Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.



На неклассической стадии происходит укрепление идеи единства природы, стремление свести все изменчивое многообразие явлений к единому основанию. Но самое главное – это кардинальное изменение способа (стиля, структуры) мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, вероятности, дополнительности.

Поснеклассическая стадия (вторая половина XX-начало XXI в.) характеризуется переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, в функционирование которых включен сам субъект-исследователь. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Таким образом, наука представляет собой целостное, постоянно развивающееся формообразование.

Онтологические основания науки - совокупность представлений науки о характере познаваемых ею объектов, их основных свойствах и отношениях, законах изменения (например, о природе и свойствах пространства и времени, взаимосвязи материи, энергии и информации, формах детерминации изучаемых объектов и систем, закономерностях смены их состояний и др.).

гносеологические - представления той или иной науки о научном знании, методах научного познания, критериях истинности и обоснованности научного знания, структуре научного знания и характере взаимосвязи между его элементами, закономерностях развития научного знания, способах его представления;

социологические - представления ученых о социально-организационном строении науки, субъекте научного исследования, соотношении управления и самоуправления в науке, способах научных коммуникаций, их эффективности и роли в развитии науки, научном консенсусе и механизме его достижения, общественной значимости науки и ее результатов;
11. Проблема философии и методологии науки в позитивистской традиции (позитивизм и неопозитивизм)

Позитиви́зм (положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.


Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

  • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

  • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

  • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.


Неопозитивизм попытался обосновать тезис о том, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования. В 1925 г. группа ученых кафедры натуральной философии Венского университета поставили перед собой цель реформировать науку и философию. Эта группа ученых стала называться «Венским кружком». Их объединяла одна цель – подвергнуть все научное и философское знание критическому анализу с позиций требования принципа верификации, что означает проверка на истинность, обозначает принцип установления истинности научного утверждения в результате эмпирической проверки, т.е. а) всякое научно-осмысленное утверждение должно быть сведено к протокольным предложениям, которые фиксируют данные наблюдения и опыта, б) есть непосредственная верфикация – это прямая проверка утверждения формулир. Данные наблюдений и опыта. в) косвенная верификация – установ. теор. и логич. отношений между непосредст. верифицируемыми и косвенными отношениями.

Не случайно неопозитивизм был назван логическим позитивизмом, он подразделяет все предложения, которые встречаются в языке, на три класса: антинаучные, вненаучные и научные. К первому классу относятся предложения, лишенные всякого смысла, их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. Ко второму классу относятся предложения, которые хотя и обладают смыслом, не могут быть подтверждены фактами (например, «В мире нет ничего, кроме движущейся материи») и такие понятия должны быть устранены из науки. К третьему классу неопозитивисты относят предложения, которые поддаются опытной проверке (например, «Данный кусок железа намагничен»).



Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

• проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

Постепенно сформировалось 2 различных концепции:

1. Интернализм. Рассматривает внутреннюю логику развития научного знания. Считается, что знание уже включается в себя тенденции развития, никакие внешние факторы на это развитие повлиять не могут. Знание развивается исходя из внутренних закономерностей. Существовала до постпозитивизма.

2. Экстернализм. 30-е годы 20 века. Наука испытывает влияние извне. Если бы был набор методологический критериев, которые бы сказали, какая теория лучше, то к внешним критериям бы не обратились.

Проблема познания в философии позитивизма.

1 СТАДИЯ

Основные идеи первой формы позитизизма:

1.отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм)

2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.

3.идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации

4.отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии.

Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.

2 СТАДИЯ

должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере. Эмпириокритицизм тесно связан с консерватизмом (соглашение) утверждающим, что общие положения науки, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения.


3 СТАДИЯ

Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом

задачи науки ограничивается описание ее языка

Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".
12. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибизм К.Поппера, концепция роста науки и мира научных знаний как «третьего мира»

Глав­ная проблема в ПП — объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Его представите­лей интересуют прежде всего следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в новом сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п. Прежде всего следует обратиться к такому направлению внутри постпозитивизма, как критический рационализм. Его представители пытаются в первую очередь разграничить сферы рацио­нальности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).

Основатель Поппер. По его мнению, наука и в целом рациональность должны стать сдерживающими факторами про­тив распространения иррационального духа тоталитаризма и со­циальной демагогии, утверждение которых привело в нашем столетии к неслыханным бедствиям для человечества. Второй аспект критического рационализма связан с тем, что рациона­лизм Поппер противопоставляет эмпиризму неопозитивистов. Рационализм выступает здесь как важнейшая характеристика научного метода и научного знания.

Но, что особенно важно отметить, рационализм в понима­нии представителей этого направления — особая норма поведе­ния ученого, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм, следовательно, предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную ме­тодологию. Рационализм включает в себя принцип фальсифика­ции (от лат. falsus — ложный и facio — делаю). Этот принцип и был предложен Поппером в качестве критерия разграничения науки от метафизики как альтернатива принципу верификации в неопозитивизме.
Фаллибилизм (подверженный ошибкам, погрешимый) — направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.

Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. Наука, таким образом, нуждается не в принципе верификации, а в принципе фальсификации, то есть в опровержении неистинности любого утверждения, относимого к науке; истинным можно считать всякое положение науки, которое не опровергнуто. Наличие же фактов, противоречащих научной теории, фальсифицирует ее и поэтому вынуждает ученых отказаться от этой теории. Если оп­ровержение теории отсутствует, то она считается истинной. Согласно П., "утверждения или системы утверждений сообщают информацию об эмпирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически проверяться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты... испытаниям, которые могут иметь результатом их опровержение". Это и составило исходный тезис учения П. о фальсификации. По мысли П., "теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержимость — не достоинство теории (как часто думают), но порок".

Рост научного знания как раз и состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержений, фальсификации, в результате чего и решаются научные проблемы.

Введение принципа фальсификации нацеливало ученых на постоянную открытость научной теории для критики. В связи с этим следует отметить, что Поппер рассматривает истину и нау­ку как процесс, но процесс не линейный (то есть постоянно прогрессирующий) и не кумулятивный (то есть связанный с простым добавлением новых знаний). Научные теории, по его мнению, в своем развитии независимы друг от друга, хотя и способствуют общему росту научного знания. Важным следстви­ем введения принципа фальсификации в науку явилось призна­ние того положения, что знание имеет гипотетический, предпо­ложительный характер.

Однако следует отметить, что Поппер при этом абсолютизи­ровал принцип относительности развития научных теорий, не­зависимость их развития друг от друга, также как он абсолюти­зировал и сам принцип фальсификации. В соответствии со сво­ей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как по­стоянный переход от одних проблем к другим. Философско-методологическая концепция Поппера оказывается связанной с отказом от объективного характера истинности наших знаний и абсолютизацией его плюралистического характера.