ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поддержки в виде сюжетной картины, ребенку намного легче составить оригинальную историю, чем творческую. Перед составлением истории взрослый объясняет ребенку, что он записывает каждое
правильно сформулированное предложение в таблицу, которая дается вместе с изображением. Получаемую историю можно прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа станет дополнительным источником позитивной мотивации для его составления. При составлении рассказа ребенком взрослый контролирует его связанность, последовательность, объяснение причинно-следственных связей (не только тогда, когда это происходит, но и почему). Во время формулировки предложения взрослый помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет сло
ва и выражения. В тех случаях, когда ребенок вообще не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок полностью воспроизводит его. Однако следует помнить высказывание Ф. А. Сохина о том, что «образец дан для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения». Планирование творческого рассказа.
От успеха работы на этом этапе зависит достижение главной цели обучения навыкам творческого повествования.
Эта работа заключается: в трансформации сюжета в соответствии с типом творческого рассказывания, обсуждении замысла; в выборе начала, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории); составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последов
ательно разворачивающимся действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания); построении плана изложения (это возможно в графической версии); создании объекта для прямой речи; придумывании заголовка к рассказу.
При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр). Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок
придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные эта
пы повествования).
Составлениетворческогорассказасучетомвсехнеобходимых языковых средств.
Взрослый может записать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и
оценить его. При записывании рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Во-первых, следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности в утверждениях, добиться правильного построения фразы и только потом записать их. Прежде всего, необходимо уточнить слова, из которых ребенок начнет рассказ, затем необходимо обсудить заключительные слова, которые будут отражать мораль или основной смысл рассказанного. При работе над связностью детской истории взрослым желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, имена детей, местоимения и т.д). Следует помнить заявление Ф.А. Сохина: «Связность речи - это связность
мыслей!» В тех случаях, когда ребенок вообще не может составить творческий рассказ, взрослый читает образец, указанный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа, ребенок сам воспроизводит его.
Анализ и оценкатворческого рассказа.
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.
Для ребенка очень важны такт, правильность и доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т.д. заменяются в таблицах к картинам на более мягкие. Но мягкость оценок не исключает разумной точности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраивать, стимулирует поиск лучших идей и речевых средств. В тех случаях, когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любое из его высказываний, речь ребенка и умственное развитие блокируются. Однако другая крайность также нежелательна: чрезмерная критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослые не должны немедленно отвергать образы, изобретенные ребенком. В таких случаях существует опасность помешать творчеству, фантазии ребенка с большим количеством запретов. Исправлять ребенка необходимо только с абсурдной, пустой фантазией. Ошибочные слова в заявлении ребенка взрослым не следует повторять или обсуждать. Их нужно заменить правильными в своей речи, а затем предложить ребенку повторить всю измененную фразу.
правильно сформулированное предложение в таблицу, которая дается вместе с изображением. Получаемую историю можно прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа станет дополнительным источником позитивной мотивации для его составления. При составлении рассказа ребенком взрослый контролирует его связанность, последовательность, объяснение причинно-следственных связей (не только тогда, когда это происходит, но и почему). Во время формулировки предложения взрослый помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет сло
ва и выражения. В тех случаях, когда ребенок вообще не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок полностью воспроизводит его. Однако следует помнить высказывание Ф. А. Сохина о том, что «образец дан для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения». Планирование творческого рассказа.
От успеха работы на этом этапе зависит достижение главной цели обучения навыкам творческого повествования.
Эта работа заключается: в трансформации сюжета в соответствии с типом творческого рассказывания, обсуждении замысла; в выборе начала, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории); составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последов
ательно разворачивающимся действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания); построении плана изложения (это возможно в графической версии); создании объекта для прямой речи; придумывании заголовка к рассказу.
При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр). Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок
придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные эта
пы повествования).
Составлениетворческогорассказасучетомвсехнеобходимых языковых средств.
Взрослый может записать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и
оценить его. При записывании рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Во-первых, следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности в утверждениях, добиться правильного построения фразы и только потом записать их. Прежде всего, необходимо уточнить слова, из которых ребенок начнет рассказ, затем необходимо обсудить заключительные слова, которые будут отражать мораль или основной смысл рассказанного. При работе над связностью детской истории взрослым желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, имена детей, местоимения и т.д). Следует помнить заявление Ф.А. Сохина: «Связность речи - это связность
мыслей!» В тех случаях, когда ребенок вообще не может составить творческий рассказ, взрослый читает образец, указанный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа, ребенок сам воспроизводит его.
Анализ и оценкатворческого рассказа.
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.
Для ребенка очень важны такт, правильность и доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т.д. заменяются в таблицах к картинам на более мягкие. Но мягкость оценок не исключает разумной точности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраивать, стимулирует поиск лучших идей и речевых средств. В тех случаях, когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любое из его высказываний, речь ребенка и умственное развитие блокируются. Однако другая крайность также нежелательна: чрезмерная критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослые не должны немедленно отвергать образы, изобретенные ребенком. В таких случаях существует опасность помешать творчеству, фантазии ребенка с большим количеством запретов. Исправлять ребенка необходимо только с абсурдной, пустой фантазией. Ошибочные слова в заявлении ребенка взрослым не следует повторять или обсуждать. Их нужно заменить правильными в своей речи, а затем предложить ребенку повторить всю измененную фразу.