Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 803

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47
Key words: feedback, methods of using feedback, vertical management system, personnel
management system.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69

Постановка проблемы. При выстраивании архитектуры вертикальной системы управления предприятием возникает ряд проблем, связанных с отсутствием гибкости принятия управленческих решений, что ведет к затормаживанию реакции системы на внешние и внутренние кризисные факторы. Это демонстрирует неспособность или уязвимость системы, и как следствие разрастание кризисных явлений внутри организации, что может привести к коллапсу предприятия.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Вопросы об обратной связи в системах управления рассматривали Т.Е. Алесинская,
М.В. Новиков [1], А.Н. Брагинец [2], Р. Санитиосо, Р. Влодарски [3], Дж. Тата
[4] и другие исследователи. Однако при всѐм разнообразии статей, вопрос об использовании метода обратной связи внутри организации с вертикальной системой управления раскрыт крайне слабо. Поскольку обратная связь является теоретической основой современных методов управления, то исследование его влияния на результаты деятельности предприятий является актуальной научной проблемой.
Целью исследованияявляется определение значимости явления обратной связи в вертикальной системе управления в современных условиях в
Российской Федерации
Основные результаты исследования. Использование методов обратной связи на территории России было замечено ещѐ во второй половине XVIII века в Нижнетагильском горнозаводском хозяйстве Н.А. Демидова. Там применялись различные формы финансового контроля за деятельностью заводских и караванных служащих, стряпчих в Екатеринбурге и Перми, и, прежде всего, ежегодные ревизии ведущихся ими приходо-расходных книг.
Новый владелец Нижнетагильского горнозаводского округа Н.Н. Демидов, начал практиковать инспекционные поездки служащих Петербургской и
Московской домовых контор на принадлежавшие ему заводы. Так возник своеобразный институт комиссаров Н. Н. Демидова. Необходимость проведения ревизий комиссарами была продиктована рядом обстоятельств, главным из которых являлась территориальная удаленность владельца от заводов и «железных продаж». Оперативное управление делами было невозможно без своевременного получения достоверной информации о функционировании основного производства [5]. Основными целями командировок комиссаров являлись анализ и оценка деятельности предприятия, эффективность управления приказчиков и служителей согласно своим постам, выявление возможных «обид и притеснений» работников персоналом заводских контор. Для большой эффективности решения данных задач отправлялись постоянные отчеты, как правило, напрямую Н.Н. Демидову. Это позволяло

увидеть реальную картину на его предприятиях, а также быстро реагировать на решение проблем. Таким образом, Н.Н. Демидов создал систему контроля и обратной связи на своих предприятиях.

48
Такое понятие, как feedback (с английского «обратная связь») сегодня, так или иначе, используется всеми менеджерами, и особенно популярно в западных компаниях. Это способ информировать сотрудника о своей реакции на его действия, или о своем видении ситуации, которая сложилась в результате его действий. Качественная обратная связь закрепляет у человека позитивные модели поведения и мотивирует его к качественному выполнению порученной ему работы в дальнейшем. С другой стороны, некачественная обратная связь закрепляет негативные модели поведения и очень часто демотивирует человека [6].
Обратная связь – это инструмент управления персоналом и повышения эффективности бизнес-процессов, который должен учитываться в каждом аспекте любой организации. Это мощный инструмент влияния, с помощью которого осуществляется информационный обмен между руководителем и подчиненными, и позволяет руководителю получать актуальную информацию о последствиях управленческих решений.
Вопрос о необходимости использовании обратной связи и еѐ применения на предприятиях РФ был озвучен 23 ноября 2022 года В.В. Путиным на координационном совете. «…нам важно не только наращивать объѐмы и номенклатуру поставок, но и улучшать качественные характеристики продукции. Именно поэтому так важна прямая связь производителей, конструкторских центров с теми, кто использует эту технику…», – отметил глава государства [7].
Обратная связь в организации позволяет вертикальной системе управления более гибко реагировать на различные факторы и изменения как внутреннего, так и внешнего характера.
Внутренне факторы – это факторы, которые возникают внутри предприятия. Путем улучшения и адаптации системы управления эти факторы можно обходить или снижать их влияние.
Внешние факторы – это факторы, которые находятся за пределами организации и она не имеет инструментов влияния на них. К таким факторам относят изменение ключевой ставки центрального банка, рост цен на нефть, пандемия и т.д. Такие факторы организация может только учитывать при своей деятельности, но никак на них повлиять не может.
При всем желании и наличии ресурсов предприятие может создать стремящуюся к совершенству систему управления в борьбе с внутренними факторами, однако существование внешних факторов всегда будет оказывать влияние на работу организации и требовать адаптации к новым условиям или изменениям.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что использование обратной связи необходимо на предприятии для определения правильности понимания персоналом поставленных руководством или владельцем компании целей и задач, а также для непрерывного процесса контроля организационных изменений, своевременного выявления и диагностики проблем, разработки и реализации организационных преобразований.


49
Список литературы
1. Алесинская, Т.Е. Конструктивная обратная связь / Т.Е. Алесинская, М.В. Новиков //
Известия ТРТУ. – Специальный выпуск. – 2014. – С. 258-261.
2. Брагинец А.Н. Система обратной связи на предприятии: процессы и их критичность /
А.Н. Брагинец // Бізнесінформ. - № 1. – 2014. – С. 198-203.
3. Sanitioso R., Wlodarski R. In search of information that confirms a desired self-perseption: motivated processing of social feedback and choice of social interactions / R. Sanitioso,
R. Wlodarski // PSPB. – 2004. – Vol. 30. – №4. – Р. 412-422.
4. Tata J. The influence of managerial accounts on employee's reactions to negative feedback//
J. Tata // Group and organizational management. – 2002. – Vol. 27. – №4. – Р. 480-503.
5. Мельчакова О. А. Институт комиссаров в системе управления нижнетагильским горнозаводским хозяйством Н. Н. Демидова: Макар Гаврилович Ткачев [Электронный ресурс] / Мельчакова О. А. – Режим доступа : https://elar.urfu.ru/bitstream/
10995/5002/2/dais-24-10-2009.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
6. Обратная связь в управлении персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://4izmerenie.com/wp-content/uploads/Menedzherskie-praktiki_Obratnaya-svyaz-v- upravlenii-personalom.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
7. Заявление
В.В.
Путина
[Электронный ресурс].

Режим доступа
: https://life.ru/p/1541224 (дата обращения: 15.03.2023).
8. Обратная связь как инструмент управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.treninginsk.ru/9-stati/87-obratnaya-svyaz-kak-instrument-upravleniya.html
(дата обращения: 19.03.2023).
УДК 332.142.2+316.4.063.3
Павлыш Э.В.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова,
Витебск, Республика Беларусь
Pavlysh E.V.
Vitebsk State University named after P.M. Masherov,
Vitebsk, Republic of Belarus
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ФАКТОР МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
COOPERATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION AS A
FACTOR OF INTERREGIONAL INTEGRATION
Аннотация. В статье рассматривается сущность и структурные составляющие
межрегиональной
интеграции.
Обоснована
необходимость
интенсификации
горизонтальных социальных и экономических взаимодействий между территориальными
элементами участников интеграции. Уточнены место и роль взаимодействия учреждений
высшего образования в повышении результативности и эффективности интеграционных
процессов.
Ключевые слова: межрегиональная интеграция, экономическое пространство,
человеческий потенциал, горизонтальное взаимодействие.


50
Abstract. The article deals with the essence and structural components of interregional
integration. The necessity of intensifying horizontal social and economic interactions between the
territorial elements of the integration participants is substantiated. The place and role of
interaction between institutions of higher education in improving the effectiveness and efficiency of
integration processes are clarified.
Keywords: interregional integration, economic space, human potential, horizontal
interaction.
Постановка
проблемы.
Практическое преломление задачи экономического развития на макроуровне невозможно рассматривать вне контекста пространственной организации социально экономических систем.
Действительно, выходя за рамки абстракции, любой экономический актор функционирует в системе пространственных координат. Таким образом, задачи экономического развития лежат в плоскости возможностей, предоставляемых конкретным экономическим пространством.
Одним из фундаментальных свойств экономического пространства является его количественная и качественная неоднородность. Данное свойство экономического пространства несѐт в себе одновременно позитивные и негативные факторы развития макроэкономических систем. С одной стороны, диспропорциональность и асимметрия экономики регионов несѐт в себе угрозу формирования центробежных тенденций. С другой стороны, дифференциация систем заключает в себе источники экономических возможностей взаимодополнения, и тем самым формирует потенциал синергетического роста.
Возможности последнего определяются межрегиональными интеграционными процессами.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Вопросы интеграции социально-экономических систем получили существенное развитие в трудах отечественных и зарубежных учѐных. Различные аспекты интеграции раскрывали в своих трудах Ж. Аттали, Г. Арутюнян, Е. Семак, В. Василенко,
В. Горочная и многие другие. Вместе с тем, дальнейшей разработки требует структурно-функциональный, содержательный аспект межрегиональной интеграции, а также обоснование роли и места взаимодействия учреждений высшего образования.
В связи с вышеизложенным, целью данной статьи является уточнение роли и места взаимодействия в сфере высшего образования в системе факторов межрегиональной интеграции социально-экономических систем.
Основные
результаты
исследования.
Интеграция как междисциплинарный феномен несѐт в себе, как минимум, три ключевых аспекта. Философская сущность интеграции как явления может раскрываться через процессный, структурно-функциональный и содержательный подходы
[1, c. 94-95]. Процессная составляющая интеграции – суть формирование единого целого из отдельных объектов. Динамическое отражение данного подхода раскрывается через увеличение объѐмов и интенсивности взаимодействия между интегрируемыми объектами.
В структурно- функциональном аспекте интеграция отражает характер взаимодействия структурных элементов единого целого, роль каждой составляющей в итоговом