Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 834
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выгоды сотрудника от выполняемой им работы, иными словами, это заработная плата. В свою очередь, каждая заработная плата состоит и постоянного и переменного показателя. Постоянный показатель – это та часть заработной платы, установленная трудовым договором, то есть оклад. Переменный показатель
139 включается в материальную мотивацию и имеет с ней прямую зависимость.
Чем выше производительность труда сотрудника – тем выше переменный показатель заработной платы. К переменным показателям относятся:
1. Проценты.
Такой показатель предполагает дополнительную выплату за каждый проданный сотрудником товар, предоставленную услугу, что способствует повышению у работника желания работать больше.
2. Бонусы, премии и надбавки.
Такой показатель мотивации используется в нескольких случаях.
Например, когда сотрудник обладает каким-либо особым навыком, и его увольнение из организации будет ощутимо, или когда работник проявляет большую активность, чем остальной штат – экономит ресурсы организации, выполняет рабочий план быстрее и качественнее и так далее.
Важно отметить, что для материальной мотивации необходимо установить определенные детализированные нормы и планы выполнения каждого вида работ и каждого показателя результативности, на которые смогут ориентироваться и к которым будут стремиться сотрудники. Также важным является установка периодов, за которые нужно выполнить производственный план [2].
Однако бывают случаи, когда материальной выгоды для сотрудника недостаточно. В таком случае руководство организации может ввести нематериальную мотивационную систему. Нематериальная мотивация – вид мотивации, при которой сотрудник получает от организации неденежные бонусы:
1. Вещественные бонусы, например, бесплатные обеды во время рабочего дня или билеты от организации на какие-либо культурные мероприятия – театр, кино и так далее. Еще одним примером вещественного бонуса можно назвать пользование услугами, товарами партнеров или самой организации бесплатно.
В Сбербанке каждый сотрудник может бесплатно пользоваться всеми сервисами, предоставляемыми компанией – Сбермаркет, подписка на онлайн кинотеатр и многое другое.
2. Социальные гарантии, льготы. К ним можно отнести страховки, бесплатное медицинское обслуживание, предоставление транспорта в течение рабочего дня.
3. Возможность путешествовать, работая в разных филиалах организации или же предоставление организацией путевок в санатории и лагеря.
4. Проведение различных корпоративных мероприятий для сплочений коллектива – проведение соревнований, общий выезд на отдых, на природу.
Все это способствует поднятию боевого духа коллектива и налаживанию рабочего микроклимата, что также способствует повышению производительности организации.
5. Предоставление возможности горизонтального и вертикального карьерного роста, а также поддержка связи сотрудника и руководства [1; 2].
Таких бонусов может быть много. Перечисленные выше виды мотивации относятся к прямой мотивации. Выделяют также косвенную мотивацию. К
140 такой мотивации относят бонусы, которые направлены не на сотрудника, а на его семью:
- путевки на базы отдыха, в лагеря и санатории для детей;
- льготные места в детских садах;
- подарки для детей на праздники, например, Новый год
- и т.д.
Еще одним видом мотивационной системы называют систему штрафов.
Многие организации в большинстве случаев злоупотребляют данной системой, и в результате наблюдается анти-эффект – сотрудники начинают отлынивать от работы, выполнять ее некачественно и неэффективно, а в крайнем случае штат сокращается. Однако не использовать эту мотивационную систему совсем тоже не стоит. Помимо пряника, иногда стоит применить и кнут. Можно выделить два вида штрафов:
1. Денежные штрафы.
Например, за нарушение правил организации, за невыполнение рабочего плана, норм, стандартов на определенный период времени, за некачественную работу и так далее.
2. Неденежные штрафы.
Как пример, к неденежным штрафам можно отнести дополнительные часы за плохо выполненную работу или нарушение правил.
Используя мотивационную систему штрафов, у руководства есть возможность отслеживать, контролировать и управлять деятельностью персонала, находить ошибки в исполнении собственной работы [3].
Так при использовании перечисленных видов мотивационных систем организация сможет воспитать усердных, конкурентоспособных сотрудников с благоприятным климатом в коллективе и высоким командным духом.
Использование позитивных мотивационных систем – возможность карьерного роста, страховые и медицинские льготы, бонусы и премии, повысит моральную составляющую сотрудника, его привязанность к организации, а также сформирует положительное мнение о самой организации. Как следствие уменьшится текучка кадров в штате организации и уменьшиться необходимость в подборе новых специалистов, а значит сократятся затраты отдела по подбору персонала.
Необходимо не забывать и об оценке результатов внедренной мотивационной системы.
Отслеживание динамики показателей работоспособности персонала поможет сформулировать выводы о качестве разработанной системы, найти и устранить ошибки, а также выявить сотрудников, чья производственная деятельность никак не изменилась с введением системы. Это значит, что сотрудник отказывается меняться и развиваться вне зависимости от применяемой мотивации. От подобных сотрудников необходимо избавляться [4].
Выводы: Таким образом, организация должна грамотно подойти к разработке своей индивидуальной мотивационной системы, беря в расчет предпочтения каждого сотрудника и адаптируя ее под особенности организации и рабочий микроклимат. Идеальная мотивационная система
141 представляет собой сбалансированный и модернизированный набор различных видов мотивации, не злоупотребляя материальной или отрицательной мотивацией, в виде системы штрафов.
Список литературы
1. Главное о мотивации персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/management/glavnoe-o-motivatsii-personala-chto-eto-takoe-i-kak- mozhno-motivirovat-sotrudnikov/
2. Канищева, Н. А. Актуальные стратегии управления человеческими ресурсами в условиях кризиса в России / Н. А. Канищева, М. И. Шатохина // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами :
Материалы VI Международной научно-практической конференции, Донецк, 08 апреля
2020 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2020. – С.
212-219.
3. Мотивация персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit- it.ru/terms/trud/motivatsiya_personala.html
4. Мотивация персонала: как получить максимум эффективности от каждого сотрудника
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Понятие и виды мотивации https://bitcop.ru/blog/motivacija-personala-kak-poluchit-maksimum-jeffektivnosti
5. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах /
Самоукина Н.В. Русская школа управления, 2019. – С. 250
УДК 332.12
Карпенко Е.В.
ГБОУВО «Донецкое высшее общевойсковое командное училище»,
г. Донецк, Донецкая Народная Республика, Российская Федерация
Karpenko E.V.
"Donetsk Higher Combined Arms Command School",
Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА КАК ОДНОГО ИЗ
ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ
ГОРОДОВ
RESEARCH OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF
TERRITORIAL MARKETING AS ONE OF THE TOOLS OF
ECONOMIC DEVELOPMENT OF SMALL TOWNS
Аннотация. Принят подход к исследованию теоретических основ такого направления
в маркетинге как «территориальный маркетинг». В статье рассмотрен маркетинг
территории как современный инструмент для экономического развития «малых городов». А
также рассмотрены операционные цели территориального маркетинга.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, малый город, экономическое
развитие, региональный маркетинг, имидж территории.
Annotation. An approach to the study of the theoretical foundations of such a direction in
marketing as "territorial marketing" has been adopted. The article considers territory marketing as
142
a modern tool for the economic development of "small towns". The operational objectives of
territorial marketing are also considered.
Keywords: territorial marketing, small town, economic development, regional marketing,
image of the territory.
Постановка
проблемы.
Актуальность вопроса социально- экономического развития территорий растет в связи с тем, что в практике развития муниципальных образований редко применяются принципиально новые методы, которые нацелены на их всестороннее развитие с учетом изменившихся условий совместного проживания людей в рамках одной ограниченной территории.
Во многих зарубежных и отечественных научных исследованиях большое внимание уделяется такому направлению в маркетинге, как территориальный маркетинг. Почти во всех стратегиях социально-экономического развития городов (территорий) определяется целевая группа и вырабатывается комплекс мероприятий по продвижению конкретной территории на рынке, а также по привлечению потребителей и инвесторов.
На данный момент времени большинство городов Донецкой Народной
Республики представляют категорию «малые города», поэтому такое направление как территориальный маркетинг является актуальным для научных исследований.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Наибольший вклад в становление теории территориального маркетинга внесли С.Н. Андреев,
Е.Г. Анимица,
И. Арженовский,
Д.Т. Бэйли,
С. В. Ворд,
H. Вуд,
А.Л. Гапоненко,
Е.П. Голубков,
А.Г. Гранберг,
Ф. Котлер,
А. Лавров,
А.П. Панкрухин, И. Рейн, Т.В. Сачук, В. Сурнин, А.И. Татаркин, Д. Хайдер,
В.П. Чичканов, Д. Эшворд, и др.
В России в современное время ученые уделяли много внимания вопросам городской идентичности, брендинга территории, а также развитию городов.
Проблемные вопросы стратегического управления муниципальных образований раскрыты в трудах: Авциновой А.А., Зыковой Н.В., Зеленской Т.В.
А вопросами стратегии территориального маркетинга в муниципальном управлении занимаются Визгалов Д.В., Воронин В.Г., Важенина И.С.,
Дубейковский В., Климов Д.В., Панкрухин А.П., Пфайфер М.Р. и др.
Цель
исследования
– обобщить теоретические аспекты территориального маркетинга как одного из инструментов экономического развития малых городов Донецкой Народной Республики.
Основные результаты исследования. Так, что же собой представляет территориальный маркетинг?
А. Дефнер и Т. Метаксас дали такое определение территориальному маркетингу «…является стратегическим процессом, способствующим городскому/региональному развитию и конкурентоспособности городов/регионов. Маркетинг места может эффективно работать посредством продвижения и поддержки имиджа места, за счет местных отличительных характеристик места» [1]. Д. Гайнанов, Л. Мигранова и Л. Сайфуллина
143 считают, что территориальный маркетинг состоит в выявлении и формировании конкурентных преимуществ определенной территории в восприятии еѐ целевых аудиторий, а также удовлетворении их потребностей
[2]. А. Панкрухин считает, что территориальный маркетинг представляет собой более полное и комплексное понятие, которое включает в себя в качестве составных элементов маркетинг территорий и маркетинг на территории
(региональный маркетинг) (рис. 1).
Основная цель территориального маркетинга – воздействовать на мнения, установки и методы поведения внутренних и внешних групп потребителей путем формирования соответствующих средств и инструментов стимулирования обменных отношений. Самое главное для территории – привлечь как можно больше потребителей, чтобы максимизировать свою прибыль. Важнейшие цели территориального маркетинга, помимо общего подхода, можно представить в виде трех стратегических целей [4]:
1. Моделирование положительного имиджа региона, местных территорий
(городов);
2. Улучшение и расширение привлекательности позиций конкурирующих городов, районов и т.д.;
Разработка и обоснование услуг, предоставляемых государственными учреждениями, где сложно пользоваться хозяйствующим субъектам и жителям.
Рис. 1 – Территориальный маркетинг [3]
Достижение основных целей территориального маркетинга связано с реализацией более конкретных целей, которые являются целями конкретных проектов и программ. Среди них можно указать операционные цели
Территориальный маркетинг - маркетинговая деятельность в интересах территории, еѐ внутренних агентов и внешних субъектов, которых целесообразно привлекать для территориального развития
Маркетинг территорий - маркетинговая деятельность, в рамках которой объектом притяжения внимания и продвижения выступает территория, осуществляемая как внутри, так и за пределами, нацеленная на использование конкурентных преимуществ определенной территории, в интересах еѐ внутренних и внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована
Маркетинг на территории
(региональный маркетинг) - уровень и характеристики развития маркетинговых отношений субъектов внутри территории по поводу конкретных товаров и услуг
139 включается в материальную мотивацию и имеет с ней прямую зависимость.
Чем выше производительность труда сотрудника – тем выше переменный показатель заработной платы. К переменным показателям относятся:
1. Проценты.
Такой показатель предполагает дополнительную выплату за каждый проданный сотрудником товар, предоставленную услугу, что способствует повышению у работника желания работать больше.
2. Бонусы, премии и надбавки.
Такой показатель мотивации используется в нескольких случаях.
Например, когда сотрудник обладает каким-либо особым навыком, и его увольнение из организации будет ощутимо, или когда работник проявляет большую активность, чем остальной штат – экономит ресурсы организации, выполняет рабочий план быстрее и качественнее и так далее.
Важно отметить, что для материальной мотивации необходимо установить определенные детализированные нормы и планы выполнения каждого вида работ и каждого показателя результативности, на которые смогут ориентироваться и к которым будут стремиться сотрудники. Также важным является установка периодов, за которые нужно выполнить производственный план [2].
Однако бывают случаи, когда материальной выгоды для сотрудника недостаточно. В таком случае руководство организации может ввести нематериальную мотивационную систему. Нематериальная мотивация – вид мотивации, при которой сотрудник получает от организации неденежные бонусы:
1. Вещественные бонусы, например, бесплатные обеды во время рабочего дня или билеты от организации на какие-либо культурные мероприятия – театр, кино и так далее. Еще одним примером вещественного бонуса можно назвать пользование услугами, товарами партнеров или самой организации бесплатно.
В Сбербанке каждый сотрудник может бесплатно пользоваться всеми сервисами, предоставляемыми компанией – Сбермаркет, подписка на онлайн кинотеатр и многое другое.
2. Социальные гарантии, льготы. К ним можно отнести страховки, бесплатное медицинское обслуживание, предоставление транспорта в течение рабочего дня.
3. Возможность путешествовать, работая в разных филиалах организации или же предоставление организацией путевок в санатории и лагеря.
4. Проведение различных корпоративных мероприятий для сплочений коллектива – проведение соревнований, общий выезд на отдых, на природу.
Все это способствует поднятию боевого духа коллектива и налаживанию рабочего микроклимата, что также способствует повышению производительности организации.
5. Предоставление возможности горизонтального и вертикального карьерного роста, а также поддержка связи сотрудника и руководства [1; 2].
Таких бонусов может быть много. Перечисленные выше виды мотивации относятся к прямой мотивации. Выделяют также косвенную мотивацию. К
140 такой мотивации относят бонусы, которые направлены не на сотрудника, а на его семью:
- путевки на базы отдыха, в лагеря и санатории для детей;
- льготные места в детских садах;
- подарки для детей на праздники, например, Новый год
- и т.д.
Еще одним видом мотивационной системы называют систему штрафов.
Многие организации в большинстве случаев злоупотребляют данной системой, и в результате наблюдается анти-эффект – сотрудники начинают отлынивать от работы, выполнять ее некачественно и неэффективно, а в крайнем случае штат сокращается. Однако не использовать эту мотивационную систему совсем тоже не стоит. Помимо пряника, иногда стоит применить и кнут. Можно выделить два вида штрафов:
1. Денежные штрафы.
Например, за нарушение правил организации, за невыполнение рабочего плана, норм, стандартов на определенный период времени, за некачественную работу и так далее.
2. Неденежные штрафы.
Как пример, к неденежным штрафам можно отнести дополнительные часы за плохо выполненную работу или нарушение правил.
Используя мотивационную систему штрафов, у руководства есть возможность отслеживать, контролировать и управлять деятельностью персонала, находить ошибки в исполнении собственной работы [3].
Так при использовании перечисленных видов мотивационных систем организация сможет воспитать усердных, конкурентоспособных сотрудников с благоприятным климатом в коллективе и высоким командным духом.
Использование позитивных мотивационных систем – возможность карьерного роста, страховые и медицинские льготы, бонусы и премии, повысит моральную составляющую сотрудника, его привязанность к организации, а также сформирует положительное мнение о самой организации. Как следствие уменьшится текучка кадров в штате организации и уменьшиться необходимость в подборе новых специалистов, а значит сократятся затраты отдела по подбору персонала.
Необходимо не забывать и об оценке результатов внедренной мотивационной системы.
Отслеживание динамики показателей работоспособности персонала поможет сформулировать выводы о качестве разработанной системы, найти и устранить ошибки, а также выявить сотрудников, чья производственная деятельность никак не изменилась с введением системы. Это значит, что сотрудник отказывается меняться и развиваться вне зависимости от применяемой мотивации. От подобных сотрудников необходимо избавляться [4].
Выводы: Таким образом, организация должна грамотно подойти к разработке своей индивидуальной мотивационной системы, беря в расчет предпочтения каждого сотрудника и адаптируя ее под особенности организации и рабочий микроклимат. Идеальная мотивационная система
141 представляет собой сбалансированный и модернизированный набор различных видов мотивации, не злоупотребляя материальной или отрицательной мотивацией, в виде системы штрафов.
Список литературы
1. Главное о мотивации персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/management/glavnoe-o-motivatsii-personala-chto-eto-takoe-i-kak- mozhno-motivirovat-sotrudnikov/
2. Канищева, Н. А. Актуальные стратегии управления человеческими ресурсами в условиях кризиса в России / Н. А. Канищева, М. И. Шатохина // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами :
Материалы VI Международной научно-практической конференции, Донецк, 08 апреля
2020 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2020. – С.
212-219.
3. Мотивация персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit- it.ru/terms/trud/motivatsiya_personala.html
4. Мотивация персонала: как получить максимум эффективности от каждого сотрудника
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Понятие и виды мотивации https://bitcop.ru/blog/motivacija-personala-kak-poluchit-maksimum-jeffektivnosti
5. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах /
Самоукина Н.В. Русская школа управления, 2019. – С. 250
УДК 332.12
Карпенко Е.В.
ГБОУВО «Донецкое высшее общевойсковое командное училище»,
г. Донецк, Донецкая Народная Республика, Российская Федерация
Karpenko E.V.
"Donetsk Higher Combined Arms Command School",
Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА КАК ОДНОГО ИЗ
ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ
ГОРОДОВ
RESEARCH OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF
TERRITORIAL MARKETING AS ONE OF THE TOOLS OF
ECONOMIC DEVELOPMENT OF SMALL TOWNS
Аннотация. Принят подход к исследованию теоретических основ такого направления
в маркетинге как «территориальный маркетинг». В статье рассмотрен маркетинг
территории как современный инструмент для экономического развития «малых городов». А
также рассмотрены операционные цели территориального маркетинга.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, малый город, экономическое
развитие, региональный маркетинг, имидж территории.
Annotation. An approach to the study of the theoretical foundations of such a direction in
marketing as "territorial marketing" has been adopted. The article considers territory marketing as
142
a modern tool for the economic development of "small towns". The operational objectives of
territorial marketing are also considered.
Keywords: territorial marketing, small town, economic development, regional marketing,
image of the territory.
Постановка
проблемы.
Актуальность вопроса социально- экономического развития территорий растет в связи с тем, что в практике развития муниципальных образований редко применяются принципиально новые методы, которые нацелены на их всестороннее развитие с учетом изменившихся условий совместного проживания людей в рамках одной ограниченной территории.
Во многих зарубежных и отечественных научных исследованиях большое внимание уделяется такому направлению в маркетинге, как территориальный маркетинг. Почти во всех стратегиях социально-экономического развития городов (территорий) определяется целевая группа и вырабатывается комплекс мероприятий по продвижению конкретной территории на рынке, а также по привлечению потребителей и инвесторов.
На данный момент времени большинство городов Донецкой Народной
Республики представляют категорию «малые города», поэтому такое направление как территориальный маркетинг является актуальным для научных исследований.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Наибольший вклад в становление теории территориального маркетинга внесли С.Н. Андреев,
Е.Г. Анимица,
И. Арженовский,
Д.Т. Бэйли,
С. В. Ворд,
H. Вуд,
А.Л. Гапоненко,
Е.П. Голубков,
А.Г. Гранберг,
Ф. Котлер,
А. Лавров,
А.П. Панкрухин, И. Рейн, Т.В. Сачук, В. Сурнин, А.И. Татаркин, Д. Хайдер,
В.П. Чичканов, Д. Эшворд, и др.
В России в современное время ученые уделяли много внимания вопросам городской идентичности, брендинга территории, а также развитию городов.
Проблемные вопросы стратегического управления муниципальных образований раскрыты в трудах: Авциновой А.А., Зыковой Н.В., Зеленской Т.В.
А вопросами стратегии территориального маркетинга в муниципальном управлении занимаются Визгалов Д.В., Воронин В.Г., Важенина И.С.,
Дубейковский В., Климов Д.В., Панкрухин А.П., Пфайфер М.Р. и др.
Цель
исследования
– обобщить теоретические аспекты территориального маркетинга как одного из инструментов экономического развития малых городов Донецкой Народной Республики.
Основные результаты исследования. Так, что же собой представляет территориальный маркетинг?
А. Дефнер и Т. Метаксас дали такое определение территориальному маркетингу «…является стратегическим процессом, способствующим городскому/региональному развитию и конкурентоспособности городов/регионов. Маркетинг места может эффективно работать посредством продвижения и поддержки имиджа места, за счет местных отличительных характеристик места» [1]. Д. Гайнанов, Л. Мигранова и Л. Сайфуллина
143 считают, что территориальный маркетинг состоит в выявлении и формировании конкурентных преимуществ определенной территории в восприятии еѐ целевых аудиторий, а также удовлетворении их потребностей
[2]. А. Панкрухин считает, что территориальный маркетинг представляет собой более полное и комплексное понятие, которое включает в себя в качестве составных элементов маркетинг территорий и маркетинг на территории
(региональный маркетинг) (рис. 1).
Основная цель территориального маркетинга – воздействовать на мнения, установки и методы поведения внутренних и внешних групп потребителей путем формирования соответствующих средств и инструментов стимулирования обменных отношений. Самое главное для территории – привлечь как можно больше потребителей, чтобы максимизировать свою прибыль. Важнейшие цели территориального маркетинга, помимо общего подхода, можно представить в виде трех стратегических целей [4]:
1. Моделирование положительного имиджа региона, местных территорий
(городов);
2. Улучшение и расширение привлекательности позиций конкурирующих городов, районов и т.д.;
Разработка и обоснование услуг, предоставляемых государственными учреждениями, где сложно пользоваться хозяйствующим субъектам и жителям.
Рис. 1 – Территориальный маркетинг [3]
Достижение основных целей территориального маркетинга связано с реализацией более конкретных целей, которые являются целями конкретных проектов и программ. Среди них можно указать операционные цели
Территориальный маркетинг - маркетинговая деятельность в интересах территории, еѐ внутренних агентов и внешних субъектов, которых целесообразно привлекать для территориального развития
Маркетинг территорий - маркетинговая деятельность, в рамках которой объектом притяжения внимания и продвижения выступает территория, осуществляемая как внутри, так и за пределами, нацеленная на использование конкурентных преимуществ определенной территории, в интересах еѐ внутренних и внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована
Маркетинг на территории
(региональный маркетинг) - уровень и характеристики развития маркетинговых отношений субъектов внутри территории по поводу конкретных товаров и услуг