ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2021
Просмотров: 1911
Скачиваний: 7
Раздел 7
116
Внутрибольничная среда
Промокшие матрасы и подушки должны быть утилизированы!
Подъемник
Обрабатывать точки контакта
после использования
Моющее средство
Прикроватный столик
Протирать ежедневно
Моющее средство + дезинфектант
Шторы и жалюзи
Чистить или менять ежегодно
Заменять выстиранными шторами
или обрабатывать паром на месте.
Следовать рекомендациям про-
изводителя
Шкафчик
Обрабатывать точки контакта еже-
дневно
Моющее средство + дезинфектант
Дверные ручки
Мыть ежедневно
Моющее средство + дезинфектант
Электрические выключатели
Мыть ежедневно
Моющее средство
Фен
Обрабатывать ежедневно и после
использования
Моющее средство
Микроволновая печь
Мыть ежедневно
Моющее средство
Холодильник
Вытирать пятна три раза в день,
мыть еженедельно
Моющее средство
Телевизор
Протирать ежедневно и при смене
пациентов
Моющее средство
Сантехника
Ванна, душ, туалет
Мыть ежедневно и после исполь-
зования
Моющее средство + дезинфектант
Биде
Мыть три раза в день
Моющее средство + дезинфектант
Прикроватный туалет
Промывать после использования,
обрабатывать полностью еже-
дневно
Моющее средство + дезинфектант
Медицинское оснащение и оборудование
Дозатор средства для рук на ос-
нове алкоголя в коридорах и каби-
нетах
Мыть ежедневно
Моющее средство
Манжетка для измерения АД
Обрабатывать после использова-
ния
Моющее средство
Стойка для катетеров, шесты для
в/в вливаний
Мыть ежедневно и после исполь-
зования
Моющее средство
Оборудование для уборки
Мыть после использования
Моющее средство + дезинфектант
Медицинское оборудование (в/в
инфузионные помпы, пульс-окси-
метры и др.)
Обрабатывать ежедневно и после
использования
Моющее средство + дезинфектант
Кислородное оборудование
Обрабатывать ежедневно и после
использования
Моющее средство
Столик для биксов с острыми пред-
метами
Мыть два раза в неделю
Моющее средство
Столик для перевязочного мате-
риала
Мыть до и после использования
Моющее средство + дезинфектант
Тележка для белья
Обрабатывать точки контакта еже-
дневно, мыть всю тележку ежене-
дельно
Моющее средство
Таблица 7.9.
Требования к проведению дезинфекции изделий медицинского назначения
Раздел 7
117
Внутрибольничная среда
Тележка реанимационная
Мыть ежедневно
Моющее средство
Холодильник (для препаратов)
Обрабатывать еженедельно
Моющее средство
Телефон
Обрабатывать ежедневно
Моющее средство
Компьютер и клавиатура
Мыть еженедельно, использовать
чехлы
Моющее средство. Рекомендации
производителя
Емкость для отходов
Мыть еженедельно и стирать пятна
по мере надобности
Моющее средство
4.2. В акушерских стационарах дезинфекции подлежат объекты, которые могут быть факторами передачи ВБИ:
– изделия медицинского назначения;
– руки
персонала;
– кожные покровы (операционное и инъекционное поле) пациентов;
– предметы ухода за больными;
– кувезы
(инкубаторы);
– воздух в помещениях;
– выделения больных и биологические жидкости (мокрота, кровь и др.);
– постельные
принадлежности;
– поверхности предметов и оборудования;
– медицинские отходы и др.
4.3. Дезинфекция кувезов (инкубаторов).
4.3.1. Дезинфекцию кувезов проводят дезинфицирующими средствами, в инструкциях по применению которых
есть рекомендации по обеззараживанию кувезов.
4.3.2. Для дезинфекции кувезов не допускается применение хлорактивных средств, а также средств, содержа-
щих в своем составе альдегиды, фенол и его производные.
4.3.3. Дезинфекцию наружных поверхностей кувезов с целью профилактики ВБИ осуществляют ежедневно од-
новременно с проведением текущих уборок по режиму, обеспечивающему гибель грамотрицательных и грам-
положительных бактерий.
4.3.4. Обработку внутренних поверхностей и приспособлений кувезов проводят по типу заключительной дез-
инфекции в отдельном хорошо проветриваемом помещении, оснащенном ультрафиолетовыми облучателями.
Обеззараживание внутренних поверхностей и приспособлений кувезов проводят перед поступлением ребенка.
4.3.5. Обработку кувезов проводят после перевода новорожденного или не реже 1 раза в 7 дней. Обработку
кувезов следует проводить с учетом документации по эксплуатации кувеза, прилагаемой к конкретной модели.
4.3.6. Перед обработкой кувеза его необходимо выключить, опорожнить водяной бачок увлажнителя, в случаях,
предусмотренных инструкцией по эксплуатации кувеза, поменять фильтры отверстия кабины, через которое в
кувез поступает воздух.
4.3.7. Дезинфекцию поверхностей кувезов проводят способом протирания, различных приспособлений – по-
гружением в растворы дезинфицирующих средств по режимам (концентрация раствора, время дезинфекцион-
ной выдержки), рекомендованным для профилактики и борьбы с бактериальными, вирусными и грибковыми
инфекциями, выбирая из них наиболее жесткий для данного средства (более высокие концентрации рабочих
растворов и более длительное время обеззараживания), с последующим промыванием водой в соответствии
с режимами отмыва, рекомендованными для изделий медицинского назначения.
4.3.8. После дезинфекции кувеза остатки дезинфицирующего раствора следует удалить многократным проти-
ранием (смыванием) стерильными салфетками или стерильной пеленкой, обильно смоченными стерильной
водой (100–150 мл). После каждого смывания необходимо поверхности вытирать насухо. По окончании обра-
ботки кувезы следует проветривать в течение времени, рекомендованного для конкретного используемого
средства.
Закончив обработку, кувез закрывают крышкой и включают аппарат. Перед тем как поместить ребенка, увлаж-
няющую систему кувеза заливают стерильной дистиллированной водой.
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-
цинскую деятельность».
Таблица 7.10.
Порядок уборки в акушерском стационаре
Раздел 7
118
Внутрибольничная среда
Текущая уборка: приемно-смотровое
отделение, предродовые палаты
Влажная уборка 2 раза в день с использованием моющего средства,
1 раз в сутки уборка с использованием дезинфицирующего средства.
После каждой уборки производится обеззараживание воздуха. После
обеззараживания воздуха УФ-излучением помещение проветривают в
течение 20 минут
Текущая уборка: родильный зал,
боксированный родильный блок
При наличии двух и более родильных залов уборку проводят в каждом
из них после приема родов
Текущая уборка: послеродовое
физиологическое отделение
с раздельным и совместным
пребыванием матери и ребенка
Ежедневно влажная уборка — 3 раза в день, из них 2 раза с использо-
ванием моющего средства, третий раз — с применением дезинфици-
рующего средства. После каждой уборки все объекты и поверхности в
помещениях протирают салфеткой, смоченной водопроводной водой,
воздух обеззараживают. После обеззараживания воздуха УФ-излуче-
нием помещение проветривают в течение 20 минут
Уборка по типу заключительной
дезинфекции
При наличии двух родильных залов уборку проводят поочередно в каж-
дом из них с применением дезинфицирующего средства. После каждой
уборки все объекты и поверхности в помещениях протирают салфет-
кой, смоченной водопроводной водой, воздух обеззараживают. После
обеззараживания воздуха УФ-излучением помещение проветривают в
течение 20 минут. Дату проведения дезинфекции фиксируют в журнале
4.4.1.3. Генеральные уборки в операционных блоках, родильных залах, перевязочных, процедурных, манипуля-
ционных, стерилизационных проводят дезинфицирующими средствами с широким спектром антимикробного дей-
ствия по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов рода
Candida.
4.4.6. Предметы ухода за пациентами (медицинские термометры, кислородные маски, рожки от кислородной по-
душки, баллоны для отсасывания слизи, подкладные клеенки, судна, резиновые клизмы, тазики эмалированные и
др.) обеззараживают способом погружения в раствор дезинфицирующего средства с последующим промыванием
водой. Чехлы матрасов из полимерной пленки и клеенки обеззараживают способом протирания тканевой салфет-
кой, смоченной раствором дезинфицирующего средства.
5.4. После выписки больного из отделения прикроватная тумбочка, кровать обрабатываются дезинфицирующим
раствором. Постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) обязательно подвергают камерной дезинфек-
ции. При наличии на матрасах непроницаемых для влаги чехлов их протирают растворами дезинфектантов.
5.5. Перед поступлением больного кровать заправляют чистым комплектом постельных принадлежностей (матрас,
простыня, подушка, наволочка, одеяло, пододеяльник). Смена постельного белья проводится ежедневно, а также
при его загрязнении.
9.2. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте.
Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществ-
ляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использова-
нию в установленном порядке.
Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
9.3. Генеральная уборка помещений с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников должна про-
водиться по графику не реже 1 раза в месяц.
Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала,
осуществляющего уборку помещений, по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.
11.5. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цве-
товое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в вы-
деленном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины
для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.
11.8. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных,
стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения
генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.
Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной об-
семененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.
Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной за-
щиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвен-
тарь и чистые тканевые салфетки.
11.9. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их
протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках — на всю высоту стен), окна, подоконники,
двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спец-
одежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой)
водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.
11.10. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем про-
поласкивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую марки-
ровку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.
11.11. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу
вне помещений рабочих кабинетов.
11.13. Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные
(клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать от-
дельные помещения. Персонал клининговых компаний при проведении уборки в организациях, осуществляющих
медицинскую деятельность, должен соблюдать настоящие правила.
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицин-
скую деятельность».
Важно отметить, что правильная обработка рук персоналом после дезинфекции предметов и поверх-
ностей необходима для предотвращения распространения патогенной флоры во внутренней среде ме-
дицинского учреждения [66—68]. Это, как и другие этапы уборки, требует серьезного контроля.
Контроль санитарной обработки проводится различными способами [69]:
•
контрольные листки (с указанием даты и времени уборки и подписью ответственного лица);
•
контрольный осмотр;
•
микробиологический (или бактериологический) мониторинг.
Бактериологический мониторинг состояния поверхностей имеет определенные недостатки, ограни-
чивающие его широкое использование: выявляет только определенные группы микроорганизмов;
невозможно установить источник загрязнения среды; чистящие и дезинфицирующие средства могут
частично оставаться в среде, что влияет на достоверность результатов; не существует единой техники
забора и исследования образцов [70–72]. Поэтому регулярный анализ флоры, полученной с поверхностей,
не рекомендуется. Однако данный метод может быть полезен в конкретных клинических ситуациях,
например при вспышках инфекционного заболевания или обнаружении неизвестной инфекции.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧИСТОТЫ ВОЗДУХА
Распространение бактериальных, вирусных и грибковых инфекций в медицинском учреждении может
происходить воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями. Воздушно-капельный путь распростра-
нения инфекции осуществляется через частички капельного аэрозоля, образующиеся при кашле, чиха-
нии или разговоре человека. Пребывание человека на расстоянии менее одного метра от больного
респираторной инфекцией сопряжено с повышенным риском передачи микроорганизмов воздушно-ка-
пельным путем, например
Neisseria meningitidis
и стрептококков группы A [73, 74].
В табл. 7.11 перечислены микроорганизмы, распространяющиеся воздушно-капельным и воздушно-
пылевым путями. Факторами передачи возбудителей служат бытовая пыль (к примеру,
Aspergillus
spp.) и
чешуйки, образующиеся при шелушении кожи пациентов [75].
Таблица 7.11.
Микроорганизмы, распространяющиеся воздушно-капельным
и воздушно-пылевым путями [60]
Источником респираторных ИСМП могут быть пациенты, персонал и посетители.
Aspergillus
spp., стреп-
тококки и стафилококки могут проникать в помещения и с наружным воздухом [76]. Известны и менее
распространенные факторы передачи респираторных инфекций, например птичий помет или аэрозоли
контаминированной воды в теплом бассейне для гидротерапии [77]. Некоторые возбудители респира-
торных инфекций, например стрептококки, могут передаваться и контактно-бытовым путем [78].
Обеспечение чистоты воздуха в медицинском учреждении – одно из важных составляющих профилак-
тики передачи ИСМП воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями. Для этого необходимо следу-
ющее:
•
двери в подразделениях высокого риска (операционных, реанимационных и др.) должны быть по-
стоянно закрыты, вход посторонних, включая медицинский персонал, не связанный с оказанием
медицинской помощи в этом отделении, должен быть ограничен;
Раздел 7
119
Внутрибольничная среда
Грибы
Бактерии
Вирусы
Aspergillus spp.
Mucorales (Rhizopus spp.)
Acremonium spp.
Fusarium spp.
Pseudoallescheria boydii
Scedosporium spp.
Sporothrix cyanescens
Coccidioides immitis
Cryptococcus spp.
Histoplasma capsulatum
Pneumocystis carinii
(изучается)
Mycobacterium tuberculosis
Acinetobacter spp.
Bacillus spp.
Brucella spp.
Staphylococcus aureus
Group A Streptococcus
Стрептококки группы А
Coxiella burnetii
Простого герпеса
Ветряной оспы
Гриппа
Респираторно-синцитиальный
Аденовирусы
Вирусы, вызывающие геморраги-
ческие лихорадки (Ласса, Марбург,
Эбола и др.)
•
соблюдение респираторной гигиены и этикета кашля персоналом, пациентами и посетителями;
•
защитное оснащение, включая перчатки;
•
достаточная площадь палат, недопущение скученности пациентов;
•
изоляция пациентов с инфекциями дыхательных путей;
•
обеспечение эффективной фильтрации воздуха;
•
установка эффективных вентиляционных систем и необходимой скорости воздухообмена (напри-
мер, отрицательное давление потока воздуха).
•
надзор и контроль за строительством или ремонтом.
Респираторная гигиена и этикет кашля
Как пациенты, так и медицинские работники в качестве стандартных мер профилактики ИСМП должны
соблюдать респираторную гигиену и этикет кашля. Ниже перечислены меры предупреждения инфекций,
передаваемых воздушно-капельным путем [79–83].
•
Персонал и посетители должны информироваться о недопустимости посещения пациентов при
наличии симптомов респираторной инфекции.
•
Следует закрывать нос и рот при чихании и кашле одноразовыми бумажными платками для пред-
отвращения образования в воздухе инфицированных респираторных частиц. После использова-
ния платок следует выбросить в ближайшую закрытую мусорную корзину, руки тщательно вымыть
водой с мылом и обработать антисептиком. Если носовых платков нет, закрывать дыхательные пути
нужно своим локтем, а не ладонью.
•
Женщинам, находящимся на постельном режиме, могут понадобиться емкость (например, пла-
стиковый мешок) для немедленной утилизации использованных платков и антисептик для обра-
ботки рук.
•
Хирургические маски защищают персонал от инфекций, распространяемых с капельками слизи
из полости носа и рта пациентов; лицевая маска, используемая пациентами с кашлем, предотвра-
щает образование инфицированных секретов.
•
Изоляция пациентов с респираторными инфекциями; обеспечение их одноразовыми носовыми
платками и емкостями для сбора использованных платков.
•
Поскольку некоторые инфекции, передаваемые воздушно-капельным путем, могут также пере-
даваться контактно-бытовым путем, гигиена рук представляет собой важный аспект профилактики
воздушно-капельной инфекции.
Требования к чистоте воздуха
Требования к чистое воздуха изложены в национальных стандартах РФ и санитарных правилах.
Согласно ГОСТ Р ИСО 52539-2006 «Чистота воздуха в лечебных учреждениях», основные помещения
родовспомогательного учреждения относятся к третьей группе помещений с повышенными
требованиями к чистоте воздуха. Классы чистоты, утвержденные в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», под-
разделяются:
•
операционные, реанимационные, родовые, манипуляционные-туалетные для новорожденных —
класс чистоты А;
•
послеродовые палаты с совместным пребыванием ребенка, палаты для недоношенных, грудных,
травмированных, новорожденных (второй этап выхаживания) — класс чистоты Б.
Согласно ГОСТу «Чистота воздуха в лечебных учреждениях», контролируются следующие параметры
воздуха:
•
расход воздуха, м
3
/ч;
•
кратность воздухообмена, ч
–1
;
•
скорость однонаправленного потока воздуха, м/с;
•
концентрация частиц в воздухе помещения, частиц/м
3
;
•
концентрация микроорганизмов, КОЕ/м
3
;
•
перепад давления между помещениями, Па;
•
скорость вытесняющего потока воздуха на границе помещений разных классов чистоты, м/с;
•
температура воздуха, °С;
•
относительная влажность воздуха, %.
Раздел 7
120
Внутрибольничная среда