гладкая, холодная)
- Подбери «красивые» слова о сосульке.(Сосулька ледяная, блестящая, мокрая, длинная, тонкая).
4. Коллективный рассказ «Сосулька» с опорой на символы:
Сосулька треугольной формы. Она прозрачная, бесцветная. На ощупь сосулька гладкая, холодная. Сосулька ледяная, блестящая, длинная, мокрая. Весной солнце пригревает, сосулька тает и звенит капель.
5. Дидактическая игра «Назови ласково»:
сосулька длинная – длинненькая
снег белый – беленький
лёд холодный – холодненький
ручей быстрый – быстренький
трава зелёная - зелёненькая
6.Физминутка
Шла лугами, шла лесами
Весна в ярком сарафане.
Со всеми говорила,
Всем по ленточке дарила.
Ленты не простые –
Лучи золотые.
Весной солнышко сияет
И всю землю согревает.
7. Индивидуальные рассказы о сосульке.
(4-6 детей)
8. Дидактическая игра «Где сосульки?»
Сосулька висит (где?)- .......................................(на крыше)
Сосулька выглядывает (из – под чего?) - ....................(из-под крыши)
Капает капель (откуда ?) - ..................................(с крыш)
9. Дидактическая игра «Строители» (подбор однокоренных слов)
Весна – веснушка – весенний – веснянка.
Лед – льдинка – ледяной – ледок - ледоход.
Итог:
- Чем занимались?
- Чей рассказ о сосульке понравился? Почему?
- Повторите пословицу:
Длинные сосульки – к долгой весне.
Занятие (РСР).
Тема: «Весна».
Цель: 1. Активизация знаний о весенних изменениях в природе.
2. Подбор прилагательных и действий к предмету.
3. Повторение грамматических категорий.
4. Образование прилагательных уменьшительно - ласкательной форме.
5. Составление рассказа «Весна» по схеме.
Оборудование: план – схема к рассказу «Весна», предметные и сюжетные картинки по теме, картинки для дидактической игры: «Нелепицы», мяч.
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Назови ласково», «Нелепицы»,
дидактические упражнения: «Скажи другими словами», «Подбери признаки», составление рассказа с опорой на план – схему «Весна».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Нелепицы».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Назови ласково»:
мороз – ветер –
лужа – ручей –
проталина – трава –
солнце – сосулька-
снег – почка –
2. Беседа:
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы?
- Какой месяц сейчас?
- Какой по счёту месяц «март»?
- Назовите признаки весны.
- Сейчас – ранняя весна, потому что март – это первый месяц весны, то есть весна только началась.