Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 817

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

95 3) новые подходы в расчетах коэффициентов индикативной эффективности в управлении смешанного типа для организаций в онлайн формате с применением инсорсинговых/аутсорсинговых бизнес-моделей, формирующих дальнейшие мотивации менеджмента и разделяющих трудовые потоки на их адаптивность к различным стадиям развития рынков и креативной экономики.
Существующие 6 поколений развития вычислительных систем (ЭВМ) каскадных моделей распределительной экономики сетевого типа (электронные лампы, полупроводники, интегральные схемы, микропроцессоры, системы обработки данных, квантовые вычисления оптоэлектронных систем) привели к появлению «экономики знаний», задав тренды созидания и вычленения харизматических ресурсов творческих гениев и продвинутых технократов, обеспечивающих непрерывность трансформации бизнес-процессов в производстве и в сфере услуг. Симбиоз человека и машина становится монадой и кирпичиком философского общества избыточности всего, кроме информации и умения управлять ей качественно, быстро и безопасно, ведущей человечество к новым конфликтам, к космической экспансии и к доминированию в киберсреде. Состоявшаяся за последние 60 лет парадигма развития организаций менеджмента от моноорганизации, дивизиональных и матричных структур к системам развития логистики и сетевым организациям, сетевизации и реинжинирингу бизнес-процессов, к управлению знаниями в онлайн- сообществах и разнообразных организациях электронного бизнеса и электронной коммерции (от систем автоматизации управления до CALS- технологий и облачных вычислений) стала главной основой как для цифровой трансформации глобальных отраслей в достижении целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН), так и для формирования нового качества и требуемых свойств у трудовых ресурсов урбанистического будущего, чей футуризм ведет к сосуществованию живой и неживой материи, человека и киборга в рамках единого производственного цикла [4; 6].
Данные выводы позволяют уже сегодня выделить главные тенденции ожидаемых решений в социуме и на производстве, в классовой сегрегации и в интеллектуальных запросах на профессии новых специальностей Индустрии
4.0. Успешно принявший данные вызовы актор (от государства до МНПО и
ТНК) станет фильтром целого набора кластеров технологий НБИКС и застолбит свои адептам, а правильнее сказать культурным носителям идеологии наступающего века человеко-машин место под Солнцем, и кусок достатка в новых МЭО и в МРТ, и свою компонентную базу выстраивания инфраструктур зон технологического, валютного и военного интегрирования, куда уже начинают стремиться БРИКС, ШОС и ЕАЭС, с одной стороны, а
ВРЭП и АУКУС, с другой [7].
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   69

Список литературы
1. Глазьев С. Битва за лидерство в XXI веке. Россия- США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего-М.: Книжный мир, 2017.-352 с.
2. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие/ М.: ГУ ВШЭ, 2016.-563 с.

96 3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от
07.02.2008 №Пр-212// Российская газета. Федеральный выпуск № 4591 от 16.02.2008 4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество-М.:АСТ, 2004.-602 с.
5. Тоффлер Э. Третья война -М.: АСТ, 2002.- С. 31-34.
6. Мильнер Б.З. Управление знаниями в корпорациях, учеб. пособие – М.: Дело, 2006.-
304 с.
7. Китай – стратегический партнер и ценный сосед. Цивилизационный выбор и современные тренды кооперации: монография/ А.С. Харланов, И.А. Максимцев,
А.А. Бобошко, М.М. Новиков; отв. редактор С.В. Локтионов. - Москва: 2002 .- 190 с.
8. Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта/ Макс Тегмарк; -
Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2019.-560 с.
9. Forbes, январь-март 2023 №-221.
УДК 328.1
Храмцова Ф.И.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь
Khramtsova F.I.
Academy of Public Administration under the President of the Republic of
Belarus,
Minsk, Republic of Belarus
ПОЛИТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА
ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
POLITICAL AND TECHNOLOGICAL COMPONENT OF TRAINING
OF MANAGEMENT STAFF IN THE SYSTEM OF STATE
ADMINISTRATION (BY THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF
BELARUS)
Аннотация. Разработаны методологические основы прикладного политического
анализа как компоненты переподготовки управленческих кадров государственного
управления (на материалах Республики Беларусь). Раскрыт дидактический феномен
политического анализа и прогнозирования как целесообразности целей, принципов, методов,
структуры, технологий. Изложены актуальные аспекты прикладного политического
анализа и прогнозирования в системе государственного управления в условиях гибридной
войны, санкционного давления в отношении Союзного государства. Обоснованы
предложения как итог научных исследований автора в НИИ ТПГУ
1
о необходимости
совершенствования дидактики политического анализа и прогнозирования в переподготовке
кадров органов государственного управления.
1
НИИ ТПГУ – научно-исследовательский институт Теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Автор данной работы - главный научный сотрудник Центра исследований государственного управления и общественного развития (НИР 2022). НИР 2022 «Разработать комплекс мер по реализации социального потенциала молодежи в целях укрепления общественно-политической стабильности в Республике Беларусь».


97
Ключевые слова. Переподготовка кадров, государственное управление, прикладной
политический анализ, структура политического анализа, политическое прогнозирование,
конституционная модернизация, технологии политического анализа и прогнозирования.
Abstract.
The methodological foundations of applied political analysis have been developed
as a component of the retraining of managerial personnel in public administration (based on the
materials of the Republic of Belarus). The didactic phenomenon of political analysis and
forecasting as the expediency of goals, principles, methods, structure, technologies is revealed. The
topical aspects of applied political analysis and forecasting in the system of public administration
in the context of a hybrid war, sanctions pressure against the Union State are outlined.
Substantiated are the proposals as a result of the author's scientific research at the Research
Institute of TPGU on the need to improve the didactics of political analysis and forecasting in the
retraining of public administration personnel.
Keywords. Retraining of personnel, public administration, applied political analysis,
structure of political analysis, political forecasting, constitutional modernization, technologies of
political analysis and forecasting.
Постановка проблемы. Фундаментальная роль информации как источника и продукта нового знания для принятия политических решений на всех этапах общественно-исторического развития всегда влияла на уровень жизнеспособности общества и государства. В условиях глобализации информационного общества наряду с традиционными ресурсами капитал, рабочая сила, энергия главным ресурсом всех сфер становится информация, сублимирующая совокупный потенциал традиционных ресурсов и генерирующая изменения на основе анализа и прогнозирования [1].
Главным аргументом актуальности анализа и прогнозирования в системе политического управления в управлении в XXI веке является «закон веерных трансформаций» П. Друкера: «Изменениями нельзя управлять, но их можно опережать» [2]. Это особенно востребовано в условиях, когда скорость цифрового потенциала превосходит темпы роста мировых ресурсов: капитал, труд, энергия (по Э.Тоффлеру) [3] В сфере политического управления технологии анализа и прогнозирования – есть базовая компонента механизма разработки и принятия стратегического решения в политико-управленческом цикле. Факторный анализ проблемы актуальности технологий анализа и прогнозирования в политическом управлении - выявляет детерминантную триаду внешних угроз безопасности, независимости и суверенитету Беларуси, стратегического партнера России.
1. Геополитический фактор глобального противоборства за передел мира
(Россия, Китай, США) предопределяет местоположение Беларуси как последнего бастиона в Евроазиатском регионе на пути к России. Информация становится не только главным ресурсом мировой экономики, но и главным орудием, триггером реверсов информационной войны в отношении Беларуси.
2. Фактор гибридной войны, санкционного давления в отношении
Беларуси, реверсивных информационных угроз, дестабилизации, трансферта цветных революций, попыток мятежа извне.
3. Фактор провокаций, срыва стратегии глубинной интеграции государств-участников Союзного государства.


98
Вместе с тем политическая воля и ответственность национальных лидеров Беларуси и России обеспечили эффективную реализацию 28-и союзнических экономических программ (утв. 10.11.2021) по итогам 2022 года в области импортозамещения, единой научно-технологической политики и обеспечения оборонного потенциала Союзного государства. Разработка совместных экономических программ на уровне Правительств Беларуси и
России, Совета Министров Союзного государства является наглядным примером применения политического анализа и прогнозирования в политическом управлении по согласованию, сближению национальных интересов Беларуси и России. В частности, на 2023 год в Казани запланирован
X форум регионов Беларуси и России. Президент Республики Беларусь подчеркивает факторную роль интеграции государств-участников Союзного государства: «Сохраняя суверенитет, надо сделать максимум по единению с
Россией» [4].
Анализ предыдущих исследований и публикаций. При такой постановке проблемы актуальна эффективная переподготовка управленческих кадров, обладающих технологиями разработки и принятия политических решений, знаниями, навыками их применения в информационно-аналитической и прогностической деятельности в органах государственного управления. В этой связи дисциплина «Технологии анализа и прогнозирования в политическом
управлении» в переподготовке управленческих кадров в Академии управления при Президенте Республики Беларусь опирается на методологию государственного управления и дидактику изучения анализа и прогнозирования, которые означают следующие дефиниции:
- междисциплинарная прикладная отрасль политической науки;
- учебная дисциплина переподготовки по специальности 1-26 01 81
«Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления»;
- практика информационно-аналитической деятельности в системе органов государственного управления.
Фундаментальным понятием понятийно-категориального аппарата учебной дисциплины является «политическое управление». Сущность понятия термина «политическое управление» обозначает публичную форму властных отношений акторов межсубъектного взаимодействия представительных органов легитимной власти, гражданского общества, в целях разработки, принятия и реализации политических решений (стратегий, государственных программ, законов, иных правовых актов) на долгосрочную перспективу, обязательной силы на территории государства.
Политическое управление как ведущая категория политического анализа
– есть многогранный феномен политической науки и практики, обозначающий:
1) стратегический уровень системы государственного управления, осуществляемый исполнительной властью как административного уровня реализации политических решений (по В.Козбаненко).
2) широкий формат, многоплановый способ управления обществом, частью базиса которого является государственное управление как воздействие


99 на политическую систему, политические процессы и отношения, урегулирование политических интересов субъектов на принципах диалога, права, консенсуса; обеспечения социальной стабильности, динамичного развития и экономического роста [1].
3) целостная система публичного управления взаимодействия объектов и субъектов (народ, политические лидеры, политические институты и организации) на основе информационного обмена и политических коммуникаций.
Отсюда важный вывод, инструментально-технологическим элементом механизма политического управления по подготовке, разработке, принятию и реализации политических решений является политический анализ и на его основе обоснование и формулировка прогноза.
Этимология исходной дефиниции понятия «анализ» («analysis», греч.) дословно означает «разложение», «расчленение». В общем значении «анализ» понимается как метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные элементы. В «Философском энциклопедическом словаре» анализ рассматривается как особая «процедура мыслительного, а также реального расчленения предмета, явления, процесса, свойств предмета (признаки, свойства, отношения). Процедурой обратной методу анализу, является синтез элементов в единое целое как новый продукт познавательной и практической деятельности. Процедуры анализа являются составной частью исследования и образуют первую стадию познания, как переход от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, причинно-следственных взаимосвязей.
В науке выделяют два вида «анализа»: 1) субстратно-компонентный;
2) атрибутивно-реляционный. Субстратно-компонентный анализ - когнитивно- мыслительное, экспериментальное расчленение целого объекта на элементарные единицы, выявление структур, фиксацию базовых элементов, отношений на уровне субстрата как части данной системы. Под атрибутивно- регуляционным видом «анализа» выступает выделение общих и особенных свойств предметов, элементов, отношений со-функциональности. Сторонники структурно-функционального подхода, рассматривают феномен как единую логику и определенную совокупность процедур анализа объекта, подсистем, компонентов, как специальных, так и общих функций в целях преодоления проблемных зон функционирования «субстрата» при помощи экспертных рекомендаций (по Э.Дюркгейму).
На рубеже XX – XXI веков политико-управленческие науки обогатили потенциал управления концепциями «нового государственного управления
(менеджмента)», «электронного правительства», «публичной политики», теориями «сетей», «нейролингвистики», неоинституциональными подходами, другими парадигмами [4]. Необходимость научной рефлексии как глубокого осмысления политико-административных реформ потребовало новый уровень концептов политического анализа, методов и технологий. Ввиду «осмысления перехода от государственного администрирования к государственному менеджменту» [5].