Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 805

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66 персонала и управления эффективностью, а также внедрите системы, простые в использовании для сотрудников.
Разработайте многолетнюю стратегию HR-технологий. В современном быстро меняющемся мире HR-технологий важно разработать многолетнюю стратегию, включающую облачные платформы планирования ресурсов предприятия (ERP), приложения, аналитику и ряд инструментов для искусственного интеллекта, управления делами и т. д. решения.
Создайте цифровую HR-команду: выделите команды для изучения новых решений поставщиков и создания других, а также рассмотрите решения ИИ для улучшения предоставления услуг, найма и обучения. В таких компаниях, как RBC и Deutsche Telekom, теперь есть группы цифрового дизайна в отделе кадров, которые работают с ИТ для разработки, создания прототипов и развертывания цифровых приложений.
Организуйте HR в сети экспертов с сильными деловыми
партнерами: переосмыслите свою модель организации HR, чтобы сосредоточить усилия на опыте сотрудников, аналитике, культуре и новом мире обучения. Убедитесь, что эти команды хорошо общаются друг с другом: высокоэффективные HR-команды делятся передовым опытом и знают, что делают другие команды.
Сделайте инновации основной стратегией HR: заставьте себя изобретать и внедрять инновации в практику каждого сотрудника. Многие организации в настоящее время используют новые методы управления эффективностью, основанные на сеансах проектирования и хакатонах.
Исследуйте новые инновации в рекрутинге, включая использование данных для поиска людей, которые напоминают высокоэффективных сотрудников компании.
Возвращайте молодых людей в профессию HR: регулярно переводите людей из бизнеса в HR и обратно, используйте инновационные команды для обратного наставничества старших руководителей и нанимайте новых MBA, чтобы привлечь в профессию людей с аналитическими навыками.
Контрольный показатель: Посетите другие компании, чтобы увидеть, что они делают. HR-команды могут привлекать внешних спикеров, присоединяться к исследовательским программам членства и постоянно искать новые идеи для стимулирования инноваций. Сегодняшние передовые практики основаны на инновационных идеях, разработанных на основе культуры организации и потребностей бизнеса, а не на книгах.
Выводы. Хотя ни одна из прежних обязанностей HR не исчезла, сегодня
HR-отделы вынуждены переписывать правила, изменяя подходы к работе с талантами, от рекрутинга до лидерства и управления эффективностью; экспериментируя с цифровыми приложениями и создавая убедительный опыт сотрудников. Все это должно быть сделано с упором на реорганизацию организации вокруг команд, внедрение аналитики и анализа организационной сети, а также глобальное внимание к разнообразию, культуре, обучению и карьере.
У HR есть важная возможность помочь провести трансформацию в


67 цифровое предприятие. В ближайшие несколько лет HR-команды, использующие цифровые платформы для решения двойной задачи преобразования HR-операций, с одной стороны, и преобразования рабочей силы и способов выполнения работы, с другой, изменят правила игры.
Руководители HR, которые «опираются» на новые технологии, платформы и способы работы, а также изучают и инвестируют в обеспечение гибкости за счет постоянного переосмысления, будут иметь сильные позиции, чтобы влиять на результаты бизнеса и опыт сотрудников.
Список литературы
1. Авдокушин, Е.Ф. Глокализация как объективный процесс и корпоративная стратегия.
Сб.
Глобализация и международная экономическая интеграция
/
Е.Ф. Авдокушин. - Москва. Магистр: ИНФРА-М, 2017. – С. 112-132.
2. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника,
Н. Федоровой. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с. – Пер. изд.: Beck U.
Risikogesellschaft. – Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986.
3. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ. /
Э. Гидденс. - М., 2004. – 120 с.
4. Шестакова Е. В. Цифровые технологии в сфере HR // Шаг в науку. – 2022. – № 1. –
С. 4-11.
УДК 005.96
Сaттaровa Б.Ш.
Ташкентский филиал Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова,
Ташкент, Республика Узбекистан
Sattarova B.Sh.
Tashkent Branch of Plekhanov Russian University of Economics,
Tashkent, Uzbekistan
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И
ПОВЫШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ-
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
REPRODUCTION OF HUMAN RESOURCES AND INCREASE OF
EMPLOYMENT OF THE POPULATION IN THE REGIONS IS A
STRATEGIC PRIORITY OF THE STATE POLICY OF THE
REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Аннотация. Рынок труда Узбекистана эволюционирует под воздействием
политических, экономических и социальных факторов, таких как высокая доля
неформальной и теневой занятости, слабая социальная защищенность безработных, рост
доли граждан, работающих не по специальности, малая мобильность трудовых ресурсов и

68
высокий рост миграции. В настоящее время системная работа по совершенствованию
инфраструктуры рынка труда и нормативно-правовой среды функционирования
способствует последовательному решению накопившихся проблем и формированию новой
модели рынка труда, отвечающей современным потребностям нашего общества.
Ключевые слова: занятость, миграция, стратегия развития, рынок труда,
социальная политика, безработица.
Abstract. The labor market of Uzbekistan is evolving under the influence of political,
economic and social factors such as a high share of informal and shadow employment, weak social
protection of the unemployed, an increase in the share of citizens working outside their specialty,
low mobility of labor resources and a high increase in migration. Currently, systematic work to
improve the infrastructure of the labor market and the regulatory environment of functioning
contributes to the consistent solution of accumulated problems and the formation of a new model of
the labor market that meets the modern needs of our society.
Keywords: employment, migration, development strategy, labor market, social policy,
unemployment.
Постановка
проблемы.
Своеобразие человеческих ресурсов, являющихся одним из основных ресурсов экономики, позволяет наиболее полно отразить основной объект управления социально-экономического развития территорий, регионов и страны в целом, что является одновременно ресурсами для развития экономики и потребителями материальных благ и услуг. Трудовые ресурсы являются ключевыми факторами производства, и все ресурсы, которые его генерируют, играют важную роль в современных процессах либерализации экономики, и их значение в социально- экономическом развитии можно увидеть на микро-, мезомасштабном- и макроуровнях.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В направлении реформирования национальной экономики на основе реализации Стратегии развития нового Узбекистана со стороны правительства приняты действенные меры по либерализации внешнеторговой, налоговой и финансовой политики, поддержке предпринимательства и гарантированию неприкосновенности частной собственности, реализации справедливой социальной политики и развитие человеческого капитала, а также обеспечению ускоренного развития регионов. Государственная политика занятости населения – это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирование мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда [1, с. 188]. Реализация проводимой экономической стратегии региона направлена на статистический анализ занятости и уровня безработицы в Республике Узбекистан, а также на изучение оценки влияния факторов, влияющих на занятость трудовых ресурсов
Республики Узбекистан, с целью выявления наиболее значимых из них.
Устойчивая динамика расходной части Государственного бюджета на социальную сферу в 2022 году направлено 105 503,2 млрд сум (9.3 млрд. дол), или 49,1% от общих расходов Государственного бюджета.


69
На 1 октября 2022 года рынок труда в Узбекистане:
- трудовые ресурсы – 19,5 млн. чел;
- трудоустроены – 13,8 млн.чел (+300 тыс.чел с 1 января 2022 г.);
- уровень занятости – 68%;
- безработица – 8,6 % (-1 % с 1 января 2022 г.);
- численность экономически неактивного населения – 4,3 млн человек.
Ежегодно в трудоспособный возраст вступает более 600 тыс. человек, и интенсивность смены поколений продолжает оставаться высокой (в 2022 г. –
5,1) [2].
Целью исследования является рассмотрение дисбаланса на рынке труда в разрезе регионов, что становится важной проблемой социально- экономического развития, в связи с этим, обеспечение населения стабильными рабочими местами и достойными условиями труда становится актуальным для проведения конкретного анализа по формированию рынка труда в регионах.
Основные результаты исследования. По итогам 2022 года регионом с самым высоким в
Узбекистане уровнем безработицы признана
Кашкадарьинская область. Об этом свидетельствуют расчеты специалистов
Института прогнозирования и макроэкономических исследований. Эксперты составили региональный индекс рынка труда (ИРТ) по Узбекистану, где учитывали такие факторы, как уровень безработицы, количество вакансий и резюме, среднемесячная заработная плата. Кашкадарьинская область оказалась единственным регионом страны, где показатель ИРТ является критически низким. [3] Здесь на одно вакантное место приходится почти 17 соискателей. А зарплата составляет около 1 млн сумов ($88), что гораздо ниже, чем в среднем по республике. В число регионов с низкими значениями индекса рынка труда вошли Джизакская, Самаркандская и Сурхандарьинская области, где, по расчетам экспертов, наблюдается наибольший ажиотаж при поиске работы. В среднем на одну вакансию приходится 17,4 резюме. Уровень безработицы – не ниже 9,3%. В средней группе расположились Бухарская, Андижанская,
Ферганская, Сырдарьинская и Наманганская области. Здесь на одно вакантное место поступает 5,6 резюме, что считается «умеренным предложением труда».
Уровень безработицы не превышает 9,1%. Самый высокий ИРТ по стране зафиксирован в Ташкенте, Ташкентской и Навоийской областях. Здесь уровень безработицы составляет 8,9%, что ниже, чем в среднем по республике. Если говорить о среднемесячной заработной плате, то, по официальным данным, в
2022 году она составила 3,9 млн сумов ($343). Лидерами по данному показателю являются Ташкент и Навоийская область – 6,3 млн ($554) и 5,1 млн
($448) соответственно. В группе аутсайдеров – Ферганская, Наманганская,
Самаркандская, Джизакская, Сурхандарьинская и Кашкадарьинская области, где зарплата не превышает 3 млн. сумов ($260) [4].
Индекс рынка труда позволяет получить необходимую информацию о текущем состоянии рынка труда в регионах представителям государственных органов, непосредственно самим работодателям и соискателям [5]. Так, индекс позволит:


70
- представителям государственных органов – оценить напряженность на рынке труда в разрезе регионов, классифицировать регионы с точки зрения развития рынка труда и принимать своевременные меры по достижению стабильной ситуации;
- работодателям – показать тенденции состояния рынка труда, что позволяет скорректировать стратегию по найму новых сотрудников;
- соискателям – дает возможность выбирать наиболее благоприятный период для поиска предложений, отслеживать динамику спроса, следить за изменением уровня заработной платы. Благодаря оценке ситуации на рынке труда соискатель имеет возможность планировать изменения места или сферы работы с наибольшей выгодой.
В целях внедрения новых действенных механизмов всестороннего содействия повышению занятости и увеличению доходов населения, постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2021 года
№ ПП-5094 утверждена Государственная программа создания новых рабочих мест и содействия занятости населения на 2022 год, по итогам реализации создано более 381 тыс. новых рабочих мест [6]. В этом направлении было открыто 16 моноцентров по обслуживанию безработных, 59 районных и городских центров профессионального обучения, в 136 махаллях созданы специальные места для профессионального обучения.
Актуальным инструментом роста создания рабочих мест являются также целевые внешние заимствования. Например, в конце 2020 года Азиатский банк развития одобрил заѐм в 93 млн долларов на проект по повышению конкурентоспособности в
Узбекистане и стимулирования инклюзивного роста для реализации проекта по развитию квалифицированной рабочей силы в пяти областях: строительство, текстиль и швейные изделия, ИКТ, агробизнес и пищевая промышленность, ремонт и обслуживание техники. Проект предусматривает несколько ключевых этапов развития навыков – от разработки учебных программ до обучения на рабочем месте и трудоустройства для 60 тыс. человек, в том числе 48 тыс. безработных, ищущих работу и
500 человек с ограниченными возможностями [7].
Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан, от 20.07.2022 г. № 2324-IV «Об осуществляемой работе по исполнению программ создания новых рабочих мест и содействия занятости населения в 2022 году» направлено на стимулирование создания рабочих мест и содействие занятости населения, материальная поддержка и социальная защита безработных, содействие гражданам в трудоустройстве за пределами
Республики Узбекистан [8].
Трудовая миграция населения имеет большое значение для страны, она снижает демографическое давление на местные рынки труда и имеет экономические эффекты в виде денежных переводов. Например, по отчету
Всемирного банка «Миграция и развитие», за первые восемь месяцев 2022 года денежные переводы в Узбекистан почти удвоились до $10,6 млрд и на Россию пришлось 80% общего притока (54% в 2021 году). [9] В стране принимается ряд мер по упорядочению процессов трудовой миграции и направлена на


71 сдерживание роста масштабов трудовой миграции, усиление социальной защиты граждан, работающих за пределами своего постоянного места жительства, а также обеспечение надлежащего государственного контроля над миграционными процессами и противодействие незаконной миграции.
Трудовая миграция как экспорт рабочей силы повлияла не только на экономический потенциал республики, но и способствовала росту благосостояния населения по мере реализации действенных мер по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции. Так, например, между профильными ведомствами Республики Узбекистан и
Российской Федерации было заключено соглашение о реализации пилотного проекта по организованному трудоустройству 10 тыс. граждан Узбекистана на строительных работах 21 строительной организации в 10 областях России.
Для обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан, выезжающих на работу за пределы республики, а также вовлечения в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов постановлением Президента Республики Узбекистан от
5 июля 2018 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики
Узбекистан» [10] при Министерстве занятости и трудовых отношений
Республики Узбекистан создан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, для финансирования расходов по:
– оказанию правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, устанавливающих личность, средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;
– созданию в регионах республики и оснащению центров предвыездной адаптации, профессиональной подготовки, обучения и тестирования по знанию иностранных языков, подтверждения профессиональной компетенции граждан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж;
– предоставлению трудовым мигрантам микрозаймов по кредитным линиям, открываемым в коммерческих банках, на оплату расходов, связанных с трудоустройством за пределами Республики Узбекистан и других.
Говоря о перспективах развития социальной и трудовой политики государства, необходимо отметить, что в настоящее время Олий Мажлисом
Республики Узбекистан рассматривается проект закона «О внешней трудовой миграции», который должен комплексно охватить организационно-правовые аспекты трудовой деятельности граждан за пределами страны, а также определить основные направления государственной политики в области внешней трудовой миграции. Также, Министерством занятости при участии международных консультантов МОТ разрабатывается проект Национальной стратегии занятости Узбекистана, определяющей ключевые направления развития страны в сфере поддержки занятости населения. В 2022 год в рамках