Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 832

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

402
лишь при условии, если тенденция личности к индивидуальному саморазвитию
поддерживается педагогами, которые выполняют роль фасилитатора.
Ключевые слова: личность, гуманистическое направление, феноменальное поле,
фасилитатор, фасилитация обучения, экзистенциализм, личностно-центрированный
подход, курсант.
Abstract
.
The principles of the humanistic direction in education are considered. The
definition of existentialism is given, the main ideas of existentialists about the development of
personality are described. Two aspects of personality development are described. The personality
structure according to K. Rogers is described. The role of the person-centered approach in the
process of self-development of the individual is noted. The definition of the concept ―field of
experience‖ is given. Three main provisions of the pedagogical theory of K. Rogers are
disassembled and described. The concept of ―facilitator‖ and its influence on the self-development
of the individual are considered. The process of facilitation of learning is described. The result of
the study can be the conclusion that any person is a unique subject of his own life activity, where
the innate desire for self-actualization is the main basis for development. From the standpoint of a
personality-centered approach, the process of effective self-realization of a student occurs only if
the tendency of the individual-to-individual self-development is supported by teachers who act as a
facilitator.
Keywords: personality, humanistic direction, phenomenal field, facilitator, facilitation of
learning, existentialism, person-centered approach, cadet.
Постановка проблемы. Педагогика с древнегреческого переводится как
«искусство воспитания». Действительно, правильно воспитать молодого незрелого человека – это действительно искусство. Одной из главных проблем педагогики является проблема формирования и совершенствования личностных качеств молодой личности. Современные реалии ставят перед процессом образования новые актуальные цели. «Большинство ученых сегодня полагают, что кризис в России не экономический, а гуманистический, духовно- нравственный. Подрастает поколение уже с новым, сложившимся антигуманистическим опытом…
Эти результаты негативного социокультурного опыта должны быть подвергнуты целенаправленной коррекции в условиях гуманистической системы образования. В современной педагогике разработаны принципы гуманизации образования: построение образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода; организация обучения и воспитания с позиции отказа от наукоцентризма, предполагающего опору на эмпирический социокультурный опыт личности …»
[1].
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   69

Анализ предыдущих исследований и публикаций. В ходе работы нами были проанализированы работы таких учѐных как К. Роджерс, И. А. Зимняя, З.
И. Равкин и другие, касающихся вопросов саморазвития личности.
Цель исследования. Целью нашего исследования мы ставим описание процесса саморазвития личности курсанта высшего военного учебного заведения.
Основные
результаты
исследования.
В настоящее время образовательный процесс в нашей стране представляет собой традиционную схему подготовки специалистов (как гражданских, так и военных). Эта схема являет собой симбиоз теоретического образования в сочетании со специализированной подготовкой. Данный процесс устарел и потерял свою

403 актуальность так как перестал соответствовать текущему положению дел. В настоящее время в процессе образования наметились тенденции, в которых главным компонентом образования выступает личность, акцент направляется на формирование личностного творческого потенциала, развитие личности и таких еѐ качеств, которые помогут ей добиться положительных результатов в процессах самореализации и саморазвития.
Так как в этой статье речь пойдѐт о курсантах, обучающихся в высшем военном учебном заведении технической направленности, то всѐ написанное в этой статье будет иметь прямое и непосредственное отношение к процессу обучения в военном ВУЗе. Подготовка будущего квалифицированного военного специалиста является важным, долгосрочным и трудоѐмким процессом, в течение которого необходимо создать предпосылки для его дальнейшего жизненного и профессионального путей, где он сможет самореализовываться и саморазвиваться с применением своего личного интеллектуального потенциала. В этом трудоѐмком процессе огромную роль должны играть гуманистическое направление и мировоззрение в процессах образования и воспитания как главное на- правление развития высшего военного профессионального образования.
Центром гуманистического направления в военном образовании должно являться развитие курсанта, его умственных способностей. Основой гуманистического образования должно являться самореализация курсанта, его развитие и саморазвитие, субъектность. Субъектный подход является самостоятельным источником образовательного процесса, который позволяет решать важные задачи в процессе становления личности курсанта, мотивируя у него потребность в творческом саморазвитии.
Гуманистическое направление в образовании имеет сегодня множество сторонников. Военное образование не является исключением. Для того, чтобы гуманистические подходы успешно применялись в образовательном процессе и давали положительный эффект, основной задачей преподавателей – сторонников данных подходов является всецелая поддержка и помощь становлению личности курсанта, еѐ самосовершенствование. Формализованная передача знаний курсантам, которая сегодня практикуется, не предполагает акцентирования на этих задачах. З. И. Равкин высказал при всѐм этом мысль, что даже при такой передачи информации от преподавателя обучаемым
(курсантам) «приѐмы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. Поэтому правомерно, что одной из теоретических (психологопедагогических) основ осуществления, выдвинутой гуманистической парадигмой задачи формирования человека как уникальной личности, является созданная А. Маслоу концепция иерархии человеческих потребностей, в которой высшее место отводится стремлению к самоактуализации (раскрытию потенциальных возможностей личности)» [6].
Личность, проблемы еѐ развития и саморазвития, все эти вопросы с давних времѐн занимали умы учѐных из разных стран и философских школ.
Большинство из них сходится во мнении, что человек представляет собой свободно направленную личность, которая способна создать саму себя,


404 осознаѐт и готова нести полную ответственность за этот процесс. Человек не является объектом и конечным результатом различных социальных влияний, человек являет собой субъект разумного, ответственного и свободного самосозидания.
Одним из основных философских направлений, рассматривающих личность и процессы еѐ становления, является экзистенциализм.
Экзистенциализм — это философия человеческой природы, согласно которой люди обладают свободной волей определять ход своей жизни. Он подчеркивает личную ответственность за создание смысла, а не полагаясь на высшую силу или религию, чтобы определить, что важно, ценно или морально правильно.
Экзистенциалисты считают, что природа существования различна и индивидуальна для каждого человека. Нас определяет наше существование, а наше существование состоит из наших отношений с другими людьми и вещами в мире. Они верят, что каждый человек должен выбирать и придерживаться смысла и направления в жизни.
С точки зрения экзистенциалистов, личность представляет собой центр своего становления, в котором находятся как механизмы, так и ресурсы личнос- тной динамики. Окружающий социум активно воздействует на личность как в положительном, так и негативном отношениях. Человек может найти в себе силы, чтобы противодействовать воздействию социума, который нередко деформирует личностную индивидуальность, навязывает ей определѐнный образ жизни. Личность способна иметь определѐнный замысел и сделать саму себя исходя из этого замысла. В то же время должно быть осознание и понимание того, что ответственность за такой жизненный выбор в первую очередь лежит на самой личности.
Экзистенциалисты утверждают, что человек сам выбирает определѐнный образ жизни, сам шаг за шагом выстраивает личную систему ценностей в этом мине исходя из большого числа возможностей. Отсюда следует, что человеческое существование и его ценность определяется не их полнотой и завершѐнностью, а только тем фактором насколько эффективно они помогают в вопросе личностного самоопределения.
Современные психология и философия гуманистической направленности рассматривают становление личности человека как двухсторонний процесс:
- с одной стороны развитие человека подвергается внешнему влиянию окружающего его мира (воспитание, образование);
- с другой стороны чѐткое внутренняя постановка целей является основой для саморазвития и самодвижения.
Отсюда следует, что человек, опираясь на свои цели, убеждения, мотивы и ценности, может приобрести способность определять собственный путь личного развития.
Проблема саморазвития личности привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных учѐных умов. Проблема личностного саморазвития изучается в рамках гуманистической парадигмы личностно- центрированного образования. По нашему мнению, личностно-центрированный подход, разработанный К. Роджерсом в рамках гуманистической психологии,


405 является самым перспективным направлением. В рамках личностно- центрированного подхода человек рассматривается как субъект, формирующий и непосредственно влияющий на процесс своего личного саморазвития. По мнению К. Роджерса, структура личности состоит из трѐх компонентов: организм, феноменальное поле и самость [7]. Когда человек имеет здоровый организм, данный организм не несѐт в себе ничего негативного. Здоровый человеческий организм с самого начала настроен на самоусиление и саморазвитие. Развитие – это процесс, который направлен на усиление свойств и качеств личности, данная тенденция не формируется извне, она представляет собой врождѐнное свойство, которое направляет личность в сторону самоактуализации по мере еѐ взросления.
Каждый человек имеет свой внутренний мир, который называется «поле опыта». В данном внутреннем мире находит своѐ отражение всѐ, что протекает в организме и происходит во внешней среде. Поле опыта, которое имеет другое название «феноменальное поле», представляет собой личный, глубоко внутренний мир человека, который иногда соответствует, а иногда и не соответствует окружающей очевидной реальности. Феноменальное поле является уникальным для каждого человека. Рефлексивная способность, воля, управление своим поведением являются элементами феноменального поля. Поле опыта получает своѐ развитие из организма человека.
К. Роджерс ввѐл в употребление такой термин как «самость». По его мнению, самость – это комплекс восприятий человеком самого себя. К.
Роджерс заявлял, что самость не бывает врождѐнной, человек приобретает самость во время процесса взаимодействия с окружающим миром и социумом.
Развитие личности и развитие самости у молодых людей происходит в результате взаимодействия личности с другими людьми и со внешним миром.
Данное условие является основополагающим для успешного развития самости.
Если рассмотреть всѐ вышесказанное с точки зрения личностно- центрированного подхода, то главное, что обращает на себя внимание – личность представляет собой центр своего развития. Личность обладает всем необходимым (ресурсы, источники) для того, чтобы менять саму себя в сторону усиления, улучшения. «… В человеке изначально нет ничего негативного, разрушительного, асоциального. Его исходный личностный потенциал направлен исключительно на здоровое, полноценное и конструктивное развитие. Все деструктивные, ненормальные проявления вторичны и привнесены извне; они появляются в структуре и поведении личности как следствие конфликтов и противоречий между тем, чем была сущность индивидуума потенциально, и тем, что «сформировали» из неѐ внешние социальные структуры, в том числе педагогические» [5].
Для того, чтобы понять основное направление мыслей К. Роджерса, нужно сказать несколько предложений об основных принципах его педагогической теории. Мы расскажем о трѐх главных положениях его теории:
1) любая педагогическая деятельность должна иметь свою цель. По мнению К.
Роджерса, педагогическая деятельность должна иметь одной из своих главных


406 целей создание необходимых условий для всестороннего «функционирования» личности. «Я-концепция» должна развиваться так, чтобы быть здоровой, гибкой, адекватной. Данные условия можно создать посредством оказания поддержки и помощи в личностном росте.
2) К. Роджерс признаѐт, что человек черпает силы и источники для личностного роста не извне, а они заключены в самом человеке. Именно поэтому, К.
Роджерс категорически не приемлет термин «формирование», также как выступает против такого понятия как «усвоение знаний». Как он сам говорил, лишь учение, основанное на личном опыте, становится ценным и значимым.
3) К. Роджерс много говорил о таком понятие как «принятие себя». По его мнению, принятие себя таким какой ты есть выступает базовым условием для успешного личностного роста. Человек в первую очередь должен уважать себя, быть в себе уверенным. Только такой человек может быть полностью открыт для процессов саморазвития и самораскрытия. Уверенный в себе человек может сломать внутренние и внешние барьеры, которые мешают ему в процессе его личностного роста.
Личностно-центрированный подход в обучении заставляет полностью пересмотреть роль преподавателя. Его роль значительно изменяется.
Стандартные функции преподавателя – передача знаний, формирование качеств и умений личности – трансформируются в стимуляцию и мотивацию обучаемых к их личностному росту, самоактуализации и самосовершенствованию. Соответственно, перед нами предстаѐт новый тип преподавателя, которому К. Роджерс дал своѐ название. Он ввѐл такой термин как «фасилитатор» (от англ. глагола ―to facilitate‖ – «помогать». В своей работе
К. Роджерс приводит следующие слова: «Мы столкнулись с совершенно новой ситуацией, в которой, если мы хотим выжить, целью обучения становится фасилитация изменения и учения. Образованным человеком является тот, кто научился учиться; кто научился приспосабливаться и меняться; кто осознал, что безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добывать.
Изменчивость, доверие к динамичному (а не статичному) знанию – вот единственная разумная цель образования в современном мире» [4]. Знаменитый американский учѐный подчѐркивает, насколько важно для человека умение приспосабливаться к постоянно меняющейся окружающей среде. Буквально каждый день в мире происходит то или иное научное открытие. Отсюда следует, что процесс приобретения знаний является динамическим, протекающим на протяжении всей жизни человека и, если человек хочет стать высокообразованной личностью и добиться определѐнных успехов в жизни, следует постоянно саморазвиваться и самообучаться. Основная цель образования – постоянно пополнять свою копилку знаний новыми
«артефактами».
К. Роджерс значительное внимание уделял процессу фасилитации обучения и рассматривал данное явление «как процесс, посредством которого мы можем и сами научиться жить, и способствовать развитию учащегося» [8].
Преподаватель – это личность, которая не только учит других людей, но он является личностью, которая сама постоянно должна учиться новому и