ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Игры на развитие внимания и памяти: «Запомни, назови, положи» (4 картинки),«Что прибавилось?» (до 8 картинок), «Что с чем поменялось местами?» (8 – 10 картинок).
7. Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений по картинкам.
Дети подарили воспитателю …
Никита купил для игрового уголка цветные …
В океане плавает огромный …
В степи цветут алые …
В поле цветут синие …
Ким ставит под диван комнатные …
В углу плетет паутину …
У Вики новые, фигурные …
Никита ходит на тренировку в …
Зимой надевают шубу и …
8. Выделение звука «К’» из скороговорки «Киска».
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
9. Спряжение по образцу:
кинуть кепку (будущее время)
кипятить кофе в кофейнике (наст время)
10. Звуковой анализ и составление схем слов:
кот кит тик
11. Итог
«ЗВУК «Ы».
Цель: 1. Выделение «Ы» после согласного.
2. Воспроизведение слоговых рядов со звуком «Ы».
Ход занятия:
1. Оргмомент: Выставляются картинки: дубы и березы.
- Какие это деревья ?
- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, зажмите кулаки. Сильный ветер едва , едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «Ы-Ы-Ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: «Ы-Ы-Ы».
2. Выделение звука «Ы» из слов дубы, березы. Сообщение темы занятия.
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Мы его будем обозначить красным прямоугольником, а в каком замке поместим?
4. Воспроизведение звуковых рядов:
ПЫ – ТЫ – КЫ – ХЫ ЫП – ЫТ – ЫК - ЫХ
ТЫ – КЫ – ХЫ – ПЫ ЫТ – ЫК – ЫХ - ЫП
КЫ – ХЫ – ПЫ – ТЫ ЫК – ЫХ – ЫП - ЫТ
ХЫ – ПЫ – ТЫ – КЫ ЫХ – ЫП – ЫТ – ЫК
5. Сюрпризный момент – мышонок «ПЫХ».
Анализ и синтез слогов и слова ПЫХ.
ТЫ, МЫ, КЫ, ХЫ, ПЫ, ПЫХ.
6. Физминутка: «Воробей»
Среди белых голубей (Дети идут по кругу, изображая голубей,
Скачет шустрый воробей. в центре один ребенок – он скачет, как воробей)
Воробушек – пташка, (дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.
Серая рубашка. Воробей пытается вылететь из круга, голуби, взявшись
Откликайся, воробей, за руки, не пускают его)
Вылетай – ка, не робей
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному
Шесть щеглов и голубей, пальчику)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают кулачки)
7. Выделение звука «Ы» в произношении по картинкам.
8. Игра «Телеграф» - деление на слоги.
9. Произношение звука «Ы» в предложениях.
- Расскажите Пыху для чего нужны эти предметы.
10. Игра: «Эхо».
вагон – вагоны, диван, губа, панама, лимон, банан, липа, плита, конфета, дуб, лифт, бант, бинт, клен, кот, кофта,
11. Заучивание скороговорки:
«От топота копыт, пыль по полю летит».
Чуковский «Бармалей».
- Вам знакома эта сказка? Подскажите мне слова:
В Африке …(акулы)
В Африке … (гориллы)
В Африке большие,
Злые…(крокодилы).
12. Итог занятия.
«ЗВУКИ «Ы – И».
Цель: 1. Различение Ы – И на слух и в произношении.
2. Выделение ударных гласных Ы – И после согласных и в конце слова.
3. Звуковой анализ КИТ – ПЫХ.
4. Образование им.падежа множественного числа существительных.
Д/и: «Наоборот», «Эхо».
Ход занятия:
1. Припоминание знакомых гласных.
2. Выделение ударных гласных «ы, и» после согласных в словах: лист, сын, пышка, тихо, мишка, мышь.
3. Произнесение характеристики звуков «ы, и».
4. Воспроизведение слоговых рядов:
пы – ты – кы пи- ти- ки
пы – кы – ты пи- ки- ти
кы – ты – пы ки- ти- пи
кы – пы – ты ки- пи- ти
ты – пы – кы ти- пи- ки
ты – кы – пы ти- ки- пи
5. Игра «Наоборот» - преобразование слов, слогов:
пы пы пы – пи пи пи мы – ми
ты - ны –
кы - вы -
бы - хы –
ды - фы –
быть – бить забить – забыть
вить – выть завить – завыть
нить – ныть пилить – пылить
Определение на слух и в произношении, какой из гласных «ы» или «и» смягчает согласный звуки.
6. Игры «Эхо» - упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных с выделением последнего гласного «ы» или «и».
Мак – маки Бант – банты
кит - лифт –
дыня - книга –
ива - тыква –
ель - индюк –
веник – веники
букет –
венок –
вагон –
лебедь -
7. Физкультминутка по (выбору детей)
8. Различение звуков «ы – и» в произношении и по картинкам:
а) проговаривание слов по картинкам на доске (на панно)
б) игры на развитие внимания и памяти: «Что с чем поменяли местами?», «Что прибавилось?»
в) выделение и отбор картинок на звук «ы», затем на звук «и»
г) составление предложение по отобранным индивидуальным картинкам.
9. Звуковой анализ и сопоставление схем слов (коллективно)
ПЫХ КИТ
10. Итог
«ЗВУК «В».
Цель: 1. Выделение звука перед гласными.
2. Звуковой анализ (ВОТ).
3. Закрепить цвета, оттенки (розовый).
4. Образование прилагательных от существительных (роза-розовый).
5. Образование существительных с ум. -ласкат. Суффиксами (сова – совушка)
Ход занятия:
1. Оргмомент
Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написано: «Де_очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. _аш но_ый з_ук». Вы догадались, какую букву похитила злая Ведьма? Найдем ее.
2. Сообщение темы занятия
Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука в’) В словах бук__а, но_ая, _аша не хватает звука ... (в). Сегодня мы отправимся на поиски звуков в, в
3. Характеристика звуков в, в’ по артикуляционным и акустическим признакам
Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок?
Обозначение звуков в, в’ цветовыми символами
4. Произношение звуков в, в’ в слогах и словах
Кто же нам поможет?
На стол выставляется изображение Волшебницы.
Повернитесь направо. Кого вы увидели? (Волшебницу.) Добрая Волшебница дарит нам цветик-семицветик. На его лепестках написаны имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. (Фиолетовый, малиновый, оранжевый, бордовый, розовый, коричневый, сливовый.)
- Кто же сорвет розовый лепесток?
- А теперь нам поможет Винни-Пух.
- «Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. — Повторите вместе со мной дразнилки и вопилки. Дразнилки: ва-во-вы, ву-ва-во.
А теперь вопилки: вы-ва-во (громко, низким голосом), ви-вя-ве (тихо, тонким голосом), вю-ву-вя-ва (вопросительно).
- Винни-Пух указывает, какой лепесток сорвать.
Малиновый лепесток. А теперь направляемся к Василисе Прекрасной. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете.
-Выставляется картинка с изображением Великана.
-А сейчас откройте глаза. Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:
а) назовите первый звук слова великан',
в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в’.
5. Словообразование
Логопед обращается к детям от имени Великана.
Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соловушка, воробышек, журавушка.)
6. Словотворчество детей
Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь повторите о них чистоговорки. (Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Вей-вей-вей, поет песни соловей. Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.)
- Великан пропускает детей к Василисе Прекрасной. Выставляется картинка с ее изображением.
- Кто это? Какая она? (Дети подбирают прилагательные.)
7. Физминутка
Василиса Прекрасная приглашает детей в сад. Под музыку дети танцуют, выполняют плясовые движения.
8. Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез
Василиса Прекрасная приготовила для вас картинки, в названии которых есть звук «В». Нахождение места звука.
9. Образование прилагательных Василиса Прекрасная предлагает нам соки.
Выставляются муляжи или изображения фруктов: виноград, вишни, мандарины и др.
Витя, какой сок ты выбираешь? (Абрикосовый.) А ты, Аня? (Вишневый.)
Василиса Прекрасная указывает, какой лепесток сорвать. На нем написано: Иван-царевич,
10. Произношение звуков в, в’ в предложениях
Выставляется картинка с изображением Ивана-царевича.
- Кто это? (Иван-царевич.) В каком слове звучит звук в"? (В слове царевич.)
(Невеселый.)
- Спросите у него: «Что, Иван-царевич, невесел, что буйну голову повесил?»
-Дети повторяют вопрос.
Иван-царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю с Царевной-Лягушкой. Назовите дни недели. В названии какого дня есть звук в? (Воскресенье.)
- Что могла делать Царевна-Лягушка в воскресенье? (Она пекла каравай, вышивала рубаху, ткала ковер.) Она дарит нам свой волшебный ковер.
- Дети переходят на ковер.
Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете. А теперь откройте глаза. Что перед нами?
(Ворота.) На воротах висит замок.
11. Звуковой анализ слова «ход».
Чтобы этот замок открылся, надо найти «ключ-звук» и прочитать новое слово. Какой буквы не хватает? (Буквы в.) Если добавить ее к слову ход, то что получится? (Вход.) Ура! Замок открылся! Скажем дружно: «Та-та-та, открывайтесь, ворота!»
Ворота открылись.
12. Развитие фонематических представлений Вспомните слова со звуками в, в’.
13. Восстановление деформированного текста Ведьма говорит, что забыла коротенькое слово-предлог и у нее никак не получаются предложения. Послушайте и исправьте.
- «Ватрушка печется под духовке». (В духовке.)
- «Водитель сидит из машине». (В машине.)
- «Весло лежит под лодке». (В лодке.)
- «Медведь спит к берлоге». (В берлоге.)