Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 820

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100
Политический анализ – есть многоуровневая, междисциплинарная, системная дисциплина, синтезирующая теоретические и прикладные знания в разработку исследовательских политологических, управленческих программ, нацеленных на решение как познавательных, так и практических задач, на достижение результата; требующего особого стиля мышления экстернально- генеративного типа. Особое значение в парадигме политико-управленческого анализа имеет выработка государственных и иных решений общественных проблем, оценка их эффективности в современных конкурентных условиях мирового и национального развития.
Раскроем исходные иноязычные дефиниции политического анализа:

«political analysis» (англ.) - изучение собственно политической сферы как совокупность отношений между индивидами и группами по поводу распределения власти.

«роliсу analysis» - выработка политического курса, стратегии действий для решения определенной проблемы с использованием властных ресурсов.

«public policy» - сфера политического управления, подконтрольной общественности.
Политический анализ в ряду с административным управлением, государственным управлением, политическим менеджментом, политической психологией отличает концентрация парадигмальных, полипарадигмальных, метапарадигмальных, теоретико-методологических подходов, методического инструментария, лимит времени, выработка знания, прогноза, решения.
Политический анализ – есть прикладная дисциплина политической науки, на основе поиска информации, синтеза эмпирических данных посредством использования теоретических моделей с целью решения способов проблемы общественной значимости (по А.С. Ахременко).
Политический анализ – выявление латентных состояний политических процессов разного уровня, решение политически релевантных, общественно значимых проблем на уровне задач акторов (по Н.А. Антонович).
Прикладной политический анализ (далее – ППА) включает технологии политико-управленческой деятельности; междисциплинарные методы измерения социально-политических процессов, отношений, методики оценки результатов политики, эффективности системы государственного управления, практики эффективного применения. Одной из целей анализа является преобразование информации с целью получения нового знания в целях решения политической, социальной, управленческой проблемы. Функции политического анализа имплицитны природе, назначению политического управления. Универсальными функциями анализа понимаются следующие: диагностико-оценочная, политико-прикладная, прогностическая, научно- познавательная. Выделим специальные функции политического анализа как интегральной части политического управления:
• поисково-аналитическая: сбор, обработка информации;
• интерпретативная: суждения о фактах, событиях, отношении на основе выявления причинно-следственных взаимосвязей;


101
• прогностическая (вероятностные предположения последствий)
• проектная (сценарные варианты политических решений - ПР);
• информационная (информирование акторов о состоянии объектов
ППА, аргументация оснований для принятия ПР):
• реализационно-внедренческая (мониторинг реализации ПР).
На основе ряда ведущих положений теории политического управления сформулируем ведущие принципы политического анализа:
- научности (междисциплинарная опора на положения, закономерности парадигмальных, полипарадигмальных, метапарадигмальных, теоретико- методологических подходов высокого политико-эвристического потенциала);
- концептуализации оригинальных идей в конструкты политических решений, с учетом баланса интересов, запросов, ожиданий социальных групп, проектной перспективы реализации решений, информационного обеспечения во всех сегментах политического управления на принципах обратных связей;
- релевантности методико-технологического аппарата исследования, диагностического инструментария, эмпирической апробированности с учетом специфики объекта, предмета, - для конструирования политических решений как продукта ППА;
- конструктивно-конвергентной валидности целесообразных методик, их соответствия объективной реальности, подтверждаемое перепроверкой совпадений полученных данных по аналогичным критериям, коррелирующих между собой как эффективно работающая обоснованность инструментария на уровне индикатора прогностической валидности в отдаленной перспективе;
- технологизации ППА как последовательного алгоритма выполнения одиннадцати фаз: от определения, постановки и формулирования проблемы анализа; процедура политического анализа на основе инструментария; анализ результатов политики; анализ рисков; политическое прогнозирование; политические рекомендации и консультирование; принятие политического решения; социальный мониторинг решения; политическая экспертиза; до завершающей фазы оценки эффективности политического анализа;
- императива мышления экстернально-генеративного типа аналитиков, экспертов, групп советников, медиа-пресс-служб, референтов сопровождения политических решений, способных экстраполировать политические ценности, идеологию государства в ментальный базис рекомендаций;
- институционализации статуса политического решения как процедуры его наделения юридической силой закона, в соответствии с которым субъект политического анализа приобретает компетенцию в сфере мониторинговой деятельности, экспертного сопровождения и корригирования политического решения в ходе реализации.
Структура политического анализа включает компоненты: 1) анализ сложившейся политической ситуации; 2) прогноз относительно ее развития,
3) принятие компетентных политических решений (по К.В. Симонову).
Политический анализ – совокупность средств, методов синтезирования информации (новое знание об объекте) для определения формата политических решений и составления прогнозов в отношении будущих потребностей акторов


102
(по В. Вильямсу). В процессуальном отношении в структуре ППА выделяют три взаимосвязанных блока:
1) теоретический (анализ состояния исследования проблемы в науке, разработка концепции и программы ППА);
2) методологический (подбор методов, инструментария ППА);
3) прикладной (эмпирическое исследование состояния проблемы, сбор информационного массива, новое знание, прогноз, рекомендации).
Отсюда вывод, политический анализ – совокупность универсальных методов и частных прикладных методик, знание и владение навыками которых позволяет аналитикам вскрывать механизм любого политического явления и процесса» и вырабатывать релевантные решения. Следовательно, ППА – это самостоятельная междисциплинарная дисциплина политологии, исследующая закономерности, принципы, методы, типологии, средства решения задач общественной значимости, поставленных актором текущего политического процесса и требующих их выполнения в предельно сжатые сроки (по
Дж.Мангейму, Р.Ричу, Л.Палу).
Политическое прогнозирование в структуре политического анализа понимается как синтез информации для обоснования перспектив будущего.
Этимология термина «прогноз» (греч.) дословно означает «предузнавание, предвидение, предсказание». Широкое значение термина «прогноз» трактуется как обоснованное суждение, вывод, предположение о будущем, вероятностного характера (прогнозы астрологии, экспертов экономики, динамики валютных курсов, спадов на рынках, метеорологии, др.). В сфере управления политическое прогнозирование означает вероятностное суждение, научно доказанное, эмпирически подтвержденное, о возможных состояниях, сценариях развития политических систем, политических процессов, субъектов политики в будущем, тенденциях общественно-политического развития, геополитических, региональных, национальных политических процессов.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   69

Основные результаты исследования. Разработаны авторские типологии классификаций
технологий
ППА,
основанием
которой является прогнозируемый результат в целях разработки, принятию, имплементации политических решений: технологии генерации нового знания на основе сбора информации, данных; логики этапов цикла, в виде концептов ППА и способов решения; технологии постановки общественной значимой проблемы; технологии разработки методологии и программы исследования, определение, выбор методико-технологического инструментария; технологии проектирования вариативных политических решений: технологии разработки рекомендаций по принятию решений; технологии институционализации политического решения; технологии сопровождения политического решения и мониторинга; технологии оценивания результатов политического решения.
Классификация технологий ППА по ведущему методу:
маркетинговые технологии; технологии реализации кадровой политики;

103 коммуникационные технологии; технологии регулирования и разрешения политических конфликтов; технологии ведения политических переговоров; технологии формирования политического имиджа; технологии лоббирования; избирательные технологии; технологии политического прогнозирования.
Классификация технологий ППА по факторному влиянию внешней среды как угрозы конституционному строю, информационной безопасности, правам и свободам гражданина: технологии политического анализа обеспечения информационной безопасности; технологии политического анализа «цветных революций» как инструмента их предотвращения: технологии политического анализа интернет-сообществ как инструмента регулирования информационной политики; технологии политического анализа избирательных кампаний как средства реализации активной представительной демократии.
Выводы. Таким образом, с учетом развернутой силами НАТО гибридной войны и санкционного давления на Беларусь и Россию, государств-участников
Союзного государства, возрастает политико-прикладное значение дисциплины
«Технологии анализа и прогнозирования в политическом управлении».
Методология переподготовки управленческих кадров призвана обеспечить триаду формирования теоретических знаний, практического усвоения технологий ППА и методик политического прогнозирования в ходе выездных занятий на базе ведущих фабрик политической мысли. Главными критериями усвоения дидактических единиц, профессиональных компетенций являются: способность идентифицировать социально-политические проблемы, разрабатывать адекватные способы их решения, генерировать знания в политическом управлении в целях принятия государственно- консолидированных политических решений с широким участием институтов гражданского общества.
Список литературы
1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах
24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 80 с.
2. Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: – М.: Издательский дом
«Вильямс», 2004. – 272 с.
3. Тоффлер, А. Футурошок.: Пер. с англ.: - СПб., 1997. - 464 с.
4. Храмцова, Ф.И. Трансформационно-опережающее государственное управление как фактор национальной безопасности / Ф.И. Храмцова // Проблемы управления. Минск,
2022. № 1 (83). – С. 100-104.
5. Туронок, С. Г. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие /
С. Г. Туронок. – М. : Юрайт, 2017. – 291 с.


104
УДК 130(2) +316.6+355.4
Шабанов Л.В.
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск
национальной гвардии Российской Федерации,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Shabanov L.V.
St. Petersburg Military Institute of National Guard of Russian Federation,
St. Petersburg, Russian Federation
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЦЕЛИ НА
ПЕРЕВОД СИСТЕМЫ «ОБЩЕСТВО – ЛИЧНОСТЬ» В СИСТЕМУ
«СОЦИАЦИЯ – ИНДИВИД»
ANALYTICAL POSSIBILITIES OF FORECASTING TERRORIST
ACTIVITY AS A GOAL FOR THE TRANSFER OF THE «SOCIETY –
PERSONALITY» SYSTEM TO THE «SOCIALIZATION –
INDIVIDUAL» SYSTEM
Аннотация. в статье анализируется феномен терроризма; автор рассматривает
это явление, исходя из факта уже сложившейся современной социально-политической
ситуации,
как
развернувшейся
информационно-психологической
операции
террористического воздействия на отдельного гражданина, так и реально
разворачивающейся системе «управляемого террора» на территории Русского мира. В
статье показаны цели и инструменты «выключения» субъекта и актора политического
действия для перевода его иррациональное поведение типа «стимул –> реакция».
Ключевые слова: терроризм, субъект, траект, абъект, объект.
Abstract. The article analyzes the phenomenon of terrorism; the author considers this
phenomenon based on the fact of the current socio-political situation, both the unfolding
information and psychological operation of terrorist influence on an individual citizen, and the
unfolding system of "controlled terror" on the territory of Russia. The article shows the goals and
tools of "turning off" the subject and the actor of political action to translate his irrational behavior
of the type "stimulus –> reaction".
Keywords: terrorism, subject, traject, abject, object.
Постановка проблемы. Терроризм определяется как специфическое политическое явление, направленное на осуществление давления на властные структуры государства в условиях мирного времени (или в контексте войны –
против некомбатантов, включая пленных и заложников). Любое управление в настоящее время уязвимо именно перед непрогнозируемым спорадическим проявлением насилия ради насилия.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В условиях современного уже не геополитического, но глобального противостояния военно-политических блоков – терроризм осуществляется путѐм создания в