ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Методика обучения дошкольников творческому
рассказыванию
Вопросы формирования словесного творчества детей были исследованы Э.И. Тихеевой, Э.А. Флёриной, M.M. Кониной, Л.А. Пеньевской,
Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Е.П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, которые разработали темы и типы творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения.
В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определенном порядке, и установленном режиме, другими словами, воплощается в конкретной форме. Исторически сложились три формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Каждая из форм отличается своей спецификой, кот
орая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Индивидуальная форма организации обучения включает в себя множество положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения в соответствии с уровнем развития ребенка, принимая во внимание темпы освоения материала, особенностей психических процессов и т.д.
Групповые формы обучения предполагают, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования может быть личная симпатия, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение на уровнях развития.
Фронтальные занятия также необходимы в современной дошкольной среде. Их содержание может быть деятель
ностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального сопереживания», что приводит к усилению умственной активности, побуждает ребенка проявлять себя.
Метод преподавания творческого рассказывания дошкольников включает в себя написание творческой истории, начиная с которой дети могут ориентироваться:
- на реальных объектах или картинах (что будет дальше на картинке?)
Какая история может случиться с игрушечными животными?).
Далее представлены характеристики методов обучения детей творческому рассказыванию.
Методы:
Рассказ педагога.
История достигает своей цели, если: педагог ставит для детей учебно-познавательную задачу; в рассказе четко прослеживается основная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание
динамично, оно согласуется с личным опытом дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
Рассказыдетей(пересказ сказок, рассказы о живописи, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
Чтение художественной литературы. Приемы
•вопросы(требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
•указание(целостное и дробное); • пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.). Творческое повествование в детском саду включает методы, которые
помогают развитию воображения:
• Перед заданием педагог предлагает разные варианты событий одной и той же истории, затем дети, исходя из предложенных ситуаций, придумывают свои собственные, придумывают свои собственные;
• Дети заканчивают рассказ, который педагог начинает рассказывать. Чтобы дети могли понять смысл рассказа, который им нужно рассказать, учитель помогает им ориентироваться в текущей системе отношений: место действия (где это происходит?); время (когда?); цели героев (зачем они что-то делают?); порядок событий (что следует?); анализ причин и последствий (почему один из них следует за другим?).
Методы обучения творческому повествованию зависят от навыков детей, задач обучения и типа истории.
В старшей группе, в качестве подготовительного этапа, можно использовать самый простой способ рассказать детям вме