Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 799
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 330.342
Гончарук А.Ю., Горощенко В.В.
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»,
Донецк, Российская Федерация
Goncharuk A.Y., Goroshchenko V.V.
Donetsk National Technical University,
Donetsk, Russian Federation
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
IMPROVING THE MECHANISM OF SOCIAL POLICY IN THE
SPHERE OF HEALTH SERVICES
Аннотация. В статье рассматривается эффективность функционирования
предприятий обусловленных влиянием не только экономических, но и социальных процессов,
протекающих в среде предприятия. Главным ресурсом хозяйствующих субъектов является
мотивированный, лояльный персонал, удовлетворенный качеством трудовой жизни.
Предпосылками обеспечения таких условий является формирование социальной политики
предприятия.
33
Ключевые слова: социальная политика, лояльность персонала, удовлетворенность
трудом, качество трудовой жизни, предприятие.
Abstract. The article discusses the efficiency of the functioning of enterprises due to the
influence of not only economic, but also social processes occurring in the environment of the
enterprise. The main resource of business entities is motivated, loyal staff, satisfied with the quality
of working life. The prerequisites for ensuring such conditions is the formation of the social policy
of the enterprise.
Keywords: social policy, staff loyalty, job satisfaction, quality of working life, enterprise.
Постановка проблемы. Социальная политика играет важную роль в достижении и поддержании конкурентоспособности предприятия, формировании его положительного делового имиджа, эффективной и слаженной деятельности персонала. Формирование социальной политики должно быть основано на принципах, учитывать факторы влияния и другие особенности реализации социальных программ и мероприятий. Для определения эффективности социальной политики должны применяться инструменты ее оценки, что особенно важно в такой сфере общественной жизни как здравоохранение.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Данной тематике уделяют внимание многие авторы. В частности вопросы корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнеса отражены в работах Мазурик О.В., Милоенко Е.В., Тричегруба Е.Л., Шипитько А.Б., вопросам формирования социальной политики и функционирования механизмов социального партнерства посвящены труды Балтачеевой Н.А.,
Башмакова В.И., Кирильцева В.Т., Погосяна В.С. и др.
Цель исследования. Целью исследования является рассмотрение теоретических основ формирования социальной политики и анализ практических аспектов ее реализации в сфере здравоохранения.
Основные результаты исследования. Социальная политика в целом и социальная политика предприятия в частности базируются на таких общечеловеческих философских ценностях как право на жизнь, свобода, равенство, отсутствие дискриминации, справедливость, солидарность, социальная ответственность [1, 2]. В социальной деятельности предприятия в сфере здравоохранения общие установки социальной политики конкретизируются применительно к специфическим условиям трудового коллектива.
Основу современного подхода к пониманию социальной политики предприятия заложил в 1953 г. американский экономист Г. Боуэн. В своей работе «Социальная ответственность бизнесмена», он впервые дал определение социальной ответственности бизнеса как обязательству предпринимателей придерживаться такой политики, принимать такие решения и придерживаться таких линий поведения, которые являются наиболее желательными с точки зрения целей и ценностей общества [3, с.127].
Важная роль формирования и развития социальной политики предприятий обусловлена теми результатами, которые она позволяет получить:
34 1. производством качественных товаров и услуг;
2. созданием хорошо оплачиваемых рабочих мест, финансовой поддержкой государственной социальной инфраструктуры;
3. внедрением социальных программ, влияющих непосредственно на сферы деятельности предприятия, в соответствии с их стратегическими интересами с целью повышения эффективности деятельности в долгосрочной перспективе;
4. улучшением имиджа, повышением инвестиционной привлекательности, маркетинговой эффективности, конструктивности взаимоотношений с государством, обществом, работниками;
5. сокращением конфликтов и улучшением социально- психологического климата в коллективе;
6. повышением лояльности сотрудников и привлечением новых работников.
Главной целью социальной политики предприятия является реализация концепции достойного труда и повышение качества трудовой жизни [4].
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач (рис. 1.).
Рис. 1. Цель и задачи социальной политики предприятия
Социальные цели предприятия должны предполагать определение ориентиров и направленности социальных процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни работников, удовлетворением их социальных потребностей и интересов. Их достижение возможно путем решения проблем
обеспечение достойного труда и повышение
качества трудовой жизни
создание нормальных условий труда и отдыха для работников обеспечение безопасности работников на производстве, в быту, местах отдыха укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни сотрудников
Цель
социальной
политики
предприятия
сохранение экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны) выстраивание отношений с партнерами и потребителями обеспечение справедливой оплаты труда
Задачи социальной политики предприятия
35 материального благосостояния, социальной поддержки и защиты персонала.
Задачи социальной политики определяются совокупностью факторов, характеризующих предприятие и особенности его внутренней и внешней среды[5].
Оценочные показатели социальной политики отражают уровень социальной активности в рамках принятой оценочной системы. Любая система оценок социальной политики предприятия представляется соотнесением социальной активности с результатами реализации основных принципов социальной ответственности в отдельной организации, отрасли, регионе.
Чаще всего при оценке уровня социальной политики предприятия применяют разделение показателей на три группы: экономические; экологические и социальные.
Наиболее применяемой методикой оценки социальных инвестиций является методика, предложенная российскими авторами Е. А. Бюллером, Л. Т.
Тлехурай-Берзеговой и А. П. Баховой [6]. Согласно данной методике, показатели качественной оценки социальных инвестиций предлагается сгруппировать по 3 критериям и 11 элементам, табл. 1.
Таблица 1
Критерии качественной оценки социальных инвестиций
Группы оценивания
Критерии качественной оценки социальных инвестиций
Институциональное оформление социальной политики наличие специального документа, в котором определена социальная политика предприятия; наличие специального подразделения, которое отвечает за реализацию социальных программ предприятия; закрепление основных положений социальной политики в коллективном договоре
Система учета социальных программ и мер по их реализации наличие ежегодных финансовых отчетов, составленных в соответствии с международными стандартами; внедрение международных стандартов социальной ответственности; оценка эффективности социальных инвестиций (обеспечение обратной связи между инвесторами и реципиентом социальных инвестиций); примеры социальных программ
Комплексность процесса социального инвестирования развитие персонала предприятия; здравоохранение и трудовая деятельность персонала; природоохранная деятельность и ресурсосбережение; поддержание добросовестной деловой практики
Кроме качественных показателей, в методике используются также количественные индексы: индекс удельных социальных инвестиций, характеризующий сумму социальных инвестиций в расчете на одного работника, доля социальных инвестиций в суммарном объеме продаж.
В табл. 2 приведены ориентированные показатели социальной политики в сфере взаимоотношения с персоналом.
36
Таблица 2
Показатели социальной политики в сфере взаимоотношения с персоналом
Параметр
Показатели
Показатели структуры, динамики, движения персонала
1. численность персонала (категории, пол, возраст, образование, инвалидность, местное население);
2. состав руководства (пол, возраст, образование и т.д.);
3. коэффициенты движения трудовых ресурсов;
4.случаи дискриминации и реакция на них
Заработная плата, коллективные договоры и социальная защищенность, участие в профсоюзах
1. уровень заработной платы, темпы ее роста;
2. тип занятости;
3. наличие трудовых договоров, коллективного договора;
4. перечень льгот, доплат (по видам занятости);
5. наличие социального пакета, обязательное и добровольное социальное страхование;
6. минимальный период предупреждения персонала об изменениях в деятельности предприятия;
7. количество членов профсоюзов;
8. случаи нарушения прав человека
Образование и развитие человеческого ресурса
1. количество программ образования, повышение квалификации, переквалификации, стажировки;
2. среднее количество времени обучения на работника (по категориям, возрасту, полу);
3. количество лиц, прослушавших лекции, тренинги и т.п.
Охрана труда, управление профессиональными рисками
1. численность занятых во вредных и опасных условиях труда;
2. частота и тяжесть производственного травматизма и профзаболеваемости;
3. количество дней нетрудоспособности;
4. наличие программ по здравоохранению, медицинские осмотры;
5. профилактические мероприятия по снижению профессиональных рисков
В сфере здравоохранения вопросам социальной политики уделяется большое внимание. На протяжении ряда последних лет намечена тенденция к увеличению медицинских работников, имеющих квалификационные категории.
Считаем целесообразным мероприятием в рамках совершенствования социальной политики предложить создание онлайн платформы для развития персонала, которая позволит:
- создавать и импортировать обучающий контент: создание тестов и опросников, обучающих и информационных страниц, специализированных и общеобразовательных курсов или программ обучения с использованием встроенных редакторов;
- дистанционно управлять процессом обучения: формировать списки заданий в индивидуальном или групповом формате, включая в них различные материалы (тесты, рекомендованные книги или специальные программы обучения);
37
- объективно оценивать персонал по результатам обучения: использовать инструменты общего и индивидуального тестирования для всесторонней оценки полученных знаний.
С помощью отчетов в системе дистанционного обучения руководство сможет анализировать результативность курсов. На основании этой оценки работник сможет получить поощрение, а также будет рассмотрена возможность дальнейшего карьерного роста.
Выводы. Грамотно сформированная социальная политика предприятия выступает в качестве важной предпосылки эффективной деятельности предприятия и поддержания его конкурентоспособности [7]. Дистанционное оценивание знаний позволит более рационально использовать время на проверку знаний медицинских работников, а также обеспечит прозрачность и объективность оценивания. Такая система позволит создать большую базу знаний для развития персонала, которая даст возможность всесторонне развивать работника, эффективно управлять данным процессом и при этом экономить средства.
Список литературы
1. Погосян, М. С. Социальные программы в социальной политике организаций /
М. С. Погосян // Социально-политические науки. – 2012. – № 1. – С. 168-171.
2. Кондаурова, И. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения : учеб. Пособие
/ И.А. Кондаурова, В.В. Горощенко : под. Ред. И.А. Кондауровой. – Dusseldorf : LAP
LAMBERT Academic Publishing is managed by OmniScriptum Management GmbH,
2018.-551c.
3. Bowen, H. R. Social responsibilities of the businessman / H. R. Bowen. – New York:
Harper&Row, 44. – 1953. – 348 p.
4. Лукьянченко, Н. Д. Достойный труд – основа благосостояния человека и его развития /
Н. Д. Лукьянченко,
Т. В. Филахтова
//
Вестник
Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2016. – № 4. – С. 167-176.
5. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика
/
А. А.
Литвинюк.
– Люберцы: Юрайт, 2016. – 398 с.
6. Бюллер, Е. А. Современный взгляд на инновационное управление персоналом /
Е. А.
Бюллер,
Л. Т. Тлехурай-Берзегова,
А. П. Бахова
//
Экономика и предпринимательство. – 2017. - № 12 (ч.1). – С. 38-44.
7. Горощенко, В.В. Особенности проектного управления в сфере HR / В.В. Горощенко //
Фотинские чтения – 2021: Сб. матер. VIII Междунар. науч-практич. конф. приуроченной к 70-летию ИМИ - ИжГТУ. – Ижевск: ИжГТУ, 2022. С. 93-98.
38
УДК
331.5(470.55)
Зиновьева Е.Г.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический
университет имени Г.И. Носова»,
Магнитогорск, Российская Федерация
Zinovyeva E.G.
Nosov Magnitogorsk State Technical University,
Magnitogorsk, Russian Federation
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА ГОРОДА
МАГНИТОГОРСКА
MONITORING THE STATE OF THE LABOR MARKET OF THE
CITY OF MAGNITOGORSK
Аннотация. Полученные результаты анализа состояния рынка труда города
Магнитогорска за 2020 – октябрь 2022 гг. позволили выявить высокую степень его
чувствительности к изменению факторов внешней среды, оказывающих значительное
влияние на его функционирование. Это подтвердилось выявленной динамикой показателей
его состояния в 2020 году на фоне сложившейся неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, вызванной пандемией Covid-19 и сопровождающейся общей приостановкой
экономической деятельности предприятий и организаций не только на территории города,
но и региона и страны в целом, что в свою очередь стало основной причиной увеличения
числа регистрируемых безработных граждан и, соответственно, роста уровня
безработицы на муниципальном рынке труда. В частности, это наглядно демонстрируют
высокие значения численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей
работы, составившей 15 154 чел., численности состоящих на учете на конец периода
безработных граждан – 12 728 чел., уровня регистрируемой безработицы – 2,73% и
напряженности на рынке труда, вызванной сокращение потребности в рабочей силе и
ростом числа безработных – 1,8 незанятых / 1 вакансии.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, безработные, рабочая сила.
Abstract. The obtained results of the analysis of the state of the Magnitogorsk labor market
for 2020 – october 2022 revealed a high degree of its sensitivity to changes in environmental
factors that have a significant impact on its functioning. This was confirmed by the revealed
dynamics of his condition indicators in 2020 against the background of the current unfavorable
epidemiological situation caused by the Covid-19 pandemic and accompanied by a general
suspension of economic activity of enterprises and organizations not only in the city, but also in the
region and the country as a whole, which in turn became the main reason for the increase in the
number of registered unemployed citizens and, accordingly,, an increase in the unemployment rate
in the municipal labor market. In particular, this is clearly demonstrated by the high values of the
number of citizens who applied for assistance in finding a suitable job, which amounted to 15,154
people, the number of unemployed citizens registered at the end of the period – 12,728 people, the
level of registered unemployment – 2.73% and the tension in the labor market caused by a
reduction in the need for labor and an increase in the number of unemployed – 1.8 unemployed / 1
vacancy.
Keywords: labor market, employment, unemployed, labor force.
39
Постановка проблемы. Необходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства и его территорий на современном этапе, характеризующемся усилением влияния внешних и внутренних угроз, определяет значимость направлений государственной политики в области регулирования основных сфер экономики. При этом особую значимость государственное участие приобретает в сфере регулирования рынка труда, что объясняется его ключевой ролью в обеспечении устойчивого экономического роста как государства в целом, так и его территорий.
В то же время, несмотря на значимость роли рынка труда в социально- экономическом развитии государства, его существующее на текущий момент состояние характеризуется некоторой нестабильностью, проявляющейся в трансформации структуры и форм занятости населения, а также количественных и качественных характеристик рабочей силы, вызванной изменениями форм ведения экономической деятельности субъектов по причине перехода к инновационному типу хозяйствования. Помимо выделенных изменений, в последние годы отмечается существенное усиление негативного влияния факторов внешней среды на состояние рынка труда, приводящего к возникновению ряда отрицательных тенденций его развития, обуславливающих повышение риска снижения трудового потенциала и уровня занятости населения, и как следствие этого нарушающих его нормальное функционирование.
В свою очередь происходящие изменения в функционировании рынка труда требуют изменений механизма его государственного регулирования, который по-прежнему находится в стадии формирования, в связи с чем характеризуется рядом существенных недостатков, снижающих его способность к быстрому и адекватному реагированию на вызовы внешней среды. Особенно это касается социальной составляющей государственной политики, задачами которой является обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов и, соответственно, повышение мобильности рабочей силы на рынке труда, имеющей огромное значение для экономики.
Гончарук А.Ю., Горощенко В.В.
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»,
Донецк, Российская Федерация
Goncharuk A.Y., Goroshchenko V.V.
Donetsk National Technical University,
Donetsk, Russian Federation
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
IMPROVING THE MECHANISM OF SOCIAL POLICY IN THE
SPHERE OF HEALTH SERVICES
Аннотация. В статье рассматривается эффективность функционирования
предприятий обусловленных влиянием не только экономических, но и социальных процессов,
протекающих в среде предприятия. Главным ресурсом хозяйствующих субъектов является
мотивированный, лояльный персонал, удовлетворенный качеством трудовой жизни.
Предпосылками обеспечения таких условий является формирование социальной политики
предприятия.
33
Ключевые слова: социальная политика, лояльность персонала, удовлетворенность
трудом, качество трудовой жизни, предприятие.
Abstract. The article discusses the efficiency of the functioning of enterprises due to the
influence of not only economic, but also social processes occurring in the environment of the
enterprise. The main resource of business entities is motivated, loyal staff, satisfied with the quality
of working life. The prerequisites for ensuring such conditions is the formation of the social policy
of the enterprise.
Keywords: social policy, staff loyalty, job satisfaction, quality of working life, enterprise.
Постановка проблемы. Социальная политика играет важную роль в достижении и поддержании конкурентоспособности предприятия, формировании его положительного делового имиджа, эффективной и слаженной деятельности персонала. Формирование социальной политики должно быть основано на принципах, учитывать факторы влияния и другие особенности реализации социальных программ и мероприятий. Для определения эффективности социальной политики должны применяться инструменты ее оценки, что особенно важно в такой сфере общественной жизни как здравоохранение.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Данной тематике уделяют внимание многие авторы. В частности вопросы корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнеса отражены в работах Мазурик О.В., Милоенко Е.В., Тричегруба Е.Л., Шипитько А.Б., вопросам формирования социальной политики и функционирования механизмов социального партнерства посвящены труды Балтачеевой Н.А.,
Башмакова В.И., Кирильцева В.Т., Погосяна В.С. и др.
Цель исследования. Целью исследования является рассмотрение теоретических основ формирования социальной политики и анализ практических аспектов ее реализации в сфере здравоохранения.
Основные результаты исследования. Социальная политика в целом и социальная политика предприятия в частности базируются на таких общечеловеческих философских ценностях как право на жизнь, свобода, равенство, отсутствие дискриминации, справедливость, солидарность, социальная ответственность [1, 2]. В социальной деятельности предприятия в сфере здравоохранения общие установки социальной политики конкретизируются применительно к специфическим условиям трудового коллектива.
Основу современного подхода к пониманию социальной политики предприятия заложил в 1953 г. американский экономист Г. Боуэн. В своей работе «Социальная ответственность бизнесмена», он впервые дал определение социальной ответственности бизнеса как обязательству предпринимателей придерживаться такой политики, принимать такие решения и придерживаться таких линий поведения, которые являются наиболее желательными с точки зрения целей и ценностей общества [3, с.127].
Важная роль формирования и развития социальной политики предприятий обусловлена теми результатами, которые она позволяет получить:
34 1. производством качественных товаров и услуг;
2. созданием хорошо оплачиваемых рабочих мест, финансовой поддержкой государственной социальной инфраструктуры;
3. внедрением социальных программ, влияющих непосредственно на сферы деятельности предприятия, в соответствии с их стратегическими интересами с целью повышения эффективности деятельности в долгосрочной перспективе;
4. улучшением имиджа, повышением инвестиционной привлекательности, маркетинговой эффективности, конструктивности взаимоотношений с государством, обществом, работниками;
5. сокращением конфликтов и улучшением социально- психологического климата в коллективе;
6. повышением лояльности сотрудников и привлечением новых работников.
Главной целью социальной политики предприятия является реализация концепции достойного труда и повышение качества трудовой жизни [4].
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач (рис. 1.).
Рис. 1. Цель и задачи социальной политики предприятия
Социальные цели предприятия должны предполагать определение ориентиров и направленности социальных процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни работников, удовлетворением их социальных потребностей и интересов. Их достижение возможно путем решения проблем
обеспечение достойного труда и повышение
качества трудовой жизни
создание нормальных условий труда и отдыха для работников обеспечение безопасности работников на производстве, в быту, местах отдыха укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни сотрудников
Цель
социальной
политики
предприятия
сохранение экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны) выстраивание отношений с партнерами и потребителями обеспечение справедливой оплаты труда
Задачи социальной политики предприятия
35 материального благосостояния, социальной поддержки и защиты персонала.
Задачи социальной политики определяются совокупностью факторов, характеризующих предприятие и особенности его внутренней и внешней среды[5].
Оценочные показатели социальной политики отражают уровень социальной активности в рамках принятой оценочной системы. Любая система оценок социальной политики предприятия представляется соотнесением социальной активности с результатами реализации основных принципов социальной ответственности в отдельной организации, отрасли, регионе.
Чаще всего при оценке уровня социальной политики предприятия применяют разделение показателей на три группы: экономические; экологические и социальные.
Наиболее применяемой методикой оценки социальных инвестиций является методика, предложенная российскими авторами Е. А. Бюллером, Л. Т.
Тлехурай-Берзеговой и А. П. Баховой [6]. Согласно данной методике, показатели качественной оценки социальных инвестиций предлагается сгруппировать по 3 критериям и 11 элементам, табл. 1.
Таблица 1
Критерии качественной оценки социальных инвестиций
Группы оценивания
Критерии качественной оценки социальных инвестиций
Институциональное оформление социальной политики наличие специального документа, в котором определена социальная политика предприятия; наличие специального подразделения, которое отвечает за реализацию социальных программ предприятия; закрепление основных положений социальной политики в коллективном договоре
Система учета социальных программ и мер по их реализации наличие ежегодных финансовых отчетов, составленных в соответствии с международными стандартами; внедрение международных стандартов социальной ответственности; оценка эффективности социальных инвестиций (обеспечение обратной связи между инвесторами и реципиентом социальных инвестиций); примеры социальных программ
Комплексность процесса социального инвестирования развитие персонала предприятия; здравоохранение и трудовая деятельность персонала; природоохранная деятельность и ресурсосбережение; поддержание добросовестной деловой практики
Кроме качественных показателей, в методике используются также количественные индексы: индекс удельных социальных инвестиций, характеризующий сумму социальных инвестиций в расчете на одного работника, доля социальных инвестиций в суммарном объеме продаж.
В табл. 2 приведены ориентированные показатели социальной политики в сфере взаимоотношения с персоналом.
36
Таблица 2
Показатели социальной политики в сфере взаимоотношения с персоналом
Параметр
Показатели
Показатели структуры, динамики, движения персонала
1. численность персонала (категории, пол, возраст, образование, инвалидность, местное население);
2. состав руководства (пол, возраст, образование и т.д.);
3. коэффициенты движения трудовых ресурсов;
4.случаи дискриминации и реакция на них
Заработная плата, коллективные договоры и социальная защищенность, участие в профсоюзах
1. уровень заработной платы, темпы ее роста;
2. тип занятости;
3. наличие трудовых договоров, коллективного договора;
4. перечень льгот, доплат (по видам занятости);
5. наличие социального пакета, обязательное и добровольное социальное страхование;
6. минимальный период предупреждения персонала об изменениях в деятельности предприятия;
7. количество членов профсоюзов;
8. случаи нарушения прав человека
Образование и развитие человеческого ресурса
1. количество программ образования, повышение квалификации, переквалификации, стажировки;
2. среднее количество времени обучения на работника (по категориям, возрасту, полу);
3. количество лиц, прослушавших лекции, тренинги и т.п.
Охрана труда, управление профессиональными рисками
1. численность занятых во вредных и опасных условиях труда;
2. частота и тяжесть производственного травматизма и профзаболеваемости;
3. количество дней нетрудоспособности;
4. наличие программ по здравоохранению, медицинские осмотры;
5. профилактические мероприятия по снижению профессиональных рисков
В сфере здравоохранения вопросам социальной политики уделяется большое внимание. На протяжении ряда последних лет намечена тенденция к увеличению медицинских работников, имеющих квалификационные категории.
Считаем целесообразным мероприятием в рамках совершенствования социальной политики предложить создание онлайн платформы для развития персонала, которая позволит:
- создавать и импортировать обучающий контент: создание тестов и опросников, обучающих и информационных страниц, специализированных и общеобразовательных курсов или программ обучения с использованием встроенных редакторов;
- дистанционно управлять процессом обучения: формировать списки заданий в индивидуальном или групповом формате, включая в них различные материалы (тесты, рекомендованные книги или специальные программы обучения);
37
- объективно оценивать персонал по результатам обучения: использовать инструменты общего и индивидуального тестирования для всесторонней оценки полученных знаний.
С помощью отчетов в системе дистанционного обучения руководство сможет анализировать результативность курсов. На основании этой оценки работник сможет получить поощрение, а также будет рассмотрена возможность дальнейшего карьерного роста.
Выводы. Грамотно сформированная социальная политика предприятия выступает в качестве важной предпосылки эффективной деятельности предприятия и поддержания его конкурентоспособности [7]. Дистанционное оценивание знаний позволит более рационально использовать время на проверку знаний медицинских работников, а также обеспечит прозрачность и объективность оценивания. Такая система позволит создать большую базу знаний для развития персонала, которая даст возможность всесторонне развивать работника, эффективно управлять данным процессом и при этом экономить средства.
Список литературы
1. Погосян, М. С. Социальные программы в социальной политике организаций /
М. С. Погосян // Социально-политические науки. – 2012. – № 1. – С. 168-171.
2. Кондаурова, И. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения : учеб. Пособие
/ И.А. Кондаурова, В.В. Горощенко : под. Ред. И.А. Кондауровой. – Dusseldorf : LAP
LAMBERT Academic Publishing is managed by OmniScriptum Management GmbH,
2018.-551c.
3. Bowen, H. R. Social responsibilities of the businessman / H. R. Bowen. – New York:
Harper&Row, 44. – 1953. – 348 p.
4. Лукьянченко, Н. Д. Достойный труд – основа благосостояния человека и его развития /
Н. Д. Лукьянченко,
Т. В. Филахтова
//
Вестник
Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2016. – № 4. – С. 167-176.
5. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика
/
А. А.
Литвинюк.
– Люберцы: Юрайт, 2016. – 398 с.
6. Бюллер, Е. А. Современный взгляд на инновационное управление персоналом /
Е. А.
Бюллер,
Л. Т. Тлехурай-Берзегова,
А. П. Бахова
//
Экономика и предпринимательство. – 2017. - № 12 (ч.1). – С. 38-44.
7. Горощенко, В.В. Особенности проектного управления в сфере HR / В.В. Горощенко //
Фотинские чтения – 2021: Сб. матер. VIII Междунар. науч-практич. конф. приуроченной к 70-летию ИМИ - ИжГТУ. – Ижевск: ИжГТУ, 2022. С. 93-98.
38
УДК
331.5(470.55)
Зиновьева Е.Г.
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический
университет имени Г.И. Носова»,
Магнитогорск, Российская Федерация
Zinovyeva E.G.
Nosov Magnitogorsk State Technical University,
Magnitogorsk, Russian Federation
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА ГОРОДА
МАГНИТОГОРСКА
MONITORING THE STATE OF THE LABOR MARKET OF THE
CITY OF MAGNITOGORSK
Аннотация. Полученные результаты анализа состояния рынка труда города
Магнитогорска за 2020 – октябрь 2022 гг. позволили выявить высокую степень его
чувствительности к изменению факторов внешней среды, оказывающих значительное
влияние на его функционирование. Это подтвердилось выявленной динамикой показателей
его состояния в 2020 году на фоне сложившейся неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, вызванной пандемией Covid-19 и сопровождающейся общей приостановкой
экономической деятельности предприятий и организаций не только на территории города,
но и региона и страны в целом, что в свою очередь стало основной причиной увеличения
числа регистрируемых безработных граждан и, соответственно, роста уровня
безработицы на муниципальном рынке труда. В частности, это наглядно демонстрируют
высокие значения численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей
работы, составившей 15 154 чел., численности состоящих на учете на конец периода
безработных граждан – 12 728 чел., уровня регистрируемой безработицы – 2,73% и
напряженности на рынке труда, вызванной сокращение потребности в рабочей силе и
ростом числа безработных – 1,8 незанятых / 1 вакансии.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, безработные, рабочая сила.
Abstract. The obtained results of the analysis of the state of the Magnitogorsk labor market
for 2020 – october 2022 revealed a high degree of its sensitivity to changes in environmental
factors that have a significant impact on its functioning. This was confirmed by the revealed
dynamics of his condition indicators in 2020 against the background of the current unfavorable
epidemiological situation caused by the Covid-19 pandemic and accompanied by a general
suspension of economic activity of enterprises and organizations not only in the city, but also in the
region and the country as a whole, which in turn became the main reason for the increase in the
number of registered unemployed citizens and, accordingly,, an increase in the unemployment rate
in the municipal labor market. In particular, this is clearly demonstrated by the high values of the
number of citizens who applied for assistance in finding a suitable job, which amounted to 15,154
people, the number of unemployed citizens registered at the end of the period – 12,728 people, the
level of registered unemployment – 2.73% and the tension in the labor market caused by a
reduction in the need for labor and an increase in the number of unemployed – 1.8 unemployed / 1
vacancy.
Keywords: labor market, employment, unemployed, labor force.
39
Постановка проблемы. Необходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства и его территорий на современном этапе, характеризующемся усилением влияния внешних и внутренних угроз, определяет значимость направлений государственной политики в области регулирования основных сфер экономики. При этом особую значимость государственное участие приобретает в сфере регулирования рынка труда, что объясняется его ключевой ролью в обеспечении устойчивого экономического роста как государства в целом, так и его территорий.
В то же время, несмотря на значимость роли рынка труда в социально- экономическом развитии государства, его существующее на текущий момент состояние характеризуется некоторой нестабильностью, проявляющейся в трансформации структуры и форм занятости населения, а также количественных и качественных характеристик рабочей силы, вызванной изменениями форм ведения экономической деятельности субъектов по причине перехода к инновационному типу хозяйствования. Помимо выделенных изменений, в последние годы отмечается существенное усиление негативного влияния факторов внешней среды на состояние рынка труда, приводящего к возникновению ряда отрицательных тенденций его развития, обуславливающих повышение риска снижения трудового потенциала и уровня занятости населения, и как следствие этого нарушающих его нормальное функционирование.
В свою очередь происходящие изменения в функционировании рынка труда требуют изменений механизма его государственного регулирования, который по-прежнему находится в стадии формирования, в связи с чем характеризуется рядом существенных недостатков, снижающих его способность к быстрому и адекватному реагированию на вызовы внешней среды. Особенно это касается социальной составляющей государственной политики, задачами которой является обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов и, соответственно, повышение мобильности рабочей силы на рынке труда, имеющей огромное значение для экономики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 69