Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
На неклассической стадии происходит укрепление идеи единства природы, стремление свести все изменчивое многообразие явлений к единому основанию. Но самое главное – это кардинальное изменение способа (стиля, структуры) мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, вероятности, дополнительности.
Поснеклассическая стадия (вторая половина XX-начало XXI в.) характеризуется переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, в функционирование которых включен сам субъект-исследователь. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи.
Таким образом, наука представляет собой целостное, постоянно развивающееся формообразование.
Онтологические основания науки - совокупность представлений науки о характере познаваемых ею объектов, их основных свойствах и отношениях, законах изменения (например, о природе и свойствах пространства и времени, взаимосвязи материи, энергии и информации, формах детерминации изучаемых объектов и систем, закономерностях смены их состояний и др.).
гносеологические - представления той или иной науки о научном знании, методах научного познания, критериях истинности и обоснованности научного знания, структуре научного знания и характере взаимосвязи между его элементами, закономерностях развития научного знания, способах его представления;
социологические - представления ученых о социально-организационном строении науки, субъекте научного исследования, соотношении управления и самоуправления в науке, способах научных коммуникаций, их эффективности и роли в развитии науки, научном консенсусе и механизме его достижения, общественной значимости науки и ее результатов;
11. Проблема философии и методологии науки в позитивистской традиции (позитивизм и неопозитивизм)
Позитиви́зм (положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)
-
Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
-
Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
-
Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов. -
Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
Неопозитивизм попытался обосновать тезис о том, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования. В 1925 г. группа ученых кафедры натуральной философии Венского университета поставили перед собой цель реформировать науку и философию. Эта группа ученых стала называться «Венским кружком». Их объединяла одна цель – подвергнуть все научное и философское знание критическому анализу с позиций требования принципа верификации, что означает проверка на истинность, обозначает принцип установления истинности научного утверждения в результате эмпирической проверки, т.е. а) всякое научно-осмысленное утверждение должно быть сведено к протокольным предложениям, которые фиксируют данные наблюдения и опыта, б) есть непосредственная верфикация – это прямая проверка утверждения формулир. Данные наблюдений и опыта. в) косвенная верификация – установ. теор. и логич. отношений между непосредст. верифицируемыми и косвенными отношениями.
Не случайно неопозитивизм был назван логическим позитивизмом, он подразделяет все предложения, которые встречаются в языке, на три класса: антинаучные, вненаучные и научные. К первому классу относятся предложения, лишенные всякого смысла, их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. Ко второму классу относятся предложения, которые хотя и обладают смыслом, не могут быть подтверждены фактами (например, «В мире нет ничего, кроме движущейся материи») и такие понятия должны быть устранены из науки. К третьему классу неопозитивисты относят предложения, которые поддаются опытной проверке (например, «Данный кусок железа намагничен»).
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
• проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
Постепенно сформировалось 2 различных концепции:
1. Интернализм. Рассматривает внутреннюю логику развития научного знания. Считается, что знание уже включается в себя тенденции развития, никакие внешние факторы на это развитие повлиять не могут. Знание развивается исходя из внутренних закономерностей. Существовала до постпозитивизма.
2. Экстернализм. 30-е годы 20 века. Наука испытывает влияние извне. Если бы был набор методологический критериев, которые бы сказали, какая теория лучше, то к внешним критериям бы не обратились.
Проблема познания в философии позитивизма.
1 СТАДИЯ
Основные идеи первой формы позитизизма:
1.отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм)
2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.
3.идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации
4.отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии.
Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.
2 СТАДИЯ
должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере. Эмпириокритицизм тесно связан с консерватизмом (соглашение) утверждающим, что общие положения науки, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения.
3 СТАДИЯ
Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом
задачи науки ограничивается описание ее языка
Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".
12. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибизм К.Поппера, концепция роста науки и мира научных знаний как «третьего мира»
Главная проблема в ПП — объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представителей интересуют прежде всего следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п. Прежде всего следует обратиться к такому направлению внутри постпозитивизма, как критический рационализм. Его представители пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).
Основатель Поппер. По его мнению, наука и в целом рациональность должны стать сдерживающими факторами против распространения иррационального духа тоталитаризма и социальной демагогии, утверждение которых привело в нашем столетии к неслыханным бедствиям для человечества. Второй аспект критического рационализма связан с тем, что рационализм Поппер противопоставляет эмпиризму неопозитивистов. Рационализм выступает здесь как важнейшая характеристика научного метода и научного знания.
Но, что особенно важно отметить, рационализм в понимании представителей этого направления — особая норма поведения ученого, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм, следовательно, предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает в себя принцип фальсификации (от лат. falsus — ложный и facio — делаю). Этот принцип и был предложен Поппером в качестве критерия разграничения науки от метафизики как альтернатива принципу верификации в неопозитивизме.
Фаллибилизм (подверженный ошибкам, погрешимый) — направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. Наука, таким образом, нуждается не в принципе верификации, а в принципе фальсификации, то есть в опровержении неистинности любого утверждения, относимого к науке; истинным можно считать всякое положение науки, которое не опровергнуто. Наличие же фактов, противоречащих научной теории, фальсифицирует ее и поэтому вынуждает ученых отказаться от этой теории. Если опровержение теории отсутствует, то она считается истинной. Согласно П., "утверждения или системы утверждений сообщают информацию об эмпирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически проверяться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты... испытаниям, которые могут иметь результатом их опровержение". Это и составило исходный тезис учения П. о фальсификации. По мысли П., "теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержимость — не достоинство теории (как часто думают), но порок".
Рост научного знания как раз и состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержений, фальсификации, в результате чего и решаются научные проблемы.
Введение принципа фальсификации нацеливало ученых на постоянную открытость научной теории для критики. В связи с этим следует отметить, что Поппер рассматривает истину и науку как процесс, но процесс не линейный (то есть постоянно прогрессирующий) и не кумулятивный (то есть связанный с простым добавлением новых знаний). Научные теории, по его мнению, в своем развитии независимы друг от друга, хотя и способствуют общему росту научного знания. Важным следствием введения принципа фальсификации в науку явилось признание того положения, что знание имеет гипотетический, предположительный характер.
Однако следует отметить, что Поппер при этом абсолютизировал принцип относительности развития научных теорий, независимость их развития друг от друга, также как он абсолютизировал и сам принцип фальсификации. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. Философско-методологическая концепция Поппера оказывается связанной с отказом от объективного характера истинности наших знаний и абсолютизацией его плюралистического характера.