Файл: профилактика ИСМП в акушерстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2021

Просмотров: 1847

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ОБРАБОТКА БЕЛЬЯ

С бывшим в употреблении бельем следует обращаться с осторожностью во избежание рассеивания

микроорганизмов в окружающей среде и попадания их на одежду персонала. В табл. 7.16 представлены
основные принципы обращения с бельем (на основе международных рекомендаций и российских нор-
мативных требований).

Таблица 7.16. 

Принципы обращения с бельем (на основе международных рекомендаций и российских 

нормативных требований) [98]

Раздел 7

126

Внутрибольничная среда

Во время работы с грязным бельем для предотвращения контакта кожи и слизистых оболочек с кровью и
другими биологическими жидкостями персонал должен использовать СИЗ (перчатки, халат, фартук, маска,
очки).

Использованное белье собирается в герметичные непромокаемые мешки в специальном помещении, пред-
назначенном для хранения белья. Вентиляция в этом помещении должна осуществляться с отрицательным
давлением. Использованное постельное белье пациентов не должно замачиваться или сортироваться в ме-
стах, предназначенных для лечения больных. В помещении должна быть размещена раковина для мытья рук
с соответствующим оснащением (дозаторы с мылом и антисептиком, одноразовые полотенца).

Белье, использованное в медицинском учреждении, должно подвергаться обработке дезинфектантами, сти-
раться и сушиться в специальных машинах, пригодных для использования в медицинских учреждениях.

Стирка белья должна осуществляться в горячей воде при температуре не ниже 72 °С и не менее 26 мин. в со-
ответствии с инструкциями.

Стиральные машины бытового типа могут использоваться только для стирки личных вещей одного пациента.
Стирка проводится с применением соответствующего детергента в горячей воде. Для высушивания следует
использовать сушильные шкафы для тканей.

Стирка тканевых чехлов матрасов и подушек должна осуществляться с добавлением дезинфектантов, при-
годных для этого вида материалов.

Подушки следует обрабатывать после выписки каждого пациента в дезинфекционной камере. 

Нельзя оставлять выстиранное белье в стиральных машинах на ночь.

Дополнительно обрабатывать дезинфектантами стиральные и сушильные машины между использованием
нет необходимости.

После работы с использованным бельем осуществляется гигиена рук.

Чистое белье должно храниться в чистом сухом месте, чтобы предотвратить контаминацию микроорганиз-
мами, попадание пыли и влаги, и отдельно от грязного белья.

Рутинно проводить микробиологический анализ чистого белья нет необходимости. Это может быть обосно-
вано при вспышке ИСМП.

Медицинские учреждения должны иметь письменные инструкции по сбору, перевозке и хранению белья.

Медицинские учреждения с прачечными подразделениями должны иметь документы, подтверждающие со-
блюдение эксплуатационных правил, соответствие качества обработки белья установленным стандартам.
Нельзя допускать образования аэрозолей внутри помещений ЛПО.

4.4.9. Обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов
(нательного и постельного белья, полотенец, подкладных пеленок, спецодежды медицинского персонала) осуществляют
в прачечных путем замачивания в растворах дезинфицирующих средств (ДС) перед стиркой или в процессе стирки с ис-
пользованием разрешенных для этих целей ДС в стиральных машинах проходного типа по программе стирки белья в ме-
дицинских учреждениях. Белье от новорожденных обрабатывают как инфицированное.
6.19. После выписки пациента постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла), одежду и обувь подвергают ка-
мерной дезинфекции. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов их обеззаражи-
вают раствором ДС способом протирания.
13.4. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец – ежедневно,
подкладных пеленок – не менее 4–5 раз в сутки и по необходимости. Допускается использование прокладок фабричного
изготовления.
Перед возвращением пациента в палату после операции производится обязательная смена белья. Смена белья пациентам
после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.
11.15. Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально обору-
дованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления), которая передается в цент-
ральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается
в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством
для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.
11.16. В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В меди-
цинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе
встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влаж-
ной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умываль-
ником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.
11.17. Процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть механизированы.
11.18. Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации.
Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
11.19. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном
виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же
таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую дея-
тельность».


background image

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ПАЦИЕНТОВ

В этом разделе представлены рекомендации по организации питания женщин в ЛПО. Наилучшим пи-

танием для новорожденного является грудное вскармливание. 

Инфицированные продукты питания могут стать источником вспышек ИСМП в медицинских учреж-

дениях. Наиболее часто вспышки ИСМП бывают вызваны следующими микроорганизмами: 

Campylobacter

spp., 

Escherichia coli

Salmonella

spp., 

Staphylococcus aureus

Trichinella spiralis

Clostridium difficile

Listeria mono-

cytogenes, 

норовирус, ротовирусы и энтеровирусы. 

Нарушения, приводящие к вспышке ИСМП, случаются при приобретении продуктов питания, их хра-

нении, приготовлении, раздаче, утилизации. Анализ вспышек инфекций в медицинских учреждениях,
связанных с пищевыми продуктами, показывает, что они происходили в основном по вине персонала.
Основными нарушениями были [105]:

неправильная температура хранения готовой пищи (38%);

несоблюдение правил обработки рук сотрудниками пищеблоков (18%);

неправильное приготовление пищи (14%);

контаминированное микроорганизмами оборудование (14%);

приобретение продуктов ненадлежащего качества (5%);

другие (9%).

В табл. 7.17 и 7.18 указаны превентивные меры, необходимые для снижения риска ИСМП, связанных

с пищей.

Таблица 7.17. 

Профилактика ИСМП, связанных с пищей [106—110] 

Раздел 7

127

Внутрибольничная среда

Требования

Административные меры

Общие требования

Определение критериев и требований к закупке про-
дуктов питания и оснащения, процессам приготовле-
ния пищи, раздачи пищи и обработки посуды и
помещений

Протоколы и стандарты, утвержденные на уровне
ЛПО, обучение персонала, внешний и внутренний
контроль, включая контроль состояния здоровья пер-
сонала.

Только ответственный персонал должен иметь доступ
к помещениям пищеблока.    

Обеспечение очистки и дезинфекции посуды, оснаще-
ния, оборудования и помещений. Оборудование
должно быть работоспособным и использоваться по
назначению в соответствии с инструкциями

Обеспечение обработки рук персоналом, использова-
ния СИЗ (перчатки, халат, униформа, колпак)

Требования к приобретению и хранению продуктов

Закупка у надежных поставщиков, уточнение места
производства продуктов питания

Анализ документации о процедуре выбора поставщи-
ков и закупок, о продукте питания.

Оценка качества продуктов при поставке в медицин-
ское учреждение. Отказ от любых продуктов, посту-
пающих в испорченной упаковке. Контроль внешнего
вида, запаха, сроков хранения

Определение критериев для приема и возврата нека-
чественной продукции, строгое следование установ-
ленным критериям.

Предупреждение внешних загрязнений

Хранение в чистой таре, исключение контакта несо-

вместимых продуктов, готовых и необработанных
продуктов. Все продукты питания должны храниться в
закрытой упаковке. Готовая пища должна храниться
на верхних полках холодильников

Обеспечение необходимой температуры хранения го-
товой пищи и продуктов: выше 60 °С и ниже 7 °С. Горя-
чая пища должна быть охлаждена для хранения в
холодильнике и помещена в специальные контей-
неры

Наличие термометров в холодильных установках, ин-
струкций по хранению продуктов. Регулярная про-
верка температуры


background image

Раздел 7

128

Внутрибольничная среда

Требования к приготовлению и раздаче пищи

Соблюдение термических требований к приготовле-
нию и раздаче пищи

Наличие соответствующего оборудования с индикато-
рами температуры. Инструкции по приготовлению,
охлаждению и подогреву пищи. Пища должна гото-
виться как можно ближе ко времени раздачи

Использовать технику прямого неприкосновения  к
продуктам питания - только в чистых одноразовых
перчатках и чистыми столовыми приборами

Обеспечение персонала необходимым оснащением

Пища транспортируется в закрытых термотележках
или контейнерах.  Разные тележки для готовой пищи и
сбора грязной посуды

Пища, которую не съели, не подлежит хранению и
должна утилизироваться как отходы

Обеспечение закрытой непромокаемой тарой для от-

ходов

Пациенты не должны угощать других пациентов
пищей, приготовленной дома. Посетители должны
приносить пищу небольшими порциями, чтобы паци-
ент съедал ее сразу

Информирование пациентов и посетителей

Кипячения воды в течение 1–5 мин. достаточно для
обеспечения безопасности. Вода должна находиться в
плотно закрытых контейнерах. Выбирать контейнер
необходимо с тем условием, чтобы был минимизиро-
ван риск контаминации воды, в том числе за счет при-
косновений к кранам 

Приобретение воды в бутылках и контейнеров для
воды у надежных производителей. Контроль чистоты
и качества

Требования к обработке посуды

Сочетания горячей воды и моющих растворов в посу-
домоечных машинах обычно достаточно для обра-
ботки тарелок, чашек, стаканов и столовых приборов.
Температура воды при мытье выше 80 °С, при спола-
скивании выше 60 °С. Обработка дезинфектантами не-
обходима только при вспышке инфекции

Обеспечение персонала необходимым оборудова-
нием, оснащением и расходными материалами (рас-
творами моющих средств, дезинфектантов),
инструкциями по обработке

Разделочные доски, подносы и другое кухонное осна-
щение и оборудование должны быть продезинфици-
рованы, тщательно вымыты и высушены между
использованиями

Посуда с трещинами должна быть утилизирована

Требования к персоналу

Персонал пищеблока, как и весь персонал медицин-
ского учреждения, не может быть допущен к работе
при наличии инфекционных заболеваний, травмы
кожных покровов, воспаления слизистой оболочки
глаз и верхних дыхательных путей, бессимптомной
диареи, хронического носительства возбудителей
сальмонеллеза и дизентерии. Должно пройти не
менее 5 дней после исчезновения симптомов инфек-
ционного заболевания, чтобы сотрудник мог быть до-
пущен к работе

Установление требований к персоналу в функцио-
нальных обязанностях.  Контроль состояния здоровья
персонала при трудоустройстве, ежегодной диспансе-
ризации, при расследовании вспышек инфекции по
необходимости 

Для уменьшения контактов пациентов в ЛПО полезна организация питания в их палатах.


background image

Таблица 7.18. 

Требования к организации питания пациентов в медицинском учреждении

Раздел 7

129

Внутрибольничная среда

4.4.8. Посуду столовую и чайную в акушерском стационаре обрабатывают в соответствии с действующими нор-
мативными документами. Механическая мойка посуды на специальных моечных машинах проводится в соот-
ветствии с прилагающимися инструкциями по их эксплуатации. Мытье посуды ручным способом осуществляют
в трехсекционных ваннах для столовой посуды и двухсекционных – для стеклянной посуды и столовых прибо-
ров. Посуду освобождают от остатков пищи, моют с применением моющих средств, погружают в дезинфици-
рующий раствор и после экспозиции промывают водой и высушивают. При обработке посуды по
эпидемиологическим показаниям столовую посуду освобождают от остатков пищи и погружают в дезинфици-
рующий раствор, используя режим дезинфекции, рекомендованный для соответствующей инфекции. После
дезинфекции посуду тщательно промывают водой и высушивают.
14.1. Пищеблок ЛПО следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспорт-
ными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в ле-
чебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и
оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией.
14.2. Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспор-
тировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам.
14.3. Состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических тре-
бований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному
питанию.
14.4. Поточность технологического процесса приготовления блюд должна исключать возможность контакта
сырых и готовых к употреблению продуктов.
14.5. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям,
предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удо-
стоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения)
продукции. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится органолептическая оценка и де-
лается запись в журнале бракеража продукции.
14.6. Продукты следует хранить по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.);
хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Условия и сроки хранения про-
дуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил.
14.7. В холодильных камерах/холодильниках должны строго соблюдаться правила товарного соседства. Сырые
и готовые продукты следует хранить отдельно. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру,
а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблю-
дением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
14.8. В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди па-
циентов, связанных с употреблением недоброкачественной пищи:

а) не допускается принимать:

–  продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и

безопасность;

–  продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками годности, признаками порчи

и загрязнения; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты);

–  крупу, муку, сухофрукты, продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные

механическими примесями;

–  овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;
–  мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
–  мясо и яйца водоплавающей птицы (утки, гуси);
– непотрошеную 

птицу;

–  кровяные и ливерные колбасы;
–  яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных

по сальмонеллезам;

–  консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, «хлопуши», банки с ржавчи-

ной, деформированные, без этикеток;

б) не используются:

–  фляжное, бочковое, непастеризованное молоко, фляжный творог и сметана без тепловой обработки

(кипячения); прокисшее молоко «самоквас»;

–  консервированные продукты домашнего приготовления;

в) не изготавливаются на пищеблоке ЛПО:

–  сырковая масса, творог;
–  макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, заливные

блюда (мясные и рыбные);

– яичница-глазунья;
–  кремы, кондитерские изделия с кремом;
–  изделия во фритюре, паштеты.


background image

Раздел 7

130

Внутрибольничная среда

14.9. При составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы лечебного питания и нормы
питания на одного больного.
Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому со-
ставу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания.
При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет хи-
мического состава и пищевой ценности диет.
14.10. Обработка яиц, используемых для приготовления блюд, осуществляется в соответствии с требованиями,
установленными санитарными правилами для предприятий общественного питания. Хранение необработан-
ных яиц в кассетах, коробках в производственных цехах не допускается.
14.11. Промывка гарниров, приготовленных из макаронных изделий и риса, не допускается.
14.12. Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду из нержавеющей стали. Алю-
миниевую посуду можно использовать только для приготовления и кратковременного хранения блюд. Не до-
пускается использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду.
14.13. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку органолептических показателей
и качества блюд проводит бракеражная комиссия ЛПО, назначенная администрацией. При нарушении техно-
логии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения вы-
явленных кулинарных недостатков. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой
продукции.
Для членов бракеражной комиссии выделяются отдельные халаты.
14.14. В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи на пищеблоках ЛПО
отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд.
Отбор суточной пробы проводит медицинский работник (или под его руководством повар) в специально вы-
деленные обеззараженные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками —
отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи
блюда) отбирают в количестве не менее . Порционные вторые блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, кол-
баса, бутерброды оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции).
Суточные пробы хранятся не менее 48 часов с момента окончания срока реализации блюд в специально отве-
денном в холодильнике месте / холодильнике при температуре +2—+6°С.
Посуда для хранения суточной пробы (емкости и крышки) обрабатывается кипячением в течение 5 минут.
14.15. Для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения ЛПО используют термосы или плотно за-
крывающуюся посуду. Хлеб можно транспортировать в полиэтиленовых или клеенчатых мешках, хранение
хлеба в которых не разрешается.
14.16. При выдаче на пищеблоке блюд для буфетных отделений температура готовой пищи должна быть: пер-
вых — не ниже 75°С, вторых — не ниже 65°С, холодные блюда и напитки — от 7 до 14°С. Срок раздачи готовых
блюд не должен превышать 2 часов от момента приготовления.
14.17. В пищеблоке должно быть выделено помещение для мытья и хранения посуды для транспортировки
пищи и тележек из отделений. При отсутствии данного помещения допускается мытье и хранение посуды для
транспортировки в моечных буфетных отделений. Для этого необходимо предусмотреть дополнительную уста-
новку ванны необходимых размеров и выделить место для хранения кухонной посуды.
14.18. Для транспортировки пищевых продуктов с баз, магазинов, а также при доставке готовых блюд в отде-
ления должен использоваться автотранспорт, имеющий санитарный паспорт.
14.19. В существующих ЛПО в моечных помещениях (в том числе в буфетных отделениях) должны быть пред-
усмотрены резервные электроводонагревательные установки с подводкой воды к моечным ваннам.
14.20. Для обработки посуды необходимо использовать моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, раз-
решенные к применению в установленном порядке. В моечных отделениях вывешивают инструкцию о правилах
мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих
средств.
14.21. В буфетных отделений должно быть предусмотрено два помещения: для раздачи пищи (не менее ) и
для мытья посуды (не менее 6  м

2

). В помещении буфетной предусматривается раковина для мытья рук. Обра-

ботка посуды может проводиться механизированным или ручным способом. Для ручной обработки посуды
предусматривается не менее 2 моечных ванн с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем. Моеч-
ные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее  от верха приемной во-
ронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
В случае отсутствия условий для мытья транспортной посуды на пищеблоке устанавливается дополнительная
ванна соответствующих размеров в моечной буфетной. При механизированной мойке используется моечная
машина в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
14.22. Обработка посуды проводится в следующей последовательности: механическое удаление пищи и мытье
в первой мойке с обезжиривающими средствами, ополаскивание горячей водой — во второй мойке и просу-
шивание посуды на специальных полках или решетках.
14.23. Дезинфекция (обеззараживание) посуды проводится в инфекционных больницах (отделениях) и по эпи-
демиологическим показаниям химическим (растворы дезинфицирующих средств, в том числе в моечной ма-