Файл: Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
278
Нами предложена характеристика уровней в следующей интерпретации
(Iуд): (+1,0) – (+0,6) - интерпретация высокого уровня удовлетворённости; (+0,59)
– (+0,2) - среднего уровня; (меньше 0,19) - низкого уровня.
Таблица 71
Индекс удовлетворённости персонала по данным анкетирования
№ п/п
Наименование фактора
+1,0
+0,5 0,0
-0, 5
-1,0
I
уд
1
Наша аптека – лидер рынка
10 20 6
1 5
0,40 2
Аптека выбрала правильную стратегию развития
18 12 8
2 2
0,62 3
Руководство делает то, что заявляет
16 19 5
1 1
0,65 4
Режим работы
17 17 5
3 0
0,65 5
Рабочее место
19 23 0
0 0
0,73 6
Необходимые материалы
9 28 3
1 1
0,55 7
Основная заработная плата
6 28 4
2 2
0,45 8
Дополнительные выплаты
8 18 6
9 1
0,32 9
Социальные выплаты
4 19 10 8
1 0,27 10
Я доволен системой обучения в аптеке
17 15 8
1 1
0,68 11
Я доволен своей должностью
19 17 4
1 1
0,68 12
Я реализую свои творческие и интеллектуальные способности в полной мере
11 16 10 3
2 0,48 13
Я ощущаю себя членом команды
21 14 7
0 0
0,80 14
В нашем коллективе отношения дружеские
21 17 3
1 0
0,74 15
В нашем коллективе отношения неконфликтные
18 15 6
3 0
0,67 16
Руководитель для меня – пример для подражания
12 16 9
5 0
0,53 17
Руководитель создал высокопрофессиональную команду
19 12 6
5 0
0,63 18
Я могу обратиться к руководителю с личными проблемами
14 21 5
1 1
0,62
Средний индекс удовлетворённости персонала
0,58
279
Нами проведено ранжирование полученных индексов удовлетворённости по группам факторов (рис.66).
Рис.66. Результаты ранжирования по группам факторов
В результате ранжирования по группам факторов установлено, что более всего аптечный коллектив устраивают коммуникации, менее всего удовлетворяет система вознаграждения. Полученные результаты можно воспринимать как руководство к действию. В отношении сильных сторон возможна популизация организации среди своих фармацевтических специалистов и кандидатов на должность, а также в других рекламных целях. В отношении слабых сторон необходим их подробный анализ и укрепление. Рекомендуется также отслеживание данного индекса в динамике в отношении его смены, и по каким группам факторов (или факторам внутри групп), в отношении реакции людей на внедряемые мотивационные мероприятия. Всё это способствует своевременному
280 приёму правильных управленческих решений, которые укрепляют мотивацию и удовлетворенность персонала и ведут к снижению текучести кадров.
Для более глубокого и точного исследования мы провели ранжирование факторов удовлетворенности в зависимости от специальности сотрудников
(рис.67) и стажа (рис.68) [273].
Рис. 67. Факторы удовлетворённости в зависимости от специальности
В результате анализа данных выяснилось, что провизоры более критичны в отношении стратегических позиций предприятия, в отношении системы стимулирования, а также системы обучения, продвижения по службе и реализации своих творческих способностей. Специалисты с высшим образованием более настороженно относятся к руководству. Фармацевты более, чем провизоры недовольны режимом работы и своим рабочим местом, менее ощущают себя
281 членом команды и не совсем согласны, что в коллективе отношения дружеские.
Мы также провели ранжирование факторов удовлетворённости в зависимости от стажа сотрудников (рис.68).
Рис. 68. Факторы удовлетворённости в зависимости от стажа работы
В результате анализа данных установлено, что молодые специалисты (стаж до 5 лет) более критичны в отношении практически всех факторов по сравнению со своими старшими коллегами.
В 2014 году было проведено анкетирование среди работников частной аптечной сети Брянской области (№1), количество респондентов составило 63 человека и государственной аптечной сети Брянской области (№2), количество респондентов составило 90 человек. Рассчитанные нами индексы удовлетворённости персонала представлены в сводной таблице 72.
282
Таблица 72
Индекс удовлетворённости персонала по данным анкетирования
№ п/п
Наименование фактора
I
уд аптечной сети
№1
I
уд аптечной сети
№2 1
Наша аптека – лидер рынка
0,71 0,36 2
Аптека выбрала правильную стратегию развития
0,84 0,57 3
Руководство делает то, что заявляет
0,70 0,61 4
Режим работы
0,63 0,57 5
Рабочее место
0,69 0,54 6
Необходимые материалы
0,74 0,54 7
Основная заработная плата
0,53 0,19 8
Дополнительные выплаты
0,49 0,12 9
Социальные выплаты
0,44 0,23 10
Я доволен системой обучения в аптеке
0,75 0,61 11
Я доволен своей должностью
0,79 0,69 12
Я реализую свои творческие и интеллектуальные способности в полной мере
0,68 0,55 13
Я ощущаю себя членом команды
0,82 0,67 14
В нашем коллективе отношения дружеские
0,84 0,72 15
В нашем коллективе отношения неконфликтные
0,82 0,72 16
Руководитель для меня – пример для подражания
0,82 0,42 17
Руководитель создал высокопрофессиональную команду
0,83 0,52 18
Я могу обратиться к руководителю с личными проблемами
0,78 0,58
Средний индекс удовлетворённости персонала
0,72 0,51
Несмотря на разницу среднего индекса удовлетворённости у персонала аптечных сетей самый высокий фактор имеют дружеские отношения (I
уд
=0,83 и
I
уд
=0,72), самый низкий социальные (I
уд
=0,44 и I
уд
=0,23) и дополнительные ( I
уд
=0,49 и I
уд
=0,19) выплаты. Индекс удовлетворённости персонала способствует максимальному использованию личностной оценки аптечных работников стратегии руководства.
283 7.6. Должностной анализ и система профессиональных компетенций фармацевтических специалистов
Должностной анализ способствует выделению должностных позиций с обозначением свойственных им параметров. Он охватывает предусмотренные обязанности, предполагаемые результаты, основные возложенные задачи и взаимосвязь данной позиции с другими, учитывая должностную иерархию.
Благодаря должностному анализу можно получить ответы на вопросы в отношении:
- причин существования данной позиции;
- конечных результатов трудовой деятельности работника;
- ключевых задач выполнения обязанностей;
- уровня формальных полномочий на данной позиции (полномочий в распоряжении финансовыми ресурсами, в процедуре найма и увольнения работников и т.д.)
- ресурсов, находящихся в распоряжении работника.
Должностной анализ полезен для предприятия: проясняет позиции, на которые набирается новый персонал; может являться основой для оценки производительности; является первоначальным этапом процесса интенсификации труда; может способствовать изменению организационной структуры предприятия; даёт повод для определения потребности в обучении.
Также полезен для работников: основные обязанности приобретают более чёткие горизонты; появляется повод для требования улучшения или изменения своей позиции; на руках имеется вся необходимая информация, чтобы аргументировать любую оценку, которая будет дана; появляется возможность планировать свои собственные горизонты или цели.
284
Разработанная нами методика должностного анализа фармацевтических специалистов, состоит из следующих этапов:
1.Анализ выполнения работником трудовых функций согласно должностной инструкции.
2.Компетентностный анализ в продуктивном применении рабочей силы организации.
3.Анализ удовлетворённости персонала.
Основой для должностного анализа обычно служит должностная инструкция.
Выполнение трудовых функций фармацевтическим специалистом, основываясь на должностной инструкции, целесообразно проводить не менее одного раза в квартал. Для этого в аптеке рекомендуется создать комиссию, состоящую из владельца и руководителей бизнес-процессов, в обязанность которой входит ежеквартальная проверка каждого структурного подразделения.
Проведённые исследования среди аптечных организаций ЦФО (125 аптечных организация) позволили нам разработать должностные инструкции специалистов основных процессов аптечной организации (приложение 4).
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 26
Должностная инструкция описывает основные функции, выполняемые ежедневно работником, занимающим определённую должность. Поэтому при оценке кандидата на замещение вакантной должности владелец процесса должен определить способность выполнения этих функций соискателем. На рисунке 76 представлены выделенные нами основные компетенции, которые необходимы фармацевтическому специалисту (рис.69.).
Для теоретической подготовки специалиста необходим багаж теоретических компетенций. Чтобы достигнуть наивысших целей трудовой деятельности необходимо развитие профессиональных компетенций, которые появляются с накоплением практических навыков и умений.
285
Поведенческие компетенции характерны для каждого человека свои. Они отражают адаптационную способность индивидуума действовать в соответствии с ситуацией, выбирать из многих способов поведения самые эффективные в данном случае.
Рис. 69. Компетенции, необходимые в работе фармацевтических специалистов
286
Интеллектуальные компетенции отражают интеллектуальное развитие, определённый тип мышления. Для работы в команде необходимо развитие коллегиальных компетенций.
Профессиональная компетентность имеет несколько видов: специальная или деятельностная, предполагающая владение профессиональной деятельностью на высоком уровне; личностная, понимаемая как владение способами самовыражения и саморазвития; индивидуальная, охватываюшая приемы самореализации и саморазвития в рамках профессиональной деятельности; социальная, предполагающая сотрудничество в совместном владении способами профессиональной деятельности.
Присутствие всех видов компетентности говорит о достижении человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, способности к общению и сотрудничеству в коллективе, характеризует завершение становления личности и профессиональной индивидуальности. Профессионалом фармацевтической деятельности можно считать специалиста, который соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал); выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе; имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта.
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Заказ, приёмка и ценообразование товара» от степени готовности представлена в таблице 73.
287
Таблица 73
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Заказ, приёмка и ценообразование товара» от степени готовности
Практическая готовность
Теоретическая готовность
Готовность личности
1.Выбор поставщиков в зависимости от цены товара, условий оплаты, ценовых скидок, сроков погашения задолженности.
2. Оптимальная торговая наценка на товар.
3.Выбор качественного товара.
4.Наличие широкого ассортимента товара.
5. Хранение товара.
1.Методики расчёта ассортимента и товарных запасов.
2.Расчёт торговой наценки.
3.Маркетинговые методы изучения спроса и предложения.
4. Компьютерные технологии.
5. Нормативная документация.
1.Уровень общей культуры, эрудиции.
2. Организаторские способности и качества.
3. Коммуникативные способности и качества.
4. Профессиональное мышление.
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Реализация товара населению» от степени готовности представлена в таблице
74.
Таблица 74
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Реализация товара населению» от степени готовности
Практическая готовность
Теоретическая готовность
Готовность личности
1. Способы увеличения товарооборота.
2. Методы оптимизации товарных запасов.
3.Умение реализовывать дорогостоящие брендовые товары.
4. Навыки скорости обслуживания клиентов.
5. Применение стандартизации услуг.
1. Маркетинговые методы изучения спроса и предложения.
2. Компьютерные технологии.
3.Профессиональное знание фармакологии.
4. Знание нормативной документации.
1.Потребность помогать людям.
2. Профессиональное мышление.
3. Этический уровень.
4. Социальная зрелость,
5. Состояние психического и физического здоровья.
288
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Реализация товара медицинским организациям» от степени готовности представлена в таблице 75.
Таблица 75
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Реализация товара медицинским организациям» от степени готовности
Практическая готовность
Теоретическая готовность
Готовность личности
1. Соблюдение сроков поставки товара.
2. Привлечение новых клиентов.
3.Создание благоприятной среды для покупок.
4. Объём продаж.
5. Оптимизация капитала.
6.Финансовая дисциплина.
7. Уменьшение товарных запасов.
1.Маркетинговые методы изучения спроса и предложения.
2. Компьютерные технологии.
3.Профессиональное знание фармакологии.
4.Знание нормативной документации.
1.Потребность работать с людьми, позитивная мотивация к профессии.
2. Этический уровень.
3. Уровень общей культуры, эрудиции
4. Организаторские способности
5. Коммуникативные способности и качества
6. Профессиональное мышление.
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Изготовление лекарственных препаратов» от степени готовности представлена в таблице 76.
Таблица 76
Зависимость профессиональной компетентности специалистов процесса
«Изготовление лекарственных препаратов» от степени готовности
Практическая готовность
Теоретическая готовность
Готовность личности
1.Снижение издержкоёмкости процесса изготовления.
2.Увеличение объёма производства.
3.Широкий перечень предоставляемых услуг.
4.Оптимальная цена лекарственной формы.
5.Качественное изготовление.
6.Сроки выполнения заказа.
1.Профессиональное знание фармацевтической технологии.
2.Использование современных методик в технологии.
3.Применение компьютерных технологий.
4.Знание НД
1.Потребность помогать людям.
2. Профессиональное мышление.
3.Творческое мышление.
4.Новаторство.
5.Наблюдательность.
6.Практическая смекалка.