ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 567
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Транспорт».
(воздушный, водный)
Цель: 1. Активизировать словарь по теме (наименование транспорта. Группы транспорта
(грузовой, пассажирский - наземный). Детали, части транспорта. Профессии
людей на воздушном, водном транспорте.
2. Употребление множественного числа существительных в Им. и Р.п.
3. Употребление приставочных глаголов.
4. Согласование существительных с числительными (1 – 5).
5. Составление сложных предложений с союзом «ПОТОМУ ЧТО».
Оборудование: предметные картинки по теме, загадки по теме, картинки для дидактических игр: «Чего не хватает?», «Узнай по силуэту».
Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Узнай по силуэту»; дидактические упражнения: «Подбери слова – действия», «Подбери красивые слова», «Посчитай-ка», «Доскажи словечко», «Узнай по детали», «Закончи предложение».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Чего не хватает?», «Узнай по силуэту».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Отгадайте загадки:
- Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет.
(самолёт)
- Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю...
Отправляюсь я в полёт.
Что же это?
(вертолёт)
- Паровоз без колёс,
Вот так чудо паровоз.
Не по рельсам он пошёл –
Прямо по морю пошёл!
(пароход)
2. Беседа:
- назовите отгадки на загадки.
- какой это транспорт?
- назовите воздушный транспорт.
- назовите водный транспорт.
3. Дидактическое упражнение «Назови ласково»:
самолёт – самолётик
пароход - пароходик
вертолёт – вертолётик
лодка – лодочка
катер – катерок
корабль – кораблик
аэробус – аэробусик
ракета - ракетка
4. Дидактическая игра «Чего не хватает?» (по картинкам)
- самолёт ....................... (без крыла);
- вертолёт ...................... (без винта);
- лодка ........................... (без весла);
- катер .............................(без носа);
- корабль..........................(без кормы);
- воздушный шар ...........(без корзины)
5.Физминутка: «Самолёт»:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
6. Дидактическое упражнение: «Подбери слова – действия»:
Самолёт (что делает?)... взлетает, бежит, разгоняется, отрывается, летит, приземляется, едет, гудит.
Корабль (что делает?)...- отходит, плывёт, «идёт», подплывает, пришвартовывается.
7. Дидактическое упражнение: «Подбери красивые слова»:
- Самолёт (какой?) - ..........................
- Лодка (какая?) - .................................
- Ракета (какая?) - .............................
8. Дидактическое упражнение «Посчитай-ка» :
Один самолёт...
Одна лодка....
Один новый катер....
Одна ракета ....
Один воздушный шар ...
9. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»:
- Лодка подплывает к берегу, потому что ...
- Корабль плывёт в море, потому что...
- Пилот спешит, потому что...
Итог.
- Какое упражнение было самым трудным? Почему?
- Какой транспорт нравится больше всего? Почему?
- О каком транспорте говорили?
- Назовите воздушный транспорт.
- Назовите водный транспорт.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту».
Занятие (РСР).
Тема: «Транспорт».
(наземный)
Цель: 1. . Активизировать словарь по теме (наименование транспорта. Группы транспорта
(грузовой, пассажирский - наземный). Детали, части транспорта. Профессии
людей на воздушном, водном транспорте.
2. Закрепление знакомых грамматических категорий.
3. Согласование существительных с глаголами во мн. числе.
4. Употребление наречий (далеко – близко).
5. Пересказ рассказа «Самолет».
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактической игры: «Собери картинку» (самолёт, корабль), рассказ «Самолёт».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Собери картинку», «Один -много», «И это всё», пересказ рассказа «Самолёт».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Собери картинку», «Нелепицы».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Собери картинку» (самолёт, корабль)
- назовите части самолёта;
- назови части корабля;
- чем похожи самолёт и корабль?
2. Беседа:
- Назовите профессии людей, которые встречаются на воздушном транспорте?
(пилоты, стюардессы, штурман, радист, командир корабля)
- Что делают стюардессы?
- Что делают пилоты?
- Что делает радист?
- Что делает штурман?
- Что делает командир?
- Назовите профессии людей, которые встречаются на водном транспорте?
(матросы, капитан, моторист, штурман, механик)
- Что делают матросы?
- Что делает моторист?
- Что делает механик?
- Что делает штурман?
- Что делает капитан?
2. Дидактическое упражнение: «И это всё...»:
самолёт – это всё .....
вертолёт – это всё ....
лодка – это всё .....
катер – это всё ....
корабль – это всё .....
ракета – это всё ....
паром – это всё .....
аэробус – это всё ....
3. Дидактическое упражнение: «Один - много»:
самолёт – много .....
вертолёт – много .....
лодка – много .....
катер – много .....
корабль – много .....
ракета – много .....
паром – много .....
аэробус – много .....
4. Знакомство с рассказом «Самолёт»:
Однажды Валя с родителями собралась в отпуск. Утром они приехали в аэропорт. Вале хотелось поскорее зайти в самолёт, но пришлось подождать. И вот стюардесса пригласила пассажиров подняться по трапу на борт самолёта. В самолёте было два салона. В салоне самолёта кресла расположены рядами. Валя села возле иллюминатора. Вале было хорошо видно, как самолёт разогнался и взлетел. Под крылом самолёта мелькали дома, дороги. самолёт поднялся высоко и Валя увидела пушистые облака и яркое солнце. Вале очень понравилось летать на самолёте.
5. Беседа по рассказу:
- Куда собрались Валя и её родители?
- Кто пригласил пассажиров пройти в самолёт?
- Как поднялись пассажиры в самолёт?
- Сколько салонов было в самолёте?
- Как расположены кресла в самолёте?
- Почему Валя села около иллюминатора?
- Что видела Валя, когда самолёт взлетал?
- Что видела Валя в полёте?
6. Физминутка: «Самолёт»:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
7. Фронтальный пересказ рассказа «Самолёт».
8. Индивидуальные пересказы детьми рассказа «Самолёт».
(4-5 человек).
Итог.
- Чем занимались на занятии?
- Какой рассказ учились пересказывать?
- Чей пересказ понравился? Почему?
Дидактическое упражнение «Нелепицы».
Занятие (ЛГК).
Тема: «Деревья, кустарники».
Цель:
1. . Активизировать словарь по теме (Уточнить названия деревьев, леса и нашего
края, частей дерева. Польза деревьев, их охрана. Различие хвойных и
лиственных деревьев. Понятие «дерево – куст». Их сходства и различия.
Характерные особенности (цвет, форма листьев). Действия – сбрасывают,
облетают, шуршат и т.д.
2. Образование относительных прилагательных (клен – кленовый).
3. Согласование числительных с существительными и прилагательными (5
дубовых листочков).
4. Закрепление умения образовывать существительные уменьшительно –
ласкательной формы.
5. Отрабатывать умение точно употреблять простые и сложные предлоги.
6.Учить подбирать слова - антонимы.
7. Распространение предложений однородными членами.
8. Сложноподчинённые предложения с союзом «А».
Оборудование: предметные картинки по теме.
Методические приёмы: беседа, рассматривание, сравнение, дидактические игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот»; дидактическое упражнение «Скажи какой», «Исправь предложение», «Посчитай-ка».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Исправь предложение», рассматривание, сравнение, выводы.
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Беседа:
- Назови одним словом: береза- тополь- дуб- ива- ель- сосна- все это...
- Назови одним словом: карликовая береза, стланик, шиповник- все это...
- Чем похожи деревья и кустарники?
- Чем отличаются деревья и кустарники?
- Рассматривание:
Части дерева: - корни Части кустарника: - корни
- ствол - стволы
- ветви (крона) - ветви
- листья - листья
- Рассматривание листьев с различных деревьев. Вывод: все листья разные.
- Сравнение обычного листа и хвои.
2. Дидактическая игра: «Назови ласково»:
дуб - дубок
береза - березонька
рябина - рябинка
ель - елочка
яблоня - яблонька
сосна - сосенка
осина – осинка
тополь – тополек
ива – ивушка
лиственница – лиственничка
дерево – деревце
куст – кустик
кустарник - кустарничек
3.Дидактическое упражнение: «Скажи какой»:
лист с дуба...
ветка с ивы...
ствол березы ...
хвоя сосны...
хвоя лиственницы...
лист осины...
лист клёна ......
шишка с ели ............
лист рябины ...........
4. Дидактическое упражнение «Посчитай-ка»:
одна береза...
один высокий тополь...
один зеленый лист...
одна сосновая шишка...
один кленовый лист....
5. Физминутка:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит дуб выносливый
Значит закаленный.
6. Исправь предложение:
На клене желтеют березовые листья.
Летом на деревьях желтеют листья.
На иве появились крупные шишки.
Осенью на деревьях набухают почки.
Из почек появляются клейкие, разноцветные листочки.
Итог.
- О чём сегодня говорили?
- Как надо относиться к деревьям и кустарникам?
- Какая польза людям от деревьев и кустарников?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»:
У берёзы ствол тонкий, а у дуба ....................... .
Сосна высокая, а берёза .....................................
Одна ель старая, а другая ...................................
У тополя лист широкий, а у ивы ........................
У берёзы ствол светлый, а у дуба ствол ................
Занятие (ЛГК).
Тема: «Деревья, кустарники».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме (Уточнить названия деревьев, леса и нашего
края, частей дерева. Польза деревьев, их охрана. Различие хвойных и
лиственных деревьев. Понятие «дерево – куст». Их сходства и различия.
Характерные особенности (цвет, форма листьев). Действия – сбрасывают,
облетают, шуршат и т.д.
2. Образование относительных прилагательных (клен – кленовый)..
3. Согласование числительных с существительными и прилагательными (5
дубовых листочков).
5. Простые предлоги.
6. Антонимы.
7. Распространённые предложения однородными членами.
8. Сложносочинённые предложения с союзом «А».
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактической игры: «С чьей ветки детки», гербарий.
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: Дидактическая игра «Узнай дерево», «С чьей ветки детки»; дидактические упражнения: «Путешествие листа», «Подбери слова - действия», «Подбери слова - признаки», «Строители», «Посчитай-ка».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «С чьей ветки детки».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Разминка: У нас дерево, а в лесу......
У нас сосна, а в лесу....
У нас лист, а в лесу...
У нас клен, а в лесу....
У нас рябина, а в лесу...
У нас береза, а в лесу...
У нас ель, а в лесу...
У нас шишка, а на дереве....
У нас ветка, а на деревьях...
У нас тополь, а в лесу...
2.Беседа:
- Назовите любые деревья.
- Назовите любые кустарники.
- Чем отличаются кустарники от деревьев?
- Чем похожи деревья и кустарники?
(воздушный, водный)
Цель: 1. Активизировать словарь по теме (наименование транспорта. Группы транспорта
(грузовой, пассажирский - наземный). Детали, части транспорта. Профессии
людей на воздушном, водном транспорте.
2. Употребление множественного числа существительных в Им. и Р.п.
3. Употребление приставочных глаголов.
4. Согласование существительных с числительными (1 – 5).
5. Составление сложных предложений с союзом «ПОТОМУ ЧТО».
Оборудование: предметные картинки по теме, загадки по теме, картинки для дидактических игр: «Чего не хватает?», «Узнай по силуэту».
Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Узнай по силуэту»; дидактические упражнения: «Подбери слова – действия», «Подбери красивые слова», «Посчитай-ка», «Доскажи словечко», «Узнай по детали», «Закончи предложение».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Чего не хватает?», «Узнай по силуэту».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Отгадайте загадки:
- Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет.
(самолёт)
- Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю...
Отправляюсь я в полёт.
Что же это?
(вертолёт)
- Паровоз без колёс,
Вот так чудо паровоз.
Не по рельсам он пошёл –
Прямо по морю пошёл!
(пароход)
2. Беседа:
- назовите отгадки на загадки.
- какой это транспорт?
- назовите воздушный транспорт.
- назовите водный транспорт.
3. Дидактическое упражнение «Назови ласково»:
самолёт – самолётик
пароход - пароходик
вертолёт – вертолётик
лодка – лодочка
катер – катерок
корабль – кораблик
аэробус – аэробусик
ракета - ракетка
4. Дидактическая игра «Чего не хватает?» (по картинкам)
- самолёт ....................... (без крыла);
- вертолёт ...................... (без винта);
- лодка ........................... (без весла);
- катер .............................(без носа);
- корабль..........................(без кормы);
- воздушный шар ...........(без корзины)
5.Физминутка: «Самолёт»:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
6. Дидактическое упражнение: «Подбери слова – действия»:
Самолёт (что делает?)... взлетает, бежит, разгоняется, отрывается, летит, приземляется, едет, гудит.
Корабль (что делает?)...- отходит, плывёт, «идёт», подплывает, пришвартовывается.
7. Дидактическое упражнение: «Подбери красивые слова»:
- Самолёт (какой?) - ..........................
- Лодка (какая?) - .................................
- Ракета (какая?) - .............................
8. Дидактическое упражнение «Посчитай-ка» :
Один самолёт...
Одна лодка....
Один новый катер....
Одна ракета ....
Один воздушный шар ...
9. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»:
- Лодка подплывает к берегу, потому что ...
- Корабль плывёт в море, потому что...
- Пилот спешит, потому что...
Итог.
- Какое упражнение было самым трудным? Почему?
- Какой транспорт нравится больше всего? Почему?
- О каком транспорте говорили?
- Назовите воздушный транспорт.
- Назовите водный транспорт.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту».
Занятие (РСР).
Тема: «Транспорт».
(наземный)
Цель: 1. . Активизировать словарь по теме (наименование транспорта. Группы транспорта
(грузовой, пассажирский - наземный). Детали, части транспорта. Профессии
людей на воздушном, водном транспорте.
2. Закрепление знакомых грамматических категорий.
3. Согласование существительных с глаголами во мн. числе.
4. Употребление наречий (далеко – близко).
5. Пересказ рассказа «Самолет».
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактической игры: «Собери картинку» (самолёт, корабль), рассказ «Самолёт».
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Собери картинку», «Один -много», «И это всё», пересказ рассказа «Самолёт».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Собери картинку», «Нелепицы».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Собери картинку» (самолёт, корабль)
- назовите части самолёта;
- назови части корабля;
- чем похожи самолёт и корабль?
2. Беседа:
- Назовите профессии людей, которые встречаются на воздушном транспорте?
(пилоты, стюардессы, штурман, радист, командир корабля)
- Что делают стюардессы?
- Что делают пилоты?
- Что делает радист?
- Что делает штурман?
- Что делает командир?
- Назовите профессии людей, которые встречаются на водном транспорте?
(матросы, капитан, моторист, штурман, механик)
- Что делают матросы?
- Что делает моторист?
- Что делает механик?
- Что делает штурман?
- Что делает капитан?
2. Дидактическое упражнение: «И это всё...»:
самолёт – это всё .....
вертолёт – это всё ....
лодка – это всё .....
катер – это всё ....
корабль – это всё .....
ракета – это всё ....
паром – это всё .....
аэробус – это всё ....
3. Дидактическое упражнение: «Один - много»:
самолёт – много .....
вертолёт – много .....
лодка – много .....
катер – много .....
корабль – много .....
ракета – много .....
паром – много .....
аэробус – много .....
4. Знакомство с рассказом «Самолёт»:
Однажды Валя с родителями собралась в отпуск. Утром они приехали в аэропорт. Вале хотелось поскорее зайти в самолёт, но пришлось подождать. И вот стюардесса пригласила пассажиров подняться по трапу на борт самолёта. В самолёте было два салона. В салоне самолёта кресла расположены рядами. Валя села возле иллюминатора. Вале было хорошо видно, как самолёт разогнался и взлетел. Под крылом самолёта мелькали дома, дороги. самолёт поднялся высоко и Валя увидела пушистые облака и яркое солнце. Вале очень понравилось летать на самолёте.
5. Беседа по рассказу:
- Куда собрались Валя и её родители?
- Кто пригласил пассажиров пройти в самолёт?
- Как поднялись пассажиры в самолёт?
- Сколько салонов было в самолёте?
- Как расположены кресла в самолёте?
- Почему Валя села около иллюминатора?
- Что видела Валя, когда самолёт взлетал?
- Что видела Валя в полёте?
6. Физминутка: «Самолёт»:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
7. Фронтальный пересказ рассказа «Самолёт».
8. Индивидуальные пересказы детьми рассказа «Самолёт».
(4-5 человек).
Итог.
- Чем занимались на занятии?
- Какой рассказ учились пересказывать?
- Чей пересказ понравился? Почему?
Дидактическое упражнение «Нелепицы».
Занятие (ЛГК).
Тема: «Деревья, кустарники».
Цель:
1. . Активизировать словарь по теме (Уточнить названия деревьев, леса и нашего
края, частей дерева. Польза деревьев, их охрана. Различие хвойных и
лиственных деревьев. Понятие «дерево – куст». Их сходства и различия.
Характерные особенности (цвет, форма листьев). Действия – сбрасывают,
облетают, шуршат и т.д.
2. Образование относительных прилагательных (клен – кленовый).
3. Согласование числительных с существительными и прилагательными (5
дубовых листочков).
4. Закрепление умения образовывать существительные уменьшительно –
ласкательной формы.
5. Отрабатывать умение точно употреблять простые и сложные предлоги.
6.Учить подбирать слова - антонимы.
7. Распространение предложений однородными членами.
8. Сложноподчинённые предложения с союзом «А».
Оборудование: предметные картинки по теме.
Методические приёмы: беседа, рассматривание, сравнение, дидактические игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот»; дидактическое упражнение «Скажи какой», «Исправь предложение», «Посчитай-ка».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Исправь предложение», рассматривание, сравнение, выводы.
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Беседа:
- Назови одним словом: береза- тополь- дуб- ива- ель- сосна- все это...
- Назови одним словом: карликовая береза, стланик, шиповник- все это...
- Чем похожи деревья и кустарники?
- Чем отличаются деревья и кустарники?
- Рассматривание:
Части дерева: - корни Части кустарника: - корни
- ствол - стволы
- ветви (крона) - ветви
- листья - листья
- Рассматривание листьев с различных деревьев. Вывод: все листья разные.
- Сравнение обычного листа и хвои.
2. Дидактическая игра: «Назови ласково»:
дуб - дубок
береза - березонька
рябина - рябинка
ель - елочка
яблоня - яблонька
сосна - сосенка
осина – осинка
тополь – тополек
ива – ивушка
лиственница – лиственничка
дерево – деревце
куст – кустик
кустарник - кустарничек
3.Дидактическое упражнение: «Скажи какой»:
лист с дуба...
ветка с ивы...
ствол березы ...
хвоя сосны...
хвоя лиственницы...
лист осины...
лист клёна ......
шишка с ели ............
лист рябины ...........
4. Дидактическое упражнение «Посчитай-ка»:
одна береза...
один высокий тополь...
один зеленый лист...
одна сосновая шишка...
один кленовый лист....
5. Физминутка:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит дуб выносливый
Значит закаленный.
6. Исправь предложение:
На клене желтеют березовые листья.
Летом на деревьях желтеют листья.
На иве появились крупные шишки.
Осенью на деревьях набухают почки.
Из почек появляются клейкие, разноцветные листочки.
Итог.
- О чём сегодня говорили?
- Как надо относиться к деревьям и кустарникам?
- Какая польза людям от деревьев и кустарников?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»:
У берёзы ствол тонкий, а у дуба ....................... .
Сосна высокая, а берёза .....................................
Одна ель старая, а другая ...................................
У тополя лист широкий, а у ивы ........................
У берёзы ствол светлый, а у дуба ствол ................
Занятие (ЛГК).
Тема: «Деревья, кустарники».
Цель: 1. Активизировать словарь по теме (Уточнить названия деревьев, леса и нашего
края, частей дерева. Польза деревьев, их охрана. Различие хвойных и
лиственных деревьев. Понятие «дерево – куст». Их сходства и различия.
Характерные особенности (цвет, форма листьев). Действия – сбрасывают,
облетают, шуршат и т.д.
2. Образование относительных прилагательных (клен – кленовый)..
3. Согласование числительных с существительными и прилагательными (5
дубовых листочков).
5. Простые предлоги.
6. Антонимы.
7. Распространённые предложения однородными членами.
8. Сложносочинённые предложения с союзом «А».
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактической игры: «С чьей ветки детки», гербарий.
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: Дидактическая игра «Узнай дерево», «С чьей ветки детки»; дидактические упражнения: «Путешествие листа», «Подбери слова - действия», «Подбери слова - признаки», «Строители», «Посчитай-ка».
Развитие психических процессов: дидактическая игра: «С чьей ветки детки».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Разминка: У нас дерево, а в лесу......
У нас сосна, а в лесу....
У нас лист, а в лесу...
У нас клен, а в лесу....
У нас рябина, а в лесу...
У нас береза, а в лесу...
У нас ель, а в лесу...
У нас шишка, а на дереве....
У нас ветка, а на деревьях...
У нас тополь, а в лесу...
2.Беседа:
- Назовите любые деревья.
- Назовите любые кустарники.
- Чем отличаются кустарники от деревьев?
- Чем похожи деревья и кустарники?