Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 829
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
407 актуальному для того, чтобы знания, накопленные за годы жизни и педагогической деятельности не устаревали, а планомерно пополнялись.
Современный преподаватель – это человек, который идѐт в ногу со временем и пребывает в курсе последних научных достижений. Особенно актуальным данный вопрос представляется для высших военных заведений, где у курсантов отсутствует доступ в сеть, откуда бы они могли черпать последнюю и актуальную информацию. Поэтому, в этом случае преподаватель становится рупором, который доносит интересную информацию молодым умам.
Преподаватель должен не просто доносить информацию, а стать своего рода собеседником, с которым можно обсудить что-то, высказать свою точку зрения, вместе прийти к какому-то выводу и итогу. Все эти моменты помогают преподавателя фасилитировать процесс обучения. К. Роджерс дал три установки, которые, по его мнению, помогут в процессе фасилитации обучения:
1) фасилитатор, в роли которого выступает непосредственно преподаватель, должен быть «подлинным». Обучаемые остро чувствуют какое к ним идѐт отношение со стороны преподавателя
(негативное, положительное, отрицательное), и если преподаватель относиться к обучаемым как к людям, строит с ними общение исходя из этого, то в глазах своих учеников он будет выглядеть настоящим, искренним, подлинным;
2) преподаватель должен выказывать своим обучаемым принятие, доверие, одобрение. Основная суть данной установки заключается в том, чтобы принимать своих обучаемых такими какие они есть – порой неидеальными, небезупречными. Все люди разные и всем нам присущи различные черты как положительные, так и отрицательные;
3) преподаватель должен доверять своим обучаемым, причѐм нужно доверить своим обучаемым их собственное развитие. Для этого фасилитатор должен создать такую атмосферу в коллективе, которая будет стимулировать самопроизвольное обучение.
Отсюда следует, что одна из главных целей деятельности преподавателя, который применяет в своей работе принципы личностно-центрированного подхода, предполагает оказание обучаемому помощи и поддержки в его личном саморазвитии.
Если коснуться вопроса становление личности курсанта как будущего военного специалиста, то в первую очередь нужно коснуться вопроса саморазвития личности, а точнее сказать о внутриличностных факторов. К данным факторам можно отнести личностные ценности, которые являются базисом для возникновения у человека мотивообразования и смыслообразования. Известный учѐный А.А. Леонтьев однажды написал, что
«формирование мотивов есть формирование самой личности» [4].
Преподаватель – фасилитатор должен учитывать потребности и мотивационные стремления своих обучаемых и обращать на это своѐ непосредственное внимание, поскольку учѐт всех этих личностных качеств обучаемых может создать так называемую «ситуацию успеха». Ситуация успеха непосредственно оказывает влияние на развитие интереса к процессу обучения у курсантов, что,
408 в свою очередь, приводит к развитию личности обучаемых, их самоактуализации.
Процесс саморазвития личности курсанта требует усиленного внимания со стороны преподавателя. Как мы сказали ранее, данный процесс характеризуется наличием нескольких внутриличностных факторов. Ещѐ один важный фактор – это способность личности к рефлексии. Рефлексия – это процесс распознания и разделения личностью собственных проблем, когда личность обучаемого критически переосмысливает представления о самом себе, происходит сопоставление с окружающим внешним миром. «…В отличие от «объективных» обследований, внешних измерений и диагнозов, которые могут вовсе не изменить человека, в ходе полноценного глубинного самоосмысления человек получает реальную возможность стать иным – появляется шанс для развития. …Рефлексивная работа способствует развитию»
[2]. Когда молодой человек занимается сознательной деятельностью с разумным включением рефлексии помогает приблизиться к нахождению конкретного смысла, ответов на вопросы, которые поставил перед собой сам индивид. Человек должен пройти через период внутреннего самоанализа и самоосмысления, чтобы понять в чѐм его слабые стороны и что бы он хотел себе изменить и развить.
Способность к творческой деятельности является следующим фактором для саморазвития личности. В данном контексте творческая деятельность подразумевает не стандартный перенос ранее полученных знаний в совершенно новую ситуацию, а самостоятельное обнаружение проблемы и способов еѐ решения. Для того, чтобы успешно развивать творческий потенциал курсантов, нужно с максимальной пользой задействовать самостоятельную работу, чтобы курсанты использовали еѐ в рамках развития своих учебно-познавательных процессов в частности, и развития своей личности в целом. Отечественная учѐная И. А. Зимняя говорит, что самостоятельная работа обучаемых (в нашем случае курсантов) «наряду с повышением их предметной компетенции должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности»
[3]. Саморазвитие личности является весьма длительным процессом, который требует от личности достаточной мотивации, целеполагания и стремления к чему-то новому и необычному. Курсанты должны развивать эмоционально- волевую сферу, так как развитие данной сферы во многом является определяющим при саморазвитии личности в целом. Это происходит потому, что любая деятельность требует от человека преодоления различных внешних и внутренних барьеров и препятствий. Личность задействует свои лучшие и продуктивные навыки и качества, чтобы достичь заранее определѐнных целей.
Особую роль в этом играет воля человека, точнее волевое регулирование. Мы можем утверждать, что волевое регулирование — это высший уровень регулирование поведения и деятельности курсанта.
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 69
Выводы. Подводя итоги всему вышесказанному, мы приходим к выводу о том, что личность курсанта является активной системой, с внутренней самоорганизацией. Любая личность – это уникальный субъект собственной жизнедеятельности, где врождѐнное стремление к самоактуализации является
409 главной основой развития. Кроме этого, можно прийти к выводу, что основополагающими положениями являются гуманистические положения, в которых утверждается, что для полноценного личностного роста обучаемых (в нашем случае курсантов) как будущих военных специалистов преподаватели и образовательное пространство приобретают центральное и первоочередное значение. Однако, данные условия будут актуальны и эффективны только в том случае, когда преподаватель будет способствовать возникновению фасилитирующей среды и атмосферы. Для этих целей подходит использование в преподавательской деятельности личностно-центрированного подхода. С позиций личностно-центрированного подхода процесс эффективной самореализации обучающегося происходит лишь при условии, если тенденция личности к индивидуальному саморазвитию поддерживается педагогами, которые выполняют роль фасилитатора. Таким образом, задачей педагогов - фасилитаторов является создание условий, обеспечивающих наиболее здоровый, полноценный процесс самоактуализации личности. Личностно- центрированный подход — это гуманистически ориентированная психолого- педагогическая концепция, которая представляет личность курсанта как саморазвивающуюся гуманитарную систему; данный подход отрицает целесообразность и правомерность навязывания извне целей и путей развития личности обучаемого; безусловно признает ответственную свободу жизненного самоопределения за развивающейся личностью. Личностно-центрированный подход базируется на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений.
Список литературы
10. Берулава М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации // Педагогика. 2008. № 7. С. 5–6.
11. Братченко С. Л. Вопросы самому себе как путь понимания. //Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования. М. 2006. С. 43.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. С.259.
13. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. С.187.
14. Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно - центрированного подхода: дис… д-ра пед. наук.
Иркутск,1999. С.34.
15. Равкин З. И. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец ХIX в. – 90-е гг. ХХ в.)/ Рос. акад. образования. Ин - т теории образования и педагогики; М., 2000. Т. 1.
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс,
1994. 480 с.
17. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. С.224.
410
УДК 351/354
Карпиленя Н.В.,
ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»,
Минская область, Республика Беларусь
Карпиленя М.Н.
г. Москва, Российская Федерация
Karpilenya N.V.
"Institute of the Border Guard Service of the Republic of Belarus",
Minsk region, Republic of Belarus
Karpilenya M.N.
Moscow, Russian Federation
О МЕСТЕ И РОЛИ «ОРГАНИЗАЦИИ» КАК ЯДРА И ГЛАВНОГО
ИНСТРУМЕНТА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ON THE PLACE AND ROLE OF "ORGANIZATION" AS THE CORE
AND MAIN INSTRUMENT OF MILITARY MANAGEMENT IN THE
POLICY OF ENSURING THE MILITARY SECURITY OF RUSSIA
Аннотация. В статье на основе анализа внутренней, относительно устойчивой
основы содержания сущности термина «организация», особенно его смысла,
обосновывается необходимость совершенствования военного управления. Решение
проблемы организации управления, в контексте организации военного управления,
предложено разделять по уровням, а также по видам и формам. Именно совершенствуя
«организацию» всех сторон военного управления, рассматривая их в тесном единстве, с
опорой на законы диалектики, управления, политики, геополитики, военного управления.
войны, вооруженной (борьбы), организации можно рассчитывать на невозможность
развязывания против нас – Российской Федерации новой войны, а в случае ее начала со
стороны НАТО – обеспечить нам ПОБЕДУ.
Ключевые слова: сущность, политика, военная политика, организация, управление,
военное управление.
Annotation. Based on the analysis of the internal, relatively stable basis of the content of the
essence of the term "organization", especially its meaning, the article substantiates the need to
improve military command and control. The solution to the problem of organizing command and
control, in the context of organizing military command, is proposed to be divided by levels, as well
as by types and forms. It is by improving the "organization" of all aspects of military command,
considering them in close unity, relying on the laws of dialectics, command, politics, geopolitics,
military command. war, armed (struggle), organization, we can count on the impossibility of
unleashing a new war against us - the Russian Federation, and in the event it starts from NATO - to
ensure us VICTORY.
Key words: essence, politics, military policy, organization, management, military
management.
Начало было – слово, и все есть слово.
Плотин. «Эннеады»
411
Постановка проблемы. Рассматриваемая в статье проблема места и роли
«организации» в политике обеспечения военной безопасности России является весьма актуальной. Мир стал свидетелем ведущейся геополитической борьбы
Запада против России, которая происходит на Украине, имеющей все признаки прокси-войны. В ней по большей части украинцы, а также граждане других европейских государств, прежде всего Польши, жертвуют свои жизни в интересах продолжения мирового господства США и формирования однополярного мирового порядка (в интересах 1 млрд западного населения из 8 млрд жителей земли). Думается, что не полное достижение Россией целей специальной военной операции (СВО) по итогу первого года во многом содержится в неполноте предшествующей СВО геополитической и геостратегической оценки, которая как раз и должна была проведена, начиная с должной «организации» всей социально-политической, экономической и духовной жизни государства. Недостатки, обнаруживаемые в военной сфере жизни общества, особенно при частичной мобилизации, - есть прямое следствие проблем именно управления в государстве в целом, значимое место в которой занимает военное управление.
Анализ предыдущих исследований и публикаций. В работе [1] предмет
военной политологии определен следующим образом. «Военная политология есть система знаний о природе, сущности, формах военного насилия, возможностях и пределах его использования в политических целях, о способах
организации (выделено автором статьи) военной силы, ее месте и роли в системе властных отношений» [1, с. 14].В работе [3, с. 38] приводится определение геополитики. Геополитика – наука о закономерностях, механизмах, формах, типах, политических режимах властного контроля государств (их союзов) над геопространством как итога комплексной
организации(выделено автором статьи) и обоснования философско- мировоззренческого, политического, географического, стратегического, исторического, этнологического, социологического, культурологического, экономического, идеологического, информационно-психологического подходов при оценке международных отношений на основе текущего результата оценки состояния принципиальной и неснимаемой цивилизационной геополитической борьбы Моря («талассократии»; Запада) против Суши («теллурократии»;
России) с учетом месторасположения государства (их союзов) еще и в одной из бесспорных или потенциальных цивилизаций. Как видим термин организация
занимает центральное место как в способах организации военной силы, так и при обосновании места государства в ведущейся геополитической борьбе государств и даже цивилизаций. Наличие в определении геополитики прежде всего составляющих: политической, стратегической, идеологической, информационно-психологической неразрывно связывает «организацию» с другими процессами, применяемыми в военном управлении и в политике обеспечения военной безопасности государства в целом, когда применяется военная сила.
Анализ работ [2; 8; 9; 11] показывает, что сама категория организация авторами показывается весьма упрощенной, объективности ради, занимая все
412 же свое место в управленческом цикле процесса управления, но, как кажется, без подлинного учета своего истинного внутреннего содержания, т.е. без учета подлинной сущности самого термина организация (организовать). Кажется целесообразным еще раз взглянуть на данную категорию через призму его сущностного филологического и философского смысла в познании всех внутренних оттенков термина организация (организовать) для исключения как самой путаницы в понятии, так и в развитие самой теории организации управления (военного управления войсками, силами; боевого, в том числе централизованного, управления войсками (силами, флотом) и даже оружием).
Цель исследования заключается в установлении взаимной системной связи «организации» в военном управлении как ядра и главного инструмента военного управления с уровнями, видами (формами), законами военного управления и законами диалектики, управления, политики, геополитики, войны
(вооруженной борьбы), организации.
Основные результаты исследования. Особенно важно провести исследование места и роли «организации» в рамках познания таких явлений как политика и война. Ведь война (вооруженная борьба), является подчиненной политике. Сама же политика, в свою очередь, может служить зарождению самой войны, влияя и на расширение действия законов войны при их реализации и оказывая свое воздействие на сам ход и исход войны
(вооруженной борьбы). Дело здесь в том, что недостатки, допущенные на этапах организации работы (выполненные без, как минимум, системного и
комплексного научного, применительно к цельной истории своего государства,
философско-мировоззренческого и геополитического подходов с отрывом от
объективно действующих законов диалектики, политики, геополитики, войны
(вооруженной борьбы)) над такими основными документами государства, как:
Конституция; Стратегия (Концепция) национальной безопасности; Военная доктрина и др. закладывают сущностные – прежде всего смысловые стратегические и даже геостратегические проблемы, которые, далее
«перетекая» в документы оперативно-стратегического, оперативно- тактического и тактического уровней лишь усугубляют качество выработанных замыслов и решений, а значит самым негативным образом влияя на функционирование и развитие страны. По-другому, недостатки организации
управления (военного управления), допущенные на высших уровнях, существенно снижают эффективность всего процесса управления в достижении требуемой цели, т.к. не отражают необходимое качество по организации устранения противоречий на всех уровнях управления, которое наиболее явно проявляется в военном управлении, когда государство вынуждено вести вооруженную борьбу за свои суверенитет, независимость и территориальную целостность.
Анализ терминов: сущность, организация, организовать, организм [5; 6;
10] позволяет сделать следующее общее заключение относительно основных слагаемых, содержащихся в сущности термина «организация»: основать,
подготовить,
объединять,
упорядочить,
устроить,
сплотить
(сплачивать), придать (придавать) планомерность.