Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 824

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

424
Анализ предыдущих исследований и публикаций. Подходы к изучению проблем и направлений развития системы военного образования представлены в научных трудах различных авторов, таких как А.Ю. Григоров,
М.И. Драгомиров, В.Н. Иванов, А.И. Шмарева, К.А. Грымзина, и др. Отдельные аспекты и этапы процесса трансформации военного профессионального образования в современной России рассмотрены в работах Е.Н. Карловой, Ю.В.
Лепешинского и других ученых.
При этом, проблема определения педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих офицеров остается не решенной.
Поэтому целью нашей научной работы является решение этой задачи, а именно выявление условий формирования профессиональной компетентности будущих офицеров.
Цель исследования. Целью данной статьи является выявление условий формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в современных условиях, в том числе и в Донецкой Народной Республике.
Основные результаты исследования. Опираясь на научные труды отечественных и зарубежных ученых, результаты экспертного опроса, проведенного среди преподавателей военных вузов, нами были определены педагогические условия и основные направления их реализации в образовательной среде военных учреждений высшего образования.
Так, обобщения выявленных недостатков в образовательном процессе военных учреждений, установили, что действенное влияние на процесс формирования профессиональной компетентности будущих офицеров могут иметь следующие условия:
- повышение уровня мотивации в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности;
- интеграция общих и специальных знаний профессиональной компетенции будущих офицеров;
- формирование навыков боевого реагирования будущих офицеров;
- повышение профессиональной компетентности научно-педагогических работников дисциплин военно-профессиональной подготовки.
Рассмотрим более подробно приведенные выше педагогические условия.
Характеризуя первую педагогическое условие (повышение уровня мотивации к профессиональной деятельности), отметим, что готовность будущих офицеров к оперативно-боевой деятельности зависит от мотивационной сферы военных специалистов и степени сформированности их ориентаций на профессиональную деятельность. Мотивация является предпосылкой поведения будущих офицеров, которая организует ее, придает личностный смысл и значимость. Через положительно направленную мотивацию поведение курсантов приобретает конкретного личностный смысл, а это способствует превращению внешне сформулированных целей во внутренние, личностные потребности. Позитивная мотивация является системой ценностей, которые будущие военнослужащие должны учитывать и переводить в личностные принципы, убеждения, установки и содержание будущей профессиональной деятельности.


425
Общепринято разделять ее на два уровня: мотивация сохранения и мотивация достижения. В нашем случае – это мотивация на овладение готовностью к профессиональной деятельности [1].
Практическая подготовка будущих офицеров дает основание утверждать, что особенности личности курсантов могут иметь значительное влияние на успешность, надежность и профессиональную готовность к профессиональной деятельности. В связи с этим следует отметить, что учебная деятельность курсантов ВВОУ связана с высоким уровнем психического напряжения, значительным количеством субъектов взаимодействия, усталостью динамического характера, выдвигает повышенные требования к адекватному функционированию их психики [3]. К успешности учебно-познавательной деятельности будущих военнослужащих относим эффективность мотивационных, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, а также профессионально значимые черты (творческое мышление, память, внимательность, умение управлять собою, самостоятельность и тому подобное).
В общем случае профессионально-психологическая подготовленность курсантов как будущих специалистов-это сочетание сложившихся психологических качеств, нацеленность на активные и целенаправленные действия в условиях эффективной учебной деятельности.
Основным здесь является совершенствование знаний и навыков в соответствии с будущей специальностью. Повышение мотивации будущих офицеров к профессиональной деятельности ориентировано на сочетание различных
(групповых, индивидуальных) форм обучения, соответствия учебного материала будущей профессиональной деятельности военных специалистов, способности моделировать возможные ситуации, которые будут иметь место в процессе несения службы.
На наш взгляд, повысить уровень мотивации курсантов к профессиональной деятельности можно путем:
- ознакомления будущих офицеров с профессиональной деятельностью военнослужащего, ее значением для государства, обеспечение целостности и неприкосновенности границ и т. п;
- создание представлений о профессиональных военных по конкретной специальности, понимание целей обучения в вузе;
- формирования ценностных ориентаций, связанных с прохождением военной службы.
На основании указанного выше делаем вывод, что повышение уровня мотивации курсантов должно происходить в течение всего периода обучения.
Проходящая сегодня специальная военная операция, требует от военных специалистов использования всего арсенала знаний, умений и навыков по применению вооружения и военной техники на поле боя, тактической выучки, высокой психологической устойчивости. Поэтому для формирования у будущих офицеров готовности к предотвращению, нейтрализации потенциальных угроз интересам государства в образовательном процессе
ВВОУ следует использовать такие приемы, средства, которые бы способствовали актуализации и осознанию курсантами профессиональных


426 мотивов, идеалов, стремлений, морально- этических норм поведения и тому подобное.
Рассматривая реализацию второго педагогического условия – интеграция общих и специальных знаний профессиональной компетенции будущих офицеров выдвинуто предположение, что формирование профессиональной компетентности военных специалистов будет более действенным, если оно будет осуществляться на основе интеграционного подхода.
Нами выявлены основные противоречия, существующие в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров: несоответствие внутренней логики учебного предмета и его междисциплинарных связей; несоответствие учебной информации относительно целей. Как следствие - результативность образовательного процесса является невысокой. Поэтому оптимальным решением указанной проблемы должно быть построение системы профессиональной подготовки будущих офицеров на принципах интеграции.
Кроме того, проведенные нами исследования позволили утверждать, что интеграция правовых, специальных и профессиональных знаний в процессе формирования профессиональной подготовки будущих офицеров заключается в пересмотре подходов к организации этого процесса как педагогического. Она
(интеграция) имеет свою специфику, которая определяет структуру и содержание профессиональной подготовки курсантов. Здесь устанавливаются связи и зависимости между педагогическими фактами в новых нестандартных учебно-служебных ситуациях.
Таким образом, интеграция, будет обеспечивать взаимозависимость основных компонентов педагогической системы формирования профессиональной компетентности будущих офицеров к служебной деятельности.
Третье педагогическое условие предусматривает формирование навыков боевого реагирования будущих офицеров. Известно, что понятие «боевое реагирование» и «боевая деятельность» находятся в тесной взаимосвязи, причем первое является составным компонентом второго понятия, и каждое из них имеет свои специфические особенности, которые находят проявление через цели, сущность, содержание и организацию. Из этого следует, что приведенным понятиям присущ собственный смысл, в том числе психолого- педагогический. Однако боевое реагирования лишено такого содержания и не способно в полной мере обеспечить действующее поведение офицеров во время боевых операций, четкое выполнение профессиональной деятельности.
Значимость такого вывода для профессиональной педагогики заключается в том, что он перспективен для исследования проблемы боевого реагирования и его обоснования как отдельного профессионального понятия, которое обусловлено рядом внешних и внутренних факторов.
Проведенный опрос среди участников боевых действий, позволил выявить две группы таких факторов. Первая связана со спецификой профессиональной деятельности, наличием риска, неопределенностью, дефицитом времени и тому подобное. Вторая группа – с недостатками профессиональной подготовленности
(неуверенность в действиях, послестрессовое страх, недооценка «противника», экономия боеприпасов,


427 неуверенность в надежности оружия, недооценка возможностей своих коллег и прочее). Таким образом, необходимость выявления интегральной формы поведения человека в напряженной обстановке является существенной и актуальной. Изучение поведенческих реакций необходимо вести по техническим, тактическим, психологическим и физическим аспектами, что является основой раскрытия сущности боевого реагирования.
Практика и опыт профессиональной деятельности в ВВОУ дают основания утверждать, что процесс формирования у будущих офицеров навыков боевого реагирования является интегративным процессом, который отражает закономерные изменения процедуры формирования и развития целостного образования из множества разобщенных ранее компонентов и происходит через призму двух взаимосвязанных процессов развития личности: овладение курсантом ролевым поведением (профессиональная адаптация) и ее самореализация в рамках ролевых предписаний (индивидуализация).
Таким образом, организация процесса формирования навыков боевого реагирования будущих офицеров должна обеспечивать:
- создание ориентировки в условиях выполнения оперативно-боевых задач за счет имитации внешних признаков, характерных для действий в экстремальных условиях (моделирование вторичных факторов);
- предоставление сложившимся действиям необходимых показателей, в том числе, устойчивости к воздействию вторичных факторов экстремальной ситуации и фактора опасности.
Этого можно достичь отработкой сложившихся действий в условиях, приближенных к экстремальным ситуациям, влияющим на психику будущих военнослужащих.
Вывод. В целом, эффективность образовательного процесса зависит от профессионализма научно-педагогических работников, где ключевой фигурой в подготовке офицерских кадров является педагог (преподаватель, начальник кафедры или факультета, командир) [2], который должен быть разносторонне развитой личностью и сочетать в себе умения организатора, оратора, аналитика, психолога. От него требуются не только указанные природные способности, но и огромный умственный, физический, эмоционально-волевой потенциал.
Список литературы
1. Деникин, А. В. Парадигмы современного образования / А. В. Деникин, С. А.
Гаврикова // Мир образования - образование в мире. – 2017. – № 1. – С. 51-55.
2. Жаболенко,
М.В., Хардиков, Р.С., Ермаков, В.В. Кадровая политика и научнопедагогический потенциал ВВОУ// Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего [Электронный ресурс]: материалы І
Международной научнопрактической конференции, г. Донецк, 20 апреля 2022 г. / отв. ред. И.А. Кондаурова, М.В. Жаболенко / ГОУВПО ДОННТУ. – Донецк: ДОННТУ,
2022. – 589 с.
3. Мещеряков, Д.В. Педагогические условия формирования компетенций выпускника военного вуза. Центральный справочно-информационный фонд МО РФ
(депонирована 18.06.2012 г., инв. № В7403) // Сборник рефератов депонированных рукописей. М., 2012.Серия Б. Вып. № 99.


428
УДК 322
Прачук Н.Ю., Постников С.В.
Вольский военный орденов Кутузова и Красной Звезды институт
материального обеспечения (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия
материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.
Хрулѐва» Министерства обороны Российской Федерации,
Вольск, Саратовская область, Российская Федерация
Prachuk N.Yu., Postnikov S.V.
Volsky military Orders of Kutuzov and Red Star Institute of Material Support
(branch) FSSOMEI HE «Military Academy of Logistics named after Army
General A.V. Khrulev» of Ministry Defense Russian Federation,
Volsk, Saratov Region, Russian Federation
ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И РАБОТА
С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВООРУЖЕННЫХ
СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
SPIRITUAL-EDUCATIONAL WORK AND WORK WITH RELIGIOUS
SERVICEMEN IN ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATION:
ANALYSIS OF CURRENT STATE
Аннотация. В статье, на основе анализа существующей нормативно-правовой базы,
рассматривается современное состояние одного из актуальных направлений военно-
политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации – комплекса духовно-
просветительской работы и работы с верующими военнослужащими. Авторы
характеризуют положения этого направления, опубликованные в приказах Министра
обороны с 2004 г. по настоящее время, дают оценку позитивным изменениям,
произошедшим в данном направлении, поднимают оставшиеся проблемы.
Ключевые слова: работа с верующими военнослужащими, религия, приказ Министра
обороны, военно-политическая работа, работа с личным составом.
Annotation. The article, based on the analysis of the existing regulatory framework,
examines the current state of one of the topical areas of military-political work in the Armed Forces
of the Russian Federation - a complex of spiritual and educational work and work with religious
servicemen. The authors characterize the provisions of this direction, published in the orders of the
Minister of Defense from 2004 to the present, assess the positive changes that have occurred in this
direction, raise the remaining problems.
Keywords: work with religious servicemen, religion, order of the Minister of Defense,
military-political work, work with personnel.
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   69