Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 802
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 результате. Содержательный аспект отражает конкретные механизмы, формы и методы взаимодействия и определяет его влияние на развитие как единого целого, так и составляющих элементов.
Если количественной характеристикой интеграции выступает динамика многоаспектного взаимодействия территорий, что по сути отражает сближение систем, но не обязательно их интеграцию, то в качественном аспекте интеграция может характеризоваться
«взаимным приспособлением территориально-экономических систем, приводящим в итоге к их сращиванию и формированию единой системы» [2, c. 83]. Именно последняя характеристика интеграции позволяет сочетать в себе одновременно императив повышения конкурентоспособности территориальных систем в условиях внешнего давления и при этом сохранение уникальности составляющих межрегиональной системы.
При этом чисто рыночный подход к межрегиональной интеграции в том виде, как еѐ представляет неоклассическая экономическая школа, в современных условиях усложняется, либо становится невозможным. Практика показала, что традиционные взгляды на межрегиональную интеграцию как на процесс, инициируемый системами центрального и регионального управления, требуют расширения и переосмысления.
Интеграционная политика, как совокупность мер прямого регулирующего воздействия на экономические системы территорий, формирует необходимый, но недостаточный импульс к объединению и взаимодополнению элементов. Ключом к интенсификации интеграционного процесса и изменению его качества выступает «регионализация [как] процесс, включающий серьѐзную неформальную компоненту» [3, c. 9]. Деформализация интеграционного процесса основывается на социальных институтах, формирующихся «в условиях географической, социальной или культурной близости» [3, c. 9-10].
Таким образом, результативность и эффективность объединения порождается дополнительным импульсом «снизу». Без достаточной готовности социально- экономической системы и еѐ составляющих к интеграции управляющее воздействие «сверху» не даѐт должного результата.
Три компонента межрегиональной интеграции – право, экономика, человеческие ресурсы. В формальной плоскости межрегиональная интеграция подразумевает импульс «сверху вниз», обеспечивающий легальный базис для последующего объединения систем. Правовой компонент межрегиональной интеграции создаѐт институциональную основу для облегчения взаимопроникновения и взаимодополнения экономических субъектов.
Экономический компонент формирует базу материальной мотивации к объединению. Действительно, интенсификации экономических взаимодействий не произойдѐт, если их результат не будет выгоден для участников. В этом смысле социально-экономические системы должны обладать достаточным естественным потенциалом взаимодействия на основе горизонтальных связей.
Задаче развития горизонтальных связей между системами подчинены и необходимость развития экономического потенциала, и вопрос формирования соответствующего правового поля.
52
В конечном итоге, реализация интеграционного импульса происходит в трѐх плоскостях – правовой, экономической и социальной, причѐм «социум в целом и личности его составляющие являются одновременно важнейшей движущей силой, объектом и целью интеграционных процессов.
Действительно, объединение экономических пространств и построение нового пространства невозможно без участия человека, его желания, условий для его вовлечения в данный процесс и наличия соответствующих качеств человеческого потенциала. В этом смысле население участвующих в интеграционных процессах территорий выступает одновременно и в качестве объекта, и в качестве субъекта интеграционных процессов; и как ресурс интеграции, и как его главный бенефициар» [4, c. 114].
На характер протекания интеграционных процессов в первую очередь будут влиять качественные характеристики человеческого потенциала территорий. Иными словами, если речь идѐт об интенсификации взаимодействия, вопрос будет заключаться не только в том, какое количество трудоспособного населения может в нѐм участвовать, но в большей степени в том, готовы ли жители территорий интенсифицировать взаимодействие – морально, культурно, а также с точки зрения взаимной востребованности компетенций, которыми они располагают. При этом «общекультурные и профессиональные компетенции оказывают прямое воздействие не только на формирование и развитие интеллектуального капитала, но и на тенденции основных индикаторов состояния микро-, мезо- и макроэкономических систем.
Это проявляется в том, что в результате повышения качества общекультурных и профессиональных компетенций значительным образом снижаются транзакционные издержки по поводу поиска информации, ведения переговоров, заключения контрактов, издержки защиты прав собственности, оппортунистического поведения различных контрагентов» [5, c. 381].
Вышеизложенное позволяет утверждать, что результативность интеграционных процессов напрямую зависит от стратегий взаимодействия систем высшего образования участников интеграции, которые, в свою очередь, должны быть детерминированы сквозь призму достижения необходимых качественных характеристик человеческого потенциала, оптимальных для решения задач объединения их социально-экономических пространств.
Стратегическим источником наращивания горизонтальных связей, таким образом, становится взаимодействие учреждений высшего образования.
Действительно, современный университет формирует качественные характеристики человеческого потенциала территорий, но одновременно и создаѐт предпосылки для трансформации социального пространства.
Университет – это и кузница знаний, и кузница кадров, и одновременно
«зеркало» социально-экономической системы, потому университеты как точка соприкосновения регионов могут и должны становиться фактором формирования «неформального» интеграционного импульса.
Элементы межрегионального межвузовского взаимодействия: взаимодействие академического персонала (педагогическое и научное) через академическую мобильность и взаимодействие студентов (образовательная
53 мобильность, совместные мероприятия). Первый элемент позволяет скоординировать инновационную составляющую интеграции, а также корректировать качественные характеристики человеческого ресурса интеграции. Второй элемент – это стратегическая инвестиция в будущее интеграции. Рост контактов студенческой молодѐжи сегодня – это экономические контакты профессионалов в долгосрочной перспективе (5-10 лет).
Долгосрочная результативность подобных мероприятий слабо поддаѐтся количественной прогнозной оценке, однако с точки зрения формальной логики, очевидно, что установленные личностные контакты студентов – это будущие личностные контакты профессионалов, переходящие в экономическое взаимодействие организаций.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 69
Выводы. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:
Во-первых, качественной характеристикой межрегиональной интеграции выступает взаимное приспособление интегрируемых территориальных систем, тогда как количественная еѐ характеристика – динамика горизонтальных социальных и экономических взаимодействий (точнее, тенденция к росту их числа и масштабов).
Во-вторых, процесс межрегиональной интеграции в современных условиях сочетает в себе два взаимодополняющих импульса: интеграционная политика, или импульс «сверху-вниз» и регионализация социальных институтов, или импульс «снизу-вверх». Интеграционная политика создаѐт правовое поле и экономические условия для объединения территориальных систем, в то время как регионализация социума обеспечивает результативность и эффективность горизонтальных связей.
Наконец, в-третьих, институциональной базой, обеспечивающей регионализацию социума и интенсификацию горизонтальных (в том числе экономических) связей является взаимодействие учреждений высшего образования в формате академической мобильности профессорско- преподавательского состава и, в первую очередь, студентов. Подобное взаимодействие сегодня в долгосрочной перспективе способствует наращиванию объѐмов и динамики экономических связей, а также обеспечивает компетентностную гомогенизацию человеческих ресурсов, обеспечивающих интеграционные процессы.
При этом дальнейшей проработки требуют конкретные формы, способы и механизмы взаимодействия учреждений высшего образования, а также возможный инструментарий их обеспечения со стороны широкого круга стейкхолдеров, включая в первую очередь государство. Решение данного вопроса является перспективным направлением дальнейших исследований.
Список литературы
1. Анохина, М.Е. Развитие экономической интеграции: теория и практика /
М.Е. Анохина, Д. Г. Коростелев // Экономические науки. – 2014. – № 117. – С. 92-99.
2. Горочная,
В.В.
Процессы горизонтальной межрегиональной интеграции:
54 самоорганизующаяся природа, моделирование, оценка / В.В. Горочная // Экономика устойчивого развития. – 2019. – № 4(40). – С. 81-93 3. Арутюнян, Г.Р. Проблематика современной региональной интеграции в оптике теории международной экономической интеграции: СНГ, Россия, Армения / Г.Р. Арутюнян //
Научный потенциал. – 2011. – № 3(4). – С. 5-10 4. Павлыш, Э.В. Взаимообусловленность процессов международной экономической интеграции и формирования человеческого потенциала территории / Э.В. Павлыш,
О.А. Шабалина, А.Г. Давтян // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ.
Минск, 2022. Вып. 15. С. 109–118 5. Кундакчян, Р.М. Проблемы развития человеческого капитала в инновационной экономике / Р.М. Кундакчян // Научные труды Вольного экономического общества
России. – 2015. – Т. 192? № 3. – С. 375-382
УДК 338.1
Паламарчук К.С.
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Palamarchuk K.S.
Don State Technical University,
Rostov-on-Don, Russian Federation
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС
ОРГАНИЗАЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
HUMAN CAPITAL AS AN ECONOMIC RESOURCE OF AN
ORGANIZATION IN THE GLOBAL MARKET
Аннотация. Научная статья освещает проблему управления человеческими
ресурсами в процессе глобализации и развитии внешнеэкономической деятельности.
Приведен обзор научных статей отечественных авторов, а также мнений экспертов по
дальнейшему развитию экономики, проведен анализ уровня человеческого капитала на
международном рынке разделения труда. Именно работа коллектива отражает
серьѐзность фирмы на мировом рынке товаров и услуг.
Ключевые слова:управление ресурсами, человеческий капитал, человеческие ресурсы,
международные экономические отношения, персонал, развитие.
Abstract. The scientific article highlights the problem of human resource management in the
process of globalization and the development of foreign economic activity. The review of scientific
articles of domestic authors, as well as experts' opinions on the further development of the
economy, the analysis of human capital level in the international market division of labor is given.
It is the work of the team that reflects the seriousness of the firm in the global market of goods and
services.
Key words: resource management, human capital, human resources, international economic
relations, personnel, development.
Постановка проблемы. Человеческий капитал стал неотъемлемой частью развития организации. Большинство развитых стран с конца второй
55 мировой войны стали использовать человеческий капитал в качестве главного инструмента развития не только национальной экономики, но и страны в целом. Ежегодно всемирный банк формирует свод индекса развития человеческого капитала по странам и в мире в целом [1].
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Исследования человеческого капитала проводятся с завершения второй мировой войны.
Именно в этот период ученные обнаружили связь между уровнем развития человека и его влияния на хозяйственную деятельность организации.
Полученные знания, опыт и умение их правильно применять в профессиональной деятельности заметно улучшает организационную, производственную и хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Человеческий капитал способствует повышению качества жизни, а также росту производительности государственной экономики.
В процессе эволюции человек создаѐт всѐ более и более удобные инструменты для улучшения и упрощения своей жизни. Но при этом он забывает про существование своего внутреннего «Я». А в свою очередь, за этим
«Я» стоит процесс развития рабочей структуры по всему миру. От продуктивности и качества работы каждого из нас зависит наше будущее.
Знания сегодня особенно создают добавленную стоимость, а человеческий капитал становится основным фактором экономического прогресса.
Цель исследования. Целью исследования является рассмотрение ценности и значимости человеческого капитала на предприятии.
Основные результаты исследования. Человеческий капитал является одним из главных элементов конкурентноустойчивости предприятие, способствуя его инновационной деятельности. Человеческий капитал – это драйвер хозяйственной деятельного любого субъекта и незаменимый источник основного ресурса развития предприятия.
В любой экономической системе совершенствования первоначальных и приобретѐнных возможностей человека к труду содействует повышение эффективности труда, улучшению качества выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
Именно поэтому так важно пополнять все исчерпанные ресурсы каждого работника организационной системы. Ведь именно отсутствие возможности карьерного роста, низкооплачиваемая заработная плата, плотный ненормированный график, нерешѐнные конфликты в коллективе, а также многие другие возможные исходы в фирме приводят к поломке всей экономической системы страны.
Для того чтобы определить роль человеческого капитала в развитии современной экономики необходимо рассмотреть само определение человеческого капитала.
Идея человеческого капитала рассматривалась в работах А. Смита,
Дж. Милля, К. Маркса. А. Смит писал, что повышение производительности труда зависит в первую очередь от повышения изворотливости и умения рабочего, что приобретенные и полезные данные человека стают частью богатства общества. Дж. Милля считает, что в подразднлнние «богатство