ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Объясните значение слов: «проталина», «капель»...
3. Дидактическое упражнение «Подбери признаки»
Весна (какая?) – ранняя, теплая, долгожданная.
Небо (какое?) – ясное, лазурное, высокое, голубое.
Снег (какой?) – грязный, рыхлый, мокрый.
Ручьи (какие?) – быстрые, звонкие, веселые.
4. Физминутка
Что ни сутки, по минутке
День длинней – короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняем зиму прочь!
5. Составление рассказа с опорой на план – схему «Весна»
Наступила долгожданная весна. Солнце стало пригревать. День стал длиннее. Небо весеннее, ясное, высокое, голубое. Земля покрыта снегом. Снег грязный, рыхлый, мокрый.
На дорогах проталины, лужи, грязь. Деревья просыпаются после зимнего сна. Медведи,
бурундуки и ежи просыпаются после спячки. Все животные меняют густой зимний мех на
легкий, весенний. Люди одевают легкие куртки, пальто, весенние вязаные шапки, перчатки. Возвращаются перелетные птицы. Весной дети любят хсдить по лужам, пускать кораблики в ручейки.
(Фронтальные рассказы 2 раза. Индивидуальные 3-4 человека)
6. Дидактическая игра: «Нелепицы».
(Что перепутал художник? Почему так не бывает?)
Итог:
- О чём говорили?
- Назовите признаки ранней весны.
- Какой рассказ рассказывали?
- Чей рассказ понравился? Почему?
Занятие (ЛГК).
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме (название перелетных птиц (скворец, грач,
ласточка, кукушка). Особенности внеш. вида, части тела, повадки, питание, место
проживания (гнездо, скворечник). Действия птиц. Признаки по внеш. виду,
окраске. Наречия (быстро, осторожно и т.д.).
2. Закрепить понятие многозначности слов (крыло, хвост).
3. Учить согласовывать существительные с числительными.
4. Употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
5. Закрепить умение образовывать приставочные глаголы.
6. Дополнение предложений. Составление предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы полным предложениями.
7.Учить исправлять деформированные предложения.
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактической игры «Чего не хватает?», «Посчитай в наложении».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Чей клюв?», «Посчитай в наложении», ««Назови ласково».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Чего не хватает?».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Разминка «Скажи наоборот»: высоко, далеко, умный, добрый, узкий, грязный, жадный,
горький, здоровый, старый, белый, медленно, темно, мягко, чисто, весело, холодно, солнечно, мало, тихо, ровно, зима, утро, день, нет, небо, мальчик, мороз.
2. Беседа
- Какое сейчас время года?
– Назовите признаки весны.
- Каких перелетных птиц знаете?
Рассматривание картинок: ( ласточка, соловей, утка, журавль, чайка, жаворонок, дрозд, зяблик, аист, кукушка, лебедь, цапля, трясогузка, иволга, грач, скворец).
- Сравни животных и птиц чем похожи и чем отличаются?(у них есть одинаковые части
тела: голова, туловище, хвост; отличия: у птиц есть крылья, тело птиц покрыто перьями,
а у животных – шерстью, у животных – морда, пасть, а у птиц – клюв и т.д. )
- Какие части тела есть у птиц? (голова, туловище, крылья, лапы, шея, хвост, клюв, глаза).
3. Дидактическая игра: «Чего не стало».
Схема – нет клюва
Схема – нет хвоста
Схема – нет крыльев
Схема – нет крыла
Схема – нет головы
Схема – нет лапы
Схема – нет лапок
Сема – нет туловища
4. Дидактическая игра «Кого не стало?» (по предметным картинкам)
Нет (кого?) – утки, гуся, лебедя, журавля, кукушки, трясогузки, грача, скворца, дрозда, цапли, аиста, иволги и др.
5. Дидактическая игра «Чей клюв?» (с опорой на картинки)
клюв журавля
клюв аиста
клюв грача
клюв соловья
клюв лебедя
клюв утки
клюв гуся
клюв кукушки
6. Сядет тот, кто закончит предложение:
Весной скворец (что сделал? ) -.......................................
Осенью скворец (что сделал?) -.......................................
Скворец к дереву (что сделал?) -.......................................
Скворец в скворечник (что сделал?) -.......................................
Скворец из скворечника (что сделал?) -.......................................
Скворец с дерева (что сделал?) -.......................................
Скворец с земли (что сделал?) -.......................................
7. Составление предложений по опорным словам:
- перелётные, возвращаться
- дерево, гнёздо
- слышать, щебет
8. Исправь деформированные предложения:
- весна, птицы, лететь
- птицы гнёзда вить
- птицы весна весело петь
Итог:
- Ответить кого много (птица, крыло, клюв, лапки, хвосты, голова, глаза, трясогузка, грач, зяблик, жаворонок, скворец, цапля, утка, гусь, лебедь, кукушка, дрозд)
Занятие (
РСР).
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме, познакомить детей с названием инструментов
(рубанок, молоток, гвозди, пила).
2. Учить подбирать родственные слова.
3. Образование существительных уменьшительно - ласкательной форме.
4. Предложные конструкции.
6. Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
Оборудование: серия картинок к рассказу «Скворечник», картинки для игры «Узнай по тени», «Чей домик».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Узнай по тени», «Чей домик», «Строители», «Назови ласково», рассматривание и сравнение гнезда, скворечника, кормушки, составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин, беседа по тексту, индивидуальные рассказы детей.
Развитие психических процессов: дидактические игры: «Узнай по тени», «Чей домик».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Игра «Назови ласково» (с мячом в кругу )
кукушка – кукушечка
журавль – журавлик – журавушка
утка – уточка
лебедь – лебедушка
соловей – соловушка
грач – грачик
цапля – цапелька
трясогузка – трясогузочка
скворец – скворушка
2. Дидактическая игра «Строители»:
Скворец – скворушка, скворчата, скворечник, скворцовый.
3.Беседа:
- Назовите признаки весны.
- Назовите перелётных птиц.
- Чем занимаются птицы, когда возвращаются весной?
- Что вьют птицы весной?
- Кто строит скворечники?
- Для кого строят люди скворечники?
- Для чего птицам нужны скворечники?
4. Рассматривание гнезда, скворечника и кормушки:
сравнение – чем похожи и чем отличаются?
Дидактическая игра «Чей домик».
5. Рассматривание серии картинок «Скворечник».
6. Физминутка
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
7. Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
Скворечник.
Наступила весна. Маша и Вася возвращались из школы. Дети проходили через полянку на которой росли старые берёзы. Дети увидели, что на одной берёзе висит сломанный скворечник. Маша и Вася решили построить новый скворечник. Дети вернулись в школу.
В мастерской они взяли инструменты: рубанок, молоток, гвозди, пила. Скоро новый скворечник был готов. Ребята снова пришли на поляну. Они принесли новый скворечник и лесенку. Вася прислонил лесенку к берёзе и поднялся наверх. Маша подала Васе новый скворечник. Вася прикрепил скворечник к берёзе. Прошло несколько дней и дети заметили, что в новом скворечнике поселились жильцы. Птицы весело пели и были очень довольны. Вася и Маша были счастливы.
8. Беседа по тексту:
- Какое было время года?
- Откуда возвращались дети?
- Что увидели ребята?
- Что решили сделать дети?
- Что делали Маша и Вася в школьной мастерской?
- Какими инструментами пользовались?
- Где прикрепили дети новый скворечник?
- Что заметили ребята через несколько дней?
- Как вели себя птицы? Почему они довольны?
- Почему дети были счастливы?
9. Фронтальный пересказ рассказа «Скворечник».
10. Индивидуальные рассказы детей по серии картинок «Скворечник».
(3-5 детей)
Итог:
- Какой рассказ составляли?
- Чей рассказ понравился? Почему?
Дидактическая игра «Узнай по тени».
Занятие (РСР).
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: 1. Активизация словаря по теме. Уточнение понятий по тексту.
2. Подбор прилагательных и действий к предмету.
3. Учить точно подбирать родственные слова.
4. Образование прилагательных уменьшительно - ласкательной форме.
5. Пересказ рассказа «Журка».
Оборудование: картинки по теме, картинки для игры«Четвёртый - лишний», текст рассказа «Журка».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Четвёртый - лишний», «Строители», «Назови ласково», дидактические упражнения: «Подбери признаки», «Подбери слова -действия», пересказ рассказа «Журка».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Четвёртый - лишний».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактические игры: «Четвёртый - лишний»:
- журавль, аист, заяц, грач;
- петух, ласточка, скворец, лебедь;
- гусь, утка, лебедь, кукушка.
2. Дидактическое упражнение «Подбери признак»:
ласточка (какая?) - ................................
скворец (какой?) - ................................
кукушка (какая?) - ................................
аист (какой?) - ................................
3. Дидактическое упражнение «Подбери действие»:
ласточка (что делает?) - ................................
скворец (что делает?) - ................................
аист (что делает?) - ......................................
птицы (что делают?) - ..................................
4. Дидактическая игра «Назови ласково»:
чёрный – чёрненький;
белый – беленький;
пёстрый – пёстренький;
жёлтый – жёлтенький
серая – серенькая
полосатая – полосатенькая
шумная – шумненькие
быстрый – быстренький
любопытный – любопытненький
весёлая – весёленькая
шустрая – шустренькая
5. Физминутка
К нам из солнечной дали Дети выполняют лёгкий бег по кругу, Возвратились журавли. взмахивая руками, как крыльями.
Будут птицы гнёзда вить, Обхватывают все пальчики одной руки Птенцов будут выводить. ладонью второй руки и шевелят ими.
6. Чтение рассказа «Журка».
Журка.
Ваня нашёл за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог летать. Ваня взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Ваня звал его Журкой. Журка поправился, привык к Ване и стал ходить за ним по двору. весной Журка улетел от Вани.
7. Беседа по вопросам.
- Кого нашёл Ваня?
- Что случилось с журавлём?
- Что сделал Ваня?
- Как закончился рассказ?
- Понравился ли вам рассказ?
8. Индивидуальные пересказы детей «Журка».
(3-5 детей)
Итог:
- Какой рассказ пересказывали?
- Чей рассказ понравился? Почему?
Дидактическая игра «Строители».
Занятие (ЛГК).