Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 837
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
391
Постановка проблемы. При написании данного исследования авторы еще более утвердились в мысли о введении в практику заочного обучения лаконичных, но содержательных установочных лекций до данной дисциплине, предшествующих самостоятельному изучению предмета в досессионный период. Важным основанием для данной разработки является предстоящее курирование одного из транспортных вузов ДНР, что потребует очередного возвращения к дистанционной форме обучения.
В настоящее время изменяются методы работы с информацией, происходит переход в электронный формат, активно внедряются современные цифровые технологии. Эти нововведения затрагивают абсолютно все сферы жизни современного человека, включая и образовательную деятельность.
Набирает популярность дистанционный формат обучения, который предоставляет возможность обучения из любой точки земного шара, отличается адаптивностью к инклюзивной среде. Для повышения качества нового вида образования необходима разработка детального плана обучения и внедрение новой оценки результатов работы учащегося [1].
В 2022 году в состав Российской Федерации были включены новые регионы: Луганская Народная Республика (ЛНР), Донецкая народная республика (ДНР), Херсонская и Запорожская области. В связи с тяжелой обстановкой в присоединенных территориях было принято решение о помощи ведущими транспортными вузами четырех новых регионов РФ, которое невозможно представить без решения комплекса методических вопросов
(«дорожных карт», или «гайд-буков») внутри микрологистических систем дистанционного образования.
«Дорожная карта» представляет собой упрощенный план учебной дисциплины, адаптированный для понимания обучающегося, который включает в себя временные сроки выполнения домашних заданий, а также все учебные элементы, за которые студент может получить баллы (каждый учебный элемент имеет зафиксированную величину баллов) [2].
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В качестве примера рассмотрим Санкт-Петербургский политехнический университет Петра
Великого (СПбПУ), в котором студентам предлагается прохождение дистанционных курсов на платформе https://openedu.ru/
. В выбранной дисциплине имеется два типа дедлайна (предельного срока выполнения оценивающих мероприятий): мягкий дедлайн, необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения; жесткий дедлайн, на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще время, по окончании которого доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.
Пример расписания программы
«Управленческая экономика», представлен на рисунке 1.
Подача материалов СПбПУ идет по пути постепенного открытия информации, что достаточно рационально. За две недели до окончания изучения дисциплины открываются все задания, по которым прошел дедлайн, наступает так называемая амнистия, студент может выполнить тесты и
392 практические работы, которые не успел сделать ранее. Такой подход снижает психологическую нагрузку на обучающихся. При завершении изучения курса проводится финальный экзамен на платформе, преподаватель выбирает определенный день и время, когда открывается тестирование. Результаты тестирование отображаются в личном кабинете студента и преподавателя, после чего выставляется оценка по дисциплине.
Рис.1 – Расписание курса «Управленческая экономика»
За выполнения тестов и практических работ студент получает баллы, пример детализированной оценки по курсу представлен на рисунке 2.
Рис.2 – Детализированная оценка по курсу «Управленческая экономика»
393
После выполнения заданий обучающийся может отслеживать свои результаты в личном кабинете. Контролировать оценки и предстоящие дедлайны.
Цель исследования. В традиционном образовании сегодня ведется широкое обсуждение создания учебных заведений с непрерывным циклом образования - высшим и вторым высшим образованием, а также обеспечить систему дополнительных курсов повышения квалификации. Эта тенденция начинает развиваться и в дистанционном образовании [3].
Основные результаты исследования. Если говорить о модуле программ дистанционного обучения по смешанным перевозкам грузов, то в Академии гражданской авиации (АГА) проводится многопрофильная работа по повышению ее статуса до современного университетского уровня. В курсах обучения находит все большее отражение многообразный спектр новейших транспортных специализаций, возрастает роль фундаментальных и общетранспортных дисциплин, затрагивающих взаимодействие всех видов транспорта.
Совершенствование технической оснащенности позволило привлечь дистанционное обучение (ДО), как разновидность заочного образования с использованием современных технологий (Интернет-ресурсов, электронной почты и т.д.). Академии гражданской авиации обладает преподавательским, методическим, технологическим, техническим и административным потенциалом, позволяющим дистанционно и в полном объеме государственного стандарта обеспечивать полномасштабное дистанционное образование. Важными потребителями услуг ДО становятся транспортники новых областей РФ, а также стран таможенного союза ЕАЭС, для которых русский язык является языком делового общения. Сейчас реальная основная цель прифронтовых территорий – дистанционное обучение, включая повышение квалификации. Проводимая совместно с Международной
Академией транспорта научно-методическая работа по совершенствованию общетранспортного дистанционного обучения, предоставляет широкие перспективы для расширения территориального влияния российских вузов на потенциальных абитуриентов, студентов и аспирантов. Принципиально новая степень доступности образования, разнообразные формы промежуточного контроля, возможность обучения по индивидуальному плану и выбор дополнительных специальных курсов вызывают все больших интерес у транспортников. СДО обеспечивает доступом к своим учебным web-серверам и цифровым учебно-методическими материалами [4].
Обучение заканчивается сдачей государственного экзамена и защитой дипломного проекта и может быть продолжено в аспирантуре АГА по программе продолженного (post-graduate) обучения Международной Академии транспорта. Противники данной формы обучения, отмечая относительную дороговизну обучения, считают «виртуальные дипломы» не котируемыми и утверждают, что без прямого личностного общения с педагогом никакие технические и методические ухищрения не в состоянии оказать должного обучающего воздействия. Опыт Международной Академии транспорта
394 свидетельствует: при соблюдении требований государственного образовательного стандарта, система дистанционного образования (СДО) может при сохранении качества стать наиболее перспективной формой широкого доступа ко второму транспортному образованию и предоставить технологию сопровождения карьеры транспортников.
При всей противоречивости оценок стоит согласиться в одном: интеграция СДО в системы очного и заочного образования, совершенствуя и развивая их, бесспорно, способствует усилению разнообразных образовательных структур.
В настоящее время в Академии ГА функционирует так называемая
«асинхронная» система ДО. Система использует возможности различных носителей информации. В соответствии с графиком слушатель выполняет зада- ния по программе. Затем готовая работа передается преподавателю для оценки. Не исключается также и общение студентов и преподавателей в ре- альном времени.
Первое, и наиболее важное на сегодняшний день направление работ для становления СДО состоит в совершенствовании содержания и разработке методических подходов при формировании современных курсов общетранспортных и специальных дисциплин. Второе направление - формирование эффективных технологических условий дистанционного взаимодействия.
Специфика дистанционного обучения требует, как тщательного отбора фактологического материала, так и в синхронизации и наглядной взаимосвязи учебных дисциплин. Очевидная взаимосвязь транспорта, торговли и логистики диктует принятие в программе ДО междисциплинарного подхода: усиление блоков, связанных с транспортировкой внешнеторговых грузов и транспортного менеджмента; смешанных перевозок, облегчающих логистические процедуры взаимодействия участников торгово-транспортной операции; внедрения унифицированного документооборота, что позволяет использовать в международных перевозках документы со стандартными реквизитами ООН по разнообразным бесшовным технологиям [5].
Транспортная практика требует постоянной модернизации курсов по вопросам организации смешанных перевозок от двери до двери импортных и экспортных грузов в контейнерах; экономически эффективных таможенных складов; совершенствования связи; гармонизации транспортной системы регионов РФ.
Следует обратить внимание на индивидуальные запросы слушателей. В частности, автомобилисты заинтересованы в более детальном рассмотрении так называемой Общей транзитной процедуре (ОТП), которая, представляет собой реальную альтернативу конвенции TIR при грузоперевозках по территории стран-участниц ОТП.
Одна из важнейших составляющих транспортного образование – владение терминами профессии, принятыми в международной практике, многие из которых– интермодальная, мультимодальная, комбинированная, модальная, унимодальная перевозки и т.п. - еще не получили устойчивых
395 определений. Если ряд терминов, например, таких как модальная, бимодальная, унимодальная, синхромодальная, сегментированная перевозка, из-за редкого использования не имеют противоречий в толковании, то толкование прочих до сих пор неоднозначно. Таким образом, терминология, используемая при грузовых перевозках с участием различных видов транспорта, нуждается в стандартизации в соответствующих курсах СДО.
В курсах по дистанционному транспортному образованию для новых регионов РФследует обращать внимание на существующие различия в отечественной и зарубежной практике смешанных перевозок. У нас смешанные перевозки совершаются предприятиями взаимодействующих видов транспорта при соблюдении ими коллективной (солидарной) ответственности.
Хотя термин «ОСП» (оператор смешанной перевозки) и вошел в лексикон транспортников и экспедиторов, как и большинство других терминов, относящихся к смешанным перевозкам, имеет разные толкования из-за отсутствия общепринятых нормативных документов, в которых были бы определены права, обязанности, порядок лицензирования деятельности ОСП.
Естественно, что не существует и проформы национального сквозного коносамента, а в таможенном кодексе ЕАЭС вообще нет упоминания ОСП [6].
Таким образом, основные элементы ряда дистанционных программ предлагается дополнить раскрытием денежных и банковских проблем; проблем, связанных с ответственностью операторов; проблем финансирования торговли; контейнеризации; проблем страхования и планирования работы терминала; логистики рядом других междисциплинарных тем. Важно раскрыть взаимосвязи между различными элементами логистической операции - транспортными, правовыми, финансовыми и торговыми.
В представленном виде программа модуля может быть заложена в основу учебно-методического пособия типа путеводителя (Unit Study Guide), и использоваться в виде оболочки гипер-учебника. Разработка методических рекомендаций и предложений по условиям перевозки, ответственности операторов терминалов, конкретным документам и процедурам, требующим упрощения; совместимости действующих компьютерных систем, являются первоочередными задачами методистов дистанционного обучения
Международной Академии транспорта. Предложения должны быть как можно более реальными, принимать во внимание состояние экономики РФ и ее фронтовых реалий с одной стороны, находящихся в рамках представлений
ФИАТА/ИАТА. Желательно привлечение специалистов-практиков по транспортному праву по работе транспорта, таможне, агентированию и экспедированию перевозок. Системный подход к анализу этих вопросов приведет к повышению эффективности СДО транспортников [7].
Выводы. Таким образом, особенностью современного времени является стремительное увеличение количества электронных материалов и доступность их получения и использования. Соответственно, студенты, как прогрессивная часть общества, активно используют электронные материалы для выполнения учебных заданий. Дистанционный формат обучения наиболее привлекателен
396 для молодежи ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Серьезным шагом к автоматизации учебного курса будет использование «дорожных карт», что позволит фиксировать плановые занятия, дедлайны и результаты по каждой изучаемой дисциплине. Описанное выше нововведение позволит повысить уровень образовательных услуг и квалификацию преподавательского состава университетов указанных регионов.
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 69